Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №11 (52) Ноябрь 2020

УДК 378

Дата публикации 30.11.2020

Особенности и способы развития управленческой компетентности

Корнеева Ольга Дмитриевна
Аспирант кафедры педагогики, Московский государственный областной университет (МГОУ), РФ, г. Москва, korneeva-o-d@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена исследованию управленческих компетенций, которые составляют основу управленческой компетентности. Целью статьи является изучение формирования управленческих компетенций. Особое внимание уделяется способам развития управленческих компетенций, а также описаны особенности процесса их развития в рамках системы управления организацией. Описаны основные элементы саморазвития управленческих компетенций. Автор приходит к выводу, что управленческие компетенции, которые впоследствии составят основу управленческой компетентности, приобретаются во время обучения в университете и продолжают развиваться в процессе профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, менеджер, управленческая компетентность

Features and methods of developing managerial competence

Korneeva Olga Dmitrievna
Postgraduate at the Department of Pedagogy, Moscow State Regional University, Russia, Moscow

Abstract: The article is devoted to managerial competence, which form the basis of managerial competence. The purpose of the article is to study the formation of managerial competencies. Particular attention is paid to ways of developing managerial competencies, and the features of the process of their development within the walls of the company are described. In the conclusion, the main points of self-development of managerial competencies are given. The author concludes that managerial competencies, which will subsequently form the basis of managerial competence, are acquired during university studies and continue to develop in the process of subsequent work.
Keywords: competency, competence, manager, managerial competence

Правильная ссылка на статью
Корнеева О.Д. Особенности и способы развития управленческой компетентности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 11 (52). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-i-sposoby-razvitiya-upravlencheskoj-kompetentnosti.html (Дата обращения: 30.11.2020)

Рыночная экономика 21 века диктует свои требования к специалистам. Большое количество предприятий современной России нуждаются в высококвалифицированных управленцах. Грамотный менеджер должен обладать высокой управленческой компетентностью, то есть ему надо знать профессиональную область своей деятельности (разработка, производство, продажа, маркетинг и т.д.), обладать знаниями и умениями в сфере управления, а также опытом. Компетентность в управлении проявляется в способности к продуктивному выполнению профессиональных управленческих функций и проявляется в управленческой компетентности, которая формируется из основных (управленческих) и специальных компетенций. Но каким образом и где именно формируются управленческие компетенции, которые в последствии составят основу управленческой компетентности?

В ряду профессионально значимых характеристик менеджера особое место занимает конкурентоспособность и компетентность, рассматриваемая как интегральная характеристика, включающая ряд компонентов: знания, умения, навыки и способы выполнения деятельности [6, с. 89].

В научной литературе есть разные мнения о понятии управленческой компетентности. Дудаев Г.С-Х. придерживается мнения, что управленческая компетентность раскрывается в аспекте осуществляемой специалистом профессиональной управленческой деятельности [1, с. 31]. В своей содержательно-смысловой основе она аккумулирует теоретические представления в области управленческой деятельности, технологии принятия управленческих решений, методы и техники взаимодействия с людьми, а также соответствующие этим представлениям управленческие умения, навыки и управленческий опыт [3].

Полищук Н. О. понимает под управленческой компетентностью совокупность знаний, навыков, опыта, необходимых для управления организацией [4, с. 112].

Сергеев А.Г. пишет о формировании компетенций в системе ЗУНов (знаний, умений и навыков) при этом, чем теснее переплетение составляющих ЗУНа, тем компетенция выше, что и определяет уровень компетентности человека.

Результаты освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, а именно общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными. В профессиональные компетенции входят компетенции организационно-управленческой деятельности, т.е. формируются управленческие компетенции. На практике компетенции меняются в зависимости от уровней управления. Универсального набора компетенций для менеджера нет, но стоит отметить, что компетенции в основном формируются средой, в которой работает менеджер.

Управленческую компетентность можно описать как систему управленческих компетенций, сформированных в процессе обучения и самообразования, влияющих на качество решения учебных, а в дальнейшем, и профессиональных задач. Кроме этого, компетентность развивается вместе с опытом.

Национальная и мировая экономика, государство ставят свои условия и требования к будущим специалистам. Именно их тенденции задают определенные требования для подготовки будущих специалистов. Исходя из этого можно выделить следующие предпосылки и соответствующие требования к подготовке кадров:

  1. Усиление международного взаимодействия, быстрое развитие национальной и мировой экономики, высокий уровень конкуренции, изменения происходящие в сфере занятости требует гибкости мышления и необходимости подстраиваться к изменяющимся условиям, коммуникабельности, социальной мобильности, информационно-технологического мышления.
  2. Бизнес находится в условиях постоянных рисков и изменений, изменяется спрос и предложение на рынке труда, что приводит к актуализации таких качеств как предприимчивость, конкурентоспособность, способность к профессиональному самосохранению, профессиональная компетентность, повышение квалификации и переподготовка.

Работодатели предъявляют свои требования к выпускникам по направлению «Менеджмент». Самое важное место занимают управленческие компетенции. Далее второе место занимают коммуникативные компетенции. Следом идут личностные компетенции и специальные. При этом, для менеджеров разного уровня компетенции будут отличаться из-за отличия функциональных обязанностей.

Hr-специалист Оксана Сырых приводит собственную модель управленческих компетенций. Модель управленческих компетенций состоит из семи кластеров, каждый из которых включает в себя три вида компетенций (табл. 1) [5].

Таблица 1. Модель управленческих компетенций

Кластер модели управленческих компетенций

Вид компетенции

Лидерство

Постановка целей

Стили лидерства

Принятие решений

Вовлеченность

Стратегия компании

Командная работа

Стандарты и технологии

Управление собой

Уверенность в себе

Гибкость

Планирование

Развитие сотрудника

Отработка встреч

Обратная связь

Управление группой

Ориентация на результат

Продвижение изменений

Анализ информации

Настойчивость

Ответственность

Готовность брать обязательства

Соблюдение договоренностей

Решение проблем

Навыки переговоров

Убеждение и аргументация

Коммуникация

Ориентация на клиентов

Уровни каждой компетенции в модели управленческих компетенций описаны по мере убывания, каждый уровень определяет категорию развития компетенции (табл. 2).

Таблица 2. Уровни компетенции в модели управленческих компетенций

Уровень

Описание

Категория

Комментарий

УРОВЕНЬ 4

Лидерский уровень развития компетенции

А

Сотрудник демонстрирует образец поведения по компетенции, на него можно ориентироваться для того, чтобы понять, как нужно действовать

УРОВЕНЬ 3

Высокий уровень развития компетенции

В

Сотрудник демонстрирует высокий (для эффективной работы) уровень развития компетенции

УРОВЕНЬ 2

Зона формирующейся компетенции

С

Значительное количество поведения по компетенции соответствует требуемому уровню развития, однако есть ошибки и резервы для роста

УРОВЕНЬ 1

Низкий уровень развития компетенции

D

Поведение менеджера не соответствует компетенции, требует значительной коррекции или компенсации действиями коллег

На основе вышеприведенных таблиц стоит подчеркнуть тот факт, что сейчас на первых позициях стоит лидерство, как один из самых важных частей управленческой компетенции. Лидерство в управлении предполагает высший уровень, на который нужно ровняться, за которым нужно следовать и подражать.

Необходимо также рассмотреть все возможные варианты формирования управленческой компетенции. Можно выделить 8 способов развития управленческой компетенции (рис. 1).

           

     Рисунок 1. 8 способов развития управленческой компетенции

В каждом из способов можно выделить свои плюсы и минусы. Исходя из рисунка, стоит сказать, что основой зарождения и дальнейшего развития управленческой компетенции является высшее образование. Плюсы высшего образования в том, что это полноценное академическое обучение, преподают которое люди, имеющие опыт и ученую степень. С другой стороны, минусы высшего образования в следующем: постоянное академическое обучение консервативно и быстро устаревает, что затрудняет последующее применение знаний на практике; многое зависит от правильного выбора ВУЗа; получение ученой степени не дает 100% гарантии устройства на работу.

Компании, которым нужны хорошие руководители направляют все свои силы на развитие у них управленческих компетенций. Но разные компании имеют совершенно разные представления о сути управленческих компетенций и целях их развития. Именно это способствует разработке разнообразных учебных форматов, которые используются для обучения руководителей. Развитие управленческих компетенций будет считаться более эффективным, если компания сможет оказывать влияние на содержание и динамику управленческих компетенций руководителей, включенных в различные образовательные программы.

Современная проблема развития управленческих компетенций в длительном и краткосрочном обучении связана с организацией самого процесса обучения. Учебные мероприятия требуют больших затрат времени и средств. Компания должна выделить учебное время в рабочее время или менеджеры должны обучаться в свое свободное время, что увеличивает общую нагрузку на них. Более того, использование нерабочего времени для дополнительного обучения создает основания для оценки этого обучения как персональных инвестиций даже в том случае, если самообучение оплачено организацией [2, с. 209].

Саморазвитие управленческих компетенций включает в себя несколько основных пунктов. Во-первых, это теоретические знания о соответствующем виде деятельности. Во-вторых, это умения и навыки, приобретенные в процессе выполнения профессиональной деятельности и способности, позволяющие осуществлять необходимые действия. В-третьих, это личностно-деловые качества, т.е. свойства личности. В-четвертых, это мотивация, т.е. побудительные мотивы для осуществления деятельности. В-пятых, опыт, т.е. практика применения знаний, умений и навыков, личностно-деловых качеств для эффективного выполнения работ. И самое последнее это потенциал как основа и способность своего будущего развития.

Отвечая на вопрос, поставленный в самом начале статьи, можно сказать, что первая стадия формирования управленческих компетенций происходит в стенах ВУЗа. Далее человек идет на работу по специальности, набирается опыта, но в процессе может возникнуть необходимость в обучении. В таком случае компания идет на встречу, поскольку профессионализм сотрудников - это основа эффективной работы, и отправляет на повышение квалификации, обучающие тренинги и т.п. Может быть и другой вариант, при котором специалист сам видит пробелы, которые необходимо заполнить и начинает самообразование. В любом случае, приобретение управленческих компетенций это самое главное для менеджера, его конкурентное преимущество, которое в дальнейшем может стать и конкурентным преимуществом компании, в которой он работает.


Список литературы

1. Дудаев Г.С-Х. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов государственного управления: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Грозный, 2015. — 228 с.
2. Кудрявцева Е.И. Компетенции и менеджмент: компетенции в менеджменте, компетенции менеджеров, менеджмент компетенций: монография / Е.И. Кудрявцева. Сев. -Зап. ин-т упр. — фил. РАНХиГС. — СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2012. — 340 с. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/irparutpzx/direct/201280035 (дата обращения: 15.11.2020)
3. Куравина, И. Ю. Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия управленческой компетентности / И. Ю. Куравина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 6 (192). — С. 91-95. URL: https://moluch.ru/archive/192/48284/ (дата обращения: 30.11.2020)
4. Полищук Н. О. Формирование управленческих компетенций в условиях смены парадигм управления и образования / Материалы Всероссийской научной конференции, Челябинск, 1 июня 2012 г. / ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» — Челябинск: ООО «Печатный двор», 2012. — С.108–112.
5. Сырых О. Модель управленческих компетенций с уровнями и шкалой оценки [электронный ресурс] // HR-time.ru [сайт]. URL: https://hrtime.ru/material/model-upravlencheskikh-kompetentsiy-s-urovniami-i-shkaloy-otsenki-28839/ (дата обращения: 15.11.2020)
6. Щербакова Т.Н., Авраменко Д.И. Профессиональная успешность менеджеров образования: психологические критерии и детерминанты. Российский психологический журнал. 2015. Том 12. Выпуск № 2. с. 86-98. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-uspeshnost-menedzherov-obrazovaniya-psihologicheskie-kriterii-i-determinanty (дата обращения: 04.12.2020)

Расскажите о нас своим друзьям: