Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 372.881

Дата публикации 24.01.2022

Использование цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку

Хлыбова Марина Анатольевна
доцент, кандидат педагогических наук, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку в вузе. В статье описываются преимущества использования современных цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения иностранному языку в вузе. Автором подчеркивается, что грамотное применение цифровых ресурсов и разумное соотношение аудиторных занятий с электронным обучением стимулирует выработку навыков самообучения, способствует индивидуализации и интенсификации образовательного процесса, повышая уровень мотивации обучающихся, формированию развивающей личностно-ориентированной образовательной среды. Применение цифровых ресурсов в процессе обучения иностранному языку требует решения определенных вопросов, касающихся разработки электронных материалов и содержания курса обучения.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, иноязычная коммуникативная компетенция, индивидуализация, интенсификация.

The use of digital technologies in the process of teaching a foreign language

Khlybova Marina Anatolyevna
Cand. Sci (Pedagogy), assistant professor of foreign languages department, Perm State Agro-Technological University, Russia, Perm

Abstract: The paper considers the use of digital technologies in the process of teaching a foreign language in higher school. The use of digital educational resources helps to enrich traditional teaching methods. The paper notes that some electronic resources can be used for realization the interactive methods and gamification of teaching a foreign language. The competent use of digital educational resources in combination with traditional classroom lessons contributes to the formation of individualization, intensification of the educational process, increasing the level of independence and motivation of students and, as a result, the effectiveness of the foreign language communicative competence formation.
Keywords: digital educational resources, foreign language communicative competence, individualization, intensification.

Правильная ссылка на статью
Хлыбова М.А. Использование цифровых технологий в процессе обучения иностранному языку // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-tsifrovykh-tekhnologij-v-protsesse-obucheniya-inostrannomu-yazyku.html (Дата обращения: 24.01.2022)

Процесс всеобъемлющей информатизации образования обуславливает актуальность применения цифровых технологий в образовательном процессе. Использование цифровых технологий в образовании позволяет разнообразить учебные занятия, расширить количество организационных форм обучения, способствует интерактивности и интенсификации учебного процесса [1].  Важным фактором информатизации языкового образования в вузе выступает положительное отношение студентов к современным технологиям в образовании, их готовность использовать новые методы и формы обучения.

Формирование и совершенствование навыков чтения, письменной речи, аудирования и говорения происходит с помощью цифровых интерактивных ресурсов, в том числе технологий поколения Web 2.0 – социальных сетей, обучающих онлайн-платформ, вики-сервисов, блогов, и др.

По мнению Т.Е. Исаевой под цифровыми технологиями понимается набор современных компьютерных технологий и сетевых средств обучения, основанных на их активном использовании в процессе дистанционного, смешанного образования, направленных на создание условий, моделирующих реальное иноязычное взаимодействие для развития познавательных, учебных и творческих способностей обучающихся в ходе разного рода коммуникаций [1, с. 113].

Целью данной статьи является рассмотрение использования современных цифровых ресурсов в обучении иностранному языку в техническом вузе, выявление преимуществ их использования, а также вопросов, возникающих в настоящее время в процессе их использования.

В процессе изучения иностранного языка используются разнообразные цифровые ресурсы, в том числе онлайн-платформы, социальные сети, онлайн-конференции и семинары, вики-сервисы, электронно-библиотечные системы и т.д., открывающие новые возможности для презентации, закрепления и контроля учебного материала в доступной и интересной форме.

Грамотное применение электронных ресурсов и разумное соотношение аудиторных занятий с цифровым обучением стимулирует выработку навыков самообучения, способствует индивидуализации образовательного процесса, повышая уровень мотивации обучающихся, формированию развивающей личностно-ориентированной образовательной среды [2].

В процессе обучения иностранному языку в вузе возникает насущная потребность в появлении авторских курсов, разработанных специально для использования на современных электронных платформах с учётом специфики профессиональной подготовки конкретного направления, а также образовательных потребностей и возможностей студентов. В процессе создания собственных электронных курсов, электронных учебно-методических материалов от преподавателя требуются как определенная техническая, так и методическая подготовка, включающая в себя, прежде всего, определение учебного материала, предназначенного для размещения в цифровой форме; адаптацию содержания обучения к конкретной электронной платформе; разработку тестирующих материалов с автоматизированной проверкой и оценкой.

В рамках применения цифровых образовательных ресурсов стоит уделить внимание геймификации обучения иностранному языку [3-4]. Геймификация может разнообразить процесс цифрового обучения, сделать его более интересным и мотивирующим. Геймификация (игрофикация) является эффективным методом, превращающим сложный процесс обучения в увлекательное занятие. Современные студенты не представляют себе обучения без использования онлайн игр, курсов и заданий. Для современного обучающегося игра будет являться самоцелью, он получает удовольствие от процесса игры, так как геймификация делает неигровой процесс похожим на игру.

В процессе создания курса обучения иностранному языку можно экспериментировать с онлайн-площадками, игровыми  платформами и приложениями. Курс игровой деятельности может включать готовую образовательную программу на базе цифровых образовательных ресурсов. В частности, для изучения иностранного языка можно использовать такие приложения, как Classcraft, Quizizz, Kahoot, English Grammar Test, Learningapps и др.

Learningapps.org является онлайн-сервисом для организации обучения с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Благодаря своей интерактивности приложение можно использовать для организации контроля качества обучения. Главным плюсом сервиса Quizizz.com является автоматическое установление обратной связи с обучающимся. В нем имеется возможность создания собственных либо использования уже существующих лексико-грамматических онлайн-викторин.

Интерактивный ресурс Kahoot.it является онлайн-сервисом для создания викторин, дидактических игр и тестов. Особенностью данного ресурса является то, что созданные в Kahoot задания позволяют включать в себя мультимедийную информацию (фотографии и видеофрагменты). Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного интервала для каждого вопроса.

Эффективным ресурсом для реализации геймификации на занятиях является онлайн-платформа Classcraft.com. Данный сервис предоставляет игровой «движок», с помощью которого преподаватель может построить свою ролевую игру,  где каждый обучающийся ‑ это персонаж со своими собственными целями и задачами, взаимодействующий с другими персонажами в рамках общей цели обучения. Данная платформа очень хорошо подойдет для организации и проведения командных соревнований, групп обучающихся по 5-6 человек. Следует отметить, что командное соревнование является инструментом повышения вовлеченности обучающихся, предоставляя эффективные механизмы взаимодействия в ходе  совместной деятельности.

В современных условиях цифрового обучения следует говорить о целесообразности смены направления в рассмотрении методического компонента деятельности преподавателя иностранного языка. Речь идёт о переходе от парадигмы передачи знаний (language teaching) к парадигме организации обучающей среды (language consulting and supervising), в том числе электронной. В данной парадигме роль преподавателя сводится, прежде всего, к контролю и необходимой консультации обучающихся [5].

Тем не менее, процесс обучения с применением электронных образовательных ресурсов сталкивается с определенного рода трудностями. В частности, на практике выяснилось, что значительная часть студентов испытывает большие сложности с точки зрения самоорганизации и устойчивой мотивации. Отсутствие адекватных навыков взаимодействия обучающихся с информационной средой может привести к существенному снижению эффективности обучения. В исследовании [6] подчеркивается, что процесс обучения с помощью электронных образовательных ресурсов требует от студентов развитых навыков критического мышления, самодисциплины, владения основами тайм-менеджмента, самоорганизации. Большое количество студентов выходят в интернет с мобильных устройств, которые не являются оптимальными для полноценного обучения. Кроме того, доступность и стоимость интернета существенно варьируется в зависимости от региона страны.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку с применением цифровых образовательных ресурсов предполагает комплексное решение следующих вопросов:

- наличие развитой онлайн-платформы вуза, а также широкое использование цифровых сервисов, мультимедийных программ, вики-технологий и т.д.;

- разработка электронных учебно-методических материалов, мультимедийных пособий, организованных с учетом образовательных потребностей и возможностей студентов, проектирование и реализацию которых невозможно провести без знания методологических основ их разработки и владения соответствующим программным инструментарием;

- разработка содержания учебного курса и распределения учебного материала в части определения заданий для традиционной аудиторной работы и дистанционной работы с применением электронных ресурсов;

- создание интерактивных систем тестов с автоматизированной проверкой и оценкой, позволяющих, в том числе обучающемуся осуществлять самоконтроль качества усвоения учебного материала;

- получение обратной связи от обучающихся для анализа учебного опыта и улучшения качества обучения и вовлеченности студентов.

Выводы

Таким образом, использование цифровых технологий способствует повышению иноязычной подготовки обучающихся в вузе. Грамотное применение цифровых ресурсов стимулирует выработку навыков самообучения, способствует индивидуализации образовательного процесса, повышая уровень мотивации обучающихся, формированию развивающей личностно-ориентированной образовательной среды. В процессе обучения иностранному языку применение элементов геймификации, игровых онлайн-ресурсов способствует интерактивности обучения, созданию условий для эффективного освоения учебного материала в интересной и доступной форме. В настоящее время существует широкий выбор онлайн платформ для организации совместного обучения с применением элементов геймификации.  Тем не менее, применение электронных ресурсов в процессе обучения иностранному языку требует решения определенных организационных вопросов.


Список литературы

1. Исаева Т. Е. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам в вузе: методологический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 3. С. 111-117
2. Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов и вузов. – М.: П-Центр, 2009. 240 c.
3. Николаева Е.А., Котляренко Ю.Ю. Особенности содержательной геймификации процесса обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Казанский педагогический журнал. 2021. № 2 (145). С.118-127.
4. Хохрякова Ю.М. Возможности геймификации учебной деятельности студентов вуза // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2021. № 5. С. 27-37.
5. Демина О.А., Тепленева И.А О трансформации методического мышления преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2020. № 7. С. 156-167.4.
6. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID 19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74-92.

Расскажите о нас своим друзьям: