Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 796

Дата публикации 31.07.2020

«Табата» - как направление совершенствования физической подготовки студентов, будущих госслужащих

Морозова Лада Владимировна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, Lada-69@inbox.ru
Мельникова Татьяна Игоревна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, tat-kulya@rambler.ru
Виноградова Ольга Петровна
старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Северо-Западный институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Санкт-Петербург, sledi84@mail.ru

Аннотация: Высокий уровень физической подготовленности специалиста в сфере управления является залогом профессионального роста. Авторы статьи предложили новый подход в организации учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» с применением фитнес-программы «Табата». Положительная динамика результатов при сдаче нормативов по физической подготовке свидетельствует об эффективности системы «Табата». По предварительным результатам студенты стали физически крепче, психологически устойчивы и более выносливыми.
Ключевые слова: студенты, учебно-тренировочные занятия, фитнес, мотивация, гиподинамия, протокол «Табата», интервальный тренинг, физическая подготовленность, высокоинтенсивные нагрузки, общая и силовая выносливость, нормативы

"Tabata" - as a direction of improving the physical fitness of students, future civil servants

Morozova Lada Vladimirovna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Melnikova Tatyana Igorevna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg
Vinogradova Olga Petrovna
Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sport, North-West Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, St. Petersburg

Abstract: A high level of physical fitness of a specialist in the field of management is the key to professional growth. The authors of the article proposed a new approach to the organization of educational and training sessions in the discipline "Elective courses in physical culture and sports" using the fitness program "Tabata". The positive dynamics of the results when passing the standards for physical training testifies to the effectiveness of the "Tabata" system. According to preliminary results, students became physically stronger, psychologically stable and more enduring.
Keywords: students, training sessions, fitness, motivation, physical inactivity, "Tabata" protocol, interval training, physical fitness, high-intensity loads, general and strength endurance, standards.

Правильная ссылка на статью
Морозова Л.В., Мельникова Т.И., Виноградова О.П. «Табата» - как направление совершенствования физической подготовки студентов, будущих госслужащих // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/tabata-kak-napravlenie-sovershenstvovaniya-fizicheskoj-podgotovki-studentov-budushhikh-gossluzhashhikh.html (Дата обращения: 31.07.2020)

В Северо-Западном институте управления (СЗИУ) обучение направлено на воспитание современного высококвалифицированного специалиста в сфере управления. Этому способствуют не только профильные дисциплины, но и такие дисциплины как «Физическая культура и спорт» (72 часа) и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»(328 часов).

Разработанные рабочие программы по данным дисциплинам направлены на повышение качества выпускаемых специалистов. Учебно-практические занятия по физической культуре формируют специфические физические качества и функциональную готовность к высоким нагрузкам в профессиональной деятельности. Отрицательной особенностью управленческой деятельности является гиподинамия. Практика показывает, что в течение 8 часового рабочего дня госслужащие проводят в положении сидя более 70% и уже через 2-3 года у них проявляются симптомы профессиональных заболеваний [5, с. 317]. В этой связи снижается работоспособность и как следствие производительность труда.

Цель исследования: практическим путем обосновать целесообразность применения фитнес-программы «Табата» для повышения уровня физической подготовленности студентов.

При существующем многообразии фитнес-технологий остается актуальным вопрос выбора среди них наиболее оптимальных и результативных в достижении поставленных целей. Немаловажна и форма организации занятий, которая бы не отталкивала студентов, а наоборот привлекала и заинтересовывала их в регулярности занятий физическими упражнениями. Организация процесса обучения должна выстраиваться таким образом, чтобы студенты стали физически развиты и психологически устойчивы.

Педагогическое обучение должно основываться не только на применении традиционных средств физического воспитания, а важно своевременно вводить в учебно-практические занятия современные формы, средства и технологии фитнеса [4, с. 31].

Анализ научной литературы и опыт других вузов позволил авторам определить роль фитнеса при организации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях [1; 2; 3 и т.д.]. Фитнес стал неотъемлемой частью физической подготовки студентов не только в профильных вузах, но и в гуманитарных. В СЗИУ с 2010 года применяются различные фитнес-направления, а с 2017 года фитнес рассмотрен как предмет преподавания, и в рабочей программе по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (РПД) представлен отдельным разделом «Фитнес». Различные фитнес-направления в РПД осваиваются по семестрам (таблица 1).

Таблица 1. Содержание и структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины (раздела), час.

Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации

Всего

Контактная работа
обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий

Практические занятия

Очная форма обучения

1. Раздел - Легкая атлетика

100

100

Т

Тема 1

Бег на короткие дистанции

 

20

Т

Тема 2

Бег на длинные дистанции

 

60

Т

Тема 3

Прыжки

 

10

Т

Тема 4

Метания

 

10

Т

2. Раздел - Спортивные игры*

148*

148*

Т, ТСТП

Тема 1

Баскетбол

 

68

Т, ТСТП

Тема 2

Волейбол

 

80

Т, ТСТП

3. Раздел - Фитнес*

148*

 

Т, ТСТП

Тема 1

Классическая аэробика

 

28

Т, ТСТП

Тема 2

Силовой тренинг

 

40

Т, ТСТП

Тема 3

Танцевальная аэробика / степ-аэробика

 

40

Т, ТСТП

Тема 4

Кроссфит

 

40

Т, ТСТП

4. Раздел - Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

80

80

ТППФП
ТСТП

Тема 1

Самооборона на основе прикладного рукопашного боя

40

40

ТППФП
ТСТП

Тема 2

Виды спорта и системы физических упражнений по выбору

40*

40*

ТППФП
ТСТП

Итого:

328

328

 

Примечание:
1.Формы текущего контроля успеваемости:
ТСТП – тест спортивно-технической подготовленности,
Т – тест общефизической подготовленности, 
ТППФП – тест профессионально-прикладной физической подготовленности.
2.*- Разделы и темы по выбору.

Мир фитнеса каждый год улучшается, появляются новые направления, системы тренировок, новое и современное оборудование. Специалисты кафедры физической культуры и спорта СЗИУ регулярно внедряют в практику занятий по физической культуре современные системы тренировок. Так, например в 1 семестре 2019 уч. года в раздел «Фитнес» была включена новая фитнес-программа «Табата».

«Табата» постепенно обретает популярность в среде любителей фитнеса благодаря своей простоте и универсальности методики. Еще в далеком 1996 году японский ученый Изуми Табата с командой специалистов из Национального института фитнеса и спорта в Токио исследовал различные методы и средства, повышающие общую и силовую выносливость спортсменов.

Особенностью тренировок по системе «Табата» являются регламентированные высокоинтенсивные нагрузки. Разработка протокола «Табата» изначально предназначалась для подготовки профессиональных спортсменов (японская сборная по конькобежному спорту), и ее структура заключалась в следующем:

  • 4 раунда по 4 минуты, между раундами минута отдыха;
  • раунд-это 8 циклов;
  • цикл (упражнение) состоит из 20 сек. интенсивной нагрузки и 10 сек. отдыха.

Общая длительность тренировки составляет 20 минут.

Конечно же, в таком варианте нельзя было представлять студентам гуманитарного вуза данную систему тренировок. Преподаватели кафедры физической культуры и спорта СЗИУ адаптировали протокол «Табата» в зависимости от физической подготовленности студентов СЗИУ. Структура адаптированного протокола «Табата» состоит:

  • 3-4 раунда по 4 минуты, плюс минута отдыха между раундами;
  • раунд-это 4 цикла;
  • цикл (упражнение) состоит из 30 сек. интенсивной нагрузки и 30 сек. отдыха.

Общая длительность тренировки с данным протоколом времени составляет от 15 до 20 минут. Чтобы не контролировать вручную отрезки времени, используется специальный «Табата» - таймер, который предлагается бесплатным приложением.

Ознакомление с новой системой организации занятий и обучение новому направлению фитнеса «Табата» начинается постепенно с одного раунда. Разбирается схема подбора упражнений, техника их выполнения и темп. По мере подготовленности занимающихся добавляется количество раундов, и усложняются сами упражнения. Преимущество этой системы в том, что «Табата» - тренировки могут состоять как из упражнений с весом собственного тела, так и из упражнений с дополнительным отягощением. Но в том и в другом варианте каждый последующий раунд подразумевает усложнение предыдущего упражнения.

Возьмем для примера протокол «Табата», который состоит из 3 раундов по 4 цикла (30сек. нагрузка*30 сек. отдыха), минута отдыха между раундами (таблица 2).

Таблица 2. Протокол «Табата» для начинающих

Адаптированный вариант «Табаты» был включен в общий учебный процесс как основная часть одного учебно-тренировочного занятия, с обязательной разминкой в виде суставной гимнастики, с разогревом мышц и подготовкой сердечно-сосудистой системы (ССС) к более высоким нагрузкам. В конце занятия обязательно выполнялись упражнения на расслабление и растяжку мышц.

В 1 семестре 2019 учебного года на факультете Социальных технологий в двух группах 2 курса (58 девушек) занятия проводились с применением протокола «Табата». Посещаемость в этих группах сразу увеличилась с 63% до 85%. Это говорит о том, что студенты заинтересованы в совершенствовании своих физических качеств и с желанием осваивают новые методики.

Улучшились и показатели физической подготовленности студенток. В начале и в конце семестра студенты выполнили 5 нормативов, которые оценивались по 5-ти бальной шкале (таблица 2).

Таблица 2. Нормативы для девушек

Баллы

НОРМАТИВЫ

Тест Купера (м)

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа

Подъем туловищ из положения лежа на спине (мин.)

«Берпи» (мин.)

Приседания (мин.)

5

2300

17

43

26

44

4

2100

14

40

24

41

3

1900

12

35

22

39

2

1600

10

30

20

37

1

<1600

8

25

18

34

Анализ результатов теста «Купера» показал, что если в начале семестра лишь 18% пробегали более 2000м и 34% студентов пробегали от 1600м до1900м, то в конце семестра, даже за такой короткий промежуток времени, эти показатели улучшились: 26% студентов показали результаты более 2000м, а почти 50% респондентов пробегали не менее 1800м.

В результатах нормативов силовой направленности также наблюдалась положительная динамика. Результаты в тесте «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» на начало семестра только у 31% респондентов было на уровне «5» баллов и на «4» балла выполнили 29% , а 12 % девушек вообще сдали на «1» балл. Но в конце семестра на «5» баллов  выполнили – 46% респондентов, на «4» балла – 37%, ниже «2» баллов – 0%. Прогресс очевиден.

При выполнении нормативов «подъем туловищ из положения лежа на спине» и «приседания» также было улучшение результатов. В начале семестра с приседаниями на «5» баллов справились 68% студенток, но к концу семестра эти показатели увеличились до 85%. Результаты норматива «подъем туловищ из положения лежа на спине» распределились следующим образом: в начале семестра на «5» баллов выполнили 43%, на «4» балла – 26% и на «3» балла – около 19%, а 12% респондентов выполнили норматив на оценку ниже «3» баллов. К концу семестра положение улучшилось: на «5» баллов уже выполнили 56%, на «4» балла – 32% и на «3» балла – 10%, и только 2% девушек так и не смогли преодолеть барьер в «3» балла.

Самым трудным и энергозатратным является норматив «берпи». Сдвиги в результатах есть, но они более скромные в сравнении с другими тестами. В начале семестра только 24% респондентов справились на «5» баллов, на «4» балла выполнили 15% , и 9 % девушек сдали на «3» балла. Более 50% девушек смогли сдать норматив только на «2» и «1» баллы. Благодаря «Табата» - тренировкам удалось улучшить результаты. Так в конце семестра на «5» баллов стали выполнять – 33% респондентов, на «4» балла – уже 26%, на «3» балла справились 16%. Улучшения бесспорно есть.

Положительная динамика результатов свидетельствует об эффективности применяемой системы тренировок, которая способствует улучшению физической подготовленности студентов.

Таким образом, мы пришли к следующему заключению, большинство студентов заинтересованы в освоении новых фитнес – направлений и приветствуют их в виде формы учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту».

В ходе исследования были определены преимущества «Табата» - тренировок для совершенствования физической подготовленности студентов:

  1. временной протокол варьируется, в зависимости от подготовленности занимающихся;
  2. разнообразные упражнения, как с весом собственного тела, так и с отягощениями;
  3. постоянная смена упражнений;
  4. оказывают сильное влияние, как на аэробные, так и на анаэробные возможности организма;
  5. анаэробные нагрузки способствуют активному жиросжиганию во время и особенно после тренировки;
  6. способствуют развитию общей и силовой выносливости;
  7. формируют творческий подход к разработке индивидуальных «Табата» - тренировок.

На основании проведенного исследования и анализа результатов педагогического эксперимента, можно с уверенностью констатировать, что использование фитнес-программы «Табата» является эффективным методом для повышения уровня физической подготовленности студентов.


Список литературы

1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учеб. пос./под ред. Н.В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. – 432 с.
2. Виноградова О.П., Морозова Л.В. Фитнес как неспецифическая подготовка будущего управленца // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – Т. 10. – В. 5(42). – СПб. : ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. – С. 26–30.
3. Колганова Е.Ю., Хутин С.А., Голушко Т.В., Понимасов О.Е. Формирование конкурентоспособных качеств студентов-управленцев в процессе физкультурно-состязательных форм деятельности // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 9(175). – С. 120–124.
4. Морозова Л.В., Мельникова Т.И., Морозов О.Г. Актуальные педагогические концепции при организации физического воспитания с учетом гендерных особенностей Sciences of Europe. Praha, Czech Republi, 2017. – №11(11). – С. 30-33.
5. Морозова Л.В., Морозов О.Г., Мельникова Т.И. Модернизация учебного процесса в области профессионально-прикладной физической культуры // Отечественная физическая культура и спорт: Опыт побед. Материалы научно-практической конференции "Всероссийский комплекс ГТО: развитие физической культуры и спорта в образовательных организациях. Герценовские чтения", материалы XI Международной научно-практической конференции "Современная гимнастика: проблемы, тенденции, перспективы". – Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2015. – С. 316-322.
6. Сайкина Е.Г. Пономарев Г.Н. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности // Фундаментальные исследования. 2012. – С. 890–894.
7. Тихоревский В.И. Теория и методика фитнес-тренировки / под ред. Д.Г. Калашникова. М.: Франтера, 2010. – 212 с.

Расскажите о нас своим друзьям: