Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 378.14

Дата публикации 30.04.2023

Способы развития профессиональной самоорганизации будущего учителя: метод Dogme

Исаев Евгений Анатольевич
кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, e-mail: evg77237009@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена поиску эффективных средств развития профессиональной самоорганизации будущего учителя. Отмечается синергетический потенциал метода Dogme, дается описание его происхождения, и сущности, приводятся примеры его реализации в системе подготовки учителя иностранного языка.
Ключевые слова: профессиональная самоорганизация, учитель, способ, метод Dogme, приемы.

Ways to develop professional self-organization of a future teacher: the Dogme method

Isaev Evgeny Anatolievich
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Voronezh State Pedagogical University

Abstract: The article is devoted to the search for effective means of developing professional self-organization of a future teacher. The synergetic potential of the Dogme method is noted, its origin and essence are described, and examples of its implementation in the system of training a foreign language teacher are given.
Keywords: professional self-organization, teacher, method, dogme method, techniques.

Правильная ссылка на статью
Исаев Е.А. Способы развития профессиональной самоорганизации будущего учителя: метод Dogme // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sposoby-razvitiya-professionalnoj-samoorganizatsii-budushhego-uchitelya-metod-dogme.html (Дата обращения: 30.04.2023)

В свете последних общественных трансформаций государство предъявляет высокие требования к подготовке учителя, в том числе и к уровню его профессиональной самоорганизации – показателю педагогической зрелости, интегрирующей в себе личностные свойства и профессионализм. Так, учитель будущего как самоорганизующаяся система – это специалист с высоким духовно-нравственным развитием, эффективной цифровой грамотностью, аналитическими способностями, умением учиться (lifelong learning), развитым эмоциональным интеллектом, организационными навыками своего труда и деятельности обучающихся, проектным мышлением. В связи с этим, подготовка будущих учителей нуждается в методиках развития у студентов соответствующих навыков.

В психолого-педагогической науке успешно развивается технический подход к профессиональной самоорганизации, изучающий и разрабатывающий способы, приемы и техники, повышающие эффективность управления человеком собственной работы (труды Г. Алдера, Г.А. Архангельского, П. Берда, Н.М. Варшавского, А.К. Гастева, Н.П. Ерастова, Б.Г. Иоганзена, С.Ю. Ключникова, Г.Х. Попова и др.). Как отмечает А.Д. Ишков, «значительное место в техническом подходе занимают методы научной организации умственного труда (НОУТ), самоменеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем)» [2, с. 4]. Развивая технический подход к профессиональной самоорганизации педагога, в данной статье хочется поделиться опытом применения метода Dogme, имеющим, по нашему мнению, значительный синергетический потенциал.

Отметим, что название метода Dogme возникло в результате авангардного кинематографического движения «Догма 95», основной принцип которого заключается в повороте к чистоте и простоте, минимализму в изобразительных средствах и технологиях. Одним из идеологов данного течения стал датский кинорежиссер и сценарист Ларс фон Триер. Данный принцип лег в основу возникновения и реализации метода Dogme в образовательной сфере. Впервые о данном методе (Teaching unplugged or Dogme in ELT) стало известно в 2000 году из статьи методиста Скотта Торнберри «A Dogme for ELT», в которой автор критиковал «широкое применение дополнительных материалов во время обучения иностранному языку, что отягощает образовательный процесс» [4, с. 28].

Сторонником и приверженцем Скотта Торнбери является Люк Меддингс. Он разделяет точку зрения С. Торнбери о том, что современный урок слишком перегружен учебниками, пособиями, распечатками, технологиями. С одной стороны их применение помогает преподавателю разнообразить занятие, а с другой стороны не дает возможность отступить от учебного плана, выйти за рамки той или иной темы, подавляя инициативу, исходящую непосредственно от обучающихся. В качестве альтернативы Скотт Торнбери и Люк Меддингс предлагают отказаться от всех материалов, перейти к живой беседе преподавателя и обучающихся, основанной на реальном жизненном опыте [3].

В основе метода Dogme лежат принципы, описанные в «манифесте Догма 95», и сводятся к тому, что необходимо создать благоприятные условия (“the right conditions”), способствующие  общению; организовать процесс общения (“managing conversation”), означающий взаимодействие преподавателя и обучающихся, их живое спонтанное общение на темы, волнующие всех участников общения, где преподаватель выступает не только в роли организатора беседы, но и ее непосредственным активным участником; подобрать стимул для обмена информацией (“selecting stimulus to share”), требующий проактивности преподавателя, как важной составляющей успешного общения, основанного на использовании текущей ситуации в качестве темы беседы; обеспечить возврат к изучаемому материалу (“learning from lesson to lesson”) и его закреплению при помощи различных техник и упражнений [2].

Главной предпосылкой использования метода Dogme в качестве средства развития профессиональной самоорганизации является переосмысление сути образовательного процесса и роли его субъектов. Так, если ранее обучение трактовалось как когнитивный процесс, цель которого состояла в трансляции знаний, то с помощью метода Dogme в фокусе внимания находятся психологические аспекты усвоения информации и развитие личности обучающегося, воспринимающегося не как пассивного реципиента, а, напротив, – активного участника процесса познания, исследовательской деятельности, способного организовать, скоординировать, изменить ход образовательной деятельности, а также рефлексировать и саморефлексировать. Кроме того, такие принципы реализации метода Dogme, как ориентация на «живое» общение участников образовательного процесса, диалогичность и социализирующее обучение, учет жизненного опыта и информативная актуальность, дают широкую возможность положительного воздействия на развитие профессиональной самоорганизации будущего учителя, ибо возникает возможность полного контроля и самоконтроля за процессом освоения материала и формирования профессиональных компетенций, четкого осознания того, зачем используется та или иная информация со стороны студентов.

На наш взгляд, идеального средства развития профессиональной самоорганизации будущего учителя не существует, каждое из них основывается на определенном видении сущности рассматриваемого качества и его компонентном составе. Природа метода Dogme непредсказуема, но хороша тем, что может быть использована для построения курса целиком, так и отдельной части, позволяя обогащать коммуникативный и мотивационный компоненты профессиональной самоорганизации будущего учителя, а также развивать у студентов умения прогнозирования, контроля и самоконтроля в образовательной деятельности, что отражает деятельностный аспект профессиональной самоорганизации будущего учителя.

Как известно, метод Dogme востребован в системе иноязычного образования. Однако, нам видится возможность применения его синергетической природы не только в преподавании иностранного языка, но и других теоретических курсов, входящих в учебный план по подготовке будущего учителя иностранного языка. К примеру, данный метод мы применили в рамках курса методики обучения иностранному языку при обсуждении сущности межкультурной коммуникации, ее роли в обучении школьников и приемов ее формирования. Этапы работы таковы:

1. Подготовительный этап.

В качестве домашнего задания предложить студентам изучить/освежить информацию по поводу сущности и роли изучения культуры страны изучаемого языка в системе школьного иноязычного образования.

2. Процессуальный этап.

2.1. В режиме реального занятия студентам дается установка в подгруппах обсудить сущность и значение изучения культуры страны изучаемого языка школьниками, представить свои аргументы тезисно.

2.2. С помощью командной работы составить комплекс приемов погружения в культуру страны изучаемого языка. Условие – прием должен быть создан и в последующем использован без применения каких-либо вещественных средств, дополнительных пособий, карт и т.п. Прием должен быть основан исключительно на общении участников образовательного процесса.

2.3. С помощью выбранного спикера из каждой команды представить описание разработанного комплекса приемов с методической и содержательно-процессуальной точек зрения.

2.4. Применить на практике разработанные приемы погружения в культуру: из каждой подгруппы один представитель выступает в роли учителя, другие студенты – в роли школьника.

3. Рефлексивный этап.

Подвести итоги, сделать анализ, выявив слабые и сильные стороны представленных приемов.

Опишем такие приемы погружения в иноязычную культуру, представленные студентами в качестве методических разработок, как прием осознанного восприятия родной культуры и прием создания этноситуаций.

 

Прием осознанного восприятия родной культуры

Первый этап. Учитель пишет слово Culture посередине доски и просит обучающихся написать ассоциации, возникающие с этим словом. Все мысли записываются и вместе обсуждаются на иностранном языке. Затем обучающиеся работают в группах и выделяют различные аспекты культуры в форме диаграммы на больших листах.

Второй этап. Ученики сравнивают свои наблюдения, затем пытаются «отойти» от своих наработок и взглянуть на собранную информацию критически. Затем следует групповая дискуссия на иностранном языке.

Третий этап. Ученики ищут способы проявления собственной культуры. К примеру, они могут выбрать: (1) вместо пожатия руки можно прыгать три раза или (2) кивок головой может означать «нет» вместо «да». Затем каждая группа учеников подготавливает некую схему, показывающую культурные особенности, а другая группа пытается отгадать, что имелось в виду, выстраивая вопросно-ответные реплики.

 

Прием создания этноситуаций

Сущность данного приема состоит в ситуативном игровом моделировании делового общения представителей разных этногрупп [5, с. 114].

Первый этап – подготовительный.

1.1. Ученику предлагается либо самостоятельно, либо с помощью материала, полученного от преподавателя на иностранном / родном языке, изучить национальную психологию той или иной нации и подготовить отчет в виде иноязычного монолога о проделанной работе.

1.2. Учитель дает определенную ролевую установку школьникам (сообщается тема общения, условное место, а также характеристики его героя: национальная принадлежность, социальный статус и др.), школьник самостоятельно продумывает стратегию своего высказывания с учетом необходимых, по его мнению, лексических единиц, грамматического минимума, а также культурной специфики общения, в данном случае экспрессивного поведения. Обучающемуся также сообщается информация и о его партнере по общению: из какой он страны, какого социального статуса. Задача школьников – вступить с партнером по общению в контакт с помощью не только языка, но и невербальных средств общения.

Второй этап – организационно-игровой.

Школьники в диалоговой или полилоговой форме на уроке общаются согласно своим подготовленным ролям (при наличии возможности можно пригласить школьников из параллельных классов): с одной стороны, роль в сфере делового общения (партнер, клиент, руководитель, мастер и др.), а с другой стороны, – роль этническая (быть представителем / носителем конкретной этногруппы с присущими этой группе этнокультурными характеристиками).

Третий этап – аналитический.

Школьники учатся выражать свои собственные мысли на иностранном языке, делятся опытом, сообщают информацию, полученную в ходе проделанной работы. Сторонние наблюдатели оценивают полученный диа(поли)лог с помощью таких критериев как понимание партнером основного содержания высказываний, лексико-грамматическая грамотность речи участников. Отдельное внимание в анализе уделяется этнопсихологическому аспекту общения.

Итак, развитие профессиональной самоорганизации будущего учителя – важная задача в области педагогического образования, ориентированная на становление интегративного качества личности, характеризующего ее способность к систематической, самостоятельно организуемой, познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Метод Dogme может быть эффективным средством развития профессиональной самоорганизации, поскольку влияет на мотивационную сферу, требует проявления организационных и самоорганизационных умений, повышает культуру коммуникативного общения. В связи с этим его необходимо использовать в образовательном процессе.


Список литературы

1. Ишков А.Д. Связь компонентов самоорганизации и личностных качеств студентов с успешностью в учебной деятельности: автореферат дис…к.псих.н. – М., 2004. – 24 с.
2. Чорна Ю. Dogme ELT или Teaching Unplugged: как обучать английскому языку без учебников и технологий. – Режим доступа: https://grade.ua/blog/dogme-elt-or-teaching-unplugged/ (Дата обращения: 23.04.2023)
3. Чубарова Е.В. Метод Dogme: обучение без учебника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770273.htm (Дата обращения: 23.04.2023)
4. Thornbury S., Meddings L. Teaching Unplugged: Dogme in English Language Teaching. – DELTA Publishing, 2009. – 104 p.
5. Исаев Е.А. Поликультурное иноязычное образование: теория и практика: монография. – Елец, 2015. – 147 с.

Расскажите о нас своим друзьям: