Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №04 (81) Апрель 2023

УДК 37.06

Дата публикации 28.04.2023

Проектная деятельность как метод адаптации иностранных граждан в российском вузе

Крамаренко Дмитрий Александрович
аспирант 2 курса, направления «Педагогическое образование», направленности «Теория и методика профессионального образования», института физико-математического, информационного и технологического образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, gordej87@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема адаптации иностранных граждан в российском вузе. Автор обосновывает актуальность данной проблемы. Статья раскрывает содержание понятия адаптации. В статье выделены биологический и психологические аспекты данного понятия. Автор подчёркивает важность комплексного подхода в процессе адаптации иностранных граждан. Проектная деятельность предлагается как метод получения положительного социокультурного опыта иностранного студента, приобщение к традициям и нормам страны изучаемого языка. Такой подход будет интересен специалистам высших военных учреждений, работающих с иностранными курсантами.
Ключевые слова: адаптация, иностранный студент, курсант, проектная деятельность, военный вуз, высшее образование, подготовка.

Project activity as a method of adaptation of foreign citizens in a Russian university

Kramarenko Dmitry Alexandrovich
Postgraduate of Institute of Physics and Mathematics, Information and Technology Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk

Abstract: This article deals with the problem of adaptation of foreign citizens in a Russian university. The author substantiates the relevance of this problem. The article reveals the content of the concept of adaptation. The article highlights the biological and psychological aspects of this concept. The author emphasizes the importance of an integrated approach in the process of adaptation of foreign citizens. Project activity is offered as a method of obtaining a positive socio-cultural experience of a foreign student, familiarization with the traditions and norms of the country of the language being studied. This approach will be of interest to specialists from higher military institutions working with foreign cadets.
Keywords: adaptation, foreign student, cadet, project activity, military university, higher education, training.

Правильная ссылка на статью
Крамаренко Д.А. Проектная деятельность как метод адаптации иностранных граждан в российском вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 04 (81). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/proektnaya-deyatelnost-kak-metod-adaptatsii-inostrannykh-grazhdan-v-rossijskom-vuze.html Дата обращения: 28.04.2023)

Международное сотрудничество в образовательной сфере – одно из приоритетных направлений развития высшего образования в Российской Федерации. Наша страна присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Это привело к росту мобильности иностранных граждан и вовлечению российских ВУЗов в международную образовательную среду.

Немалый опыт обучения иностранной молодёжи был накоплен еще в советское время. Советский Союз оказывал образовательную помощь странам «третьего мира». Советский Союз занимал третье место в мире по количеству иностранных студентов, уступая лишь США и Франции. Советское образование по праву считалось одним из лучших, поэтому для иностранных граждан было престижным отучиться в СССР.

За рубежом проблемы адаптации иностранных граждан в высшем учебном заведении начали изучать с середины XX века. Основой для подходов многих учёных послужила концепция культурного шока. Её разработал американский антрополог К. Оберг.

Проблемой адаптации иностранных граждан в ВУЗе занимались отечественные авторы: О. В. Авакова, А. А. Гаджиев, О. Е. Боброва, С. А. Цыплакова, Н. В. Быстрова, О. Г. Выстороп, Е. А. Челнокова, Ю. Н. Жулькова, Е. В. Новожилова, А. С. Челноков (адаптация и социализация иностранных студентов в современной высшей школе), Е. В. Муравьева, Н. Н. Масленникова (проблемы интеграции иностранных студентов в образовательную среду российских вузов), Л. Ф. Муц (методология исследования анализа проблем социализации иностранных студентов), Г. П. Иванова, О. К. Логвинова, Н. Н. Ширкова (педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов) и другие.

После распада СССР разрушилась сложившаяся в Советское время система подготовки иностранных граждан. Со многими партнёрами были разорваны связи в сфере экономики, науки, инженерных технологиях. Государство стало меньше взаимодействовать с другими странами в области культуры и образования.

В последнее время вновь наблюдается рост числа иностранных студентов в российских вузах. Представители высшей школы участвуют в международных образовательных форумах и выставках, организуют рекламные акции в зарубежных средствах массовой информации. Увеличилось количество квот для иностранных студентов в российских вузах. Это благоприятно сказывается на экономическом, образовательном сотрудничестве между странами. К тому же увеличение числа иностранных студентов в наших вузах носит политический характер. Если в стране обучения иностранному студенту создаются комфортные условия, у него появляется некая лояльность к стране пребывания. Так формируются пророссийские национальные элиты. В сегодняшних условиях важно обрастать надёжными союзниками и партнёрами из-за рубежа. Таким образом адаптация иностранных граждан в российских вузах продолжает оставаться приоритетной задачей в удерживании позиций России на международной арене. [2]

При подготовке данного материала использовались работы следующих авторов: Аркадьевой Т. Г., Федотовой Н. С., Шарри Т. Г., Клюшиной А.М., Торгашевой М.А., Полат Е. С. и других.

Цель работы – рассмотреть комплексный подход в адаптации иностранных граждан в российском вузе через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Изучить материалы современных авторов по указанной теме.
  2. Рассмотреть понятие адаптации через биологический и психологический аспекты.
  3. Предложить примерную схему проекта для работы тьютора/офицера по работе с иностранными курсантами в военном ВУЗе.

Иностранные студенты, приехавшие учиться в российский вуз, должны научиться изъясняться на языке принимающей стороны, преодолеть стресс и адаптироваться в новом коллективе, влиться в нормы и традиции России. Иностранные граждане сталкиваются со следующими сложностями: языковыми, личностно-психологическими, социокультурными.

Процесс адаптации можно рассматривать с двух сторон: с биологической и психологической точек зрения. В справочной литературе по психологии биологический аспект адаптации понимается как «приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Психологический аспект (частично перекрывается понятием социальной адаптации) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами, интересами. Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной (социально-психологической) адаптацией, которая осуществляется путём усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению – общественной группе, коллективу, семье). Основным проявлением социальной адаптации является взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими его людьми и его активная деятельность.» [5, С. 387]

Российская социокультурная среда для иностранного студента является новой. [3] С одной стороны, иностранный студент – носитель традиций, норм и ценностей своего народа. Со второй стороны, он личность со своим характером и темпераментом. С третьей стороны, иностранный гражданин – студент, а значит субъект и объект педагогического процесса. В этой трилогии общение является одним из приоритетных факторов, посредством которого студент общается с окружающими его людьми, познаёт культуру и нормы поведения страны обучения. [1, С. 96]

Суть проектной деятельности заключается в преодолении противоречий между желаемым и действительным непосредственными действиями самих студентов через различные инструменты коммуникации. [4]

Рассмотрим схему комплексного проекта вне учебной деятельности на примере военного вуза. Первый год иностранные студенты занимаются изучением языка. За этот период им необходимо научиться взаимодействовать не только между собой (если на курсе есть граждане из разных стран), но и с окружающими людьми – гражданами принимающей стороны. На этом этапе важно практиковать регулярные встречи с курсовым офицером. Работа с личным составом должна носить систематический характер, доброжелательное отношение, искреннее желание вникать в проблемы иностранных студентов и помогать им в преодолении трудностей. Это могут быть встречи после занятий с целью рассказать друг о друге, поделиться интересами. Курсовой офицер может рассказывать о традициях России, а студенты о культуре своей страны.

По мере того, как студенты научатся изъясняться на русском языке, можно включать в проект адаптации дополнительные активности. Один вечер в неделе можно выделить под командную спортивную игру, популярную в стране иностранного студента, например, футбол, баскетбол, волейбол. Это могут быть дружеские турниры между командами студентов по отдельным странам.

Для дальнейшей социализации и интеграции с российскими курсантами можно предлагать иностранным студентам зимние виды спорта, которые им диковинку. Например, африканских студентов брать на тренировки хоккейной команды университета. Так они научатся кататься на коньках и попробуют себя в новом для них виде спорта.

Гастрономические и культурные различия между странами можно коллаборировать в объединяющие активности. Можно проводить кулинарные баттлы (когда команды стран готовят традиционные блюда, а потом все вместе их дегустируют). Культурное взаимодействие можно организовать как в рамках вуза (творческие квартирники и вечера с демонстрацией традиционного творчества народа), а можно совершать культурные выходы в театры, кино и музеи, чтобы приобщаться к культуре страны обучения.

Если предложить курсантам придумать внутрикурсовые традиции, это будет способствовать налаживаю микроклимата в группе и сплочённости в команде. Важно не просто озвучить готовый вариант студентам, а дать им возможность проявить инициативу и взять на себя ответственность по её реализации. Иностранными курсантами позитивно воспринимаются организация праздника по окончании учебного года. Они с удовольствием поют знаковые русские песни, такие, как «Калинка», «Офицеры», а после исполняют свои традиционные композиции и объясняют на русском их суть.

Наполнение проекта может быть разнообразное в зависимости от цели, на которую направлено взаимодействие.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  • Проблема адаптации иностранных студентов в российском вузе продолжает оставаться актуальной. Важно искать гибкие подходы и методы, чтобы привлекать партнёров, налаживать внешнеэкономические связи и укреплять позиции Российской Федерации на международной арене.
  • Процесс адаптации иностранных граждан необходимо проводить комплексно.
  • Применять современные инструменты и методы в работе по адаптации иностранных студентов.

Метод проектов позволяет иностранному студенту:

  • адаптироваться в российском вузе,
  • развивать свои творческие и спортивные возможности,
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем,
  • научиться ориентироваться в информационном и реальном пространстве новой для него страны,
  • структурировать и анализировать полученную информацию.

Список литературы

1. Аркадьева Т. Г., Федотова Н. С., Шарри Т. Г. Роль метода проектов в социокультурной адаптации иностранных студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №3 (40), С. 96-100.
2. Клюшина А.М., Торгашева М.А. Психолого-педагогические особенности процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в вузе в России // Современное педагогическое образование. 2019. №1, С. 109-112.
3. Лютова О. В., Свойкина Л. Ф. Мероприятия по адаптации иностранных студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов для зарубежных стран в высших учебных заведениях // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. №35-1, С. 118-123.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е. С. Полат – М., 2000, С.55-101.
5. Психологический словарь/ под ред. В. П. Зинченко – Спб., 2007, С.5-8.
6. Тарасов С.В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в вузе: автореф. дис. … канд. психолог. наук/ С. В. Тарасов. – Самара, 2004, С. 10-15.

Расскажите о нас своим друзьям: