Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 372.8

Дата публикации 30.11.2020

Эффективность использования квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности

Кадочникова Наталья Ивановна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров, usr11568@vyatsu.ru
Виноградова Диана Александровна
студент факультета физической культуры и спорта, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

Аннотация: Цифровизация школьного образования и воспитания дает большие возможности создания необходимого и комфортного окружения для решения дидактических задач путем формирования различных технологических сред и позволяет сделать образовательный процесс практико-ориентированным, приближенным к реальным условиям. Использование квест-технологии как дидактического средства среди учителей основ безопастности жизнедеятельности не является популярным и сопряжено с многими проблемами и противоречиями. Цель работы – оценить эффективность применения квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что использование в учебно-воспитательном процессе квест-технологии способствует совершенствованию процесса преподавания, повышает его эффективность и качество.
Ключевые слова: обучение, педагогические технологии, квест, безопасность жизнедеятельности

The efficiency at the quest technology at the lessons on basics of life safety

Kadochnikova Natalia Ivanovna
PhD in Biology, Associate Professor, Department of medical and biological disciplines, Vyatka State University, Russia, Kirov
Vinogradova Diana Alexsandrovna
student of the faculty of physical culture and sports, Vyatka State University, Russia, Kirov

Abstract: Digitalization of school education and upbringing provides great opportunities to create the necessary and comfortable environment for solving didactic tasks by creating various technological environments and makes it possible to make the educational process practice-oriented, close to real conditions. The use of quest technology as a didactic tool among teachers of the basics of life safety is not popular and is associated with many problems and contradictions. The purpose of the work is to evaluate the effectiveness of the quest technology application in life safety lessons. Our results indicate that the use of quest technology in the educational process contributes to the improvement of the teaching process, increases its efficiency and quality.
Keywords: training, pedagogical technologies, quest, life safety.

Правильная ссылка на статью
Кадочникова Н.И., Виноградова Д.А. Эффективность использования квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/effektivnost-ispolzovaniya-kvest-tekhnologii-na-urokakh-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html (Дата обращения: 30.11.2020)

Актуальность исследования. Цифровизация школьного образования и воспитания дает большие возможности создания необходимого и комфортного окружения для решения дидактических задач путем формирования различных технологических сред [10, с. 47-48]. И позволяет сделать образовательный процесс практико-ориентированным, создавать ситуации, приближенные к реальным условиям [11]. Известно, что интерактивные занятия являются более эффективными и вызывают больший интерес среди обучающихся [11]. Они обеспечивают активное участие в уроке каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда. В этом случае одной из задач преподавателя становиться создание методического обеспечения с дальнейшим применением его на практике [5, с. 9-10]. С одной стороны это дает простор в педагогической деятельности, а с другой – предъявляет более высокие требования к уровню самого педагога, его знаниям и умениям эффективно использовать данную возможность.

На сегодняшний день имеется необходимость внедрения новых форм организации учебной деятельности в области подготовки населения в рамках гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности [6]. Одним из перспективных направлений формирования различных знаний, умений и навыков учащихся является технология педагогических квестов, содержащая набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых необходимы ресурсы Интернета. В процессе создания и использования квеста необходимо особое внимание уделять выбору цели и задач, количества обучающихся, необходимого пространства и ресурсов, выбору сюжета и формы.

Цели педагогического квеста [7, с. 272]:

‒ образовательная – подразумевает включение всех учащихся в активный познавательный процесс;

‒ развивающая – подразумевает формирование интереса к предмету, творческих способностей, воображения школьников;

‒ воспитательная – подразумевает формирование личной ответственности за выполнение задания, уважения к культурным традициям, истории, краеведению;

Местом проведения педагогического квеста может быть [7, с. 272]:

- замкнутое помещение (класс, аудитория, здание школы);

- местность (парк, улица, городское ориентирование);

- использование дистанционных технологий.

Педагогический квест имеет четыре последовательных этапа [7, с. 272]:

‒ введение (сюжет и роли);

‒ задания (этапы, вопросы, ролевые задания);

‒ алгоритм действий;

‒ оценка и самооценка.

Типы педагогических квестов [7, с. 273]:

‒ линейные (задания выстроены в цепочки, решение одной задачи дает возможность решать следующую, все стартуют с одной точки линейного задания);

‒ штурмовые (все получают одно задание и перечень подсказок, а далее сами выбирают способ решения);

‒ кольцевые (задания выстроены в цепочки, решение одной задачи дает возможность решать следующую, каждый стартует с определенной точки линейного задания).

Так как понятие квест имеет несколько значений (с одной стороны, это приключенческая игра, требующая какого-либо решения для продвижения по сюжету, а с другой ‒ задание, которое необходимо выполнить для достижения цели), то помимо педагогических квестов выделяют множество других видов [2; 4; 6; 8]. Таких как:

‒ текстовые ‒ происходят с помощью текстового ввода сообщений, и позволяют исследовать словарный запас и устанавливать диалог;

‒ графические ‒ не содержат сложных головоломок и для них характерна динамичность, атмосфера сюжета, сопереживание и эмоциональность;

‒ головоломки ‒ подразумевают решение каких-либо логических задач и загадок;

‒ визуальные романы ‒ представляют собой подвид текстового квеста, в котором сюжет преподносится в виде текста и реже анимированных изображений; степень интерактивности низкая и от участника требуется сделать определенный выбор с помощью меню;

‒ эскейп-рум – основная задача успеть найти выход из помещения за строго ограниченное время, для этого команде придется решать различные головоломки;

‒ перформанс – каждому участнику даются определенные роли (главные), а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры, которые направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий (можно сравнить с театральной постановкой);

‒ квест в реальности – подразумевает определенный сценарий, который нужно проиграть с помощью поэтапного выполнения заданий;

‒ морфеус (квест-нереальность) – подразумевает выполнение заданий, в условиях лишения какого-либо вида чувств (например, завязывание глаз), прохождение квеста в данном жанре позволяет переосмыслить свое отношение к некоторым жизненным обстоятельствам;

‒ экшн-игра (спортивный квест) – подразумевает выполнение как интелектуальных, так и физических заданий в зависимости от сюжетной линии;

В целом, согласно данным литературы [2; 4; 6; 7; 8], все перечисленные виды квестов способствуют развитию мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях.

Цель работы – оценить эффективность применения квест-технологии на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Объем и методы исследования. Исследование проводили на базе МБОУ СОШ № 31 г. Кирова. В нем принимали участие 48 учащихся 11-го класса. В рамках исследования были сформированы две группы: первая группа – экспериментальная (n = 24), которая подвергалась формирующему воздействию, и вторая группа ‒ контрольная группа (n = 24), которая представляла исходный уровень показателей.

Для оценки эффективности проводимых мероприятий в экспериментальной и контрольной группе использовали разработанный нами тест, который отражал уровень знаний учеников и состоял из 10 вопросов:

1. В каком веке в России появился самый первый орден? Варианты ответов: А) в XVII веке; Б) в XVI веке; В) в XVI веке; Г) в XII веке.

2. Что такое «орден»? Варианты ответов: А) государственная награда; Б) знак отличия за особые заслуги; В) высшая награда Российской империи; Г) все вышеперечисленные варианты ответа верны.

3. Какие ордена имели статус высшей государственной награды в России (до 1917 г.) и в СССР? Варианты ответов: А) Георгиевский орден; Б) Орден Святого Андрея Первозванного; В) Императорский Военный орден Святого великомученика и Победоносца Георгия; Г) Все вышеперечисленные.

4. Что НЕ относится к государственным наградам Российской Федерации? Варианты ответов: А) звание Героя Российской Федерации; Б) медаль Золотая Звезда; В) орден За заслуги перед Отечеством; Г) Орден Красного Знамени.

5. Сколько степеней имел орден Святого Георгия? Варианты ответов: А) одну; Б) две; В) три; Г) четыре.

6. Какого ордена НЕ существует? Варианты ответов: А) М.И. Кутузова; Б) П.С. Нахимова; В) И.В. Сталина; Г) все существуют.

7. Какой из указанных орденов, считается самым дорогим? Варианты ответов: А) орден Победы; Б) орден Славы; В) орден Дружбы Народов; Г) орден Трудовой Славы.

8. В каком году в Российской Федерации было установлено звание Героя Российской Федерации? Варианты ответов: А) 1992; Б) 1996; В) 1999; Г) 2000.

9. Укажите первый советский орден. Варианты ответов: А) Орден Ленина; Б) Орден Красной Звезды; В) Орден Красного Знамени; Г) Орден Славы.

10. В каком году было учреждено звание Героя Советского Союза? Варианты ответов: А) 1934; Б) 1939; В) 1942; Г) 1945.

Критерий оценивания: количество правильных ответов (каждый правильный ответ на вопрос оценивается в 1 балл). Менее 5 баллов – оценка «2»; 5‒6 баллов – оценка «3»; 7‒8 баллов – оценка «4»; 9‒10 баллов – оценка «5».

Тестирование в каждой группе проводили до и после формирующего воздействия через идентичный промежуток времени.

С целью определения статистической достоверности различия между сопоставляемыми признаками показателей использовали t–критерий Стъюдента, во всех случаях различия считались достоверными при t≥1,96 (р≤0,05).

Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты. На момент начала педагогического эксперимента контрольная и экспериментальная группы представляют собой независимые выборки, которые эквивалентны по характеристикам. Так, в контрольной группе из 24 человек обучающихся обладали уровнем знания на оценку «2» – 41,67%, на оценку «3» – 33,33%, на оценку «4» – 16,67% и оценку «5» – 8,33%. Качественный показатель составил – 25,00%.

В экспериментальной группе из 24 человек обучающихся обладали уровнем знания на оценку «2» – 37,50%, на оценку «3» – 41,67%, на оценку «4» – 16,67% и оценку «5» – 4,17%. Качественный показатель составил – 20,83%.

После проведения входного тестирования в каждой группе были проведены уроки по теме «Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и военной службе» для контрольной группы в традиционной форме, для экспериментальной – с применением линейного педагогического квеста.

Урок с использованием линейного педагогического квеста был построен на основе игры по станциям. Ученики делились на 4 команды, каждая команда выполняла предложенные задания, которые сопровождались интересными историческими фактами, рассказами и событиями. Команда, выполнившая задание быстрее и качественнее получала отрывок цитаты. Цель – набрать как можно больше цитат и в конце урока правильно сложить задуманную фразу.

Перовое задание – правильно ответить на заданные вопросы. Второе задание – по описанию и предложенным картинкам отгадать орден. Третье задание – посмотрев на изображение орденов и называть, чем знаки различных степеней отличаются друг от друга, применив при этом знания химии. Четвертое задание – создать макет награды, но для этого им необходимо вспомнить основы математики. Таким образом, урок с использованием квест-технологии заключал в себе метапредметные связи с историей, химией, математикой, и был направлен на применение знаний из разных областей.

Результаты итогового тестирования контрольной и экспериментальной группы показали, что на момент завершение педагогического эксперимента имелись достоверные отличия в знаниях по теме «Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и военной службе». Так, в контрольной группе из 24 человек обучающихся обладали уровнем знания на оценку «2» – 12,50%, на оценку «3» – 45,83%, на оценку «4» – 33,33% и оценку «5» – 8,33%. Качественный показатель составил – 41,67%.

В экспериментальной группе из 24 человек обучающихся обладали уровнем знания на оценку «2» – 0,00%, на оценку «3» – 29,17%, на оценку «4» – 41,67% и оценку «5» – 29,17%. Качественный показатель составил – 70,83%.

Таким образом, после проведения урока с использованием линейного педагогического квеста уровень усвоения знаний обучающих достоверно выше, чем при проведении урока в традиционной форме.

Заключение. В целом, все выше изложенное позволяет заключить, что использование педагогических квестов как дидактического средства на уроках основ безопасности жизнедеятельности повышает эффективность и качество обучения. Актуальность педагогических квестов связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно-коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Поэтому сама квест-технология может быть применена при работе как над кратковременными проектами в рамках одного урока, и в работе над долговременными проектами в рамках целой темы или раздела. Преимуществом таких уроков является использование активных методов обучения, а также фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Использование уроков с применением квест-технологии дает широкий простор самореализации и самовыражения педагога, а также индивидуализации процесса обучения, осуществляя такие педагогические цели как [12]:

‒ развитие личности обучаемого, подготовка ребёнка к комфортной жизни в условиях информационного общества;

‒ развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого);

‒ эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

‒ развитие коммуникативных способностей;

‒ формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации (например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

‒ развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с компьютером);

‒ формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов)

Не смотря на большие возможности квестов как дидактического средства, проведенный нами анализ данных летературы свидетельствует о непопулярности этой технологии среди учителей основ безопастности жизнедеятельности. Так, лишь в работах Ю. А. Морозовой [6] и С. В. Ставропольцевой и соавт. [9] представлены разработки квестов для уроков ОБЖ, таких как «Найди» (5 класс), «Робинзонада» (6 класс), «Поступаем правильно» (7 кдасс), «Знать, уметь, чтобы выжить!» (8 класс), «Школа безопастности» (9 класс), «Вместе все преодолеем!»(10-11 класс). Все они предсталяют собой линейные, штурмовые или кольцевые педагогические квесты. Основными причинами непопулярности квестов среди педагогов является [1; 3 с. 277-278] проблема гибкости творчества, необходимость дополнительных затрат времени и усилий при подготовке, проблема использование мультимедийных устройств, отсутствие психологической готовности и непонимания сути используемой технологии.

Все выше изложенное свидетельствует о наличии противоречия, которое заключается с одной стороны в том, что большинство учителей основ безопасности жизнедеятельности понимают и воспринимают квест-технологии на уровне «информатизации и компьютеризации» и зачастую не видят их возможности на уровне «цифровизации». С другой стороны, современные школьники растут и развиваются в условиях «цифровизации» и понимают под квестом не только возможность весело, интересно и с пользой провести время, но и возможность личностного развития и роста.


Список литературы

1. Бочкарева Т. Н., Гардшина Л. И., Гиниятуллина С. М. Проблемы использования современных педагогических технологий в педагогическом процессе и пути их решения // Педагогические науки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://novaum.ru/public/p415 (дата обращения 07.04.2020)
2. Василенко А. В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии // Предметник. Международный педагогический журнал [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения 17.04.2020)
3. Виноградова В. А. Использование педагогических квестов на уроках основ безопасности жизнедеятельности // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. ‒ Киров: Вятский государственный университет, 2020. ‒ С. 272-279.
4. Квест [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест (дата обращения 07.04.2020)
5. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки. ‒ 2016. – № 5 – С. 9-10.
6. Морозова Ю. А. Использование квест-технологий на уроках ОБЖ // Слагаемые педагогической практики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2019/05/Morozova-YU.A. (дата обращения 06.04.20)
7. Оказова З. П. Использование weв-квест технологии в образовательном процессе / Балтийский гуманитарный журнал. ‒ 2018. ‒ Т. 7. ‒ № 3(24) – С. 272
8. Пять типов квестов в реальности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://todayer.ru/recenzii/kvesty-v-realnosti (дата обращения 07.04.2020)
9. Ставропольцева С. В., Гребенникова Е. В. Квесты в обучении основам безопасности жизнедеятельности в современной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы Х Mеждунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018). ‒ Чита: Молодой ученый, 2018. ‒ С. 98-100.
10. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. – 2018. – № 10. – С. 47
11. Цифровизация человека: влияние цифровых технологий на общество [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mentamore.com/socium/cifrovizaciya-cheloveka.html (дата обращения 06.04.2020)
12. Янушок М. Б. Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий // Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/08/25/iz-opyta-raboty-povyshenie (дата обращения 22.10.20)

Расскажите о нас своим друзьям: