Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №09 (62) Сентябрь 2021

УДК 159.9

Дата публикации 30.09.2021

Связь невротических проявлений и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста

Шевченко Полина Андреевна
студентка 6 курса направления «Клиническая психология», Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, palusenka1@gmail.com
Перевозчикова Елизавета Андреевна
студентка 6 курса направления «Клиническая психология», Волгоградский государственный медицинский университет, г. Волгоград, lpexteleva1@gmail.com

Аннотация: В статье раскрываются и анализируются результаты эмпирического исследования уровня невротизации и тревожности учащихся 3-4 классов в зависимости от их пола с помощью шкалы явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) и «Детский опросник неврозов» (авторы Седнев В.В., Збарскин З.Г., Бурцев А.К.). В качестве дополнительного статистического исследова¬ния по указанным методикам был также проведен сравнительный анализ показателей с помощью статистического метода парных выборок, а именно связь невротизации и тревожности. По данным исследования, можно сказать, что девочки более склонны к невротизации по сравнению с мальчиками. А тревожность является характерной для обоих полов в равной степени. При этом мы можем наблюдать наличие невротических проявлений у детей с повышенной тревожностью, что говорит о связи между первым и вторым.
Ключевые слова: тревожность, невротизация, учащиеся 3-4 классов, нарушение эмоционального фона.

The relationship between neurotic manifestations and the level of anxiety in primary school children

Shevchenko Polina Andreevna
6th student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Volgograd
Perevozchikova Elizavetta Andreevna
6th student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Volgograd

Abstract: The article discloses and analyzes the results of an empirical study of the level of neurotization and anxiety of students in grades 3-4 depending on their gender using the CMAS explicit anxiety scale (adaptation by A.M.Prichozhan) and the Children's Neuroses Questionnaire (Sednev V.V. Zbarskin Z.G. Burcev A.K.). As an additional statistical study, a comparative analysis of the indicators using the statistical method of paired samples, namely the relationship of neurotization and anxiety, was also carried out using these methods. According to the study, it can be said that girls are more likely to neurotize compared to boys. And anxiety is characteristic of both sexes equally.
Keywords: anxiety, neurotization, students in grades 3-4, violation of emotional background.

Правильная ссылка на статью
Шевченко П.А., Перевозчикова Е.А. Связь невротических проявлений и уровня тревожности у детей младшего школьного возраста // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 09 (62). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/svyaz-nevroticheskikh-proyavlenij-i-urovnya-trevozhnosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html (Дата обращения: 30.09.2021)

Введение: Невроз опасен тем, что, как правило, остается не замеченным и семьей, и учителем, а последствия этих расстройств, оставаясь на многие годы, мешая человеку жить, адаптироваться к среде, вызывая психосоматические заболевания и оставляя отпечаток на его психическом состоянии.

Все вышеперечисленное объясняет неподдельный интерес специалистов разных областей (медицинских психологов, психиатров, психотерапевтов) к проблеме невротических расстройств у детей младшего школьного возраста. Данной проблемой занимались такие ученые как: В.И. Гарбузов, К.Г. Юнг, А. Адлер, А.Н. Леонтьев и многие другие деятели науки. Как правило, целью их трудов и исследований является не лечение уже приобретенного заболевания, а его профилактика с целью избегания развития более серьезных психических расстройств и девиантного поведения.[2]

С каждым годом количество детей, имеющих, какое-либо нервное заболеваниями возрастает. Доктор психологических наук Александр Иванович Захаров в своих исследованиях выяснил, что на момент перехода детей в среднюю школу здоровыми является только половина. Ситуация усугубляется халатным отношением семьи дошкольника к этой проблеме.[3]

Дизонтогенез при неврозах — это прежде всего проявление неравномерности развития, темпа созревания психических и физических функций.  Встречаясь главным образом в первые годы жизни, неравномерность развития зависит от совместного действия многих факторов. [4]

В большом количестве случаев заболевание просто не замечается родителями, но еще чаще оно игнорируется, пускается на самотек и не принимается всерьез, что является роковой ошибкой. И только малая часть родителей уделяет этой проблеме должное внимание, пытаясь помочь своему ребенку.

Целью исследования является определение степени уровня невротизации и тревожности учащихся 3-4 классов в зависимости от пола.

Материалы и методы: В исследовании приняли участие ученики 3 и 4 классов МОУ «Гимназия №5». Общий объем составил 60 человек в возрасте от 9 до 11 лет.

Исследование проводилось с помощью шкалы явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан) и «Детский опросник неврозов» (ДОН) авторы Седнев В.В., Збарскин З.Г., Бурцев А.К. Применение данных методик позволило выявить уровень тревожности и невротизации в зависимости от пола и возраста. Так же проведенное исследование и дальнейший его статистический анализ при помощи методов математической статистики позволяют нам сделать вывод о наличии статистической связи между уровнем невротизации и тревожности.

Полученные результаты и их интерпретация. При вторичной обработке были составлены сводные таблицы с результатами, вычислены средние показатели и процентные соотношения по каждому параметру, а также было составлено распределение по степени выраженности (низкий, средний, высокий уровни). Результаты были сведены для анализа в таблицы, проведена статистическая обработка данных.

Результаты уровня тревожности и невротизации учащихся 3-4 классов приведены в таблице 1.

Шкалы

Степень

Девочки (N=30 чел.)

Мальчики

(N=30 чел.)

Все

(N=60 чел.)

Кол чел

%

Кол чел

%

Кол чел

%

депрессия

 

Низкая

22

36,6

26

43,3

48

80

Средняя

7

11,6

4

6,6

11

18,3

Высокая

1

1,6

0

0

1

1,6

Всего

30

100

30

100

60

100

астения

 

Низкая

24

40

27

45

51

85

Средняя

6

10

3

5

9

15

Высокая

0

0

0

0

0

0

Всего

30

100

30

100

60

100

Нарушения поведения

Низкая

27

45

24

40

51

85

Средняя

3

5

6

10

9

15

Высокая

0

0

0

0

0

0

Всего

30

100

30

100

60

100

Вегетативные расстройства

Низкая

22

36,6

27

45

49

81,6

Средняя

6

10

2

3,3

8

13,3

Высокая

2

3,3

1

1,6

3

5

Всего

30

100

30

100

60

100

Нарушения сна

 

Низкая

20

33,3

30

50

50

83,3

Средняя

6

10

0

0

6

10

Высокая

4

6,6

0

0

4

6,6

Всего

30

100

30

100

60

100

тревога

 

Низкая

25

41,6

25

41,6

50

83,3

Средняя

5

8,3

5

8,3

10

16,6

Высокая

0

0

0

0

0

0

Всего

30

100

30

100

60

100

Тревожность

 

Низкая

23

38,3

23

38,3

46

76,6

Средняя

3

5

5

8,3

8

13,3

Высокая

4

6,6

2

3,3

6

10

Всего

30

100

30

100

60

100

Общей уровень невротизации среди младших школьников, проявляющийся в астении, депрессии, вегетативных расстройствах, нарушениях сна, тревоги, нарушениях поведения, у обследуемых выражен слабо. Это говорит об общей не предрасположенности учащихся к невротизации и тревожности. Полученные результаты говорят о наличии гендерных различий в предрасположенности к невротическим состояниям. Показатели шкалы астении в группе говорят об их склонности к слабости, быстрой утомляемости и общей усталости. Показатели шкалы нарушений сна говорят о большей склонности к сонливости, тревожности перед засыпанием, отсутствию восстановления сил после сна, а также ощущению нехватки сна.

Навязчивые действия, тесно связанные с навязчивыми страхами и опасениями, психологически более понятные, невычурные (постукивания, прикосновения, потирание рук и некоторые другие), чаще относятся к проявлениям невротических навязчивостей, в частности в рамках невроза навязчивых состояний, особенно его варианта — невроза навязчивых движений, или компульсивного невроза [5].

Сравнительные показатели уровня невротизации, говорят о том, что девочки склонны к депрессивным проявлениям невроза, нарушениям сна и астении. Показатели депрессии, астении и нарушений сна у мальчиков значимо ниже. Остальные невротические проявления в равной степени выявляются как у мальчиков, так и у девочек.

Также мы можем заметить, что очевидных различий уровня тревожности между группами мальчиков и девочек не выявлено. Следовательно, тревожность в младшем школьном возрасте развивается не зависимо от пола. 

Наглядные результаты сравнения средних показателей по методике «ДОН» между группами девочек и мальчиков представлены на рисунке 5. А наглядные результаты по методике «Шкала явной тревожности» продемонстрированы на рисунке 6.

В ходе исследования был проведен корреляционный анализ между невротическими проявлениями по методике «ДОН» и проявлениями тревожности по методике «Шкала явной тревожности». Полученные результаты приведены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Корреляции

 

Депрессия

Астения

Нар.повед

Вегет.расстр

Наруш.сна

Тревога

Соц.желат

Тревожность

 

Корреляци Пирсона

,669**

,661**

,568**

,557**

,267*

,530**

-,270*

1

Знч.(2 сторон)

,000

,000

,000

,000

,039

,000

,037

 

N

60

60

60

60

60

60

60

60

**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).

 

Применение метода парных корреляций Пирсона, продемонстрированное в таблице 3, выявило высокую статистически значимую положительную связь между показателями невротизации (депрессия, астения, вегетативные расстройства, нарушения сна, нарушения поведения, тревога) и тревожности у обследованных в данной категории. То есть, мы можем говорить о наличии достоверной прямой связи выраженности депрессии и высоким уровнем тревоги у испытуемых [1].

Таким образом, проведенное исследование и дальнейший его статистический анализ при помощи методов математической статистики позволяют нам сделать вывод о наличии статистической связи между уровнем невротизации и тревожности, что подтверждает нашу гипотезу. Также мы можем ответить связь между полом и проявлением невротической симптоматики, так как исследование показала наличие корреляции между показателями уровня невротизации и женским полом, а вот наличие корреляции между полом и показателем тревожности не выявлено. Это означает что как девочки, так и мальчики в равной степени склонны к таким проявлениям тревожности как раздражительность, усталость, нарушения внимания и т.д. Отмеченные выводы частично подтверждают наши гипотезы.

 

Выводы:

В целом по выборке у подавляющего количества обследуемых выявлен низкий уровень невротизации и тревожности. Что выражается в способности детей эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Показатель уровня тревожности говорит о том, что младшие школьники не склонны к проявлениям суетливости, нарушении концентрации внимания, быстрой утомляемости, мышечном напряжении.

Применение метода парных корреляций Пирсона выявило высокую статистически значимую положительную связь между показателями невротизации и тревожности у детей младшего школьного возраста. Исходя из этого, мы можем утверждать, что присутствие невротических симптомов у ребенка ведет к повышению уровня его тревожности.

Расскажите о нас своим друзьям: