Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 37.015.3

Дата публикации 16.04.2021

Особенности стрессоустойчивости студентов-первокурсников в процессе социально-психологической адаптации

Судакова Елена Михайловна
студентка 5 курса направления «Клиническая психология», Волгоградская Медицинская Академия, РФ, Волгоград
Царукян Мгер Оганесович
студент 5 курса направления «Клиническая психология», Волгоградская Медицинская Академия, РФ, Волгоград, mgertsarukyan@mail.ru
Научный руководитель Болучевская Валентина Викторовна
доцент, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры общей и клинической психологии, Волгоградская Медицинская Академия, РФ, Волгоград

Аннотация: В статье раскрываются и анализируются результаты эмпирического исследования эмоциональных особенностей и степени стрессоустойчивости у студентов-первокурсников в процессе социально-психологической адаптации с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонд. При этом в качестве дополнительного статистического исследования по указанным методикам был также проведен сравнительный анализ показателей с помощью статистического метода парных выборок․ Высокий уровень тревоги и стресса связаны с непривычно организованными учебными нагрузками, возможной сменой места жительства и, конечно, полной самостоятельностью. Все эти условия делают студентов уязвимыми перед различными стрессовыми ситуациями.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, студенты-первокурсники, социально-психологическая адаптация․

Peculiarities stress resistance first-year students in the process of social and psychological adaptation

Sudakova Elena Mikhailovna
5th student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Russia, Volgograd
Tsarukyan Mger Oganesovich
5th student of the direction “Clinical Psychology” Volgograd State Medical University, Russia, Volgograd,
Scientific adviser Boluchevskaya Valentina Viktorovna
Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Lecturer of the Department of General and Clinical Psychology, Volgograd Medical Academy, Russian Federation, Volgograd

Abstract: The article reveals and analyzes the results of an empirical study of emotional features and the degree of stress tolerance in first-year students in the process of social-psychological adaptation using the Freiburg Personality Inventory (FPI) and the diagnostic methodology for social-psychological adaptation K. Rogers and R. Diamond. An additional statistical study was carried out on these methods - a comparative analysis of indicators using the statistical method of paired samples. High levels of anxiety and stress are associated with unusual organized educational loads, a possible change of residence, as well as complete independence. All these conditions make students vulnerable to various stressful situations.
Keywords: stress resistance, first-year students, social-psychological adaptation․

Правильная ссылка на статью
Судакова Е.М., Царукян М.О. Особенности стрессоустойчивости студентов-первокурсников в процессе социально-психологической адаптации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-stressoustojchivosti-studentov-pervokursnikov-v-protsesse-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii.html (Дата обращения: 13.04.2021)

Введение Стресс на сегодняшний день – это одна из самых актуальных проблем, которая приобрела не только исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием, объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния, возникающего под влиянием внешних обстоятельств. Стресс является спутником жизни человека, ведь мы повседневно находимся в условиях значительных психологических нагрузок [5]. Но, в настоящее время стресс стал обыденной нормой. Актуальной эта проблема является и для студентов-первокурсников.

Студенты-первокурсники являются группой людей, которые находятся в юношеском возрасте и им присущи такие особенности, как формирование ценностных ориентаций, норм морали, укрепление своей Я-концепции, самоопределение, осознание своего места в мире. Для этого возраста характерно завершение формирования основных черт личности.

Первокурсник испытывает трудности, впервые столкнувшись с новыми условиями деятельности в ВУЗе, которые, в свою очередь, вызывают фрустрацию и стресс. На развитие стресса влияет масса факторов: врождённые особенности организма и ранний детский опыт; воспитание в семье; личностные особенности; факторы социальной среды; когнитивные факторы. Процесс адаптации далеко не прост.

Новые условия деятельности могут отражаться на состоянии здоровья первокурсников. В то время как этому возрасту присущи активная интеллектуальная, познавательная деятельность и наиболее активное нравственное и эстетическое становление.

При поступлении в ВУЗ меняются не только стиль жизни, но и условия труда и отдыха, режим дня первокурсника. Сложность адаптации при переходе от общего к профессиональному образованию заключается не только в смене социального окружения, но и в необходимости принятия решения, возникновении тревоги по поводу правильности самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни. Именно поэтому студенты становятся уязвимыми перед стрессорами в значительной мере [1].

Естественно, стрессоустойчивость – это индивидуальная способность организма во время действия стрессора сохранять нормальную деятельность и работоспособность [3, 4].

Большинство студентов-первокурсников подвержены высокому уровню стресса, низкому уровню стрессоустойчивости в период начала обучения в ВУЗе. Именно у таких студентов наблюдаются отклонения от нормы адаптации.

В контексте целей обучения в ВУЗе, социальная адаптация студента-первокурсника означает способность соответствовать требованиям и нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не вступая с этой средой в противоречие [2]. Но насколько легко студенты-первокурсники адаптируются к новым условиям, могут ли они справиться со стрессом и как повышение стрессоустойчивости окажет влияние на социально-психологическую адаптацию будет ясно после проведения эмпирического исследования.

Целью исследования стало выявление уровня стрессоустойчивости студентов-первокурсников различных ВУЗов в процессе социально‑психологической адаптации.

Материалы и методыВ исследовании приняли участие студенты-первокурсники Волгоградского государственного медицинского университета факультета социальной работы и клинической психологии и Волгоградского государственного технического университета факультета строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Общий объем выборки составил 60 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Исследование проводилось с помощью Фрайбургского личностного опросника (FPI) [7]. Применение данного опросника позволило определить состояния и свойства личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Использование Методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [6] позволило выявить особенности личности студентов-первокурсников и степень социально-психологической адаптации к условиям ВУЗа․

Полученные результаты и их интерпретация. Сравнительное исследование позволило определить степень социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к условиям ВУЗа обеих групп обследуемых. В ходе статистического анализа полученных данных по Методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда в группе студентов Волгоградского государственного технического университета были получены средние значения по шкалам (рис. 1).

Рисунок 1. Средние значения по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонда в группе студентов Волгоградского государственного технического университета

Таким образом, больше всего баллов среди всех обследуемых данной группы получено по шкале «дезадаптивность». Это может свидетельствовать о том, что обучающиеся на первом курсе университета не смогли приспособиться к но­вым условиям их жизнедеятельности.

В первую очередь, следует сказать, что именно поступление в университет могло значительно сказаться на адаптации студентов. Такая ситуация, очевидно, возникла из-за того, что студенты попали в совершенно новые и непривычные для себя условия жизни. При этом, помимо самого поступления в ВУЗ, они стали выполнять новую роль в обществе и в своем кругу. Им, также, пришлось столкнуться с необходимостью проявления большей самостоятельности, ведь многие студенты являются иного­родними. Следовательно, изменились и те условия, которые были дома. Ведь с переездом в новый город возникает необходимость собственными силами справляться с различными бытовыми и повседневными задачами, кроме тех, которые касаются учебного процесса. При этом, можно сказать, что в некоторых сферах и областях деятельности у данных студентов могут возникать трудности, например, невозможность принять решение, добиться каких-либо целей и выполнить все задачи.

Однако, стоит отметить, что большая часть студентов выдвигает положительную оценку себя и своих возможностей, так как по шкале «принятие себя» среднее значение равно 41,18. Это может свидетельствовать о том, что многие студенты хоть и признают свою неприспособленность к новым жизненным условиям, все же стараются с ними справляться и считают такие действия вполне успешными. То есть, они вполне довольны своими результатами, достигнутыми высотами в учебе, что способствует повышению самооценки даже в сложный для них период.

При этом, для студентов-первокурсников технического университета свойственен внутренний контроль, что дает возможность говорить о способности обследуемых брать на себя всю ответственность за какие-то события, будь они положительные или отрицательные.

Проведя тот же анализ в группе студентов-первокурсников, обучающихся в Волгоградском государственном медицинском университете, также были получены средние значения по шкалам (рис.2).

Рисунок 2. Средние значения по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса – Р. Даймонда в группе студентов Волгоградского государственного медицинского университета

Студенты первого курса медицинского университета, исходя из полученных результатов, имеют несколько отличные данные, по сравнению с результатами студентов технического университета. Стоит отметить некоторую противоречивость полученных данных, так как высокие средние значения у испытуемых наблюдаются по шкалам «адаптивность» и «дезадаптивность». Причем первая из них практически в два раза превышает последнюю по баллам. Поэтому, можно говорить о том, что студентам, обучающимся на первом курсе медицинского университета, все же, свойственно более адаптивное поведение. Такая ситуация может быть связана с тем, что выбор профессии врача достаточно серьезный, и данную идею многим подросткам приходится взвешивать длительное время. Даже само решение обучаться на врача подразумевает некоторую решительность и самостоятельность. При этом, студенты еще со школьного времени предполагали и понимали с какими сложностями и трудностями им придется столкнуться во время обучения. Стоит сказать, что само обучение является достаточно длительным, и требует от молодых людей концентрации, внимательности, заинтересованности и высокой продуктивности. Таким образом, при поступлении в медицинский университет, потенциальными студентами осознаются многие трудности, с которыми придется свыкнуться и смириться, а значит, адаптация наступает гораздо быстрее.

Та же закономерность, что и у студентов технического университета, отмечается по шкалам «принятие себя» и «внутренний контроль», многими обследуемыми выбраны средние значения. Исходя из этого, можно говорить о том, что большинству студентов, вне зависимости от профиля ВУЗа и выбранной специальности, в той или иной мере свойственны высокая самооценка и вера в свои силы, удовлетворенность той деятельностью и теми действиями, которые осуществляются в повседневности или касаются образовательного процесса. Помимо этого, имеется направленность внутрь себя, которая отражается в поступках и мыслях, ведь за них всегда берется ответственность.

Для оценки состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения в обеих группах обследуемых студентов-первокурсников использовался Фрайбургский личностный опросник (FPI). Статистически проанализировав все значения группы студентов-первокурсников, обучающихся в Волгоградском государственном техническом университете, по данной методике, были получены средние значения по шкалам (рис.3).

Рисунок 3. Средние значения по методике FPI в группе студентов Волгоградского государственного технического университета

 

 

По всем шкалам, как базовым, так и производным, все значения находятся в пределах средних, они расположились между 5 и 6 баллами. Однако, имеется некоторое число шкал, по которым можно однозначно отметить низкие или высокие показатели. Так, например, по шкале «открытость» практически все обследуемые получили высокие показатели, что свидетельствует об их особенностях взаимодействия с другими людьми. И, так как, данная шкала характеризует отношение к социальному окружению и уровень самокритики, то большинство из студентов технического университета при высоких показателях стремятся всегда к доверительным контактам со всеми окружающими. При этом, они также предъявляют к себе слишком много требований, слишком критично относятся к себе в плане взаимодействия с другими людьми. Именно поэтому, нередко им бывает сложно завести какие-то новые знакомства, что является неизбежным при попадании в новую среду. Они многого ждут от самих себя, и от людей желают получать взамен доброжелательности и открытость в общении.

Можно также отметить и тот факт, что по шкале «общительность» выявлены значительно низкие показатели. Это может говорить о том, что студентам не свойственна высокая потребность в общении, им не требуются постоянные и длительные социальные взаимодействия. Однако, это может быть связано с некой застенчивостью, потому как в новых условиях, непривычных обстоятельствах многие становятся стеснительными и необщительными, что и отразилось в результатах исследования.

Проведя тот же анализ в группе студентов-первокурсников, обучающихся в Волгоградском государственном медицинском университете, были получены средние значения по шкалам Фрайбургского личностного опросника (FPI) (рис.4).

Рисунок 4. Средние значения по методике FPI в группе студентов Волгоградского государственного медицинского университета

В группе студентов-первокурсников медицинского университета некоторые показатели по средним значениям имеют большую выраженность, чем у студентов-первокурсников, обучающихся в техническом университете. Было отмечено, что студенты-медики имеют более высокий уровень невротизации личности, что может свидетельствовать о выраженных невротических нарушениях даже с психосоматическими изменениями. Конечно, факторов, влияющих на данный показатель достаточно много. Но, все же, стоит отметить, что специализация врачей более ответственная, более волнительная, так как имеет много сложностей. Поэтому первокурсники относятся к ней с некоторой тревогой, боятся не справиться с какими-то трудностями и поставленными перед ними задачами, боятся, что не оправдают ожиданий других людей и не смогут стать настоящими врачами. Это и порождает невротичность.

Помимо этого, примерно в одном диапазоне находятся значения по шкалам «депрессивность», «раздражительность», «эмоциональная лабильность», что в свою оче­редь свидетельствует о наличии у студентов первого курса медицинского университета достаточно неустойчивого эмоционального состояния. Это выражается в частых колебаниях и перепадах настроения. Также, эти шкалы отражают наличие низкого уровня саморегуляции, что не позволяет студентам-медикам справляться со своими эмоциями и возбуждением, которые в дальнейшем приводят к более значимым изменениям в поведении. Влияние на такое состояние и эмоциональный фон может оказывать высокая загруженность, повышенная требовательность от преподавателей и минимум свободного времени.

Показатели шкалы «общительность» схожи у студентов-первокурсников в обеих группах, что позволяет говорить об отсутствии высокой потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, так как на них возлагается большая учебная нагрузка. Как следствие – проявление застенчивости.

С помощью корреляционного анализа между показателями Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда студентов-первокурсников Волгоградского государственного технического университета было выявлено, что существует достоверная взаимосвязь между многими показателями. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о грамотном подборе методов исследования и процедуре проведения. Таким образом, можно отметить, что между шкалой «дезадаптация» из методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда и шкалой «депрессивность» из методики FPI имеется сильная положительная связь, что взаимообусловлено. Шкалы «внутренний контроль» и «застенчивость» также положительно коррелируют. Это говорит о том, что студенты принимают на себя всю ответственность в каких-либо критических ситуациях и обстоятельствах, а не перекладывают её на другого человека или сами условия. Потому как понимают, что в таком случае крайне мала вероятность взаимодействия с окружающими.

Кроме этого, были проведены корреляционные исследования относительно взаимосвязи тех или иных шкал по диагностической методике К. Роджерса - Р. Даймонда и полом испытуемых студентов-первокурсников. В результате был сделан вывод о том, что существуют гендерные различия, о которых могут свидетельствовать повышенные или пониженные показатели. Так, например, по шкалам «адаптивность», «принятие себя», «эмоциональный комфорт», «внутренний контроль» и «доминирование» более высокие значения среди студентов Волгоградского государственного технического университета первого курса больше свойственны именно женскому полу, чем мужскому.

При аналогичном проведении корреляционного анализа между полученными значениями Фрайбургского личностного опросника (FPI) и методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда студентов-первокурсников Волгоградского государственного медицинского университета было выявлено значительное количество связей между многими шкалами. Так, шкала «адаптивности» и шкала «депрессивности» имеют отрицательную связь, что свидетельствует об обратно пропорциональной зависимости между этими характеристиками личности. Причем, при анализе группы студентов Волгоградского государственного медицинского университета присутствует больше сильных отрица­тельных связей.

Также, была проведена статистическая обработка данных методом корреляции Пирсона, которая выявила отрицательную взаимосвязь между шкалой «общительность» в методике FPI (r=-0,785; p<0.01) и возрастом испытуемых Волгоградского государственного медицинского университета. Эти данные свидетельствуют о том, что высокая общительность свойственна более молодым испытуемым и по мере взросления снижается.

Помимо этого, были выявлены корреляции между такими шкалами методики FPI, как «невротичность», «депрессивность», «застенчивость» и «эмоциональная лабильность» и полом испытуемых. Проведенный статистический анализ средних значений по независимым выборкам демонстрирует тот факт, что высокие показатели свойственны представительницам женского пола в большей степени, чем представителям мужского пола.

В качестве дополнительного статистического исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса - Р. Даймонда и FPI был проведен сравнительный ана­лиз показателей с помощью статистического метода парных выборок․ Стоит отметить, что никаких значимых различий ни в одной, ни в другой методике выявлено не было. Это может свидетельствовать о том, что изменение показателей тех или иных исследуемых явлений не зависят от выбранного университета или специальности.

Таким образом, можно говорить о том, что существенная часть показателей в обеих методиках имеют сходства, как у студентов-первокурсников медицинского университета, так и технического университета. Это может свидетельствовать об отсутствии сильной зависимости между разными явлениями в схожих условиях (стрессовая ситуация первого курса ВУЗа). Однако, при этом отмечается больше адаптивных способностей у студентов-медиков, что может быть связано с длительной моральной подготовкой к новым условиям.

Выводы. Таким образом, на основании полученных данных в результате эмпирического исследования, можно сделать вывод, что никаких значимых различий между значениями и первой, и второй методик выявлено не было. Это может свидетельствовать о том, что изменение показателей тех или иных исследуемых явлений не зависит от выбранного университета или специальности. Однако результаты показали следующее:

Студенты-первокурсники, как медицинского, так и технического ВУЗов подвергаются некоторому стрессу. Причиной тому являются большая ответственность, приобретение новых ролей в обществе, попадание в новую социальную среду, где необходимо заводить новые знакомства. Все эти и некоторые другие факторы оказывают влияние на способность студента к успешной адаптации.

Обучающимся на первом курсе Волгоградского государственного медицинского университета свойственно более адаптивное поведение. Такая ситуация может быть связана с тем, что выбор профессии врача достаточно серьезный, и данную идею многим подросткам приходится взвешивать длительное время. Даже само решение обучаться на врача подразумевает некоторую решительность и самостоятельность.

Студенты-медики имеют более высокий уровень невротизации личности, что может свидетельствовать о выраженных невротических нарушениях даже с психосоматическими изменениями, и достаточно неустойчивое эмоциональное состояние, которое выражается в частых колебаниях и перепадах настроения.

Исходя из этих данных, можно говорить о том, что существенная часть показателей в обеих методиках имеют сходства, как у студентов медицинского университета, так и у студентов технического университета. Это может свидетельствовать об отсутствии сильной зависимости между разными явлениями в схожих условиях. При этом отмечается больше адаптивных способностей у студентов-медиков, что может быть связано с длительной моральной подготовкой к новым условиям.

 


Список литературы

1. Агаева А.Э. Особенности адаптации студентов I курса к обучению в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1221-1225.
2. Грехов Р.А., Раевский А.А., Кондратьев Г.В. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие. - 2 изд. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 112 с.
3. Гуров Ю.В., Карабанова К.И. Сам себе психолог. - Волгоград: Принт, 2020. - 172 с.
4. Деларю В.В., Шутова О.И. Защитные механизмы личности: учебно-методическое пособие. - 2 изд. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 112 с.
5. Раевский А.А., Грехов Р.А., Кондратьев Г.В. Аффективные расстройства в практике клинического психолога. - Волгоград: ВолгГМУ, 2020. - 92 с.
6. Соколова Н.А. Социальная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. - 2 изд. - М.: Юрайт, 2019. - 132 с.
7. Холина О.А., Казанцева Е.В., Мищенко В.И. Основы психологической компетентности в профессиональной деятельности следователя: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2021. - 101 с.

Расскажите о нас своим друзьям: