Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 1174

Дата публикации 25.01.2022

Способы развития коммуникативных умений младших школьников

Петрова Светлана Сергеевна
доцент кафедры педагогики и психологии дошкольного и начального образования, НТГСПИ (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил svet.kapetrova2004@gmail.com
Низамутдинова Татьяна Вячеславовна
студентка 2 курса, ФППО, НТГСПИ (ф) РГППУ, РФ, г. Нижний Тагил, nizamutdinovat9@yandex.ru

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования у младших школьников коммуникативных умений в учебной деятельности. Раскрыты основные понятия, особенности развития коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения. Перечислены приёмы развития коммуникативных умений младших школьников в процессе обучения.
Ключевые слова: умение, коммуникативные умения, вербальная коммуникация, невербальная коммуникация, общение.

Ways to develop the communicative skills of younger schoolchildren

Petrova Svetlana Sergeevna
Associate professor of the Department of Pedagogy and Psychology of preschool and Primary Education, NTGSPI (f) RGPPU, Russian Federation, Nizhny Tagil
Nizamutdinova Tatiana Vyacheslavovna
2nd year student, FPP, NTGSPI (f) RGPPU, Russian Federation, Nizhny Tagil

Abstract: this article deals with the problem of formation of communicative skills in educational activities in younger schoolchildren. The basic concepts and features of the development of communicative skills of younger schoolchildren in the learning process are revealed. The methods of developing the communicative skills of younger schoolchildren in the learning process are listed.
Keywords: skill, communicative skills, verbal communication, non-verbal communication, communication.

Правильная ссылка на статью
Петрова С.C., Низамутдинова Т.В. Способы развития коммуникативных умений младших школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sposoby-razvitiya-kommunikativnykh-umenij-mladshikh-shkolnikov.html (Дата обращения: 25.01.2022)

В нашем веке, то есть в XXI веке, создается все больше и больше новых технологий. Это говорит о том, что наука и техника сейчас активно развиваются. Это значительно облегчило жизнь современным людям, и жизнь стала более мобильной. Но, несмотря на все это, знания обновляются каждый день быстрыми темпами. На протяжении всей жизни человеку часто приходится переучиваться, осваивать новые профессии и общаться со многими людьми.

Проблемы современного общества связаны с тем, что можно заметить, как трудно разговаривать с незнакомым человеком, особенно когда необходимо представиться работодателю. Все трудности в общении актуальны с детства, и большинство детей в школе взаимодействуют в спонтанных группах или строят простые диалоги. Это связано с низкой уровнем сфорсированности у детей коммуникативных умений. Исследователи считают, что коммуникативные навыки - это свойства и способности, обеспечивающие успех общения с другими людьми, а также коммуникативные навыки, обеспечивающие достижение своих целей.

В психолого-педагогической литературе можно встретить различные определения коммуникативных навыков. Например, коммуникативные навыки - это приемы, методы, способы восприятия и передачи коммуникационных сигналов, которыми овладел человек.

Формирование коммуникативных навыков часто является одним из важнейших условий развития ребенка, персонализации и социализации, формирования личности.

В ФГОС НОО установлены требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования к которым относятся:

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий [1].

Основная задача преподавателя - научить ученика правильно формулировать вопрос и давать четкий ответ, внимательно слушать, уметь участвовать в дискуссиях, сопереживать высказыванию собеседника - все это важно для формирования коммуникативных навыков.

Немного времени будет уделено тому, чтобы научить детей общаться. Некоторые считают, что они берут это у взрослых. Но старшие не всегда могут быть хорошим и правильным примером. Из этого следует, что необходимо найти эффективные средства для формирования коммуникативных навыков у детей.

Ученые, педагоги и психологи уже много лет работают над формированием у детей определенных умений. Подход к определению понятия "умение" разный, поэтому Рубинштейн С. писал, что умение описывается, как способность действовать, которая не достигла высшего уровня сформированности, и это делается очень разумно.[8] Под понятием "умения" Левитов подразумевает успешность выполнения более сложных задач и видов деятельности, связанных с выбором и использованием соответствующих методов работы с учетом заданных условий.[7]

Сластенин В.А. утверждает, что умения формируются с помощью упражнений, которые изменяют условия учебной деятельности, постепенно предвидят сложность и руководствуются четко осознанными целями. Чтобы развить их, нужно выполнять повторяющиеся упражнения в одних и тех же условиях.

Понятие «коммуникативные умения» в психолого - педагогических исследованиях трактуется по-разному. В психологии Г. Андреева, С. Воровщиков, Л. Выготский, Н. Жинкин, Ю. Жуков, Л. Занков, А. Леонтьев, А. Лурия, Р. Немов, Р. Фрумкина рассматривают понятие «коммуникативные умения» как общение. Они утверждают, что для полного общения личность обязана обладать умениями бегло и верно ориентироваться в возникших условиях в ходе общения, т.е. найти подходящие языковые средства, которые будут содействовать передачи мысли и обеспечивать обратную связь [5, 6].

По мнению Андреевой Г. «коммуникативные умения – это комплекс сознательных коммуникативных действий, которые базируются на достаточно высокой теоретической и практической подготовленности личности, способствующий к креативному применению знаний для отражения и преобразования действительности» [3].

Жинкин Н.И. сказал, что учителю нужно обращать внимание на то, что они говорят и как они реагируют на действия и поступки детей. Для общения с другими учащиеся выбирают внешние и внутренние компоненты связи, которые определяют их мысли и чувства, сопровождающие их действия, и трудности, которые они испытывают при общении с другими. Внешние компоненты включают вербальные (речевые высказывания) и невербальные формы поведения (тон голоса, темп, мимика, жесты и мимика)[4].

Устная речь – это форма общения. Недостаточно иметь отличную дикцию, чтобы понять человека. Ребенок должен четко осознавать, что он хочет сказать. Ему также нужно уметь подбирать такие слова, чтобы собеседник правильно распознал его мысли. Когда ученику нужно выступить перед классом, он готовится сам, но в повседневной жизни вербальное общение происходит спонтанно, и у большинства детей необходимо говорить.

Вербальное общение принято только для человека, а постоянное состояние подразумевает знание языка. Результатом вербального общения является то, насколько человек смог овладеть умением правильно строить свое высказывание и своими личностными качествами. Сегодня хорошее управление голосом является профессиональным элементом приоритета человека.

Невербальная коммуникация - это система символов, знаков, которые применяются для передачи сообщения и предназначенные для более глубокого его понимания, они в некоторой степени независимы от психологических и социально-психологических качеств личности. Невербальная коммуникация не предполагает употребления звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальная коммуникация представляет собой общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), которые совершаются посредством прямых телесных или сенсорных контактов (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, которые мы получаемые от другого лица).

Следовательно этому, установлено, что коммуникативные умения – это умения слушать собеседника, аргументировать и высказывать личное мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Актуальной проблемой в настоящее время является, формирование коммуникативных умений младших школьников, так как уровень сформированности коммуникативных умений оказывает воздействие не только на эффективность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в ходе деятельности, а коммуникативные умения – во время непосредственного общения.

При организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе нужно учитывать коммуникативные способности ребенка на каждом шаге его развития. Ребёнок к концу дошкольного возраста, наряду с трудными предметными действиями, овладевает самым важным для его психического развития средством - языком и способностью общаться с другими людьми в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

В начальной школе ребенок переживает свою уникальность, он понимает себя как личность и стремится к совершенству. Это отражается во всех сферах жизни ребенка, включая отношения со сверстниками. Поступая в школу, ребенок должен иметь возможность общаться с другими людьми, приобретать навыки общения, а учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому важно уметь общаться со сверстниками.

Александрова О. утверждает, что есть немного причин невысокого уровня владения школьниками коммуникативными умениями:

- в начальной школе уделяется недостаточное внимание работе по формированию коммуникативных умений, следовательно, не создается база для дальнейшего развития этих умений у обучающихся в среднем звене;

- чаще всего в работе по развитию речи не в полной мере учитываются возрастные особенности школьника. Дети мыслят конкретно и не всегда в состоянии определить внутреннюю взаимосвязь среди словом и образом [9].

В младшем школьном возрасте формируется умение слушать собеседника, обосновывать и выражать свое мнение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, определять ключевые поведенческие ориентиры речи и передавать их партнерам, умение взаимодействовать с группами.

В то же время человек может плодотворно участвовать в процессе общения, если у него есть необходимый набор инструментов. Речь относится к средствам общения, потому что на ребенка накладываются новые условия в связи с развитием речи в школе. На уроке при ответе речь должна быть выразительной, грамотной и лаконичной. При общении необходимо строить речь в соответствии с установленными ожиданиями, что очень важно для формирования коммуникативных навыков.

Дети младшего школьного возраста осваивают специальные психофизические и умственные действия, которые помогают в письме, арифметике, чтении, физкультуре, рисовании, физическом труде и других видах учебной деятельности. На основе этого, при соответствующих условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка, возникают предпосылки для теоретического сознания и мышления.

Уместно воспитывать у детей умение слушать и выслушивать собеседника, быть терпеливым к собственным мнениям и мнениям, высказывать ребенку свою точку зрения. Учитель играет в этом важную роль, дает ученику речевой тест, помогает с аргументами, различными конфликтами и аргументами.

Развитие коммуникативных навыков ребенка осуществляется на основе овладения средствами языка: основным фактором формирования коммуникативной деятельности является реальная речь ребенка, так же как и речь взрослого, являющаяся одной из специфических форм человеческого сознания, и в то же время ее визуальным представлением. Кстати, ребенок говорит в свободном диалогическом общении (отвечает на вопросы, рассказывает о взволновавших его явлениях, событиях), вы можете видеть, как он мыслит и воспринимает.

Исходя из этого, младший школьный возраст - лучшее время для активного изучения социального поведения, искусства общения между детьми разного пола, усвоения навыков общения и речи, умения различать социальные ситуации.

Педагогическая деятельность требует точного понимания педагогической задачи, решение которой должно привести к положительному результату в процессе формирования личности. Другими словами, учителя должны руководствоваться научно обоснованными и проверенными практическими методами, которые позволяют людям прививать позитивные поведенческие навыки. Методы обучения представляют собой краткосрочные взаимодействия между учителями и учащимися, направленные на передачу и усвоение определенных знаний, навыков и умений.

Способы развития коммуникативных навыков делятся на 3 основные группы: вербальные, визуальные и игровые.

Технология этого слова широко используется. К ним относятся повторяющиеся произношения, объяснения, инструкции, оценки голоса и вопросы.

Повторное произношение - это преднамеренное, многократное повторение одних и тех же элементов речи (звуков, слов, выражений) для запоминания. На практике используются различные варианты повторения: учитель, другие ученики, совместное повторение учителя и ученика, повторение хора и т.д. Важно, чтобы повторение предоставлялось учащимся в контексте интересных занятий.

Описание - это раскрытие сущности определенного явления или способа поведения. Он активно используется не только для уточнения значения слов, но и в процессе наблюдения и изучения предметов.

Инструкции - Объясните учащемуся, как действовать для достижения определенного результата. Существуют инструкции по воспитанию, организации и дисциплине.

Оценка речи - это мотивированное суждение о произношении речи ребёнка, которое характеризует качество речевой деятельности. Оценка должна иметь не только подтверждающий характер, но и обучающий. Это служит для того, чтобы все учащиеся могли сосредоточиться на этом в своих выступлениях.

Вопрос - это словесное обращение, требующее ответа. Вопросы делятся на основные и вспомогательные. Главное (воспроизведение) может определить - "кто? И поиск, который требует установления связей и отношений между явлениями - "Почему? Чем они похожи? Вспомогательные вопросы можно разделить на наводящие и подсказывающие.

Наглядные приемы - демонстрация иллюстративных материалов, требующих объяснения, рассуждения.

Игровые приёмы могут быть вербальными и визуальными. Они пробуждают интерес к деятельности детей, обогащают мотивацию речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения, тем самым способствуя развитию занятий.

Определить такие методы общения, как формирование универсальных образовательных мер:

 Дайте обучающим время подумать над своими ответами.

- Обращайте внимание и внимание учащихся на реакцию каждого из их сверстников;

- Не вносите свои собственные исправления или мнения (в зависимости от ситуации).

- Поддерживает все утверждения, независимо от того, являются ли они точными или нет.

- дать детям возможность задавать вопросы о различиях во мнениях, понимать высказывания товарищей;

- Уточните вопрос автору заявления, если он четко сформулирован для учащегося;

- Организуйте атмосферу доброжелательности и уважения в общении.[2]

Несколько типов техник:

- Метод мозгового штурма. Техника, когда вам нужно придумать много идей за короткое время или запомнить многие аспекты. Вы можете предоставить детям вопросы / проблемы / идеи. Они должны предоставить как можно больше идей и решений проблем в течение 5 минут. В то же время детимогут быть разделены на команды для оценки уникальных идей.

-Прием "Ток-шоу" / "Интервью".  Одним из важнейших навыков для каждого человека является умение выступать на публике. Для того чтобы развивать навыки публичных выступлений, необходимо поощрять вовлечение детей в мероприятия.  Одной из таких технологий является "ток-шоу". Вы можете подготовить вопросы и раздать их учащимся. Чтобы пройти "интервью", вы можете подключить учащихся. Один ребёнок будет корреспондентом, другой - респондентом. Корреспондент сам задает три вопроса по теме урока, а респондент отвечает на них. Затем вы можете, при необходимости, сменить роль. Учащиеся должны иметь возможность вести диалоги, свободно ориентироваться в вопросах и находить на них ответы.

- Прием "Дискуссия". Дискуссия сильно схожа с дебатами, здесь не так много внимания уделяется ясности позиции "да / нет", но цель состоит в том, чтобы прийти к мнению во время спора. Результаты зависят от того, смогли ли участники прийти к согласию по данному вопросу или насколько обсуждения участников убедили других. Дискуссию можно контролировать. Изложите тему обсуждения и дайте высказать свое мнение каждому учащемуся. Любой желающий может задать вопрос любому желающему (вопрос задается в краткой и лаконичной форме).

- Приём конструирования вопросов подразумевает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. В качестве объекта изучения на разных уроках могут выступать отдельное слово, текст, схема, рисунок или название произведения, его персонажи, фраза, ситуация, проблема. Применяются различные типы вопросов: простые, объясняющие, уточняющие, оценочные, практические, творческие. Вопросы обязаны ориентировать обучающихся на размышление над предлагаемым предметом или явлением.

- Прием «Чтение с пометками» подразумевает «живой» диалог с автором текста, возможно, полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема заключается в том, что обучающиеся читая текст, делают на полях разные пометки.

- Прием прогнозирование по иллюстрации применяют для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.

- Приём «Пчелиный улей» используется для усвоения отдельных понятий на уроке, закрепления темы урока, осуществления исследовательской работы с использованием опорного текста, когда каждая группа, работая с одним и тем же учебным текстом, выполняет определенное задание. Например, 2 класс литературное чтение Н.Носов, произведение «Живая шляпа».

1 пара - отвечает на вопросы к тексту;

2 пара - используя текст, отгадывает кроссворд;

или

1 пара - заполняет таблицу (кластеры);

2 пара - придумывает свои вопросы по тексту для всех учеников.

Таким образом, педагоги при решении проблемы развития коммуникативных умений обучающихся опираются на данные приемы, а также создание на учебных занятиях атмосферы эмоциональности и взаимного сотрудничества, совместного творчества учителя и обучающихся.

Можно сделать вывод, что коммуникативные способности имеют важное значение для младших школьников в учебной деятельности. Они влияют на успеваемость обучающихся. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. От коммуникативных способностей во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. Для того что бы педагогу было легче развивать коммуникативные способности, им на помощь приходят различные приёмы, которые они могут реализовать в процессе обучения.


Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 01.09.2011 № 373 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» - М.: Просвещение, 2016. 64 с.
2. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., под ред. А.Г. Асмолова 2016. 151 с.
3. Блинкова С.И. Салахова А.А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках. Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. в 2-х частях. 2017. С. 41-43.
4. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в начальной школе. М.:АСТ, 2015. 486 с.
5. Выготский Л.C. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, Эксмо, 2014. 512 с.
6. Дубровина И.В. Данилова Е.Е, Пригожан А.М. Психология. М., 2014. 461с
7. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Воспитание школьников. 2015. №8. С.18-22.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 2012. 720 с.
9. Сластенин В.А. Исаев И. Ф.,. Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 576 с.

Расскажите о нас своим друзьям: