Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №07 (48) Июль 2020

УДК 371.332

Дата публикации 31.07.2020

Профессиональная ориентация школьников 9-х классов на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Кадочникова Наталья Ивановна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11568@vyatsu.ru
Киселев Владимир Александрович
учитель основ безопасности жизнедеятельности, Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа пгт Оричи", РФ, пгт Оричи

Аннотация: На сегодняшний день проблема профессиональной ориентации выпускников школ является весьма актуальной. И это обусловлено тем, что субъективные профессиональные устремления молодежи не соответствуют сложившимся объективно существующим потребностям общества в сбалансированной структуре кадров. Цель работы – оценить эффективность использования проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности для повышения мотивации профессиональной ориентации у школьников 9-х классов. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что использование в учебно-воспитательном процессе проектной деятельности, направленной на профессиональную ориентацию, является эффективным методом влияния на формирование стратегии осуществления выбора школьников профессиональной ориентации и способствует повышению осознанности подхода выбора профессии со стороны учащихся.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, основы безопасности жизнедеятельности, школьники, проектная деятельность, урок

Professional orientation of 9th grade students at the lessons of the basics of life safety

Kadochnikova Natalia Ivanovna
PhD in Biology, Associate Professor, Department of medical and biological disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Kiselev Vladimir Alexandrovich
teacher of the basics of life safety, Kirov Regional state Educational Budgetary Institution, «Secondary School of the urban-type settlement of Orichi», Russia, Orichi

Abstract: Today, the problem of professional orientation of school graduates is very relevant. And this is due to the fact that the subjective professional aspirations of young people do not correspond to the existing objectively existing needs of society in a balanced structure of personnel. The purpose of the work is to evaluate the effectiveness of using project activities in the lessons of the basics of life safety to increase the motivation for professional orientation of students in grades 9. The results obtained by us show that the use of project activities aimed at professional orientation in the educational process is an effective method of influencing the formation of a strategy for the implementation of students ' choice of professional orientation and contributes to increasing awareness of the approach to choosing a profession on the part of students.
Keywords: professional orientation, basics of life safety, school children, project activity, conversation, lesson

Правильная ссылка на статью
Кадочникова Н.И., Киселев В.А. Профессиональная ориентация школьников 9-х классов на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 07 (48). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnaya-orientatsiya-shkolnikov-9-kh-klassov-na-urokakh-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html (Дата обращения: 31.07.2020)

Актуальность исследования. Профессиональная ориентация как научно обоснованная система включает в себя социально-экономические, психолого-педагогические, медико-биологические и производственно-технические меры по оказанию личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства [7, с. 28; 12, с. 55].

На сегодняшний день проблема профессиональной ориентации выпускников школ является весьма актуальной [1, с. 25; 2, с. 779; 3, с 87-88; 13, с. 246]. И это обусловлено тем, что субъективные профессиональные устремления молодежи не соответствуют сложившимся объективно существующим потребностям общества в сбалансированной структуре кадров. Так, по данным Росстата [5] наиболее «провальными» группами являются имеющие основное общее и среднее общее образование – характерно наибольшее несоответствие работы и специальности и самый низкий уровень переподготовки и переобучения. По данным 2018 года [11] ‒ несоответствие работы и специальности, полученной в образовательной организации среднего профессионального образования по программе подготовки специалистов среднего звена составляет 40%, по программе подготовки квалифицированных рабочих – 45%; специальности, полученной в образовательной организации высшего образования – 29% соответственно.

Известно, что при выборе той или иной профессии человек руководствуется целым рядом мотивов [2, с. 778-781]. Так, по данным исследователей [6; 8; 13, с. 245-249] жизненные планы выпускников школ по содержанию, степени зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. У девятиклассников, в сравнении с одиннадцатиклассниками, они зачастую расплывчаты и неотделимы от мечты. Девятиклассники просто представляют себя, примеряя разнообразные роли, анализируют степень их притягательности, но не решаются сделать окончательный выбор и действовать для достижения задуманного. И лишь к концу 11-го класса вопрос «Кем быть?» уже не является абстрактным, формируется достаточно устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы, в которой решающими являются мотивы, связанные с взглядами, убеждениями, намерениями и решениям. Все это приводит к стабилизации качеств личности, определяя её направленность [9, с. 20-21; 13, с. 248-249].

 

Профориентационная работа в школе представляет собой целостную, структурированную систему, элементы которой тесно связаны между собой. Эта система включает в себя различные направления (профессиональное просвещение, профессиональную консультацию, профессиональный отбор, социально-профессиональную адаптацию и т. д.), формы и методы, применяемые на разных ступенях обучения, учитывающие возрастные особенности обучающихся и ее целью является подготовка учащихся к сознательному, обоснованному выбору профессий. Успех профессиональной ориентации на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным материалом [1, с. 30; 3, с. 89-90; 4, с. 79].

Цель работы – оценить эффективность использования проектной деятельности на уроках основ безопасности жизнедеятельности для повышения мотивации профессиональной ориентации у школьников 9-х классов.

Объем и методы исследования. Исследование проводились на базе Кировского областного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа пгт Оричи» (РФ, Кировская область). В рамках исследования были сформированы две группы из учащихся 9-х классов (возраст 15-17 лет): первая группа – экспериментальная (n=50), которая подвергалась формирующему воздействию, и контрольная группа (n=50), которая представляет исходный уровень показателей.

Для оценки эффективности проводимых профориентационных мероприятий в экспериментальной и контрольной группе производилось тестирование по общепринятым методикам: «Методика диагностики личности на мотивацию успеха Т. Эллерса», «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе профконсультации Б.А. Федоршина» и «Методика оценки смысложизненной ориентации (СЖО) Д.А. Леонтьева» ‒ до и после формирующего воздействия. В контрольной группе результаты подсчитывались так же дважды, через идентичный промежуток времени.

С целью определения статистической достоверности различия между сопоставляемыми признаками показателей использовали t–критерий Стъюдента, во всех случаях различия считались достоверными при t≥1,96 (р≤0,05).

Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. На момент начала педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы представляют собой независимые выборки, которые эквивалентны по характеристикам. Так, средний возраст учащихся экспериментальной группы составил 16,24 лет, контрольной группы – 16,22 лет (р>0,05). Процент девушек и процент юношей в экспериментальной группе – 74% и 26%, в контрольной – 70% и 30% соответственно (р>0,05). Также, у школьников экспериментальной и контрольной группы отсутствуют различия показателей формирования стратегии осуществления выбора (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение среднегрупповых показателей стратегии выбора школьников в контрольной и экспериментальной группах на начало педагогического эксперимента

№ п/п

Показатели

Контрольная

группа

(n=50)

Экспериментальная

группа

(n=50)

Достовер-ность

М±m

М±m

1

Мотивация успеха

12,30±0,67

12,20±0,62

р>0,05

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

2

Коммуникативный коэффициент

1,56±0,15

1,76±0,15

р>0,05

3

Организаторский коэффициент

1,48±0,15

1,40±0,10

р>0,05

Оценка смысложизненой ориентации

4

Цели в жизни

32,90±3,2

29,38±3,40

р>0,05

5

Прогресс жизни

31,90±4,06

28,80±3,80

р>0,05

6

Результат жизни

25,46±3,00

23,30±3,10

р>0,05

7

Локус контроль – Я

21,13±2,39

18,58±2,37

р>0,05

8

Локус контроль – жизнь

30,14±4,44

28,70±4,20

р>0,05

9

Общий показатель

103,10±10,21

95,76±9,80

р>0,05

Во всех группах уроки поводились 1 раз в неделю по 45 минут по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» [10], раздел «Основы комплексной безопасности». За период эксперимента было проведено 12 занятий в каждом 9-ом классе.

В экспериментальной группе, в отличие от контрольной, учащимся предлагалось задание ‒ создание проекта по изучаемому разделу ОБЖ. Проект включал в себя перечень профессий, связанных с изучаемой темой, и составление «портфолио» по наиболее интересным, по мнению учащихся, профессиям согласно плану:

‒ название профессии;

‒ область профессиональной деятельности;

‒ личностные и физические качества, необходимые для освоения;

‒ востребованность на рынке трудовых ресурсов;

‒ средняя заработная плата;

‒ учебные заведения, где можно обучиться данной профессии;

‒ стоимость обучения и наличие бюджетных мест.

В рамках разработки проекта учащиеся определяли цели, планировали, анализировали и синтезировали данные, формулировали выводы, презентовали готовый продукт, обобщали, обосновывали, резюмировали и подводили итоги. Таким образом, на основе данных проектов, самими учащимися был создан «банк» наиболее привлекательных профессий, связанных с программным материалом.

Проведенное тестирование в конце эксперимента выявило, что в контрольной группе прирост показателя мотивации успеха составил 9,7%, оценки коммуникативных и организаторских склонностях – 15,3% и 16,2% соответственно, общий показатель оценки смысложизненой ориентации – 7,2%. Данный изменения в контрольной группе носили недостоверный характер (р>0,05). В экспериментальной группе прирост показателя мотивации успеха составил 39,3%, оценки коммуникативных и организаторских склонностях – 93,2% и 97,1% соответственно, общий показатель оценки смысложизненой ориентации – 40,6%. Данный изменения в экспериментальной группе носили достоверный характер (р≤0,05), что свидетельствует о повышении устойчивости мотивационной сферы, взглядов, убеждений, намерений и решений.

Сравнительный анализ среднегрупповых показателей формирования стратегии осуществления выбора у школьников контрольной и экспериментальной групп на конец педагогического эксперимента (табл. 2) показал, что различия носят достоверный характер. Это позволяет говорить о том, что использование проектной деятельности не только обеспечивает углубленное и практическое изучение основ безопасности жизнедеятельности, а также помогает формировать сферу мотивации, оценки, самооценки, позволяет «примерить» на себя профессии, и определить соответствуют ли они личностным и физическим особенностям обучающегося.

Таблица 2. Сравнение среднегрупповых показателей стратегии выбора школьников в контрольной и экспериментальной группах на конец педагогического эксперимента

№ п/п

Показатели

Контрольная

группа

(n=50)

Экспериментальная

группа

(n=50)

Достовер-ность

М±m

М±m

1

Мотивация успеха

13,50±0,90

17,00±0,50

р≤0,05

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

2

Коммуникативный коэффициент

1,80±0,15

3,04±0,20

р≤0,05

3

Организаторский коэффициент

1,72±0,30

2,76±0,15

р≤0,05

Оценка смысложизненой ориентации

4

Цели в жизни

36,90±2,80

48,3±2,10

р≤0,05

5

Прогресс жизни

36,40±3,60

47,8±2,90

р≤0,05

6

Результат жизни

28,61±2,50

36,2±2,20

р≤0,05

7

Локус контроль – Я

26,24±2,28

32,9±1,80

р≤0,05

8

Локус контроль – жизнь

32,28±3,60

42,4±2,80

р≤0,05

9

Общий показатель

107,80±9,10

134,6±6,44

р≤0,05

Вывод. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о высокой эффективности применяемых методов на формирование стратегии осуществления выбора у школьников профессиональной ориентации и большей осознанности к подходу выбора профессии со стороны учащихся экспериментальной группы.


Список литературы

1. Бородуля Л.М. Организация профориентационной работы в школе // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С 23-32.
2. Горбачева С.М., Стрижко И.И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. 2015. № 21. С. 778-781.
3. Зайцева Т.И. Повешение мотивации к профориентации // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С 87-90.
4. Краснорядцева О.М., Трифонова Ю.А. Психолого-образовательное сопровождение процесса становления профессиональной идентичности студентов педагогического колледжа // Психология обучения. 2011. № 11. С. 74-83.
5. Новое исследование Федеральной службы государственной статистики (Росстат) выявило, что почти 60% россиян работает не по специальности [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа: https://ria.ru/20120813/722231749.html (дата обращения 06.06.2019).
6. Олпорт Г. Личность в психологии [Электронный ресурс]. 2019. Режим доступа: http://personhuman.narod.ru/goo1.html (дата обращения 06.06.2019).
7. Попова О.А. Реализация межпредметных связей на уроках ОБЖ. Аттестационная работа. Отдел образования Администрации Мартыновского района, 2010. С. 28.

Расскажите о нас своим друзьям: