Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №08 (49) Август 2020

УДК 377.5

Дата публикации 04.08.2020

Инновационная деятельность как инструмент совершенствования социализационно-образовательного процесса в профессиональной образовательной организации

Малиновский Евгений Станиславович
аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск, 25012000@inbox.ru

Аннотация: В настоящем исследовании рассмотрена инновационная деятельность профессиональной образовательной организаций в условиях модернизации системы среднего профессионального образования на примере ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С.В. Хохрякова» как инструмент совершенствования социализационно-образовательного процесса. Автор приходит к выводу, что формат региональной инновационной площадки позволяет планомерно организовать преподавателей и мастеров производственного обучения на решение поставленных задач совершенствования социализационно-образовательного процесса.
Ключевые слова: инновационная деятельность, воспитание, социализационно-образовательный процесс, профессиональная образовательная организация

Innovative activity as a tool for improving the socialization and educational process in a professional educational organization

Malinovsky Eugene Stanislavovich
graduate student, South Ural state humanitarian and pedagogical University, Russia, Chelyabinsk

Abstract: This study examines the innovative activity of professional educational organizations in the conditions of modernization of the system of secondary vocational education on the example of The Kopeisk Polytechnic College named after S. V. Khokhryakov as a tool for improving the socialization and educational process. The author comes to the conclusion that the format of the regional innovation platform allows to systematically organize teachers and masters of industrial training to solve the tasks of improving the socialization and educational process.
Keywords: innovative activity, upbringing, socialization and educational process, professional educational organization

Статья подготовлена под научным руководством проф. Молчанова С.Г.

Воспитание молодого поколения является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и образовательным учреждением в частности. Определение ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, обретение духовности, общепризнанных и традиционных для России идеалов, и ценностей, национальной идеи является важным для государства, общества и человека. В настоящее время происходит модернизация системы среднего профессионального образования:

  • создание условий для эффективного управления региональными системами профессионального образования (Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста);
  • изменение содержания образования (внедрение ФГОС СПО нового поколения);
  • сближение профессионального образования и рынка труда (внедрение ФГОС СПО нового поколения, профстандарты, независимая оценка квалификаций);
  • внедрение практико-ориентированного образования (внедрение ФГОС СПО нового поколения, форматы и конкурсы Ворлдскиллс);
  • создание новых подходов к профессиональной ориентации (проект «Билет в будущее»);
  • изменение отношения к softskills (внедрение ФГОС СПО нового поколения, общие компетенции);
  • обновление материально-технической базы ПОО (Проект «Молодые профессионалы» в рамках федерального проекта «Образование»);
  • поднятие социальной активности современной молодежи (федеральный проект «Социальная активности»);
  • информатизация (программа «Цифровая Россия»).

В такие условия старые подходы к воспитательной работе являются архаичными, бесполезными, не способными помочь создать дополнительные механизмы внутри студенческих коллективов к внедрению нового, зажечь педагогический коллектив к инновационным подходам к учебно-воспитательной работе.

Актуальность темы проявляется еще в том, что в профессиональные образовательные организации Российской Федерации имеют различный уровень начального старта при переходе на новые механизмы подготовки кадров. В период с 2012 по 2014 годы в Челябинской области прошла реорганизация учреждений начального и среднего профессионального образования, в настоящий момент идет процесс настройки структур управления государственных учреждений среднего профессионального образования, идет поиск новых ориентиров, борьба между государственными и частными образовательными организация на рынке образовательных услуг. Многие учреждения столкнулись с организационными трудностями, связанными с объединением систем начального и среднего профессионального образования и совершенствованием процесса управления организациями, создания эффективных механизмов организации социализационно-образовательного процесса.

Кроме этого развитие мировой и российской экономик подталкивает к модернизации организаций, осуществляющих образовательную деятельность к постоянному инновационному развитию, поиску новых рынков, новых методов работы с потребителями услуг. Появляются новые формы межгосударственного, межрегионального, – ЕАЭС, ШОС, БРИКС, территориального сотрудничества – Челябинская агломерация. Открываются новые отрасли экономики, связанные с развитием информационного общества, всемирной сети Интернет, высокотехнологических производств, что в свою очередь требует развития системы образования, открытия новых специальностей, профессий, необходимость в получении обучающимися новых личностных и профессиональных компетенций.

Проведенный мониторинг воспитательной работы в 4550 ПОО разной ведомственной принадлежности и 422 программы воспитательной работы выявил, что большая часть ПОО считаю главным проведение мероприятий к определенным событиям и знаменательным датам, что показывает об отсутствие системной работы. В 49% организаций цель программы воспитательной работы представлена обобщенно, ориентация на конкретные компетенции и результаты не задана. Только в 14,8% организаций результаты реализации программы определены в количественных показателях, в 61,6% определены в качественных показателях (улучшить, усилить и т.д.), в 23,6 вообще не определены [1]. На вопрос «Как измеряются результаты воспитательной работы?» в 14, 58% ПОО ожидаемые результаты реализации программы определены в количественных показателях; в 61,6% в качественных (улучшить, усилить и т.д.) - 61,6%; в 23,6% не определены вообще [2].

Выводы, сделанные авторами мониторинга [2]:

  1. Воспитательная работа в большинстве организаций не рассматривается в качестве важнейшего вида деятельности и многим ПОО не ясны цели.
  2. Большинство ПОО испытывает проблемы с измерением результативности воспитательной работы.
  3. Воспитательная работа многих ПОО не позволяет сформировать у обучающихся все необходимые профессиональные и личностные компетенции.
  4. Большинство ПОО реализует лишь ограниченный набор мероприятий воспитательной работы, Проектный подход не применяется, ПОО ориентированы исключительно на даты и проведение праздничных мероприятий.
  5. При осуществлении воспитательной работы имеются проблемы организационного характера, нет распределения функций, полномочий и ответственности между субъектами воспитательной работы.

Как видно из проведенного мониторинга в воспитательной работе в ПОО имеются системные проблемы, предложение по решению которых частично мы рассмотрим в настоящем исследовании.

Результатом инновационной деятельности ПОО в отличие от коммерческих организаций является не окупаемость вложений в инновационные фонды или доходы, а совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационно – правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения [3] и как следствие всего этого - обеспечение качества и доступности образования, востребованности выпускников на рынке труда. Инновационная деятельность в образовании - это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов [4]. По мнению Киричек К.А. инновационная деятельность означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося [5].

Настоящее исследование основано на анализе научной литературы по обозначенной тематике и анализе инновационной деятельности на практике ПОО. Мы рассматриваем инновационную деятельность как инструмент совершенствования социализационно-образовательного процесса, под которым понимаем процесс социализации и воспитания обучающихся ПОО, включающий формирование личностных и профессиональных компетенций. Если понимать социализацию как функцию общества по отношению к каждому его члену, а гражданское образование как функцию государства по отношению к каждому его гражданину, то воспитание — это, действительно, социально апробированный на протяжении всей истории человечества способ реализации данных функций (сначала, с момента возникновения человечества, это функция социализации, а затем, по мере возникновения государственности, и функция образования вообще, и гражданского в частности) [6]. Понятие социализационно-образовательного процесса предложил профессор Молчанов Сергей Григорьевич в своих трудах и выступлениях.

В соответствии с законом об образовании инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования реализуется ПОО через федеральные и региональные инновационные площадки, другие инновационные проекты.

Инновационными площадками признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты и программы, имеющие существенное значение для обеспечения развития системы образования [7].

Одним из основных направлений деятельности инновационных площадок является разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность [7].

Рассмотрим организацию инновационной деятельности в системе среднего профессионального образования региона на примере Челябинской области.

В Челябинской области действует порядок признания организаций региональными инновационными площадками (далее – РИП), который устанавливает порядок их открытия и функционирования. Координационным коллегиальным органом является Совет по формированию и функционированию региональных инновационных площадок, который предусматривает:

- рассмотрение документов о признании РИП;

- утверждение научного руководителя РИП;

- анализ методических, организационных, учебно-материальных и финансовых материалов;

- рассмотрение отчетов о деятельности РИП;

- обобщения опыта по результатам деятельности РИП;

- информирование общественности об инновационных проектах [8].

Процедуру деятельности РИП, можно разбить на 4 этапа, где Министерство образования и науки Челябинской области, Совет по вопросам формирования и функционирования РИП и ПОО осуществляют свои функции в рамках инновационной деятельности.

Этапы представлены с учетом контрольных точек как значимых моментов проекта, связанных с достижением промежуточных результатов проекта (таблица 1).

Таблица 1. Этапы открытия и деятельности РИП

Этап

Процедура

Этап 1

ПОО: формирование предложений по теме РИП, обсуждение в педагогическом коллективе ПОО, подготовка заявки, программы, календарного плана реализации инновационного проекта. Контрольная точка - формирование пакета документов.

Этап 2

Министерство образования и науки Челябинской области: организация работы Совета по вопросам формирования и функционирования РИП. Контрольная точка - принятие решение о признании ПОО РИП. Совет по вопросам формирования и функционирования РИП: анализ материалов, отражающих научно-методические, организационные и учебно-материальные основы деятельности РИП, рассмотрение кандидатур научного руководителя. Контрольная точка - подготовка предложений в Министерство образования и науки Челябинской области по открытию или отказа в открытии РИП. ПОО: подача заявки, программы, календарного плана реализации проекта. Контрольная точка - формирование структуры и планирование инновационной деятельности.

Этап 3

Министерство образования и науки Челябинской области: организация обобщения и распространения эффективного опыта по результатам деятельности РИП. Контрольная точка – оценка промежуточных результатов. Совет по вопросам формирования и функционирования РИП: рассмотрение промежуточных отчетов. Контрольная точка –консультирование по вопросам функционирования. ПОО: апробация и реализация проекта в соответствии с программой и корректировка основных направлений инновационной деятельности. Контрольная точка – апробированные результаты.

Этап 4

Министерство образования и науки Челябинской области: информирование общественности о реализуемых РИП, закрытие РИП. Контрольная точка – внесение информации в банк данных о деятельности РИП. Совет по вопросам формирования и функционирования РИП: рассмотрение итоговых отчетов. Контрольная точка – заключение об эффективности функционирования РИП, подготовка рекомендаций по внедрению РИП в других ПОО. ПОО: внедрение полученных результатов инновационной деятельности, подведение итогов деятельности РИП. Контрольная точка – совершенствование направлений, на которое направлено инновационное воздействие.

Перед рассмотрением на Совете по созданию РИП эксперты заполняют экспертные листы (по шкале от 0 до 10 балов) по 6 критериям (таблица 2) [9].

Таблица 2. Форма экспертной оценки заявки на открытие РИП

Наименование критерия оценки

Эксперт 1

Эксперт 2

Эксперт 3

Актуальность инновационного проекта

 

 

 

Новизна инновационного проекта

 

 

 

Образовательная значимость инновационного проекта

 

 

 

Общественная значимость реализации проекта

 

 

 

Полезность реализации инновационного проекта

 

 

 

Реализуемость инновационного проекта

 

 

 

Итого сумма балов по всем критериям оценки

 

 

 

Инновационная площадка выступает эффективным механизмом определения перспектив развития системы образования в целом и отдельных ее подсистем, где с помощью совокупности процедур и средств инновационные идеи превращаются в образовательные нововведения [10]. На 1 января 2020 года в Челябинской области действует 4 РИП, темы которых рассматривают воспитательную деятельность ПОО (таб. 3).

Таблица 3. РИП Челябинской области с воспитательным направлением [9]

ПОО

Тема РИП

ГБПОУ «Златоустовский индустриальный колледж им. П.П. Аносова»

Развитие казачье-кадетского движения как основы духовно-нравственного воспитания обучающихся разных возрастных групп

ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова»

Формирование социальной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций

ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум – казачий кадетский корпус»

Студенческое самоуправление как средство воспитания патриотизма на основе национально-культурных традиций казачьего самоуправления

ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж»

Система социально-правового сопровождения студентов колледжа как фактор успешной профилактики правонарушений

Рассмотрим инновационную деятельность на примере ГБПОУ «Копейский политехнический колледж имени С.В. Хохрякова» (далее – колледж).

В период с 2014 по 2017 годы на базе колледжа реализована РИП на тему «Разработка и реализация системы непрерывного образования на основе компетентностного подхода на базе ПОО». При проведении анкетирование на момент завершения (2017 г.) преподавателей и мастеров производственного обучения к готовности к инновационной деятельности выявлено следующее. Из 100% (44 чел.) опрошенных преподавателей 89% (39 чел.) имеют высокий уровень готовности к участию в инновационной деятельности (по всем предложенным критериям) и 11% (5 чел.) средний уровень готовности к участию в инновационной деятельности. За период действия инновационной площадки размещено 21 публикация в различных изданиях, другие показатели деятельности колледжа также показывают положительную динамику.

В завершении инновационной площадки в колледже проведены две научно-практические конференции:

- с международным участием «Непрерывное образование как мировая тенденция», в которой приняли представители Германии, Луганской народной республики, многих городов Челябинской области;

- педагогических работников колледжа «Система непрерывного образования на основе компетентностного подхода: опыт реализации на базе профессиональной образовательной организации».

В результате инновационной работы в данном направлении обучающиеся неоднократно становились победителями и призерами мероприятий областного, всероссийского и международного уровней. Итогами РИП явилось создание системы воспитательной работы на новом уровне с использованием новых подходов и направлений; изменилась образовательная среда, заключающаяся в улучшении психотического климата в педагогическом коллективе, состоящем из нескольких бывших училищ и техникумов, инновационной атмосферы, при этом сохранении сложившихся традиций в социализационно-образовательном процессе.

В колледже выпускается печатное непериодическое издание - журнал «Инновационное развитие колледжа» (далее журнал). Всего в период с 2014 по 2019 годы в свет вышло 36 журналов, представленных в таблице 4, тиражом 15 экземпляров каждый номер. Участие в подготовке журналов принимают участие задействованные в инновационной деятельности педагоги и мастера производственного обучения колледжа.

Таблица 4. Анализ выхода журнала в период 2014-2019 гг.

Тематика

Количество выпусков, екз.

Исследовательские материалы по теме РИП

8

Конференции колледжа

5

Практическое обучение, социальное партнерство, трудоустройство, конкурсы профмастерства

5

Воспитательная работа

7

Образовательные технологии

6

Библиотечное дело

1

Дополнительные образовательные программы

1

Профориентация, маркетинг

3

Итого

36

Издание журнала обеспечивает:

- информационно-методическое сопровождение социализационно-образовательного процесса;

- информационное сопровождение инновационной деятельности;

- накопление теоретических и практических знаний;

- сопровождение студенческих и педагогических конференций.

В настоящий момент педагогический коллектив колледжа реализует РИП на тему «Формирование социальной активности обучающихся ПОО». В рамках проекта выбран проектный метод в качестве основного. РИП будет сопровождаться индивидуальными и (или) групповыми социализационно-образовательными проектами его исполнителей, участников [11]. По итогам первого учебного года инновационной деятельности реализуются 24 проекта с участием преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся колледжа. Продуктом инновирования станет социальная компетентность, конкретно — социальная активность, а материальным продуктом становятся многочисленные социализационно-образовательные проекты, обеспечивающие формирование входящих в ее состав позитивных социальных компетенций [11]. В результате работы действующей в колледже РИП педагогический коллектив надеется получить инструменты по социализации и воспитании обучающихся.

Известно, что современная организация любых форм собственности является эффективной, если она инновационна. Важным условием является инновационная образовательная среда, способная обеспечить инновационную деятельность педагогического коллектива, внедрение новых образовательных технологий, совершенствование различных направлений деятельности ПОО.

Необходимо отметить, что в Челябинской области сформирован механизм открытия и деятельности РИП, в том числе инновационной деятельности по совершенствованию воспитательной работы ПОО.

Подводя итоги организации инновационной деятельности в социализационно-образовательного процесса ПОО на примере колледжа можно прийти к следующим выводам:

  • формат РИП позволяет планомерно организовать большинство преподавателей и мастеров производственного обучения на решение поставленных задач в период реализации инновационного проекта;
  • деятельность РИП организована как проектная деятельность, что позволяет получать поставленные результаты в установленный срок;
  • вовлечение педагогов в инновационную деятельность обеспечивает улучшение основных показателей социализационно-образовательного процесса.

Список литературы

1. Молчанов С.Г., Малиновский Е.С. Использование исторических объектов в воспитательной работе профессиональной образовательной организации // Мир педагогики и психологии. 2020. № 3 (44). С. 41-48.
2. О разработке проектов моделей профессионального воспитания в профессиональной образовательной организации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/c25ea419ebc46296d49cf920dd25251f/download/480/
3. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» : сб. — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
4. Ломакина Т.Ю., Сергеева М. Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. – Курск, 2011. – 284 с.
5. Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика», Киричек К.А., «Инновационная деятельность преподавателей в современном образовательном процессе в системе СПО» http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2996
6. Малиновский Е.С. Феномен "социальная активность" / Е.С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 2 (22). - С. 106-115.
7. Приказ Минобрнауки России от 22.03.2019 N 21н "Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования" // Режим доступа –
8. Постановление Правительства Челябинской области от 19.11.2014 года № 603-П «О Порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений РИП» // Электронный ресурс// UTR: http://www.chirpo.ru/files/lab-innovac-deiat/603-p.pdf.
9. Челябинский институт развития профессионального образования // Организация и научно-методическое сопровождение инновационных площадок // Материалы заседания // Режим доступа // http://chirpo.ru/oblastnoj-metodicheskij-sovet.
10. Измайлова Е.В. Региональные инновационные площадки в системе образования Кировской области//Образование в Кировской области. 2015. № 3 (35). С. 4.
11. Малиновский Е. С., Молчанов С. Г., Кербель Л. Н. Социальнообразовательные проекты: формирование и оценивание // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 4 (24). - С. 96-104.

Расскажите о нас своим друзьям: