Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 159.9

Дата публикации 31.07.2020

Психологическая готовность иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды

Коровина Юлия Евгеньевна
педагог-психолог, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», РФ, г. Ялта, поселок городского типа Гурзуф

Аннотация: В статье представлено исследование, изучающее психологическую готовность иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой-социально культурной среды. Формирование готовности иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды рассматривается в качестве процесса целенаправленного, комплексного качественного изменения уровня общения личности в течение лагерной смены (21 день).
Ключевые слова: готовность, психологическая готовность, коммуникативная активность, коммуникативные трудности, социально-культурная среда, иностранцы, новая социально-культурная среда

Psychological readiness of the foreign respondents to communicative activity in the context of the new socio-cultural environment

Korovina Julija Evgenevna
teacher-psychologist, Federal State Budget Educational Institution the International Child Center “Artek”, Russian Federation, Yalta, Gurzuf

Abstract: The article presents a study that studies the psychological readiness of foreign respondents to communicative activity in a new socio-cultural environment. The formation of readiness of foreign respondents for communicative activity in a new socio-cultural environment is considered as a process of purposeful, complex qualitative change in the level of communication of the individual during the camp shift (21 days).
Keywords: readiness, psychological readiness, communicative activity, communicative difficulties, socio-cultural environment, foreigners, new socio-cultural environment.

Правильная ссылка на статью
Коровина Ю.Е. Психологическая готовность иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskaya-gotovnost-inostrannykh-respondentov-k-kommunikativnoj-aktivnosti-v-usloviyakh-novoj-sotsialno-kulturnoj-sredy.html (Дата обращения: 31.07.2020)

В современном мире в психологической науке накоплен достаточно пространный теоретический и практический материал о проблеме готовности человека к разным видам деятельности. Определено множество сложившихся понятий готовности, выведено содержание, структура, основные параметры готовности и условия, влияющие на динамику, длительность и устойчивость ее проявлений. Готовностью занимались и разрабатывали идеи, связанные с ней, такие ученые как: М. И. Дьяченко, Ф. И. Иващенко, Л. А. Кандыбович, Я. Л. Коломенский, А. Т. Короткевич, И. Б. Котова, А. И. Кочетов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, Н. Д. Левитов, А. С. Нерсисян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, К. К. Платонов, Д. Н. Узнадзе, П. Р. Чамата и др.

В отечественной психологии термин «готовность» используется преимущественно для обозначения осознанных готовностей личности к оценкам ситуации и поведению, обусловленных ее предшествующим опытом [8].

Различные авторы трактуют готовность к деятельности в виде структуры или системы в основании различных компонентов.

Ю.М. Забродин в своей работе различает виды готовности, которые направлены на взаимодействие друг с другом. И это операциональный вид, который объясняется как организация и вырабатывание направлений профессиональной деятельности, сформированной психологической системой. Мотивационной вид предполагает формирование, которое за счет освоенных личностных ценностей и предпочтений преобразуется в систему профессиональных интересов и склонностей. Функциональный вид это генерализованное комплексное состояние человека с представлением на развитие психических функций [5, с.109].

Л. А. Кандыбович и М. И. Дьяченко выделяют структуру готовности к профессиональной деятельности в виде следующих компонентов:

– мотивационный: интерес к профессии;

– ориентационный: профессионализм в своей работе;

– операционный: комплексный подход к профессиональной деятельности;

– волевой: самоконтроль себя в процессе профессиональной деятельности;

– оценочный, или рефлексивный [3, с. 108].

Анализ научной литературы по изучению подходов к понятию «готовность» позволил выделить в качестве важных существенных признаков и характеристик следующие: стремление наиболее эффективно реализовать потенциал готовности для решения сложных задач; максимальную реализацию конкретных задач в специфических условиях; устойчивое состояние готовности; организацию целенаправленного поведения или конкретной деятельности человека в конкретных условиях [4, с. 95].

Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности - ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность - это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная психологическая готовность включают следующие компоненты:

 а) мотивационный (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.);

 б) познавательный (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели);

 в) эмоциональный (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);

г) волевой (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, болезни) [2].

Термин «активность» происходит от латинского слова activus и означает энергичную, усиленную деятельность; деятельное участие в чем-либо; инициативность. Латинское communico означает соединять, сообщать, в английском языке communication применяется в том же значении, что и в русском языке общение. Коммуникативная активность личности в психологической литературе определяется:

а) как состояние взаимодействующих людей, которое характеризуется стремлением к установлению межличностных контактов, волевыми усилиями при их налаживании, целеустремленностью и инициативой в познании друг друга, настроем на установление и поддержание контактов;

б) как качество коммуникативной деятельности, в которой проявляется личность человека с его отношением к целям, содержанию, форме и результатам общения и стремлением мобилизовать свои познавательно-волевые усилия на решение различных задач;

в) как проявление творческого отношения индивида к партнерам по общению;

г) как личностное образование, выражающее познавательный, эмоциональный и поведенческий отклик на обращение другого человека [1].

Значимость проблемы коммуникации обусловлена тем, что коммуникация (общение) является пусковым механизмом вариантов действия.

В.Н. Куницына предлагает классификацию трудностей межличностного неформального общения по ряду оснований. Группы трудностей:

Субъективно переживаемые трудности (примеры):

– социальная неуверенность;

– робость;

– застенчивость;

– неумение устанавливать психологический контакт.

«Объективные» трудности

1) Трудности коммуникативного характера:

– психофизиологические особенности личности;

– степень владения вербальными и невербальными средствами осуществления контакта.

2) Трудности коммуникабельного характера:

– владение нормами и правилами;

– сформированность психологической культуры общения [6].

Социально-культурная среда - это конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро- и микро-) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, конкретное природное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума [9].

Иностранных респондентов, приезжающих в Россию, ожидает сложный период адаптации: приспособление к условиям новой социально-культурной среде, языку, системе образования, бытовым условиям. Даже тем, кто изучал русский язык у себя на родине, на первых порах приходится преодолевать немало трудностей. Отсутствие знаний норм русского языка, особенностей коммуникативного поведения усугубляет и без того непростой процесс адаптации иностранцев. Поэтому обучение речевому этикету обучающихся, приехавших из-за рубежа, следует начинать как можно раньше.

Образовательная среда детского лагеря, являясь единым целостным социокультурным пространством, обладает необходимыми культурно-образовательными ресурсами, предоставляющими детям и подросткам самостоятельный выбор содержания, форм и видов деятельности, местом, где наблюдаются образцы успешной самореализации, где оказывается психолого-педагогическая поддержка в проектировании индивидуальной траектории развития [7].

Международный детский центр «Артек» ежегодно принимает детей иностранцев. С целью изучения коммуникативной активности иностранных респондентов в условиях новой-социально культурной среды, а именно на базе детского лагеря «Хрустальный», было проведено исследование, изучающее динамику развития психологической готовности иностранных респондентов к коммуникации в условиях новой социально-культурной среды.

Изложение основного материала: в исследовании приняли участие дети в возрасте от 10 до 17 лет - участники 12, 13, 14 тематических смен 2019 г. в период с 20.10.2019 по 20.12.2019. Всего – 106 человек, из детского лагеря «Хрустальный» ФГБОУ «МДЦ «Артек».

Цель исследования: разработка и проведение исследования психологической готовности иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды.

Краткая информация о проведении исследования:

  • исследование психологической готовности иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды проводилось в два этапа: в начале и конце смены;
  • в ходе исследования осуществлялась диагностика: перцептивной, коммуникативной и невербальной (интерактивной) стороны общения;
  • возраст обучающихся варьировался от 10 до 17 лет.

Процедура проведения:

Так как возраст обучающихся варьировался от 10 до 17 лет, а знание русского языка было разноуровневым, педагог-психолог модифицировал и расширял методики для каждого обучающегося индивидуально.

Для изучения психологической готовности иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды, было решено исследовать три стороны общения: перцептивную, коммуникативную и невербальную.

При исследовании перцептивной стороны общения мы использовали методику «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). Результаты диагностики перцептивной стороны речи выводим в диаграмму (рис 1, табл 1).

Рисунок 1. Сравнительная диаграмма первого и второго срезов развития перцептивной стороны общения

Таблица 1. Результаты статистической обработки данных методики «Шкала эмоционального отклика» с применением Т-Критерия Вилкоксона

Wilcoxon Matched Pairs Test (new.sta)

1 и 2 срезы

Методика «Шкала эмоционального отклика»

N

T

Z

p-level

106

63

6,782492

0

Из полученных данных следует, у иностранных респондентов в течение смены показатели способности к эмпатии имеют положительную динамику: очень высокий уровень повысился на 7%, высокий уровень на 4%, средний и низкий уровни – уменьшились н 5% и 4%.

При исследовании коммуникативной стороны общения мы использовали Тест «Потребность в общении». Тест «Умеете ли Вы слушать?» Результаты диагностики перцептивной стороны речи выводим в диаграмму (рис 2,3, табл 2,3).

Рисунок 2. Сравнительная диаграмма первого и второго срезов развития коммуникативной стороны общения при прохождении теста «Потребность в общении»

Таблица 2. Результаты статистической обработки данных теста «Потребность в общении» с применением Т-Критерия Вилкоксона

Wilcoxon Matched Pairs Test (new.sta)

1 и 2 срезы

Тест «Потребность в общении»

N

T

Z

p-level

106

88

7,675439

0

Из полученных данных следует, у иностранных респондентов в течение смены показатели потребности в общении увеличились: очень высокий уровень на 7%, высокий на 15%, средний на 23%.

Рисунок 3. Сравнительная диаграмма первого и второго срезов развития коммуникативной стороны общения при прохождении теста «Умеете ли вы слушать?»

Таблица 3. Результаты статистической обработки данных теста «Умеете ли вы слушать?» с применением Т-Критерия Вилкоксона

Wilcoxon Matched Pairs Test (new.sta)

1 и 2 срезы

Тест

«Умеете ли вы слушать»

N

T

Z

p-level

106

104,5

6,972975

0

Из полученных данных следует, у иностранных респондентов в течение смены показатели умения слушать увеличились: высокий уровень на 20%, средний на 11%.

При исследовании невербальной стороны общения, мы использовали «Опросник Форвергера на контактность», предназначение которого заключается в оценки перечня качеств, значимых для общения и, в первую очередь, для установления, налаживания межличностного контакта. Интерпретация полученных результатов предполагает осмысление уровней, формирование соответствующих качеств, актуализацию потребности в их дальнейшем развитии. Также, использовалось упражнение, направленное на понимание невербальной стороны общения. По картинкам, на которых представлены люди с различными эмоциями, иностранные респонденты, определяли по мимике человека его эмоциональное состояние. Результаты диагностики перцептивной стороны речи выводим в диаграмму (рис 4,5, табл 4,5).

Рисунок 4. Сравнительная диаграмма первого и второго срезов развития невербальной стороны общения при прохождении «Опросник Форвергера на контактность»

Таблица 4. Результаты статистической обработки данных «Опросник Форвергера на контактность» с применением Т-Критерия Вилкоксона

Wilcoxon Matched Pairs Test (new.sta)

1 и 2 срезы

«Опросник Форвергера на контактность»

N

T

Z

p-level

106

0

7,769985

0

Рисунок 5. Сравнительная диаграмма первого и второго срезов развития невербальной стороны общения

Таблица 5. Результаты статистической обработки данных при выполнении упражнения, направленного на развитие невербальной стороны общения с применением Т-Критерия Вилкоксона

Wilcoxon Matched Pairs Test (new.sta)

1 и 2 срезы

Упражнение, направленное на развитие невербальной стороны общения

N

T

Z

p-level

106

0

6,900873

0

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что в конце смены у большинства респондентов уровень развития невербальной стороны общения повысился: уровень потребности в общении увеличился на 15%, умения понимать смысл невербальной стороны поведения на 18%.

Выводы:

  1. «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, модификация Н. Эпштейна). Данная методика позволила нам проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемых, такие параметры, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания других обучающихся и степень соответствия (несоответствия) знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.
  2. В структуре готовности иностранных респондентов к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды по истечении смены положительная статистически достоверная динамика наблюдается в увеличении уровня умения слушать, потребности в общении.
  3. «Опросник Форвергера на контактность». Опросник предназначается в основном для самоанализа. Интерпретация полученных результатов в конце смены, предполагает осмысление уровней, формирование соответствующих качеств, актуализацию потребности в их дальнейшем развитии.

На протяжении смены с иностранными респондентами детского лагеря «Хрустальный» проводились профильные занятия по программе РКИ. Учебно-тематический план состоял из:

  • Инвариантная часть:

Раздел 1. Повторение. Фонетика. Включающий в себя: входное тестирование и повторение.

Раздел 2. Морфология. Включающий в себя темы: имя существительное, местоимение, имя прилагательное, имя числительное, глагол, итоговое тестирование.

  • Вариативная часть:

Модуль 1. Биология: «Флора и фауна полуострова Крым».

Модуль 2. География: «Вселенная. Планета Земля».

Модуль 3. Литература: «Золотой век русской литературы».

Модуль 4. История: «Великие имена и события»

Модуль 5. Обществознание: «Найти себя».

Модуль 6. Экскурсии

Модуль 7. Мастер-классы, мероприятия

Дополнительно, обучающиеся посещали музеи, театры и студии детского творчества. В целом, тематические программы 12,13,14 смен 2019 года, совместно с профильной программой РКИ, разработанной для иностранных респондентов, благоприятно повлияли на развитие психологической готовности обучающихся-иностранцев к коммуникативной активности в условиях новой социально-культурной среды.


Список литературы

1.Бодалев А. А. Психология общения [Текст] /А.А. Бодалев // Избранные психологические труды. – Воронеж, 1996.-256 с.
2.Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. – Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и экономика, 2005г.
3.Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск : БГУ, 1976. – 256 с.
4.Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах: монография. – Владимир : ВГГУ, 2009. – 192 с.
5.Забродин Ю. М. Очерки теории психологической регуляции поведения. – М., 1997. – 289c.
6.Куницына В.Н. Трудности межличностного общения: дисс. …, д.пс.наук: 19.00.05 / СПбГУ, Санкт-Петербург, 1991 г.
7.Образовательная программа МДЦ «Артек» [электронный ресурс] http://media.artek.org/media/uploads/svedeniya-ob-obr-org/obrazovanie/artekeducationprogram.pdf
8.Словарь практического психолога / сост.С. Ю. Головин. – Минск : Харвест, 1998. – 589c.
9.Черник Б.П. Эффективное участие в образовательных выставках. - Новосибирск, 2001. 132с.

Расскажите о нас своим друзьям: