Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 37.013

Дата публикации 19.04.2021

Сущность подготовки педагогов на современном этапе развития высшего образования в России

Коноплев Виктор Витальевич
студент 2 курса группы M4119-49.04.01см направления подготовки «Физическая культура», магистерская программа «Спортивный менеджмент», Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Российская Федерация, kon_victor10@mail.ru
Якимович Елена Петровна
кандидат педагогических наук, доцент Школа педагогики ДВФУ (филиал ДВФУ), г. Уссурийск, Российская Федерация

Аннотация: Решение кадрового вопроса в сфере общего образования и как следствие этого, развитие педагогического образования, в настоящее время является наиболее важными задачами для регионов и страны в целом. Современной школе требуются учителя, владеющие на высоком уровне общекультурными и профессиональными компетенциями, способные ориентироваться в современных тенденциях развития образования. В данное работе нами будут выявлены наиболее значимые аспекты, раскрывающие сущность процесса подготовки педагогов в современных условиях развития высшего образования.
Ключевые слова: образование, студенты, университет, учителя, профессиональная ориентация.

The essence of teacher training at the present stage of development of higher education in Russia

Konoplev Viktor Vitalyevich
2-nd year student of group M4119-49.04.01sm directions of preparation "Physical culture", Master's program "Sports Management" Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation
Yakimovich Elena Petrovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor School of Education FEFU (branch of FEFU), Ussuriysk, Russian Federation

Abstract: The solution of the personnel issue in the field of general education and, therefore, the development of teacher education, is currently the most important task for the regions and countries as a whole. A modern school requires teachers who have a high level of general cultural and professional competencies, who are able to navigate in modern trends in the development of education. This study identifies the most significant aspects that reveal the essence of the process of training teachers in the context of the development of higher education.
Keywords: education, students, university, teachers, career guidance

Правильная ссылка на статью
Коноплев В.В., Якимович Е.П. Сущность подготовки педагогов на современном этапе развития высшего образования в России // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sushhnost-podgotovki-pedagogov-na-sovremennom-etape-razvitiya-vysshego-obrazovaniya-v-rossii.html (Дата обращения: 19.04.2021)

Развитие различных сфер жизни современного общества оказывает прямое влияние на систему образования в целом, так как она должна отвечать всем современным требованиям, чтобы оставаться актуальной и востребованной. Процессы цифровизации экономики, автоматизации производства и развитие науки и техники повлияли не только на облик образования в области инженерии, естественных наук, но и на педагогическое и общее образование.

В настоящее время, основное общее образование в нашей стране находится в процессе модернизации. Внедряются инноваций, которые в свою очередь, направлены на качественный переход от традиционной школы к современной, в основе которой лежат принципы гуманизма. Школа нового типа, прежде всего направлена на развитие ребенка – исследователя и созидателя, с учетом его способностей и пожеланий. Одним из важнейших шагов к достижению поставленной цели, является введение проектной деятельности школьников, которая и позволит достигнуть этой цели. Данный вид деятельности направлен на раскрытие творческих способностей ребенка, развитие умений поиска и обобщения необходимой информации. Но для осуществления качественного перехода к современной школе нового типа, необходимы компетентные педагоги, способные осуществлять свою деятельность в современных реалиях.

Нами был проведен анализ сущности подготовки педагогов на современном этапе развития образования на территории нашей страны. В ходе проделанной нами работы были использованы методы: анализа и обобщения научной, методической и специальной литературы, статистических отчетов.

Несмотря на снижение количества студентов, обучающихся на программах высшего образования, заметна тенденция к увеличению доли студентов педагогических направлений подготовки. Однако их число остается незначительным (рис. 1).

Так, согласно официальному сайту Российского технологического университета в 2019 году:

– число студентов очной формы обучения 2408824 чел.;

– число студентов, обучающихся на педагогических направлениях подготовки 231468, что составляло 9% от общего количества студентов [1].

Рисунок 1. Количество студентов высших учебных заведений педагогических направлений подготовки на территории Российской Федерации по состоянию на 2019 год

Но стоит отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации возникла общая нехватка педагогических работников, однако в этих регионах количество студентов – будущих педагогов сокращается. Это можно связать с низкой популярностью профессии «учитель» среди абитуриентов. Выходом из сложившейся ситуации является модернизация профессионального ориентирования школьников и создание положительного образа профессии учитель [6;9].

Стоит отметить, что профессиональная ориентация молодежи является одним из актуальных современных вопросов. Ведь грамотное ориентирование поможет наполнить рынок труда необходимыми для общества специалистами, сократив уровень безработицы [5, с. 33]. Но, как показывает практика, выпускники школ, не до конца понимают сущность выбранной профессиональной деятельности или вовсе не определились с тем, кем хотят быть. Особенно актуальна данная тенденция при выборе педагогических направлений подготовки внутри отдельно взятых регионов, что требует продолжения профориентационной работы на протяжении всего процесса подготовки будущих учителей [2, с. 20].

Содержание обучения будущих педагогов также претерпевает серьезные изменения, направленные на формирование у них способности и потребности к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию [3, с. 148]. С этой целью меняется и структура самого процесса профессиональной подготовки. Так, в учебный процесс внедряются технологии смешанного обучения, которые подразумевают не только комфортное освоение учебного материала в удобное время и с необходимой скоростью, но и приучают студентов к самостоятельности и таймменеджменту [4, с. 245]. Кроме того, усилилась практикоориентированность подготовки педагогов, что должно благотворно сказаться на качестве дальнейшей профессиональной деятельности молодых учителей.

В новых ФГОС уделяется особое внимание формированию у будущих педагогов научно-исследовательских компетенций ввиду того, что они должны как самостоятельно осуществлять исследования, так и организовывать своих учеников. При этом молодые педагоги должны уметь проводить педагогические исследования с целью повышения качества процесса обучения и воспитания школьников, а сопровождение исследовательской деятельности учеников осуществлять в рамках того предмета, который будут в дальнейшем преподавать [8, с. 55].

В связи с необходимостью формирования у будущих учителей описанных выше компетенций претерпел изменения и профессорско-преподавательский корпус: увеличилась доля преподавателей-практиков, имеющих опыт эффективной работы со школьниками, привлекаются к процессу подготовки педагогов ведущие ученые в области педагогики и возрастной психологии [7, с. 285].

Таким образом, мы выявили следующие тенденции подготовки будущих педагогов:

– профориентационная работа осуществляется не только до поступления будущего учителя в университет, но и на всем протяжении обучения;

– в основе подготовки учителей по новым ФГОС лежит не трансляция знаний, а организация условий по их получению;

– усилилась подготовка студентов педагогического направления к научно-исследовательской деятельности;

– в подготовке будущих педагогов сместился акцент с теоретической подготовки на практическую.


Список литературы

1. ГИВЦ Минобрнауки России МИРЭА - Российский технологический университет // URL:http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (Дата обращения: 17.03.2021)
2. Катунова В.В. Проблема профессионального самоопределения учащихся/ В.В. Катунова, Ж.А. Шуткина //Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. – 2017. – № 9 (26). С. 19-34.
3. Кельчевская Н.Р. Формирование и развитие человеческого капитала научно-педагогических кадров в организациях высшего образования РФ /Н.Р. Кельчевская, И.М. Черненко, Е.В. Ширинкина//Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2018. –№ 1(13). – С. 140-153.
4. Луценко Н.О. Преимущества и риски внедрения современных информационных технологий в систему высшего образования /Н.О. Луценко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2019. – № 11 (177). – С. 243-247.
5. Минияров В.М. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности / В. М. Минияров, А. Е. Эстерле // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. – 2017. – № 1. – С. 26–27.
6. Общероссийская база вакансий «Работа в России» [Электронный ресурс] // URL: https://trudvsem.ru/ (Дата обращения: 06.03.2021).
7. Рамазанова Э.А. Роль инновационных процессов в системе высшего педагогического образования / Э.А. Рамазанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51-2. - С. 279-285.
8. Сапрыкина И.Э. Влияние сайта университета на его положение в мировых рейтингах / И.Э. Сапрыкина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2018. – № 8. – С. 54-58.
9. Якимович Е.П. Личностно-профессиональная модель современного учителя / Е.П. Якимович, Н.В. Хвастунов, В.С. Лозовая, И.А. Сапсай, А.А. Околод // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. –2019. – № 12 (178). – С. 365-368.

Расскажите о нас своим друзьям: