Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 336.7

Дата публикации 28.04.2023

Роль региональных и национальных спортивных праздников в адаптации иностранных студентов в российских вузах

Бортникова Лизавета Васильевна
старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Республика Татарстан
Наговицын Роман Сергеевич
доктор педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко г. Глазов, Республика Удмуртия

Аннотация: Актуальность проблемы обусловлена тем, что с каждым годом в России иностранных студентов становится все больше. Из-за многообразия религий, национальностей и традиций их адаптация продвигается очень медленно. Представление о России и ее культуре весьма стереотипное. Для лучшего понимания Российского быта и облегчения адаптации рассматривается концепция региональных спортивных праздников в вузе. В данной статье мы рассмотрим проблемы адаптации иностранных студент, пути их решения с помощью праздников-помощников.
Ключевые слова: иностранные студенты, спортивные праздники, адаптация.

The role of regional and national sports holidays in the adaptation of foreign students in Russian universities

Bortnikova Lizaveta Vasilevna
the senior teacher, Kazan State Power Engineering University, Kazan national research technological university, Republic of Tatarstan, Kazan.
Nagovitsin Roman Sergeevitc
doctor of pedagogical sciences, docent, Glazov state pedagogical institute, V. G. Korolenko, Republic of Udmurtiya, Glazov

Abstract: The urgency of the problem is due to the fact that every year there are more and more foreign students in Russia. Due to the diversity of religions, nationalities and traditions, their adaptation is progressing very slowly. The idea of Russia and its culture is very stereotypical. For a better understanding of Russian life and to facilitate adaptation, the concept of regional sports holidays at the university is considered. In this article we will look at the problems of adaptation of foreign students, ways to solve them with the help of holiday assistants.
Keywords: international students, sports holidays, adaptation.

Правильная ссылка на статью
Бортникова Л. В., Наговицын Р. С. Роль региональных и национальных спортивных праздников в адаптации иностранных студентов в российских вузах // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-regionalnykh-i-natsionalnykh-sportivnykh-prazdnikov-v-adaptatsii-inostrannykh-studentov-v-rossijskikh-vuzakh.html (Дата обращения: 28.04.2023)

Введение

 С каждым годом в России растет число студентов из-за рубежа, которые хотят учиться в российских вузах. Увеличивается число прибывающих как из Африки, так и из стран Евросоюза. Уже не менее 300 российских вузов могут сказать о том, что у них обучается иностранный студент. Как показали исследования, трудность обучения иностранцев в том, что различные этнокультурные группы имеют свой менталитет[1]. В связи с этим была разработана программа адаптации.

Цель работы: обозначить значимость адаптационных мероприятий, показать важность втягивания студентов из-за рубежа в национальные спортивные праздники.

Для начала рассмотрим сам термин «адаптация», ее значение, разнообразные виды.

Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к критериям внешнего окружения.

Есть 4 вида адаптации:

Биологическая адаптация личности – это приспособление к различным факторам окружающей среды. Это то, как организм человека привыкает к условиям среды. Если опираться, например, на климат, то у человека может начаться простуда.

Социальная адаптация личности – это процесс приспособления человека к социальному обществу. Это те самые условия, благодаря которым происходит привыкание к общеобразовательному процессу, налаживание отношений с различными людьми, знакомство с культурной средой, развлечениями.

Человек может адаптироваться инертно, то есть, ничего не меняя в своей жизни или активно, изменяя условия жизнедеятельности, чтобы быстрее привыкнуть к окружающей обстановке[3].

Проблема адаптации человека к социальной среде может быть из-за напряженных отношений с коллективом, либо от замкнутости в себе, страхе новых знакомств, либо же от собственной лени.

Этническая адаптация – это вид социальной адаптации, который включает приспособление этнических групп к особенностям изменившейся социально-культурной среды.

Здесь проблема может заключаться в неуважительном отношении российских жителей, связанном с расизмом. Первооснова любой адаптации – это принятие создавшейся ситуации, умение сделать из нее выводы и способность изменить свое отношение к ней [5].

Отсюда можно сделать вывод, что основными задачами адаптационных мероприятий для иностранных студентов, приехавших в Россию, является:

1) Привыкание (подготовка организма к проживанию в новых условиях окружающей среды, тем более в России климат разнообразен);

2) Налаживание межличностного общения.

На различных территориях России процесс адаптации иностранных студентов протекает довольно легко, благодаря национальным праздникам. Так, например, в Республике Татарстан проводится всеми любимый праздник – Сабантуй. На нем проходит множество спортивных игр: борьба кореш (борьба на поясах), лазание на столб за петухом, бой мешками и многое другое. Во время праздника все становятся единой семьей. Командные дух, коллективная поддержка, угощения, веселья сплачивают как никогда, помогают понять культуру, увидеть множество национальных нарядов, познакомиться с языком [2]. А также, если говорить об акклиматизации, то физическая подготовка помогает легче переносить холодные условия России зимой, ведь у большинства иностранцев более жаркий климат.

Или, например, можно отметить еще один интересный праздник всей России «день зимних видов спорта». Зима для многих редкое явление, точнее снег. Как интересно будет иностранным студентам узнать побольше об этом, посмотреть на это, а тем более поучаствовать. А с каким интересом его одногруппники захотят рассказать ему об этом всем. А если еще в университетах будут проводиться межгрупповые состязания по этим видам спорта, то будет устанавливаться некая психологическая связь между игроками, ведь у них будет общая цель и противник. Здесь и будет более слажено происходить адаптация. Ведь что, если не спорт, так легко сможет сплотить абсолютно незнакомых людей в едино[4].

На базе Казанского Государственного Энергетического Университета был разработан проект по адаптации иностранных студентов. Для вовлечения обучающихся в спорт был создан спортивный клуб. В него можно вступить в любую секцию: кореш, волейбол, баскетбол, теннис и др. Иностранный студент с легкостью вольется в коллектив и научится играть в команде, найдет новых друзей, а может даже выучит русский. Тогда уже будет не только смотреть и наблюдать за участниками Сабантуя, но и сам что-то выиграет.

Выводы

Таким образом, адаптация иностранных студентов – это физиологический и психологический процесс между личностью и окружающей средой. Немаловажную роль в приспособлении будет играть взаимоотношения с другими людьми. А облегчат период знакомства и привыкания национальные спортивные праздники.

 


Список литературы

1. Бортникова, Л. В. Современные проблемы адаптации иностранных студентов в технических вузах / Л. В. Бортникова, А. Г. Хайруллин, А. Д. Лифанов // Вопросы педагогики. – 2022. – № 4-2. – С. 40-43. – EDN MJTGZC.
2. Васенков, Н. В. Повышение мотивации к занятиям физической культурой посредством народных видов спорта / Н. В. Васенков, Е. В. Фазлеева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : Материалы V Международной научно-методической конференции, Казань, 29–30 ноября 2019 года / Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. – Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2019. – С. 85-87. – EDN BAKPDR.
3. Зиятдинова Ю.Н., Осипов П.Н., Интернационализация образования: региональный подход / Управление устойчивым развитием. 2016, в.6, с.80-85 (RINC, ВАК)
4. Осипов П.Н., Осипова Л.Н., Ценностные ориентации студентов / Право и образование. 2017, в.6, с.45-52 (RINC, ВАК)
5. Фазлеева Е. В., Власенко Н. В., Шалавина А. С. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению // Наука и спорт: Современные тенденции. 2016. № 2 (Том 11). С. 32-33.

Расскажите о нас своим друзьям: