Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 373

Дата публикации 28.04.2023

Примирение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе

Научный руководитель Петрова Светлана Сергеевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, РФ, г. Нижний Тагил, svet.kapetrova2004@gmail.com
Родионов Игорь Александрович
студент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, Нижнетагильского государственного социально-педагогического института, РФ, г. Нижний Тагил, goga.rodionov.03@mail.ru

Аннотация: В статье рассматривается использование, применение и направление информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения начальной школы, а так же представляются отличительные особенности некоторых средств информационных технологий, которые использует учитель в учебном процессе для детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: ИКТ, информационно-коммуникационные технологии, начальная школа.

Coordination of information technology in primary school

Scientific supervisor Petrova Svetlana Sergeevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil
Rodionov Igor Alexandrovich
student of the Department of Pedagogy and Psychology of Preschool and Primary Education of the Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Russia, Nizhny Tagil

Abstract: The article examines the use, applied significance and orientation of information and communication technologies in the process of teaching in primary school, and also presents the distinctive features of some information technology tools that a teacher uses in the educational process for primary school children.
Keywords: ICT, information and communication technologies, primary school.

Правильная ссылка на статью
Родионов И. А. Примирение информационно-коммуникационных технологий в начальной школе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/primirenie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole.html (Дата обращения: 28.04.2023)

Введение. Сегодня, в нашем быстро развивающемся и меняющимся мире, когда информационные ресурсы становятся двигателем развития общества, а знания практически моментально теряют свою актуальность и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современная система образования нуждается в непрерывном применении и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В настоящее время многие профессии требуют навыков работы с компьютерами и другими технологиями. Использование ИКТ в начальной школе поможет детям адаптироваться к информационным технологиям и подготовится к будущей работе.

Основная часть. Информационно-коммуникационные технологии состоят из двух важных компонентов:

  1. Информационных технологий.
  2. Коммуникационных технологий.

Информационные технологии представляют из себя совокупность процессов и методов поиска, сбора и хранения информации, а также ее распространение [1].

Средствами информационной технологии выступают программные, информационные и технические средства [2].

Коммуникационные технологии состоят из методов и процессов передачи информации и основных способов их существования. Таким образом, под информационно-коммуникационными технологиями стоит понимать технологии, которые предназначены для реализации информационных и коммуникационных процессов.

Одной из обязанностей учителя является применение педагогически обоснованных методов обучения и воспитания [3]. Для реализации данной обязанности возникает необходимость применения различных методов обучения и воспитания в практической деятельности работы учителя начальных классов, в том числе и использования ИКТ.

Использование информационных-коммуникационных технологий педагогом начальных классов дает возможность:

- совершенствовать, а также фиксировать способность обучающихся ориентироваться в больших информационных потоках, находящегося вокруг них. Вместе с поддержкой ИКТ дети сумеют приспособиться к нынешнему цифровому обществу;

- осваивать разные методы работы с информационными ресурсами;

- совершенствовать умения, которые дают возможность обучающимся делиться информацией с помощью разных технических средств, в том числе ПК или же планшет. В частности применение ИКТ даст возможность учащимся просто контактировать друг с другом и с педагогом, к примеру, посредством электронной почты либо образовательных платформ;

- расширить общий кругозор, а также увеличить эффективность работы обучающихся [4].

Задания и уроки созданные с использованием компьютерных технологий дают возможность разнообразить их, а также сделать наиболее яркими, увлекательными, незабываемыми и мобильными. Кроме того, это даст возможность существенно сберечь время педагога, вследствие того, что ему не понадобится подготавливать к уроку разнообразные материалы, к примеру, энциклопедии, репродукции и дидактические раздаточные материалы – все это уже существует и содержится на маленьком и вместительном электронном носителе. Таким образом, уроки с использованием ИКТ становятся особенно важными в начальном классе.

Кроме этого, учащиеся, обучающиеся в начальных классах владеют наглядно-образным мышлением, отличительной особенностью которого считается то, что мыслительный процесс в нем напрямую связан вместе с восприятием человеком окружающей действительности и без него реализовываться не может [5].

По этой причине немаловажно строить их обучение, используя различный материал, в особенности высококачественно проиллюстрированный, который может вовлечь их в процесс восприятия нового знания, а для того чтобы реализовать это, можно применять красочные, интересные компьютерные слайды, анимации и видеоролики. Мультимедийной сопровождение в процессе урока в начальной школе дает возможность стать ребенку действующим субъектом учебной деятельности.

Можно отметить ряд направлений использования ИКТ в учебном процессе.

  1. Применение ИКТ дает возможность перейти на оформление основной документации в электронном виде: составление календарно-тематических (учебных) планов и создания методических копилок по различным предметам начального образования.
  2. Применение ИКТ позволяет учителю учитывать преобладания визуального восприятия над слуховым у большинства обучающихся. Решением данной проблемы может стать использование в процессе обучения мультимедийной системы, которая позволит:

- наглядно демонстрировать материал;

- регулировать скорость и объем выводимой информации [6];

- повысить познавательную активность обучающихся.

Так, например, при обучении детей чтению в начальной школе, учитель может использовать электронное пособие «Азбука», которое содержит в себе разнообразный, интересный материал и яркие рисунки [7]. Это способствует повышению интереса младших школьников к предмету и новому знанию.

  1. Использование ИКТ дает возможность ввести и включить обучающихся в проектную деятельность.
  2. Использование ИКТ предоставляет возможность реализовывать дистанционное образование в начальной школе. Например, с данным направлением мы столкнулись во время эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19. Кроме этого, дистанционные технологии предоставляют учителю широкие возможности в осуществлении некоторых учебных дисциплин. Так, учитель может использовать дистанционные технологии, для того чтобы познакомить детей с культурой и традициями народов России, посетив вместе с учениками виртуальные экскурсии в музеях.  
  3. Использование ИКТ позволяет осуществлять саморазвитие и самообразование, что считается особенно важной составляющей в нашем нынешнем обществе. Например, применение компьютерных обучающих игр (КОИ), которые наглядно и динамично предоставляют новые знания и опыт.

Наиболее значимыми достоинствами КОИ считается:

- стимуляция мыслительной работы;

- более лучшее запоминание, а также усвоение нового и пройденного

материала;

- развитие организованности и самодостаточности;

- формирование коммуникативных качеств

Кроме этого, сам учитель с помощью специальных программ и информационных ресурсов может создавать мини интерактивные игры, тесты и квесты в игровой форме, которые затем можно будет использовать непосредственно на уроке для проверки и закрепления знаний учащихся.

Выводы. В целом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе имеет достаточно высокую эффективность. Данная технология предоставляет учителю более широкие возможности для использования новых средств, методов и подходов к процессу обучения. Бесспорно, что современные ИКТ помогут учителю успешно развивать и воспитывать ребенка, развивая в нем настоящею личность.

Все это ведет к повышению производительности и эффективности педагогической деятельности учителя, привнося в начальную школу повышения качества знаний, наглядности обучения и повышения интереса ребенка к образовательному процессу, что, несомненно, будет способствовать его саморазвитию.


Список литературы

1. Романова Ю. Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении) // учебник и практикум для вузов. Москва. 2023. 411 с.
2. Ветитнев А. М., Коваленко В. В, Коваленко В. В. Информационные технологии в туристической индустрии // учебник для вузов. Москва. 2023. 340 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/82d348bfa91f54b262e7b00b71659c9f5c69e2ad/ (дата обращения: 20.03.2023).
4. Дубовая О. В. Использование ИКТ в современной школе. 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ikt-v-sovremennoy-shkole/viewer (дата обращения: 20.03.2023).
5. Белошистая А. В., Леветис В. В. Развитие логического мышления младших школьников // учебное пособие для вузов. Москва. 2023. 129 с.
6. Александренко Н. Учебная деятельность школьников на основе информационных технологий. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-na-osnove-informatsionnyh-tehnologiy/viewer (дата обращения: 20.03.2023).
7. Ларионова Т. В. Информационно коммуникационные технологии в начальной школе. 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-kommunikatsionnye-tehnologii-v-nachalnoy-shkole/viewer (дата обращения: 20.03.2023).

Расскажите о нас своим друзьям: