Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 37.012:37.022

Дата публикации 31.07.2020

Основные проблемы начинающих учителей

Алиева Адиля Рустамовна
Магистр филол. обр, преподаватель кафедры лингвистики, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, КР, г.Бишкек, alievaadilya875@gmail.com
Дылдаева Эльзат Каныбековна
Магистр филол. обр, преподаватель кафедры лингвистики, Кыргызский государственный университет им.И.Арабаева, КР, г.Бишкек, elzat.kanybekovna87@gmail.com

Аннотация: Содержание статьи представляет результаты изучения трудностей в педагогической деятельности молодого педагога для поиска путей по преодолению сложных ситуаций, возникающих в работе молодого учителя. Анализ возможных трудностей в профессиональной деятельности молодого учителя способствует формированию психологической готовности начинающих специалистов к взаимодействию с учащимися и коллегами.
Ключевые слова: проблемы в педагогической деятельности, педагогическая деятельность молодого учителя

The main problems of beginner teachers

Alieva Adilya Rustamovna
Master of Philological Education of Linguistics department, I.Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyzstan, Bishkek
Dyldaeva Elzat Kanybekovna
Master of Philological Education of Linguistics department, I.Arabaev Kyrgyz State University, Kyrgyzstan, Bishkek

Abstract: The content of the article presents the results of studying the difficulties in the pedagogical activity of a young teacher to find ways to overcome difficult situations that arise in the work of a young teacher. The analysis of possible difficulties in the professional activity of a young teacher contributes to the formation of psychological readiness of novice specialists to interact with students and colleagues.
Keywords: pedagogical activity, young teacher

Правильная ссылка на статью
Алиева А.Р., Дылдаева Э.К. Основные проблемы начинающих учителей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osnovnye-problemy-nachinayushhikh-uchitelej.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Молодой учитель, начиная свою профессиональную деятельность, в повседневном труде использует умения и практические навыки, полученные в процессе обучения. Но достаточно ли этого в становлении компетентного преподавателя в практической работе? Опыт показывает, что учитель на пути педагогической деятельности сталкивается с массой проблем, таких как:

- недостаточность педагогического, эмоционального опыта;

- отсутствие социально-профессиональной адаптации;

- дилемма адекватной позиции;

- взаимодействие с родителями и некоторые другие «профессиональные риски», которые оказывают сильное влияние на формирование молодых учителей.

Педагогические трудности хорошо известны науке и рассматривалась в работах Н.В. Кузьминой, А.К. Макровой, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и др. В целом ученые ориентируют на системное видение профессиональной деятельности и мастерства [1]. Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств [4].

Цель статьи - изучить трудности в педагогической деятельности молодого педагога, а также подобрать «методологические подходы», которые направлены на преодоление сложных ситуаций, возникающих в работе молодого учителя. В ходе написания статьи использовался теоретический метод, а именно анализ научной литературы, а также метод выборочного наблюдения.

Психологические трудности молодого специалиста. Основные личностные потребности молодого начинающего учителя связаны с самоопределением - поиском условий реализации себя. Причинами возникновения психологического барьера является новая социально-психологическая обстановка, недостаточный уровень психологической готовности в решении педагогических задач. В.А. Семиченко в своей работе обращает внимание на проблемы, связанные с психологической подготовленностью к новым условиям профессиональной деятельности как систему деятельности, которая характеризуется рядом принципиальных отличий от предыдущего периода жизни, а именно:

- возникает потребность овладеть новыми алгоритмами действий, которые отличаются принципиально новой направленностью;

- изменяется рабочая нагрузка; значительно расширяется спектр выполняемых действий;

-изменяется система контроля над деятельностью, а самоконтроль становится ведущим компонентом в определении эффективности собственной деятельности [2].

В совокупности все это приводит молодого учителя к тому, что он перестает верить в себя. Выходом из данной ситуации является личностная составляющая психологической подготовки, а именно направленность на формирование высокого уровня мотивационной, коммуникативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и регулятивной готовности. Решением этих трудностей может стать дополнительная психологическая подготовка молодого учителя, а именно повышение психологического и методического уровня подготовки. Посещая курсы повышения квалификации, тренинги молодых учителей, учитель открывает для себя новые методические подходы, овладевает новыми умениями и знаниями, что является необходимым и эффективным элементом стабильного психо-эмоционального состояния. Будучи уверенным в своих знаниях, учитель сможет создать благоприятный психологический климат в классе.

Существует еще одна распространенная проблема как ученик и молодой учитель - одно поколение. В целом не большая разница в возрасте учителя и ученика стимулирует благоприятные отношения, мотивируя ученика к учебному процессу. Складывающиеся позитивные отношения учащихся со своими учителями способствуют процессу активного социально-эмоционального развития, включающего в себя отношения со сверстниками и развитие самооценки [5]. В свою очередь, отрицательные отношения в системе «учитель-ученик» является то, что из-за возраста стирается граница, которая в обязательном порядке должна быть между преподавателем и обучающимися. Ученик начинает вести себя фривольно, забывая о том, что он ученик. Но что же делать молодому учителю? Как реагировать? Ответ на данный вопрос есть, необходимо лишь помнить то самое золотое правило взаимодействия учителя и обучающихся: человек получает то, что сам отдает. Не стоит критиковать ученика за то, что он позволил себе то, чего не должен был, результат такого взаимоотношения лишь все усложнит. Эффективным решением проблемы станет ваш предмет и то, как искренне, профессионально вы проявляете интерес к нему. Нельзя не согласиться с Макаренко А.С.: «Педагог должен знать свой предмет по-настоящему хорошо, и тогда его будут уважать и слушаться, даже если он резкий человек. Но каким бы вы добреньким, ни были, хоть кормите их конфетами, если вы своего предмета не знаете — вас и в грош не будут ценить. Вы будете вечно объектом насмешек и издевательств. Вам будут готовить всякие подвохи и каверзы и все из-за отсутствия уважения» [1]. Необходимо лишь продемонстрировать свои профессиональные умения и навыки, а самое главное, что вы открыты и готовы делиться своим знанием.

Одной из актуальных проблем современной педагогики является дисциплина, которой предавали значения все педагоги во все времена. Дисциплина – это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива. Школьная дисциплина требует обязательного выполнения требований старших; для нее характерно признание детьми авторитета учителя, родителей [1]. Девиантное поведение и непослушание может быть еще одной проблемой для молодого специалиста. Как добиться дисциплины со стороны учащихся? Молодому учителю следует продемонстрировать педагогическое мастерство, то есть тщательно готовиться к уроку, следует быть компетентным, проводить урок интересно, используя традиционны и нетрадиционные методики преподавания, тем самым мотивируя ученика. Будучи заинтересованным, ученик будет не только полностью вовлечен в процесс обучения, но кроме того, позитивные отношения школьников со своими учителями способствуют процессу активного социально-эмоционального развития, включающего в себя отношения со сверстниками и развитие самооценки [5]. Благодаря положительным отношениям между учителем и учеником, учащиеся узнают о правильном поведении, соответствующем принятым в обществе нормам и правилам, а также имеют представления относительно собственных академических достижений [5].

В заключении мы хотели бы отметить, что методологические подходы в процессе обучении важны, так как являются инструментом повышения эффективности педагогической деятельности. Вышеприведенные проблемы – далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем, так или иначе, дается не просто, но желание достигать положительных результатов, стремление учиться, совершенствоваться непременно приведут к успеху. Все свои провалы и удачи молодой учитель должен уметь анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога, что в результате только повысит педагогическое мастерство.


Список литературы

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. М.: ИТРК, 2003. – 736 с.
2. Семиченко В.А. Психологія педагогічної діяльності: навч. посіб. К.: Вища шк., 2004. 335 с.
3. Шамова Т.И. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения / Т. И. Шамова, К. А. Нефедова. М.: Педагогика, 1985. 104 с.
4. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.,1998. 250 с.
5. Hamre, B.K. & Pianta, R. C. (2006). Student-teacher relationships. In G. G. Bear & K. M. Minke (Eds.), Children's needs III: Development, prevention, and intervention (pp. 59-71). Washington, DC: National Association of School Psychologists

Расскажите о нас своим друзьям: