Социальная психология | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 159.9.07

Дата публикации 30.06.2021

Специфика социально-психологической адаптации сотрудников МЧС

Першина Кристина Вячеславовна
студентка 1 курса магистратуры, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза, Kosmos.Crist@yandex.ru

Аннотация: Суть данной работы заключается в том, что бы сравнить особенности адаптации только что пришедших сотрудников МЧС разной возрастной категории. Описываются профессионально важные качества личности пожарных. В данной статье представлен анализ эмпирического исследования социально-психологической адаптации сотрудников МЧС. Выявлено, что имеются различия по некоторым параметрам адаптации в разных возрастных группах, а именно: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, данные показатели выше в группе сотрудников более возрастной группы. Стремление к доминированию более характерно для сотрудников более младшей возрастной группы.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, стрессоустойчивость, моральная и физическая устойчивость, сотрудники МЧС, спасатель, пожарный.

Specificity of social and psychological adaptation of employees of the Ministry of Emergency Situations

Pershina Kristina Vyacheslavovna
1st year graduate student, Penza State University, RF, Penza

Abstract: The essence of this work is to compare the features of adaptation of newly arrived EMERCOM employees of different age categories. The professionally important qualities of the personality of firefighters are described. This article presents an analysis of an empirical study of the social and psychological adaptation of employees of the Ministry of Emergencies. It was revealed that there are differences in some parameters of adaptation in different age groups, namely: acceptance of oneself and others, emotional comfort, internal control, these indicators are higher in the group of employees of an older group. The tendency to dominate is more typical for employees of the younger age group.
Keywords: socio-psychological adaptation, stress resistance, moral and physical stability, employees of the Ministry of Emergencies, rescuer, firefighter.

Правильная ссылка на статью
Першина К.В. Специфика социально-психологической адаптации сотрудников МЧС // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/spetsifika-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-sotrudnikov-mchs.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Пожарный - это сотрудник пожарной охраны, который занимается тушением пожаров, локализацией и ликвидацией возгорании. Зачастую, его основной работой является спасение людей и животных из огня, а так же ценностей и имущества граждан [1, с. 346-356].

Профессия пожарного на сегодняшний день является одной из самых значимых для жизни человека. Поскольку затушить костер или случайно загоревшееся домашнее полотенце может практически любой. Но когда речь идет о возгорании дома или любого другого крупномасштабного помещения, тогда в сражение со стихией вступают профессионалы - зовут их пожарные [2, с. 229-234].

Профессия пожарного сочетает в себе несколько важных человеческих качеств - это отвага, способность и желание помогать людям, которые нуждаются в его профессиональной помощи, стрессоустойчивость, высокий уровень толерантности к неопределенности. Так же не стоит забывать про хорошую физическую и спортивную подготовку, силу и ловкость, сообразительность, дисциплину, способность к командной работе, способность к взаимовыручке [3, с. 124-126].

Адаптация – это своего рода приспособление организма, к новым условиям среды. Адаптация представляет собой процесс, который затрагивает психологическую и социальную составляющую организма. Главным в процессе адаптации является психическое состояние человека и его морально-волевые качества. Адаптации человека к изменяющимся условиям жизнедеятельности заключается не только в повседневном бытие, но и в результате чрезвычайных ситуаций. Все эти механизмы являются неотъемлемой частью общей адаптации человека. Социально-психологическая адаптация определяют не только поведение человека и его психическую устойчивость, но и взаимоотношения человека с другими людьми, с социумом, которые ведут к оптимальному выполнение социальных функций [4, с. 35-38].

Процесс адаптации для пожарного является очень значимым компонентом, поскольку от этого во многом будет зависеть успешность выполнения его профессиональных функций. Что бы пожарному быстро освоиться в новых условия его трудовой деятельности нужно обладать некоторыми качествами, которые заключаются прежде всего в нормальном уровне морально-психологической устойчивости [5, с. 46-56].

Наше исследование было направленно на изучение особенностей социально-психологической адаптации людей, только что пришедших на службу в структуру МЧС. Конкретно, мы сделали разграничения в выборке по возрастным параметрам. В исследовании приняли участие 40 человек, 20 человек в возрасте от 18 до 24 лет и 20 человек в возрасте от 30 до 38 лет. Все испытуемые в течении 1-2,5 месяцев пришли на данную службу. 

Для эмпирического исследования были использованы 3 методики:

1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (модификация А.К. Осницкого);

2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина;

3. Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

Проанализировав полученные данные методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, можно заявить, что в большей степени у испытуемых преобладают средние и высокие значения, низкие отсутствуют в обоих выборках. У испытуемых младшей возрастной группы перевешают показатели со средними значениями по шкале «Адаптация» - 69%. У испытуемых старшей возрастной группы же преобладают высокие  значением по шкале «Адаптация» - 61%.

По шкале «Самопринятие» наблюдаются некоторые различия: количество испытуемых в старшей возрастной группе с высоким уровнем данного показателя составляет 62%, количество испытуемых в младшей возрастной группе с данным показателем «Самопринятие» составляет 44%.

По шкале «Принятие других» старшая группа составила 51% испытуемых, имевших высокий уровень, а 32% испытуемых имеют средний уровень. В младшей возрастной группе наблюдаются следующие данные: 38% испытуемых имеет высокий уровень, а 52% – средний уровень.

Показатели по шкале «Эмоциональный комфорт» имеют следующие значения: 52% младшей группы испытуемых и 47% старшей группы имеют высокий уровень по этому показателю.

По показателю «Внутренний контроль»: 58% испытуемых в старшей группе и всего лишь 23% младший группы имеют высокие показатели по данной шкале. Средние показатели наблюдаются у 37% старшей и у 42% младшей группы.

Шкала «Стремление к доминированию» имеет следующие результаты: высокий уровень наблюдается у 45% младшей группы и у 23% старшей группы. Средний уровень наблюдается у 63% старшей и 23 % младшей группы.

Для оценки различий между двумя выборками по уровню признака, мы использовали U-критерием Манна-Уитни.  Данный критерий применялся в двух группах по всем показателям данной методики. При использовании данного критерия учитываются индивидуальные значения и критические значения по данному критерию.

При сравнении двух групп по каждому показателю были выдвинуты следующие гипотезы:

Н0: Уровень показателя в младшей группе не ниже уровня показателя в старшей группе.

H1: Уровень показателя в младшей группе ниже уровня показателя в старшей группе.

По такому показателю, как «Адаптация» полученное эмпирическое значение UЭмп = 264 находится в зоне незначимости. Н0 принимается. Уровень показателя в младшей группе достоверно не ниже уровня показателя в старшей группе. Таким образом, можно сделать вывод, то по общему показателю адаптации обоих группа не отличается.

По показателю «Принятие себя» полученное эмпирическое значение UЭмп = 193 попало в зону значимости. Гипотеза H1 принимается. Это означает, что уровень принятия себя в младшей группе достоверно ниже уровня принятия себя в старшей группе.

По показателю «Принятие других» наблюдается следующее: полученное эмпирическое значение Uэмп = 182.5 находится в зоне значимости. Н1 принимается. Уровень показателя в младшей группе достоверно ниже уровня показателя в старшей группе.

При сравнении групп по показателю «Эмоциональный комфорт» полученно эмпирическое значение Uэмп = 315.5 находится в зоне незначимости. Н0 принимается. Уровень показателя в младшей группе достоверно не ниже уровня показателя в старшей возрастной группе.

При сравнении двух групп по показателю «Внутренний контроль» было выявлено, что уровень показателя в младшей группе достоверно ниже уровня показателя в старшей группе. Полученное эмпирическое значение Uэмп = 217.5 находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. H1 принимается

По такому показателю как «Стремление к доминированию» было выявлено, что уровень стремления к доминированию в старшей группе достоверно ниже уровня стремления к доминированию в младшей группе. Полученное эмпирическое значение Uэмп=124.5 находится в зоне неопределенности.

В целом по полученным результатам можно сделать вывод, что старшая группа испытуемых от младшей отличается высоким уровнем по шкалам «Принятие других», «Внутренний комфорт». По шкале «Стремление к доминированию» высокие показатели преобладают в большей степени в младшей группе. 

Проанализировав полученные результаты Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, можно увидеть, следующие результаты.

По показателю «Личностный адаптационный потенциал» 73% младшей группы имеют высокий уровень. Испытуемые со средними показателями в этой же выборке составили 23%. У старшей группы результаты следующие: 62% имеют высокий уровень и 25% - средний уровень по показателю «Личностный адаптационный потенциал». Низкий уровень был выявлен у 13% испытуемых.

По показателю «Поведенческая регуляция» были полученные следующие данные: 73% старшей группы имеют высокие показатели. Испытуемые со средним показателем данной выборки составили 27%, низкий уровнь выявлен не был. Среди младшей группы высокий уровень наблюдается у 34% испытуемых. Кроме того, средний уровень по показателю «Поведенческая регуляция» имеют 45% испытуемых этой же выборке.  А низкий уровень по данной шкале выявлен у 21%.

По шкале «Коммуникативный потенциал» высокий уровень по данному показателю выявлен у 75% старшей группы. Средний уровень был выявлен у 25%. Статистика по данному показателю у младшей группы: 83% имеют высокий уровень, а 17% - средний уровень.

По показателю «Моральная нормативность» у 71% старшей группы наблюдается высокий уровень, средний уровень был выявлен 29% испытуемых.  У испытуемых младшей возрастной группы различия незначительны: 68% имеют высокий уровень, а 32% – средний уровень по показателю «Моральная нормативность».

При сравнении двух групп по каждому показателю были выдвинуты следующие гипотезы:

Н0: Уровень показателя в старшей группе не ниже уровня показателя в младшей группе.

H1: Уровень показателя в младшей группе ниже уровня показателя в старшей группе.

По такому показателю, как «Личностный адаптационный потенциал» различий между двумя группами выявлено не было. Полученное эмпирическое значение UЭмп = 255.5 находится в зоне незначимости. Н0 принимается. Уровень показателя в старшей группе достоверно не ниже уровня показателя в младшей группе.

По показателю «Поведенческая регуляция» были выявлены различия. Полученное эмпирическое значение UЭмп = 147.5 попало в зону значимости. Таким образом, гипотеза Н1 принимается. Уровень показателя в младшей группе ниже уровня показателя в старшей группе.

По показателю «Коммуникативный потенциал» не были выявлены различия. Полученное эмпирическое значение Uэмп = 245.5 находится в зоне незначимости. H0 принимается. Уровень показателя в старшей группе не ниже уровня показателя в младшей группе.

При сравнении двух групп по показателю «Моральная нормативность» различий выявлено не было. Уровень показателя в старшей группе достоверно не ниже уровня показателя в младшей группе. Полученное эмпирическое значение UЭмп= 301 находится в зоне незначимости.

Проанализировав полученные данные методики «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), можно увидеть следующие результаты.

Для 62% младшей группы и 84% старшей группы характерен высокий уровень эмоционально-деятельностной адаптивности и для 38% средней группы и 16% младшей характерен средний уровень. Испытуемых с низким и очень низким уровнем эмоционально-деятельностной адаптивности по данной методике выявлено не было.

Н0: Уровень показателя эмоционально-деятельностной адаптивности в младшей группе не выше уровня показателя эмоционально-деятельностной адаптивности в старшей группе.

H1: Уровень показателя эмоционально-деятельностной адаптивности в старшей группе выше уровня показателя эмоционально-деятельностной адаптивности в младшей группе.

По результатам автоматического расчета полученное эмпирическое значение Uэмп=175 находится в зоне значимости. H1 принимается. Это означает, что есть различия между двумя группами, а именно: уровень эмоционально-деятельностной адаптивности в старшей группе достоверно выше уровня эмоционально-деятельностной адаптивности в младшей группе.

Таким образом, можно сделать вывод, что имеются различия в особенностях социально-психологической адаптации у групп с различными возрастами, работающих в структуре МЧС: старшая группа испытуемых от младшей отличается высоким уровнем по шкалам «Принятие других», «Внутренний комфорт». По шкале «Стремление к доминированию» высокие показатели преобладают в большей степени в младшей группе.  

Уровень показателя «Эмоциональный комфорт» и «Внутренний контроль» у испытуемых старшей возрастной группы выше, чем у младшей группы. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что старшая группа испытуемых является в большей степени морально устойчивой. «Принятия себя» у старшей группы выше, чем у младшей. Так же это говорит, что в старшей группе более успешно происходит процесс приспособления к к новой трудовой деятельности. Уровень показателя «Стремление к доминированию» у младшей группы выше, чем у старшей. Возможно, это связано с тем, что молодые люди в большей степени стараются доминировать, они стремятся к власти надо окружающими, нежели чем старшая группа.

По шкалам «Личностный адаптационный потенциал», «Поведенческая регуляция», «Моральная нормативность» показатели у старшей и младшей возрастной группы  практически не отличаются друг от друга. Но для старшей группы в большей степени свойственна нормальная адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Возможно это связанно именно с возрастом, поскольку старшие испытуемые имею некий опыт к приспособлению. Они имеют больше жизненного опыта, нежели чем испытуемые из младшей возрастной группы. Людям из младшей возрастной группы проще вливаться в новый коллектив. У испытуемых старшей возрастной группы имеется достаточно высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции.

Исходя из данного исследования можно заявить, что в целом испытуемые из старшей возрастной группы и младшей отличаются по некоторым показателям которые перечислены выше. Мы считаем, что данные различия связанны именно с возрастными особенностями испытуемых.


Список литературы

1. Противопожарная служба России. Документы и материалы (том 1). – М.: ООО «Издательство ТРИО», 2017. – 448 с.
3. Абрамов В.А., Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны. Краткий курс: учебник: в 2 ч. 4.1 / Под ред. проф. В.А. Абрамова. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. – 285 с.
4. Недосека Е.В., Недосека О.Н. Социальная адаптация: учеб. пособие. - Мурманск: Изд-во МГГУ. - 2011. – 140 с.
5. Шихова А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания: дис. ...канд.психол.наук. - СПб., 2009. - 177 с.
6. Алимова Э. К. , Абзалов Р. Ф. Пожар как важнейший фактор угрозы человечеству (том 2). – М.: ООО «Издательство ТРИО», 2017. – 234 с.

Расскажите о нас своим друзьям: