Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 373.2 (045)

Дата публикации 15.04.2021

Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников

Мазуренко Оксана Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск, ovm8vika@rambler.ru
Винокурова Наталья Валентиновна
кандидат педагогических наук, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, РФ, г. Саранск, nataljavinokurova@yandex.ru

Аннотация: Статья представляет собой материалы обзора научных источников, посвященных проблемам развития физических способностей дошкольников. Необходимость подобной работы обусловили имеющиеся в настоящее время разногласия между данными Федеральной службы государственной статистики, которые в значительной мере отличаются от декларируемых целей физического воспитания подрастающего поколения. В статье представлен анализ содержательного материала основных учебников, учебных пособий, научный статей по теории и практике физической культуры, свидетельствующий о незначительном отличии в понимании авторами общих закономерностей обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств (способностей) человека в единстве с направленным формированием личности в общей системе воспитания. Сделанный обзор научных исследований позволяет засвидетельствовать отсутствие до настоящего времени достаточно четкой, самостоятельной методологической концептуальной базы комплексного развития физических способностей детей дошкольного возраста вне зависимости от условий их организации.
Ключевые слова: физические способности, физические качества, физическое развитие, дети дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация

Current state and prospects of solving the problem of developing physical abilities of preschool children

Mazurenko Oksana Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Russia, Saransk
Vinokurova Natalia Valentinovna
Candidate of Pedagogical Sciences Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev,Russia, Saransk

Abstract: The article is a review of scientific sources devoted to the problems of the development of physical abilities of preschool children. The need for such work was caused by the currently existing differences between the data of the Federal State Statistics Service, which significantly differ from the declared goals of physical education of the younger generation. The article presents an analysis of the content of the main textbooks, textbooks, scientific articles on the theory and practice of physical culture, indicating a slight difference in the authors ' understanding of the general laws of teaching motor actions and educating physical qualities (abilities) of a person in unity with the directed formation of personality in the general system of education. The review of scientific research allows us to attest to the lack of a sufficiently clear, independent methodological conceptual framework for the integrated development of physical abilities of preschool children, regardless of the conditions of their organization.
Keywords: physical abilities, physical qualities, physical development, preschool children, preschool educational organization

Правильная ссылка на статью
Мазуренко О.В., Винокурова Н.В. Современное состояние и перспективы решения проблемы развития физических способностей дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-resheniya-problemy-razvitiya-fizicheskikh-sposobnostej-doshkolnikov.html (Дата обращения: 15.04.2021)

Проблема здоровья подрастающего поколения – одна из важнейших в жизни современного общества. Она проявляется в нарастающей тенденции к сокращению двигательной активности, что негативно влияет на каждого человека в отдельности и на общество в целом.

Ее решение является предметом дискуссии исследователей и практиков из разных областей знаний. Обусловлено это тем, что реальные показатели здоровья и физических способностей дошкольников значительно отличаются от декларируемых целей физического воспитания подрастающего поколения. Подтверждением являются данные Федеральной службы государственной статистики. Так, по статистическим данным за 2017 г., на территории Российской Федерации количество детей с нарушением осанки в возрасте 0-14 лет за последний год повысилось на 0,1%! и по-прежнему остается высоким. По обновленным данным Росстата на 07.08.2019 только 26,7 % детей в возрасте 0-17 имеют первую группу здоровья. Наименьшее количество таких детей отмечается в Ненецком автономном округе (8,7%), Волгоградской области (10,2%), г. Санкт-Петербург (10,6%), Архангельской области (13,1%) [1]. Представленные данные являются предметом дискуссии в области педиатрии, поскольку именно в детском возрасте формируется потенциал физических возможностей человека, который может быть реализован в различных сферах деятельности. Закономерным является тот факт, что в целом физическое развитие обусловлено рядом факторов, среди которых биологические, генетические, социально-бытовые и др. [2; 3; 4]. Особую роль в физическом развитии дошкольников отводят их двигательной активности. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками научного центра здоровья РАН г. Москва в 2010-2011 гг., физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в детском саду, содействуют физическому развитию дошкольников, эффективно способствуют совершенствованию двигательных навыков и умений. В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные организации полного дня.  Авторы протестировали физические способности мальчиков и девочек (ловкость, быстрота, выносливость, сила, гибкость) и пришли к выводу о том, что развитие физических способностей у дошкольников происходит разновременно. У детей одного возраста физические способности существенно различаются по своему уровню [5]. Вместе с этим, неоспоримым оказался тот факт, что  «…правильная организация комплексной системы воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях с регулярными занятиями физической культурой … позитивно отражается на физическом развитии и показателях двигательной подготовленности. Для повышения темпов развития индивидуальных физических способностей детей и ориентации на занятия тем или иным видом спорта следует учитывать возрастные периоды естественного увеличения качеств ловкости, силы, быстроты, гибкости и выносливости. При построении занятий физической культурой с дошкольниками следует правильно чередовать различные по характеру физические упражнения с силовыми и скоростно-силовыми нагрузками, учитывая при этом физиологическое действие статических нагрузок» [6, с.16].

В методических исследованиях также находим указание на то, что двигательная деятельность ребёнка дошкольного возраста должна занимать в режиме дня детского сада дневного пребывания до 50%, а не более 20% общего бюджета времени, как это происходит в действительности [7].

Современные образовательные программы и требования к содержанию и методам работы, осуществляемым в ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у  дошкольников интереса к двигательной деятельности. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Чем раньше ребенок ощутит радость от занятий, тем лучше, поскольку в дальнейшем он будет испытывать потребность в физических нагрузках.

Тем не менее, действующие программы дошкольного образования недостаточно учитывают необходимость комплексного развития физических способностей дошкольников.

Следует отметить, что охват детей дошкольным образованием, по данным Росстата, составляет всего лишь 66,5 % от общего количества детей дошкольного возраста. Можно предположить, что остальные дети компенсируют двигательную деятельность за счет посещения учреждений дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности. Однако, согласно статистическим данным на 09.05.2019 доля детей в возрасте 3-18 лет, занимающихся спортом, составляет всего лишь 57,8%. Согласно статистическим данным за 2018 г., учреждения дополнительного образования спортивной направленности (спортивные школы) составляют всего лишь 3% от общего количества. Возрастной состав детей, занимающихся в спортивных школах, до 5 лет по данным на 01.01.2019 составляет 6%, а 5-9 лет – 10% (!). Таким образом, несмотря на то, что здоровье обучающихся уже давно признано фундаментальным образовательным объектом, сдвигов статистики в положительную сторону не отмечается. Научно обоснованные концептуальные положения и технологические решения спортизации образовательных учреждений не приносят желаемого результата. И если в рамках исследований возрастание результатов здоровьеформирования подтверждается положительной динамикой, то в целом статистика по стране неутешительная. Цель данной статьи: проанализировать пути интеграции зарубежных и российских научных исследований в решении проблемы развития физических способностей дошкольников.

Проблема оптимизации физической подготовки, развития физических способностей детей дошкольного возраста вызывает живой интерес педагогов и исследователей. В дошкольной образовательной организации физическое воспитание направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Основное содержание данной работы базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания; некоторых видах спортивных упражнений; спортивных играх; общеразвивающих упражнениях, элементах акробатики и ритмической гимнастики; подвижных играх [8; 53; 55; 58].

Особое значение игре в этой связи придавали M. Ghazinddin, J. Greden, объясняя это влиянием детей друг на друга при непосредственном взаимодействии, переживании совместных эмоций [44]. W. E. Remus убедительно доказывает значимость игры для всестороннего развития ребенка [54].

В работах Л. П. Матвеева, В. И. Ляха, Т. И. Осокиной, Ю. К. Чернышенко, М. В. Сидоровой, Э. Я. Степаненковой теоретически обоснована необходимость целенаправленного развития физических способностей детей в процессе физического воспитания, доказано влияние систематического целенаправленного процесса физического воспитания на развитие этих способностей. О необходимости организованной двигательной деятельности детей для полноценного развития их физических способностей заявляют и зарубежные ученые B. Gratty, J. Hughes. В частности, B. J. Cratty в исследовании «Movement behavior and motor learning» подробно представил особенности функционирования двигательной системы, описал специфику развития двигательных действий и двигательных умений. Из пяти физических качеств автор акценировал внимание на ловкости [45].  Национальный консультант по физическому воспитанию J. D. Hughes наглядно путем традиционного проведения семинаров демонстрирует сотрудникам и студентам Университета Висконсин Ошкош, а также преподавателям физического воспитания творческий подход к организации и проведению уроков, игр и обучению начальному физическому воспитанию  [49].

Проблемы развития физических способностей (в том числе координационных), а также темпы их прироста становятся предметом изучения и отечественных исследователей [9; 10]. Относительно определения термина «физические способности» следует отметить, что даже в фундаментальных современных исследованиях существуют противоречивые точки зрения на содержание данного понятия. В работах Г. Г. Наталова физические способности понимаются как формы проявления дееспособности функциональных систем организма, участвующих в двигательной деятельности и определяющих ее эффект [11]. В работе Е. П. Ильина физическими способностями называются развитые врожденные за­датки, базирующиеся на психофизиологических и морфологических осо­бенностях организма [12]. В работе Б. А. Ашмарина, Ю. А. Виноградова, З. Н. Вяткиной физические способности понимаются как «отно­сительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональ­ные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия… Развитие способностей происходит под действием двух факто­ров: наследственной программы индивидуального развития орга­низма и социально-экологической его адаптации. Последний фак­тор создает объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и структур орга­низма, а, следовательно, целевого управления развитием физиче­ских способностей… Под развитием физических способностей понима­ется единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма» [13, с.121].

Значительное количество работ, посвященных исследованию особенностей развития физических способностей, определение данному понятию не дает, так, например, в работе Н. И. Дворкиной понятие «физические способности» тождественно понятию «физические качества» [14] .

В работе Т. А. Швалевой и Ж. В. Кузнецовой  «Развитие физических способностей у старших дошкольников, занимающихся плаванием в ДОУ» речь идет о двигательных способностях, а вывод сформулирован следующим образом: «Итак, проведенное исследование показывает, а тестирование доказывает, что занятия плаванием у детей дошкольного возраста способствует развитию двигательных способностей и, конечно, всех физических качеств» [15, с. 204].

Достаточно успешную попытку разграничить бытующие в науке понятия «физические качества» и «физические способности» предпринял Л. П. Матвеев в своем учебнике «Теория и методика физической культуры». По его мнению, они «в определенном отношении совпадают, однако они не тождествен­ны. Физические качества человека составляют качественную осно­ву его физических способностей, иначе говоря, характеризуют их качественное своеобразие. Последние в этом отношении правомерно рассматривать как производные от физических качеств. Вместе с тем физические способности не сводятся лишь к физическим качествам. Проявляясь в деятельности как двигательные способ­ности, они практически неотделимы от двигательных умений и навыков, приобретаемых в жизни в результате обучения или самонау­чения способам деятельности, формируются и совершенствуются в единстве с ними. То есть физические способности как двига­тельные способности представляют собой своего рода комп­лексные образования, основу которых составляют физические ка­чества, а форму проявления – двигательные умения и навыки» [16, с.15-16].

Обзор опубликованных материалов по обозначенной проблеме позволяет также констатировать, что один из предполагаемых путей решения проблемы связан преимущественно с развитием и совершенствованием одной определенной физической способности.

Так, для развития двигательных способностей «…необходимо создание таких внешних воздействий, при которых формирование двигательных навыков детей происходит в условиях положительного переноса качества основных движений, сопряженного развития физических качеств и функционально-двигательных способностей в соответствии с возрастными особенностями их становления» [17, с. 65]. Разработана модель управления процессом развития двигательной подготовленности дошкольников, построенная на принципе активного здоровьеформирования с включением биоэкономических психомоторных упражнений [18].  Определена роль наследственных и средовых факторов в развитии двигательных способностей дошкольников [19].

Как показывает анализ исследований более других физических способностей научный интерес вызывает область формирования координационных способностей. Это объясняется восприятием в научной сфере координационных способностей как комплексного физического качества, включающего в себя целый ряд конкретных двигательных способностей, определяемых широким комплексом факторов [20].

Подробно представлено понятие «координационные способности», показана структура координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, определена методика измерения и оценки координационных способностей дошкольников на основе прыжков с вращением с использованием прибора координациометр [21; 22]. Также предложена методика развития с элементами бальных танцев [23]. Разработана и внедрена методика применения средств плавания для развития двигательно-координационных способностей у дошкольников [24; 25]. Предложена методика проведения физкультурно-оздоровительных занятий по развитию координационных способностей у детей 6-7 лет с использованием тренажёрной системы «Тиса». Представлена комплексная оценка уровня развития координационных способностей [26]. Обоснована эффективность воспитания координационных способностей детей 5–6 лет при условии создания физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения, предложены методические механизмы ее реализации [27].

В зарубежных исследованиях значимость воспитания координационных способностей наиболее ярко и полно раскрыта авторским коллективом – P. Hirtz, G. Ludwig, J. Wellnitz.  Германские исследователи объясняют это следующими причинами: 1) хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям; 2) сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к обучению в школе, занятиям в секциях, к труду, службе в армии; 3) координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей: силы, быстроты, выносливости) учащихся [47; 48].

Об этом же свидетельствуют и научные выводы других зарубежных авторов - координационные способности  по своей значимости занимают в спортивных играх первое место по сравнению с другими физическими способностями [41; 43; 46; 50; 52; 56].

K. Bos и H. Mechling также в свое время подробно исследовали тренировочный процесс координационных способностей и понимали его как важную и неотъемлемую часть общего процесса физического воспитания [42].

Однако, следует отметить, что имеются и другие взгляды на этот вопрос. Так, V. Jonath, R. Krempel были определены доли (%) различных способностей в их влиянии на результат в спортивных играх [51]. Доля компонента координационных способностей в баскетболе составила всего 15%. Это почти в два раза меньше чем у скоростных и силовых способностей, а также выносливости.

Проблема развития выносливости дошкольников представлена в научных исследованиях менее обширно. Изучены физиологические особенности развития общей выносливости у детей дошкольного возраста при помощи дополнительных кружковых занятий по оздоровительной аэробике для дошколят, посредством организации народных игр [28; 29].

Развитие силовых способностей детей в условиях дошкольного образования в современных исследованиях практически не представлено.

Еще один вектор научного поиска направлен на определение эффективных средств для оптимизации двигательной активности дошкольников в целом, и отдельно взятых физических качеств в частности. Так, И. В. Стародубцева в своем исследовании пишет о том, что  занятия физкультурно-спортивной деятельностью (спортивная гимнастика, плавание) позволяют существенно повысить двигательную активность дошкольников. При этом наибольшую роль двигательная активность играет в развитии мальчиков, приводя к более значительным изменениям в показателях физической подготовленности [30].

Н. А. Винокурова, М. И. Васильева, Е. Н. Гоголева, Г. Г. Горохова представили экспериментальное обоснование эффективности использования народных подвижных игр и состязаний в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Результаты проведенного исследования показали, что методика, включающая целенаправленное применение народных подвижных игр и состязаний, способствует эффективному развитию определенных физических качеств детей старшего дошкольного возраста. В качестве наиболее эффективных средств авторы предложили народные подвижные игры, самобытные состязания, элементы народных танцев [31].

Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич, С. В. Кузьмина в своей работе представили эффективные результаты по внедрению средств аква-гимнастики, степ-аэробики, фитбол-гимнастики в работу ДОО и подтвердили их влияние на развитие физических способностей  [32].

И. В. Изаровская и др. предложили комплекс упражнений фитнес-данс как эффективное средство развития  базовых двигательных качеств старших дошкольников и улучшения их психического состояния [33].

А. Ивко, О. М. Чусовитина, Е. И. Швецова считают, что  комплекс упражнений с элементами хатха-йоги позволяет акцентировать внимание на развитии подвижности позвоночника и силовой выносливости мышц, здоровье суставов, содействовать поддержанию хорошего самочувствия [34].

Представленные исследования указывают на еще один аспект решения проблемы развития физических способностей – квалификация инструкторов по физической культуре в дошкольных организациях. В настоящее время  имеется большое количество предложений по осуществлению подготовки  к профессиональной деятельности  инструктора физического воспитания. Однако, согласно данным Росстата, лишь 35,1% педагогов имеют специальное педагогическое образования [35]. Между тем достижение целей образовательного процесса в области физической культуры напрямую зависит от целенаправленного диалога как руководителей физической культуры, так и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

Кроме того, важно осуществить мониторинг и оценку состояния физических способностей детей, отследить полученную динамику, скорректировать процесс и спрогнозировать его результат, задействовать в работе родителей воспитанников и пр. Н. И. Дворкиной  и  О. С. Трофимовой  была предложена технология педагогического контроля за уровнем физической подготовленности, состоящая из трех этапов. Первый этап направлен на определение различий между нормативными возрастными показателями, с одной стороны, и реальными данными испытаний по физической подготовке дошкольников, с другой. Второй этап данной технологии с использованием формулы позволяет сделать расчет интегрального индекса физических способностей: отношения суммы различий между полновозрастными нормативами и показателями развития физических качеств. На третьем этапе для каждого ребенка определялся индивидуальный показатель интегрального индекса физических способностей  [36].

Анализ современных исследований убеждает в их неоспоримой актуальности, однако они имеют узконаправленный характер и не способны оказать существенную помощь в устранении проблем, связанных с состоянием физического здоровья современного российского дошкольника. Как видно из обзора, большинство исследований посвящены анализу одного из аспектов развития физических способностей дошкольников, в то время как к настоящему времени назрела необходимость комплексного подхода к решению обозначенной проблемы. Под комплексным подходом мы понимаем некую модель педагогического сопровождения процесса развития физических способностей дошкольников в образовательной организации, компоненты которой способны охватить все сферы подготовки дошкольников и педагогов.

Предпосылки создания подобной модели неоднократно предпринимались и освещались. Так, Н. И. Дворкина предложила модель формирования базовой физической культуры личности дошкольника, включающую важнейшие компоненты общей и личностной культуры: коммуникативный, физический, детский игровой, познавательный, нравственный, ценностно-ориентированный, психологический, досуговый, информационный, а также компонент «Я-сам» [37].

Л. Н. Волошиной описаны эффективные результаты реализации комплексной систематической работы с дошкольниками по авторской парциальной программе и  технологии физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на здоровье». Авторами создана целостная система обучения играм с элементами спорта, доступная для детей. Отличительные особенности данной программы заключаются в создании специальной образовательной среды и включения игр спортивной направленности [38]. Согласно исследованию, оптимальная двигательная нагрузка достигалась за счет использования на занятиях игр с элементами баскетбола, футбола, настольного тенниса [39].

М. В. Сидоровой предложена педагогическая модель развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования игровой деятельности, обеспечивающей опосредованный характер овладения движениями, творческое решение двигательных задач и  необходимость подчинения результата двигательного поведения ребенку игровому мотиву [40].

В свое время наша заинтересованность в решения проблемы послужила причиной к созданию структурно-функциональной модели педагогического сопровождения развития физических способностей дошкольников в условиях групп кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольные образовательные организации [57]. Совершенно очевидно, что режим пребывания детей в детском саду и квалифицированный подход инструкторов по физической культуре позволяют обеспечить эффективное развитие физических способностей дошкольников. Однако с появлением вариативных форм организации дошкольного образования (группы кратковременного пребывания детей, дошкольные группы на базе центров дополнительного образования детей и пр.) выбор родителей и их социальный заказ направлены преимущественно на интеллектуальное развитие ребенка.  Большинство родителей не осознает тот факт, что физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка. Физически развитый ребенок меньше подвергается заболеваниям и лучше развивается психически. Занятия физическими упражнениями, наряду с оздоровительным влиянием, воспитывают у детей внимание и наблюдательность, волевые качества, характер. В связи с выбранной методологической стратегией в модель были включены следующие взаимосвязанные блоки: целевой, содержательный, технологический и результативный. Несмотря на достаточно серьезный подход к разработке содержания каждого блоков, справедливости ради следует отметить, что данная модель требует существенной доработки, направленной на становление более универсального характера ее использования.

Таким образом, сделанный обзор показал, что учеными проделана значительная работа, связанная с исследованием проблемы развития физических способностей дошкольников. Это подтверждается анализом содержательного материала основных учебников, учебных пособий, научных статей по теории и практике физической культуры, который свидетельствует о том, что они мало отличаются друг от друга в понимании общих закономерностей обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств (способностей) человека в единстве с направленным формированием личности в общей системе воспитания, но значительно отличаются в подходах к комплексному и целенаправленному процессу развития физических способностей дошкольников, хотя последнему уделяется чрезвычайно малое внимание. Одна из причин такого положения - отсутствие до настоящего времени достаточно четкой, самостоятельной методологической концептуальной базы комплексного развития физических способностей детей дошкольного возраста вне зависимости от условий их организации.

Анализ показывает, что при рассмотрении теоретических основ физической культуры, связанных с формированием ее терминологической базы, ученые единодушны в определении классификации физических способностей и качеств, но у них нет единого мнения относительно содержания понятий «физические способности», «физические качества», «двигательные качества», «двигательные умения».

К сожалению, зачастую в статьях, учебных пособиях, учебниках по теоретическим основам физического воспитания, физической культуры  положение, связанное с разработкой комплексного подхода, его моделированием в практической деятельности инструктора по физической культуре в ДОО достаточно убедительно не просматривается, а в большей мере акцентируется внимание на организационных формах процесса развития физических способностей дошкольников, на специфике использования отдельных физических способностей в определенных видах спорта, на возможности совершенствования физических способностей у детей с отклонениями в развитии. Однако данные области являются лишь вторичными по отношению целостному процессу организации работы по комплексному развитию физических способностей детей дошкольного возраста вне зависимости от условий их организации.

Соответственно, при всей значимости этих исследований они не могли в полной мере раскрыть всю совокупность вопросов развития физических способностей детей дошкольного возраста в силу их большой сложности.

Следовательно, приходится говорить о том, что обзор обнаружил отсутствие целостного, научно обоснованного, концептуального предложения по комплексному решению проблемы развития физических способностей дошкольников.

В современных условиях необходимо формирование нового подхода к организации сопровождения физического развития дошкольника, ориентированного на полный охват всех сфер деятельности дошкольных образовательных организаций, на воспитание здоровой, гармонично развитой личности. У педагогов и инструкторов по физической культуре в их деятельности должно быть выработано системное видение педагогического процесса. У занимающихся должна быть сформирована потребность в развитии физических качеств, способностей, формировании двигательных умений и навыков. И те и другие должны стать активными субъектами физкультурной деятельности, направленной на оптимальное и гармоничное физическое развитие личности.


Список литературы

1. Федеральная государственная служба статистики // Образование URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.09.2019).
2. Баранов А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: руководство для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 437 с.
3. Вельтищев Ю. Е. Генетические аспекты роста и развития человека. Общие закономерности роста. // Наследственная патология человека / Под ред. Ю. Е. Вельтищева, Н. П. Бочкова. - М.: 1992. - С. 5-30.
4. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. / Под редакцией Г. Н. Сердюковской. – М.: Промедэк, 1993. - 121 с.
5. Кузнецова М. Н. Динамика физического развития и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста / М. Н. Кузнецова, С. Д. Поляков, И. Т. Корнеева, Л. В. Гоготова, А. Д. Христочевский, С. В. Хрущев // Вопросы современной педиатрии. – 2010. - ТОМ 9. ‒ № 1. ‒ С. 12-16.
6. Кузнецова М. Н. Тестирование уровня физического здоровья дошкольников с целью коррекции физкультурно-оздоровительной работы / М. Н. Кузнецова, С. Д. Поляков, Н. С. Подгорнова, А. М. Соболев // Педиатрическая фармакология. ‒ 2011. ‒ ТОМ 8. ‒ № 5. ‒ С. 66-69.
7. Баршай В. М. Физическое воспитание дошкольников как основа здоровья современного общества ∕ В. М. Баршай, С. Н. Кривсун // Таврический научный обозреватель. – 2016. − № 11 (16). – С. 6-8.
8. Семенова Т. А. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в подвижных играх / Т. А. Семенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ‒ 2007. ‒ № 1. ‒ С. 53–57.
9. Пахомова А. Ю. Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 6 лет / А. Ю. Пахомова // Физическая культура, спорт – наука и практика – 2016. – №4. – С. 3-8.
10. Сирис П. З. Темпы прироста физических качеств – фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. – 1973. – № 4. – С. 9-22.
11. Наталов Г. Г. Основы общей теории спорта и системы подготовки школьников / Г. Г. Наталов. ‒ М.: Олимпийская литература, 2005. ‒ 320 с.
12. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. ‒ спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. ‒ 486 с.
13. Теория и методики физического воспитания / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вятки¬на и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. ‒ М.: Просвещение, 1990. ‒ 287 с.
14. Дворкина Н. И. Влияние спортивных занятий на развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников / Н. И. Дворкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ‒ 2009. ‒ № 5. ‒ С. 22 – 26.
15. Швалева Т. А. Развитие физических способностей у старших дошкольников, занимающихся плаванием в ДОУ / Т. А. Швалева, Ж. В. Кузнецова // ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2017. - С. 201-204.
16. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессио-нально-прикладных форм физической культуры / Л. П. Матвеев. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1991. ‒ 543 с.
17. Мухина М. П. Формирование двигательных способностей дошкольников / М. П. Мухина, А. И. Кравчук // Теория и практика физической культуры. ‒2015. ‒ № 3. ‒С. 62-65.
18. Бабченко А. П. Здоровьесберегающее управление процессом развития двигательных способностей дошкольников / А. П. Бабченко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – 11-2. – С. 12-19.
19. Федорова С. Ю. Изучение роли наследственных и средовых факторов в развитии двигательных способностей дошкольников / С. Ю. Федорова // КОНФЕРЕНЦИУМ АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций.- М: Академия социального управления, 2015. – С. 2641-2645.
20. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. / Н. А. Берштейн. ‒ М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.
21. Федорова С. Ю. Диагностика координационных способностей дошкольников на основе использования прыжков с вращением / С. Ю. Федорова // Дошкольное воспитание, 2014. - № 12. – С. 46-49.
22. Разинов Ю. И. Методика развития координационных способностей у детей 4-6 лет / Ю. И. Разинов, Л. А. Германова // Образование, физическая культура, спорт и здоровье: анализ проблемы. ‒ Смоленкс: ООО «Принт-Экспресс», 2012. ‒ С. 144-147.
23. Собянин Ф. И. Методика развития координационных способностей дошкольников с элементами танцев / Ф. И. Собянин, А. С. Некрасов, И. А. Жаворонкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гумаритарные науки. ‒ 2007. ‒ № 6 (50). – С. 59-62.
24. Киселева Н. В Развитие двигательно-координационных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами плавания: автореф. Дис. ... Канд. Пед. Наук: 13.00.04 - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. - Сургут, 2007. - 22 с.
25. Кузнецова Ж. В. Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием / Ж. В. Кузнецова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. ‒ 2014. ‒ №10. ‒ С. 121-124.
26. Горбунова Т. В. Развитие координационных способностей у дошкольников 6-7 лет на физкультурно-оздоровительных занятиях с использованием вибрационных тренажёров / Т. В. Горбунова, Ю. Л. Ларина // RUSSIAN JOURNAL OF EDUCATION AND PSYCHOLOGY. - 2019. - №3 (10). - С. 19-23.
27. Панкратович Т. М., Создание физкультурно-игровой среды в образовательном пространстве дошкольного учреждения как условие эффективного воспитания координационных способностей детей 5–6 лет / Т. М. Панкратович, В. Г. Купцова // Концепт. – 2013. – №10(октябрь). – ART13212. – 0,4п.л. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13212.htm
28. Кудинова Ю. В. Развитие общей выносливости у дошкольников с помощью кружковой работы / Ю. В. Кудинова, Л. А. Иванова, Н. Е. Курочкина // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». ‒ Том 7. ‒ №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/37PVN115.pdf (доступ свободный).
29. Васильев А. Г. Развитие выносливости у дошкольников посредством народных игр / А. Г. Васильев, Я. И. Ткаленко // Проблемы современной науки и образования. ‒ 2015. ‒ №12 (42). ‒ С. 200-206.
30. Стародубцева, И. В. Особенности развития дошкольников 6-7 лет, занимающихся различными видами физкультурно-спортивной деятельности / И. В. Стародубцева // Теория и практика физической культуры. ‒ 2016. ‒ №12. – С.27-29.
31. Винокурова Н. А. Народные подвижные игры и состязания в процессе физического воспитания дошкольников / Н. А. Винокурова, М. И. Васильева, Е.Н. Гоголева, Г.Г. Горохова // Теория и практика физической культуры.‒ 2018. ‒ №6. – С.50-52.
32. Пономарев Г. Н. Применение детского фитнеса в дошкольных образовательных учреждениях / Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич, С. В. Кузьмина // Культура физическая и здоровье. ‒ 2013. ‒ № 4 (46). ‒ С. 20-23.
33. Изаровская И. В. Фитнес-данс как средство развития базовых двигательных качеств дошкольников и улучшения их психического состояния / И. В. Изаровская, Л. В. Смирнова, Е. Н. Сумак, О. Б. Изаровская. // Человек. Медицина. Спорт. – 2019. – 1 (19). – С. 86-92
34. Ивко А. Развитие физических качеств у детей 5 – 6 лет посредством комплекса упражнений с элементами хатха-йогии / А. Ивко, О. М. Чусовитина, Е. И. Швецова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. ‒ №.4-2 (64) – С. 40-45.
35. Федеральная государственная служба статистики // Здравоохранение URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 18.09.2019).
36. Дворкина Н. И. Интегративное развитие физических и интеллектуальных способностей дошкольников подготовительной группы / Н. И. Дворкина, О. С. Трофимова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. ‒ № 6. ‒ С. 28.
37. Дворкина Н. И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников / Н. И. Дворкина. ‒ Москва : Теория и практика физ. Культуры, 2015. ‒ 462 с.
38. Волошина Л. Н. Оптимизация двигательной активности дошкольников в процессе реализации игровых программ и технологий / Л. Н. Волошина // Культура физическая и здоровье. ‒ 2013. ‒ № 4 (46). ‒ С. 25-28.
39. Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. Б.: Изд-во Белый город. 2013. ‒ 239 с.
40. Сидорова М. В. Развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования игровой деятельности : автореф. Дис. ... Канд. Пед. Наук: 13.00.04 ‒ Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры . ‒ Смоленск, 2006. ‒ 20 с.
41. Blume D.D. Grundsatze und methodishe Mabnahmen zur Sulung Koordinativen // Korpererziehung. 1978. № 42. S. 503–510.
42. Bos K., Mechling H. Dimensionen sportmotoriscer Leistungen. Verllag K. Hofman. Schorndorf. 1983. P. 73-78.
43. Derka G., Gottschling C., Kunz M. Die 50 besten Sportarten. Erste umfessende Studie über die Top-Disziplinen: Fitness und Gesundheit ohne Umweltschäden // Focus, das modern Nachrichtenmagazin. 1995. № 38. S. 203–210.
44. Ghaziuddin M. Depression in children with autismpervasive development disorders: a case-control family history study / M. Ghaziuddin, J. Greden. // Journal of autism and development disorders. 1998. №.28. P. 111-115.
45. Gratty B. Movement behavior and motor learning. Philadelphia. Lee and Febliger. 1973. 347 p.
46. Hirtz P. Coordinative Fahigkeiten im Schulsport. Berlin : 28 Volk und Wissen, Volkseigener Verlag, 1985. 96 s.
47. Hirtz P., Ludwig G., Wellnitz I. Enturieklung Koordinativer Tatigkeitenia? Aber wie?// Korperersiehung. – 1982. № 8-9. S. 386-391.
48. Hirtz P., Ludwig J., Wellnitz I. Potenzen des Sportunterrichts und ihre Nutzung fur die Ausbildung und Vervollkommnung koordinativer Fahigkeit // Theorie und Praxix der Korperkultur. 1981. №. 9. S. 680–683.
49. Hughes J. No Standing Around in My Gym: Lessons plans, games, and teaching tips for elementary physical education. Human Kinetics. 2004. 168 р.
50. Ideen. Zu einigen wesentlichen theoretischen Grundpositijnen fur die Untersuchung der koordinativen Fahigkeiten // Theorie und Praxis der Koperkultur. 1978. №. 1 S. 29–36.
51. Jonath V., Krempel R. Kondition straining. Reinbeck bei Hamburg : Rewolt Sport Rororo, 1991.
52. Mangi R., Jokl P., Dayton A.W. Sports fitness and training. N.Y. : Pantheon Books, 1987. 424 p.
53. Poole J. R., Mathias К., Stratton R. K. Higher-skilled and lowerskilled children's perceptive ability and actual performance with kicking striking tasks// The Physical Educator. – Vol. 53. 1996. № 4. P. 214 – 221.
54. Remus W. E. Who likes business games? // Simulation on and Games. – Vol. 12, 1981. №1. Р.3-14.
55. Rigney A., Felbermeycr C. Learning to move & moving to learn: play and physical activity in early childhood// Aussie sport action. – Vol. 6. 1995. № 3.
56. Šimonek J. Coordination Abilities in Volleyball. Published by De Gruyter Open Ltd. Warsaw/Berlin, 2014. 80 s.
57. Vinokurova N. V., Mazurenko O. V., Evseeva Y.A., Movsesyan ZH. A. Organizational and pedagogical conditions of assistance for preschool children’s physical abilities development in short period staying groups / // Astra Salvensis, Special Issue. 2018, Р. 521-529.
58. Yongue, B. Supporting preschool motor skill development/ TEPE teaching elementary physical education. – Vol. 6. 1995. № 1. – P. 8-9.

Расскажите о нас своим друзьям: