Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 37

Дата публикации 30.11.2020

Сравнительный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды субъектами образовательного процесса

Дронова Елена Ивановна
Магистрант 1 курса ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан, helen231630@mail.ru
Научный руководитель Япарова О. Г.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ИНПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме психологической безопасности образовательной среды и ее оценки глазами субьектов образовательного процесса: учителей, учащихся и родителей в современной школе. В эмпирическом исследовании проводился сравнительный анализ уровней отношения к образовательной среде, удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды школы и защищенности от насилия в школе у субъектов образовательной среды. Значимые различия выявились в оценки психологической безопасности образовательной среды у учителей и учащихся, а так же их родителей.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, психологическая безопасность образовательной среды, субьекты образовательного процесса, уровни психологической безопасности.

Corparative analysis of the assessment of psychological safety of the educationalenvironment by subjcts of the educational process.

Dronova Elena Ivanovna.
Course 1. Master student KHSU named after N. F. Katanov, Russian Federation, Abakan
Scientific adviser Yaparova O.G.
Candidate of Psychological Sciances Associate Professor of the Department of Psychological and Pedagogical Education, INPO KHSU named after N. F. Katanov, RF, Abakan

Abstract: The article is devoted to the actual problem of psychological safety the educational environment and its assessment through the eyes of the subjects of the educational process: teachers, students and parents in a modern school. In empirical research conducted a comparative analysis of the levels of attitudes towards the educational environment was carried out, satisfaction with significant characteristics of the educational environment of the school and protection from violence at school among subjects of the educational environment. Significant differences were found in the assessment of the psychological safety of the educational environment for teachers and students, as well as their parents.
Keywords: educational environment, psychological safety, psychological safety of the educational environment, subjects of educational process, levels of psychological safety.

Правильная ссылка на статью
Дронова Е.И. Сравнительный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды субъектами образовательного процесса // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sravnitelnyj-analiz-otsenki-psikhologicheskoj-bezopasnosti-obrazovatelnoj-sredy-subektami-obrazovatelnogo-protsessa.html (Дата обращения: 30.11.2020)

В современное время в нашей стране и во всем мире проблема формирование и развитие психологической безопасности образовательной среды приобретает все большую актуальность. Критерии  личной  безопасности  и психического здоровья личности выдвигаются на первое место и в государственной политике, и в системе образования. В 2012 году был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обязывающий образовательные учреждения «создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации» . Это связано с тем, что происходит  заметное ухудшение качества здоровья подростков с каждым годом, увеличивается уровень разных вариантов девиантного поведения детей и подростков. Одним из важных компонентов, влияющим на психическое здоровье всех участников образовательного процесса является психологическая безопасность образовательной среды  каждого учебного заведения. Часто образовательная среда может являться источником психологических угроз, которые в свою очередь провоцируют тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к учебной деятельности и другие проявления психологического нездоровья учащихся[3].

Результаты анализа современных  исследований  психологической безопасности образовательной среды показали,  уровень психологической безопасности образовательной среды в различных образовательных учреждениях различается[1]. В образовательных учреждениях с высоким уровнем психологической безопасности, для педагогов обучающиеся  отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций и чувств, большим интересом к социальному окружению, уверенностью в собственных силах и возможности менять сложившуюся ситуацию. Психологическая безопасность образовательной среды различных образовательных учреждений в оценках педагогов имеет, в отличие от данных обучающихся, более выраженную дифференциацию и различия в зависимости от конкретного учреждения[2].

В меньшей степени в  различных исследованиях анализируются запросы родителей к системе школьного образования и степени их удовлетворенности психологической безопасности образовательной среды. Между тем, родители учащихся – полноправные участники образовательного процесса и их взгляд относительно различных аспектов деятельности школы должно являться одним из индикаторов ее эффективности [4].

В ряде научных публикаций последних лет затрагиваются вопросы, связанные с отношением родителей к различным аспектам школьного образования. Спектр проблем, волнующих родителей учащихся и, соответственно, вызывающих исследовательский интерес, весьма широк.

Родители заинтересованы в психологически безопасной образовательной среде школы, угроза которой возникает в связи с изменением педагогического и ученического контингента школы. Таким образом, создается почва для конфликтов. В зону конфликтов втягиваются педагоги, родители, ученики.

В последнее десятилетие проведено и описано большое количество исследований, касающихся проблемы психологической безопасности образовательной среды. Однако недостаточно данных, позволяющих сравнить, как оценивают все субъекты образовательного процесса (учащиеся, их родители, учителя) психологическую безопасность в их школах.

Методологической основой исследования послужила концепция И.А.  Баевой о том, что психологическая  безопасность образовательной среды – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия; положение В.А. Ясвина о том, что под образовательной средой (или средой образования) понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении; положение А.А. Реана, Н.Л. Московичевой о том, что неудовлетворенная потребность в доверительном общении с взрослыми в подростковом возрасте мешает самоопределению и ориентации в жизненных ситуациях.

Целью нашего исследования было изучить и провести сравнительный анализ оценки психологической безопасности образовательной среды субъектами образовательного процесса.

Мы предположили, что  существуют различия в оценке психологической безопасности  субъектами образовательного процесса, а именно: уровень отношения к образовательной среде, удовлетворенности характеристиками среды и уровнем защищенности у учителей  выше, чем у учащихся и их родителей.

В исследовании принимали участие 30 обучающихся в возрасте 13- 15лет,  30 учителей в возрасте 28- 60 лет со стажем работы от 2 до 38 лет, 30 родителей в возрасте от 34- 51лет. Всего в исследовании приняло участие 90 человек.

В исследовании были использованы методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) образовательной среды, состоящей из уровня отношения участников к ней, уровня удовлетворенности характеристиками школьной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Для сравнения исследуемых нами групп был проведен анализ сравнения средних t-критерия для независимых выборок.  Статистическая значимость t-критерия Стьюдента была подсчитана с помощью программы IBM SPSS Statistic 23.0. Для сравнения исследуемых нами групп мы использовали значимые различия (p ≤ 0,05).

Полученные результаты по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) представлены в таблице 1.

Таблица 1.Средние значения по уровню отношения к образовательной среде школы субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева))

Уровень                      отношения

Субъекты образовательного процесса

Уровни различий

между группами

Учащиеся

М(1)

Учителя

М(2)

Родители

М(3)

1 и 2

1 и 3

2 и 3

Низкий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Ниже среднего

23,0*

10,0**

12,0

0,001

0,001

 

Средний

32,0*

25,0

33,0**

0,001

 

0,001

Высокий

45,0*

65,0

55,0**

0,017

 

0,015

Очень высокий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Примечание: * - значимые различия в средних значениях отношения к образовательной среде  учителей и учащихся по методике статистической обработки (p≤0,05).

** - значимые различия в средних значениях отношения к образовательной среде учителей и родителей по методике статистической обработки (p≤0,05)

 

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=65,0) присутствуют значимые различия с учащимися (М=45,0) при p≤0,017 по высокому уровню отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что образовательная среда для педагогов — это поле их профессиональной деятельности, поэтому по ценностно-смысловому содержанию она может выступать как более значимая, чем для учащихся, соответственно, педагоги более чувствительны при оценке ее психологической безопасности.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=65,0) присутствуют значимые различия с родителями (М=55,0) при p≤0,015 по высокому уровню отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что образовательная среда для педагогов — это поле их профессиональной деятельности, поэтому по ценностно-смысловому содержанию она может выступать как более значимая, чем для родителей, соответственно, педагоги более чувствительны при оценке ее психологической безопасности.

Полученные результаты по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Средние значения по уровню отношения к образовательной среде школы субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева))

 

Компоненты

 

Уровни отношения

Субъекты образовательного процесса

Уровни различий

между группами

 

Учащиеся

М(1)

Учителя

М(2)

 

Родители

М(3)

1 и 2

1 и 3

2 и 3

Когнитивный

Позитивное

48,0*

54,0*

52,0**

0,018

0,015

0,025

Нейтральное

33,0*

36,0*

35,0

0,001

 

 

Негативное

19,0*

10,0*

13,0

0,000

 

0,007

Эмоциональный

Позитивное

40,0*

49,0*

45,0

0,000

 

 

Нейтральное

37,0

38,0

36,0

 

 

 

Негативное

23,0*

13,0*

19,0**

0,000

 

0,013

Поведенческий

Позитивное

52,0*

68,0*

56,0**

0,004

 

0,009

Нейтральное

20,0

18,0

19,0

 

 

 

Негативное

  28,0*

14,0*

25,0**

0,000

 

0,000

Примечание: * - значимые различия в средних значениях отношения к образовательной среде  учителей и учащихся по методике статистической обработки (p≤0,05).

** - значимые различия в средних значениях отношения к образовательной среде учителей и родителей по методике статистической обработки (p≤0,05).

 

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=54,0) присутствуют значимые различия по среднему значению  с учениками (М=48,0) при p≤0,018 по позитивному уровню в когнитивном компоненте отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что наличие знаний об образовательной среде и умение приложить эти знания к своему жизненному пути у учителей выше, чем у учащихся. Ответы на вопросы: помогает ли ваша работа развитию ваших способностей и т.п., у учителей имели больше позитивную тенденцию, чем у учащихся в ответах на вопрос: способствует ли ваше обучение развитию ваших интеллектуальных способностей  и жизненных умений.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента  у учителей (М=54,0) присутствуют значимые различия с родителями (М=52,0) при p≤0,025 по позитивному уровню в когнитивном компоненте отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что  наличие знаний об образовательной среде и умение приложить эти знания к своему жизненному пути у учителей выше, чем обучающих. Ответы на вопросы, помогает ли ваша работа развитию ваших способностей и т.п., у учителей имели больше позитивную тенденцию, чем у родителей в ответах на вопрос: способствует ли  обучение вашего ребенка развитию его интеллектуальных способностей  и жизненных умений.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=49,0) присутствуют значимые различия по среднему значению с учащимися (М=40,0) при p≤0,000 по позитивному уровню в эмоциональном компоненте отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что переживания, которые испытывает учитель при межличностном общении с учащимися, имеют  положительную тенденцию. Отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений подростков и учителей, порождающие неприязнь ученика к учителю  надолго нарушают их взаимодействие.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента, у учителей (М=68,0) присутствуют значимые различия с учащимися (М=52,0) при p≤0,004 по позитивному  уровню в поведенческом компоненте отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что возможность и способность управлять своим поведение у учителей выше, чем у учащихся.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=68,0) присутствуют значимые различия с родителями (М=56,0) при p≤0,009 по позитивному  уровню в поведенческом компоненте отношения к образовательной среде. Это говорит о том, что возможность и способность управлять своим поведение у учителей выше, чем у родителей. 

Полученные результаты по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) представлены в таблице 3.

Таблица 3.Средние значения  уровней удовлетворенности характеристиками  образовательной среде школы у субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева))

Уровни

удовлетворенности ОС

Субъекты образовательного процесса

Уровни различий

между группами

Учащиеся

М(1)

Учителя

М(2)

Родители М(3)

 

1 и 2

1 и 3

2 и 3

Низкий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Ниже среднего

2,7*

2,0**

2,4**

0,011

0,031

0,037

Средний

3,2*

3,8

3,5**

0,017

 

0,013

Высокий

4,1*

4,8

4,1**

0,001

 

0,001

Очень высокий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Примечание: * - значимые различия в средних значениях удовлетворенности характеристиками ос учителей и учащихся по методике статистической обработки (p≤0,05).

** - значимые различия в средних значениях удовлетворенности характеристиками ос учителей и родителей по методике статистической обработки (p≤0,05).

 

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=4,8) присутствуют значимые различия с учащимися (М=4,1) при p≤0,001 по высокому уровню удовлетворенности образовательной средой. Это говорит о том, что удовлетворенность характеристиками  образовательной среды школы у учителей, значительно выше, чем у учащихся.

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=4,8) присутствуют значимые различия с родителями (М=4,1) при p≤0,001 по высокому уровню удовлетворенности образовательной средой. Это говорит о том, что удовлетворенность характеристиками  образовательной среды школы у учителей, значительно выше, чем у родителей.

Полученные результаты по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) представлены в таблице 4.

 Таблица 4.Средние значения удовлетворенности значимыми характеристиками  образовательной среде школы  субъектами образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева))

 Значимые характеристики

Субъекты образовательного процесса

Уровни различий

между группами

Учащиеся

М(1)

Учителя

М(2)

 

Родители

М(3)

1 и 2

1 и 3

2 и 3

1.Взаимоотношения с учителями

3,39*

3,85*

4,2**

0,008

0,000

0,003

2. Взаимоотношения с учениками

3,59*

4,36*

3,92**

0,001

0,019

0,016

3.Эмоциональный комфорт

2,78*

3,5

3,4**

0,000

 

0,002

4.Возможность высказать свою точку зрения

2,37*

2,98

2,67**

0,018

 

0,041

5. Возможность высказать свою точку зрения

3,7*

3,89

3,8

0,046

 

 

6.Сохранение личного достоинства

3,42

3,56

3,25**

 

 

0,038

7.Возможность обратиться за помощью

2,02*

2,78

2,25**

0,000

 

0,029

8.Возможность проявлять инициативу, активность

2,7

2,89**

2,3**

 

0,015

0,017

9.Учет личных проблем и затруднений

1,8*

2,3

1,95**

0,008

 

0,017

10.Внимание к просьбам и предложениям

1,46*

1,89*

1,78**

0,001

0,000

0,006

11. Помощь в выборе собственного решения

1,35*

1,9*

1,67**

0,000

0,017

0,000

Примечание: * - значимые различия в средних значениях удовлетворенности характеристиками  образовательной среды у учителей и учащихся по методике статистической обработки (p≤0,05).

** - значимые различия в средних значениях удовлетворенности характеристиками  образовательной среды у учителей и родителей по методике статистической обработки (p≤0,05).

 

Анализ результатов по  методике И. А. Баевой «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» показал, что  удовлетворенность характеристиками  образовательной среды у учителей статистически достоверно выше, чем у учащихся и родителей. В результате ранжирование при сравнении исследуемых нами групп были обнаружены следующие различия  удовлетворенности значимыми характеристиками образовательной среды:

- различия с достаточной степенью значимости между учителями и обучающимися по таким характеристикам как  взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения. Это свидетельствует о том, что учителя в большой степени испытывают эмоциональную комфортность в учреждении, удовлетворены личностно-доверительном общением и основными характеристиками процесса взаимодействия.

Полученные результаты по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева) представлены в таблице 5.

Таблица 5.Средние значения  уровней защищенности в образовательной среде школы у субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей и родителей (по методике «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы» (И.А. Баева))

Уровни защищенности в ОС

Субъекты образовательного процесса

Уровни различий

между группами

Учащиеся

М(1)

Учителя

М(2)

 

Родители М(3)

1 и 2

1 и 3

2 и 3

Низкий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Ниже среднего

1,0*

1,8*

1,6**

0,000

0,001

0,015

Средний

2,2*

2,9*

2,8**

0,017

0,008

0,034

Высокий

3,5*

3,9**

3,6**

0,001

 

0,007

Очень высокий

0,0

0,0

0,0

 

 

 

Примечание: * - значимые различия в средних значениях уровня защищенности в образовательной среде у учителей и учащихся по методике статистической обработки (p≤0,05).

** - значимые различия в средних значениях уровня защищенности в образовательной среде у учителей и родителей по методике статистической обработки (p≤0,05).

 

По результатам математической статистики с помощью Т-критерия Стьюдента у учителей (М=3,9) присутствуют значимые различия   с учащимися  (М=3,5) при p≤0,001 и родителями (М=3,6) при p≤0,007 по высокому уровню защищенности в образовательной среде школы у субъектов образовательного процесса. Это говорит о том, что учителя  более чувствительны при оценке ее психологической безопасности, чем учащиеся и родители.

Таким образом, мы видим, что оценка психологической безопасности образовательной среды учителями значительно отличается от оценки психологической безопасности обучающимися и их родителями, а именно: уровень отношения к образовательной среде, удовлетворенности характеристиками среды и уровнем защищенности у учителей  выше, чем у обучающихся и их родителей.

Мы пришли к выводу, что нужно повышать уровень психологической безопасности образовательной среды у обучающихся и их родителей.   Так  как психологическая безопасность образовательной среды школы является одним из ведущих компонентом, влияющим на психическое здоровье субъектов учебно-воспитательного процесса. Родители как субьекты образовательного процесса должны быть информированы о психологической безопасности и условиях еѐ обеспечения в образовательной среде. В образовательном учреждении должна в полной мере функционировать служба психолого-педагогического сопровождения, которая обеспечит психологическое воздействие на личностные проявления коммуникативных и эмоциональных особенностей субъектов образовательного процесса  и  даст позитивное личностное развитие еѐ участников. Для повышения уровня психологической безопасности образовательной среды у обучающихся можно использовать коррекционно-развивающие программы с элементами тренинга, направленные на формирование положительной «Я-концепции» подростков,  на развитие коммуникативных навыков. А так же тренинги ассертивного поведения, тренинги на сплочения класса, круглые столы по проблеме буллинга, агрессивности, интернет-рисков, интерактивные методы. Родителей можно вовлекать в жизнь школы путем различных форм взаимодействия. Например, родительское собрание, клуб осознанного родительства, родительские мастер-классы и конференции и тп.


Список литературы

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: Монография/ И.А. Баева. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271с.
2. Баева, И.А., Тарасов, С.В.и др. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие [Текст]: методическое пособие/ И.А.Баева, С.В.Тарасов и др.- Издательство: ЛОИРО, 2017. -265с.
3. Дашкова, Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение психологической безопасности образовательной среды школы [Текст]: Сборники конференций ниц социосфера/ Н.В. Дашкова-Издательство: vedecko vydavatelske centrum sociosfera-cz s.r.o. (Прага) , 2015.-235 с.
4. Ковров, В.В. Современные вызовы психологической безопасности образовательной среды [Текст] / В.В. Ковров //Известия РГПУ им.А.И. Герцена. – 2013. - №158.- с.56-67.
5. Реан, А.А., Москвичева Н.Л. Подросток и семья. Психология подростка [Текст] / А.А. Реан, Н.Л. Москвичева - СПб.: Издательство: «Прайм-Еврознак», 2008 г - 416 с.
6. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]/ В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 356 с.
7. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды [Текст] / В.А. Ясвин. - М., 2000.- 286с.
Bibliography
1. Baeva, I.A. Psychological safety in education (Text): Monograph/ I.A. Baeva: SPb: SOYUZ publishing house, 2002-271p.
2. Baeva, I.A., Tarasov, S.V. and others. Save educational environment: modeling and development (Text): methodological guide/I.A.Baeva, S.V.Tarasov and others.- Publisher. LOIRO, 2017.- 265p.
3. Dashkova, N.V. Psichological and Pedagogical support of the psychological safety of the educational environment of the school (Text): Proceedings of conferences prostrate sociosphere/ N.V.Dashkova- Publisher: vedecke vydatelske centrum sociosfera- cz s.r.o. (Prague), 2015.- 235p.
4. Kovrov, V.V. Modern challenges to the psichological security of the educational environment (Text)/ V.V. Kovrov// Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I.Herzen.
5. Rean, A.A., Moskvicheva, N.L. Teenager and family. Psichology of a teenager (Text)/ A.A. Rean, N.L. Moskvicheva- SPb.: Publishing house: "Prime- Evroznak", 2008- 416p.
6. Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to design (Text)/ V.A. Yasvin- M.: Smisl, 2001.- 356p.
7. Yasvin, V.A. Examination of the school educational environment (Text)/ V.A. Yasvin.- M., 2000.-286p.

Расскажите о нас своим друзьям: