Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №04 (57) Апрель 2021

УДК 378. 147

Дата публикации 19.04.2021

Обучение магистрантов факультета почвоведения иностранному языку с помощью технологии «кейс-стади»: результаты и перспективы

Егорова Ольга Арсеновна
кандидат культурологии, доцент, факультет иностранных языков и регионоведения, МГУ имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва, egorovaolga29@mail.ru

Аннотация: В статьe анализируются особенности использования методики «кейс-стади» для обучения деловому английскому языку магистрантов факультета почвоведения МГУ. Учитывая ключевую задачу – обучение студентов навыкам составления кейсов, выделяются и обосновываются оптимальные критерии их моделирования. В статье предлагается развёрнутое определение понятия «кейс» в применении к образовательным задачам курса. Автор статьи отдельно останавливается на основных принципах, которым должны отвечать кейсы, и предлагает формальную структуру их составления. На основании эмпирического материала проводится анализ успешности применения данной образовательной методики, а также излагаются основные трудности, с которыми столкнулись магистранты. Выявляется влияние инновационной педагогической технологии, включающей в себя как моделирование, так и решение кейсов, на итоговые результаты обучающихся, развитие их коммуникативных навыков. В результате делается вывод о том, что использование технологии «кейс-стади» отвечает запросам современной образовательной парадигмы, повышает заинтересованность студентов выбранной специальностью и увеличивает шансы их успешного трудоустройства в будущем.
Ключевые слова: Образовательные технологии, курс менеджмента на английском языке, деловой английский, кейс-методы, интерактивное обучение, магистратура, факультет почвоведения МГУ.

Foreign language teaching with the help of “case study” technology at the master’s program of the Soil Science Faculty: results and prospects

Egorova Olga Arsenovna
PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Faculty of Foreign Languages and Area Studies, Lomonosov Moscow State University, Russia, Moscow

Abstract: The article examines the features of using the “case study” method for teaching business English to undergraduates of the Faculty of Soil Science, Moscow State University. Considering the key task – teaching students the skills of making up and using cases – the optimal criteria for their modeling are highlighted and substantiated. The article offers a detailed definition of the concept of “case” as applied to the educational objectives of the course. The author of the article dwells separately on the basic principles that case studies should meet and proposes a formal structure for their compilation. On the basis of empirical material, the analysis of the application of this educational methodology is carried out, and also the main difficulties faced by undergraduates are outlined. The article reveals the influence of this innovative pedagogical technology, which includes both modeling and case solving, on the final results of students, the development of their communication skills. As a result, it is concluded that the use of the case study technology meets the needs of the modern educational paradigm, increases the interest of students in the chosen specialty and increases the chances of their successful employment in the future.
Keywords: educational technology, management course in English, business English, case methods, interactive learning, master degree program, faculty of soil science at Moscow State University.

Правильная ссылка на статью
Егорова О.А. Обучение магистрантов факультета почвоведения иностранному языку с помощью технологии «кейс-стади»: результаты и перспективы // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/obuchenie-magistrantov-fakulteta-pochvovedeniya-inostrannomu-yazyku-s-pomoshhyu-tekhnologii-kejs-stadi-rezultaty-i-perspektivy.html (Дата обращения: 19.04.2021)

Статья посвящена анализу актуальной педагогической технологии – особенностям применения и конструирования кейсов в процессе освоения делового английского языка магистрантами естественнонаучных факультетов. Очевидно, что в современных реалиях изучение учащимися нового материала должно происходить с помощью интерактивного взаимодействия и обмена идеями, что и позволяет использование кейс-методов в образовательном процессе.

Будущий специалист, в частности выпускник факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, должен обладать целым рядом профессиональных компетенций, владеть не только теоретической базой, но и быть адаптированным к профессиональной среде в области экологии, защиты окружающей среды, агрономии. Приоритетные цели, стоящие перед факультетом почвоведения МГУ, определили задачи курса английского языка в магистратуре, а именно – «освоение обучающимися основ теории и практики менеджмента на английском языке; овладение современным деловым лексиконом в сфере, связанной с основной специальностью магистрантов (сельское хозяйство и экологический менеджмент)» [4, с. 28]. Инновационным и эффективным инструментом, помогающим решать поставленные задачи, является метод конкретных ситуаций – «кейс-стади».

Интересно заметить, что кейс-технологии впервые были применены в Гарвардской школе бизнеса в начале XX века. Работникам школы необходимо было создать новые обучающие программы по освоению теории и практики менеджмента с учетом изменившихся требований времени. В итоге преподавателями был разработан креативный подход, нацеленный на будущую профессиональную деятельность учащихся, а именно – методику применения кейсов. В Российской Федерации кейс-методы начали использоваться в конце прошлого века в МГУ имени М.В. Ломоносова. Применению кейсов способствовали новые политические и экономические реалии, когда международные образовательные программы и методы обучения получили широкое распространение в отечественных университетах.

В настоящее время кейс-технологии широко используются при проведении занятий по английскому языку на факультете почвоведения [3, 6]. Смысл кейс-метода заключается в том, что студентам предлагается проанализировать и затем обосновать решение проблемной ситуации, имеющей непосредственное отношение к профессиональной среде обучающихся. При этом в кейсе описывается совокупность обстоятельств конфликта, не требующего бесспорного способа урегулирования.

Применение кейсов позволяет развивать у студентов речевую, деловую и культурную компетенции. Отметим, что А.М. Гуревич выделяет следующие аспекты кейсов: «умение структурировать время, делегировать полномочия, развивать творческий и креативный подход, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным» [1, c. 29]. Магистранты факультета почвоведения анализируют кризисные ситуации с учетом полученных знаний в области делового общения, экологии и сельского хозяйства, моральных и этических норм, предлагают решение проблемы, описанной в кейсе, учатся беседовать с преподавателем на проблематику кейса, отвечают на вопросы преподавателя, возникающие по ходу обсуждения кейса.

Актуальной и перспективной задачей курса делового английского на факультете почвоведения МГУ является самостоятельная разработка магистрантами кейсов по предложенной тематике. В соответствии с поставленной задачей – обучение студентов навыкам составления кейсов – возникла необходимость выделить критерии их моделирования.

Для начала необходимо было разработать развёрнутое определение понятия «кейс» в имплементации к образовательным задачам курса. Сложность определения кейса состояла в том, что существует целый ряд «коннотаций» данной педагогической технологии [9, 10, 12]. Как считают Н.Д. Стрекалова и В.Г. Белякова, кейсы различаются «по структуре (структурированные кейсы, неструктурированные кейсы, первооткрывательские кейсы), объёму (полные кейсы, сжатые кейсы, мини-кейсы), источнику (художественные произведения и публицистика, публикации в СМИ, научная литература), образовательным задачам (практические кейсы, обучающие кейсы, научно-исследовательские кейсы)» [9, с. 25]. В результате анализа научно-методических работ, посвящённых кейс-методам, в том числе исследованию Н.В. Поповой и Т.Н. Сухаревой в области составления кейсов по тематики агрономии [8, с. 205-207], было принято следующее определение кейса. Кейс (от англ. case — случай) – это структурированное, детальное и последовательное изображение реальной или вымышленной проблемной ситуации, которая происходит в настоящем или происходила в прошлом. Кейс носит описательный характер. Цель кейса – обрисовать кризисную ситуацию, решение которой актуально для реалий современной жизни.

Важно было также определить общие формальные критерии для конструирования кейсов магистрантами факультета почвоведения. Соответственно, были проанализированы научно-методические работы, предлагающие перечень необходимых для разработки кейсов требований.

Так, С.Ю. Попова и Е.В. Пронина считают, что кейсы должны соответствовать следующим положениям: «являться понятными для всех участников, соответствовать поставленным задачам, актуализировать вызовы современной действительности, быть остроумными, доброжелательными и тактичными» [7, с. 62]. По мнению И.А. Фарафонтовой и С.А. Павловой, важно, чтобы «кейс опирался на знания основных разделов изучаемых дисциплин. Содержал текстовый материал (имел описательный характер), включал дополнительные виды подачи информации (таблицы, диаграммы). Формулировка проблемы кейса и её разрешение не должны быть однозначными. Желательно, чтобы кейс был изложен профессиональным языком в интересной для чтения форме» [11, с. 12].

Таким образом, используя наработанный опыт целого ряда педагогов и методистов, таких как А.М. Гуревич, А.М. Долгоруков, Н.В. Логачева, И.И. Головани, Н.В. Попова, Т.Н. Сухарева, И.А. Фарафонтова, С.А. Павлова, А.В. Эктов [1, 2, 5, 8, 11, 12], были выделены основные принципы, которым должны соответствовать кейсы, а именно: актуализировать задачи и вызовы, которые возможно придется решать учащимися в реальной жизни/соответствовать заданной структуре кейса, максимальный объём кейса – 1 страница/предоставлять возможность интерпретации с различных точек зрения/допускать различные варианты решения/быть тактичными и доброжелательными.

Кроме того, была определена оптимальная структура составления кейсов, носящая рекомендательный характер: название/вводная часть (герой/герои кейса, время действия, место действия, сопутствующие детали) /основная часть (ключевая интрига)/приложение (дополнительная информация к кейсу)/заключение (описание возможного решения) /вопросы к кейсу.

Заметим, что часть «Заключение» фактически является отдельным заданием, так как решение проблемы кейса магистрантом-разработчиком требует проработанной и последовательной резолюции, которая должна быть логически обоснована. Более того, это не означает, что предлагаемое разработчиком решение должно являться универсальным и единственно верным. Студенты имеют возможность высказать альтернативное мнение, обосновать его, обменяться различными гипотезами. Тем самым расширяются представления о возможных вариантах решения предлагаемой ситуации.

Магистрантам факультета почвоведения в течение семестра было предложено составить ряд кейсов в соответствии с их профессиональной тематикой. Разнообразие тем, предложенных студентами, демонстрирует, что это задание оказалось чрезвычайно актуальным и востребованным. Приведём ряд примеров названий кейсов по проблемам охраны окружающей среды и вопросам взаимодействия внутри трудового коллектива:

Protection of the environment in Russia, Ecological responsibility, Russia will face an environmental disaster comparable to Chernobyl, Goals to transform our world, A killer lake, Environmental problems, Environmental protection, Environmental impact of tailing dumps, Invasive plants from botanical garden, Ocean pollution, Safe the bees, Canadian seal hunt, Problem of Aral sea, Organic farming and food, Clean water for Russia: big problem of big country, Why farmers today need to take up precision farming.

The work/family collision, turning down the radio, self-check, To be terminated, How psychotherapy can help at workplace, Food stealing, Barry and communication barriers, The rules of business negotiations, Major anthropological issue, Generation of the 2000s in a working environment, Sexual workplace harassment, Colleagues of the bride, How to get on with your coworkers, Twitter in the city, Workplace harassment: how recognize and report it, Salary conflict at work, Can someone be fired for being a gay, Have a baby or a job.

Необходимо отметить, что применение технологии обучения с помощью моделирования кейсов не только значительно повысило заинтересованность студентов в учебном процессе, но и привело к росту уровня их мотивации и развитию коммуникативных навыков и когнитивных способностей. Метод конструирования кейсов был использован для магистерского курса общей численностью 62 учащихся (4 учебные группы). Анализ результатов итогового экзамена магистрантов по английскому языку показал, что применение кейс-методов привело к повышению результатов учащихся на 12% по сравнению с предыдущим годом. Благодаря введению методов моделирования кейсов посещаемость занятий в среднем выросла на 18%. Важно также, что уровень посещаемости занятий возрос как в продвинутых группах (уровень владения английским языком B2) c 70% до 81%, так и в группах с более низким уровнем знаний (уровень владения английским языком B1) с 65% до 79%.

Кроме того, результаты опроса студентов перед итоговым экзаменом по английскому языку показали, что большинство магистрантов (95%) посчитали конструирование кейсов релевантным и мотивирующим к изучению делового английского.

Для дальнейшего совершенствования методики обучения с помощью моделирования кейсов автором статьи были проанализированы основные трудности, с которыми столкнулись магистранты. Во-первых, были выявлены сложности в понимании студентами самого задания – написание кейса, а не доклада, сообщения на предложенную тему. Иными словами, первые варианты кейсов, разработанные рядом студентов, не являлись кейсами по жанру. Скорее, это были интересные сообщения по проблемам экологии и управления в сфере сельского хозяйства. Выяснилось также, что магистрантам достаточно сложно логично и последовательно сформулировать и описать исходную ситуацию и проблему, придерживаясь обозначенного плана и требуемого объёма.

В тоже время подавляющее большинство магистрантов факультета почвоведения справились с поставленными задачами и сконструировали кейсы, соответствующие предложенным критериям. В качестве примера проанализируем кейс, составленный магистрантом второго года обучения по проблемам экологии и окружающей среды.

Safe the bees

You are a farmer, who grows potatoes. Recently you found Colorado beetles on your young plants, so you used an insecticide to kill pests. Suddenly your neighbor blames you for the death of his bees. You hear about bees for the first time, but he wants to sue you and receive compensation. Will you give him a bribe or try to prove your innocence?

At first, he should prove his official occupation. If he didn’t register himself as a beekeeper, then it isn’t your fault. You must warn beekeepers about using insecticides, however, you didn’t know about the presence of beehives nearby. If he is an official beekeeper, then you can offer him compensation without bringing the matter to court. He can refuse it, in this case you can offer money again, but increase amount of money. If all this doesn’t work, and he still wants to sue you, order examination. How many bees died? Were they really dead due to your insecticides? These answers will probably help you later.

 

Questions:

1. Why does the beekeeper want to sue the farmer?

2. What is possible reason of bees’ death?

3. How can you prevent such cases in future?

4. Do you know anything about punishment for the mass death of bees?

Остановимся на основных достоинствах кейса. Во-первых, название кейса привлекает внимание и заинтересовывает. Кроме того, в нем чётко описана вводная ситуация, представлена основная информация, предложены пути разрешения проблемы. Помимо этого, тема кейса актуальна, способствует интересной дискуссии и обсуждению. Поставлены грамотные вопросы.

Таким образом, в статье проанализирована специфика моделирования кейсов как интерактивного метода обучения магистрантов естественнонаучных специальностей, в частности факультета почвоведения МГУ. Предложенный принцип конструирования кейсов обладает рядом преимуществ. Он представляет собой систему проектирования реальной профессиональной деятельности, ориентирует студентов на решение насущных проблем, способствует развитию практических и коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта.

Моделирование кейсов и разработка решений к ним не является «закрытым» заданием, а напротив может иметь нестандартные, трансцедентальные изначально предложенным рамкам резолюции. В результате этого, магистранты задействуют свои творческие способности, учатся предлагать новые смыслы.

Современная экономика все больше нуждается в специалистах, умеющих не только применять на практике полученные теоретические знания, но и справляться с теми задачами, с которыми они сталкиваются впервые, то есть предлагать инновационные решения. Соответственно, приоритеты в образовательном процессе смешаются с заучивания и повторения регламентированного программой объёма знаний на развитие самостоятельного мышления и умения перманентно обучаться в процессе работы. Моделирование кейсов является одним из лучших инструментов для решения этой современной образовательной задачи, так как формирует у студентов паттерны «инновационного» и критического мышления. Опыт применения технологии «кейс-стади» на факультете почвоведения показал, что выполнение таких заданий существенно влияет на качество проектной деятельности магистрантов: растёт количество и проработанность новых идей, улучшаются навыки последовательной логической аргументации.

Более того, методика обучения через конструирование кейсов оказывает позитивный эффект на мотивацию и вовлеченность студентов в образовательный процесс, так как они осознают, что полученные при работе с кейсами навыки могут быть применены на практике в их профессиональной деятельности.

Наконец, кейсы часто используются в качестве задания во время собеседований при устройстве на работу во многие отечественные и зарубежные компании. Соответственно, выпускники высших учебных заведений, получившие навыки работы с кейс-технологиями, с большой долей вероятности справятся с предложенным испытанием, произведут положительное впечатление на потенциального работодателя и будут приняты на перспективную работу.


Список литературы

1. Гуревич А.М. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
2. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_ id=3&a=info&id=2600 (дата обращения 15.01.2021).
3. Егорова О.А., Кожарская Е.Э., Козлова О.Н., Полубиченко Л.В. Английский язык. Экология, почвоведение и природопользование: Учебное пособие // Москва, 2018. 112 с.
4. Егорова О.А. Курс “Fundamentals of management” в магистратуре факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова: результаты и перспективы // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 26-34.
5. Логачева А.Г., Голованова И.И. Технологии формирования профессиональных компетенций магистрантов технического вуза. Казань: Центр инновационных технологий, 2018. С. 167-173.
6. Полубиченко Л.В., Егорова О.А. Сборник программ кафедры английского языка для естественных факультетов факультета иностранных языков и регионоведения. Москва, 2018. 128 с.
7. Попова С.Ю., Пронина Е.В. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. – Тверь: СКФ-офис, 2015. 114 с.
8. Попова Н.В, Сухарева Т.Н. Использование кейс-метода в обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3 (781): Ч. 1. Тамбов: Грамота. C. 205-207.
9. Стрекалова Н.Д., Беляков В.Г. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство. СПб.: Отдел оперативной полиграфии: НИУ ВШЭ, 2013. 80 c.
10. Трапезникова Т.Н. Новейшие педагогические технологии: кейс-метод (метод ситуационного анализа) // Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.
11. Фарафонтова И.А., Павлова С.А. Организация активных и интерактивных форм проведения занятий: учебно-методическое пособие. Гжель: Гжельский государственный университет, 2016. 26 с.
12. Эктов А.В. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. С. 416-420.

Расскажите о нас своим друзьям: