Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 37.035.6

Дата публикации 30.06.2021

Музейная деятельность в организации патриотического воспитания школьников

Демина Наталия Леонидовна
канд. биол. наук, доцент кафедры медико-биологических дисциплин, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, usr11322@vуatsu.ru
Кренев Андрей Николаевич
учитель безопасности жизнедеятельности МБОУ СОШ № 26 г. Кирова, РФ, г. Киров, 2611andrey1995@mail.ru
Рочев Антон Евгеньевич
студент факультета физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», РФ, г. Киров, stud085507@vyatsu.ru

Аннотация: В условиях обесценивания духовно-нравственных ценностей патриотическое воспитание молодежи имеет статус масштабной государственной цели, одним из механизмов решения которой являются правильно подобранные и организованные военно-патриотические воспитательные мероприятия. В работе представлены результаты ценностных ориентаций кировских школьников и их отношение к посещению музеев, выставок и просмотру фильмов военной направленности. Предложенные мероприятия способствовали повышению уровня патриотического сознания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, военно-патриотическое воспитание, музейная деятельность.

Museum activities in the patriotic education organization of students

Demina Natalia Leonidovna
PhD of Biology, Associate Professor Department of Medical and Biological Disciplines, Vyatka State University, Russian Federation, Kirov
Krenev Andrey Nikolaevich
teacher of Life Safety of secondary school No. 26 Kirov, Russian Federation, Kirov
Rochev Anton Evgenevich
student of the Faculty of Physical Culture and Sports, Vyatka State University, Russian Federation, Kirov

Abstract: In conditions of devaluation of spiritual and moral values, patriotic education of young people has the status of a large-scale state goal, one of the mechanisms for solving which is correctly selected and organized military-patriotic educational activities. The paper presents the results of the value orientations of Kirov schoolchildren and their attitude to visiting museums, exhibitions and watching military films. The proposed activities contributed to raising the level of patriotic consciousness.
Keywords: patriotism, patriotic consciousness, military-patriotic education, museum activities.

Правильная ссылка на статью
Демина Н.Л., Кренев А.Н., Рочев А.Е. Музейная деятельность в организации патриотического воспитания школьников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/muzejnaya-deyatelnost-v-organizatsii-patrioticheskogo-vospitaniya-shkolnikov.html(Дата обращения: 30.06.2021)

В России в начале XXI века были приложены большие усилия по возрождению патриотизма, что, по мнению Ю.Г. Волкова и соавт. [1], стало правильной реакцией на рост экстремистских, сепаратистских и других антисоциальных явлений. В связи с этим, начиная с 2000 г. были разработаны и реализованы государственные программы патриотического воспитания молодежи на период 2001-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020 гг., что позволило сформировать систему военно-патриотического воспитания на различных уровнях, обеспечить ее функционирование и развитие [2].

Однако предпринятые в РФ усилия по возрождению патриотизма путем реализации государственных программ оказываются  недостаточными.  Следующие авторы считают [1, с. 58], что ориентируясь только «на совершенствование форм и методов работы в области патриотического воспитания, военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, активизацию волонтерского движения и развитие системы информационного обеспечения <…> при отсутствии реальных мер в области создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи как ключевого агента социализации молодежи как субъекта общественных отношений обречены остаться идеей».

Музей представляет собой многофункциональное учреждение, социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность  сохранения и представительства культурного объекта, который признается в качестве общественной ценности. Большая группа исследователей российской школы музееведения (А.Н. Бессонов [3], Р.Р. Латыпов [4], А.Д. Толчаров [5], И.В. Чувилова [6]) при рассмотрении теоретических проблем работы музеев используют разобщенное изучение посетителя музея и музейно-предметной сферы, выделяя образовательную и воспитательную деятельность [5].

Большую роль в патриотическом воспитании молодежи должны сыграть музейные учреждения, обладающие особыми возможностями наглядно и убедительно демонстрировать непреходящие ценности отечественной истории и культуры, вызывать чувство сопричастности к подвигам предков, способствовать формированию патриотизма как качества личности [6, 7]. Музей является одним из ключевых средств патриотического воспитания. Он является частью просветительского пространства и может выступать координатором патриотической деятельности образовательного учреждения [7].

Еще  Петр I в своем Указе от 1702 года повелел: «Трофейные мортиры и пушки, знамена, другие воинские знаки собирать, сохранять и на вечную славу ставить» [4, с. 64–65]. В своей статье «Историческая память и основные тенденции ее изучения» И. Е. Кознова [8, с. 23–34], рассматривает историческую память как «передаваемую различными способами и закрепленную информацию о прошлом, знания и опыт, причем эмоционально окрашенный опыт».

По мнению О.А. Божченко [9, с. 186–187], «в системе исторической памяти деятельность музея направлена на формирование ценностного мира людей через установление ценностного отношения к историко-культурному наследию; через развитие способностей, осмысление истории, традиций; через формирование мировоззрения, социализацию личности; способствуя адаптации и идентификации, а также формируя у посетителя чувства соучастия, сотворчества в процессе познания истории».

Участники поисковых отрядов, занимаясь раскопками на полях битв, сталкиваются с разнообразными  военными артефактами от именных медальонов – до пуговиц и консервных банок. Все эти предметы продолжительное время оставались забвенными, но за каждым из них стоит человеческая судьба. Содержащаяся в предмете информация дает представление о событиях, участником и свидетелем которых он был [10].

Анализ артефактов позволяет пропустить через себя конкретные страшные сюжеты из истории Великой Отечественной войны, а также события, которые никогда не появятся в фильмах и учебниках истории. По мнению А.Н.Бессонова и Т.Н. Яшковой [11] большинство  волонтеров, принимавших участие в поисковых отрядах, ощущало историческую сопричастность, вне зависимости от своих религиозных, политических и других убеждений.

Таким образом, основная задача музея в патриотическом воспитании – спасти от забвения каждого, кто до конца выполнил свой воинский долг перед Родиной и остался на поле сражения незахороненным, пополнить музей новыми экспонатами, поднятыми во время раскопок [4].

Огромное значение на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи оказывают ежегодные экспедиции на места боев. Специфика выставок, создаваемых поисковиками, отличается авторским участием в осмыслении и передаче сложных исторических событий. Люди, давно занимающиеся поисковой работой, имеют обширные  знания о боях на обследуемой территории. Они могут рассказать истории поднятых артефактов, когда-то принадлежавших конкретным людям.

Целью данной работы стала оценка ценностных ориентаций школьников г. Кирова и анализ музейной работы в патриотическом воспитании подростков.

Методы. С этой целью на этапе констатирующего эксперимента была проведена оценка патриотического сознания старших школьников (возраст 15–16 лет). Для составления анкеты были взяты вопросы соответствующего содержания из анкеты Кузьминой [12]. Все респонденты являлись восьмиклассниками МБОУ СОШ № 26 г. Кирова. В исследовании принимали участие 61 учащийся восьмых классов (21 учащийся 8А, 19 – 8Б и 21 – 8В классов). Классы не отличались между собой по успеваемости.

После анализа результатов анкетирования для каждой группы были разработаны и проведены мероприятия военно-патриотической направленности; затем проведено повторное анкетирование.

Статистическую обработку результатов исследования проводили методом вариационной статистики, используя пакет программ Microsoft Excel с расчетом средней арифметической (М), среднего квадратичного отклонения (σ), ошибки процента (m) и критерия достоверности Стьюдента (t); Результаты считались достоверными при р<0,05.

Результаты и обсуждение. В рамках данной статьи рассмотрим ответы школьников на некоторые вопросы.

Первичное анкетирование. Результаты первичного анкетирования показали, что более половины учащихся считают древнерусские храмы одними из прекраснейших произведений архитектуры, однако не уверенными в этом остаются около трети всех опрошенных. Ответ «нет» на поставленный вопрос выбрали почти 11,4% школьников 8А класса (табл. 1), что может свидетельствовать об отсутствии у них не только патриотизма, но и художественного вкуса. Однако, в целом, прекраснейшими произведениями архитектуры считают древнерусские храмы достоверно большее число восьмиклассников – более 60% (табл. 1).

Таблица 1. Результаты первичного анкетирования учащихся восьмых классов

Формулировка вопросов и вариантов ответа

Количество ответивших (%)

8А класс

(n=21)

8Б класс

(n=19)

8В класс

(n=21)

В среднем по 8-м классам

1. Древнерусские храмы – одни из прекраснейших произведений архитектуры

  1. Да
  2. Нет
  3. Не уверен

58,8

11,4

29,8

66,7%

4,8%

28,5

55,5

5,6

38,9

60,3±6,92

7,3±3,68*

32,4±6,62*º

2. Мне нравятся картины русских художников – пейзажистов, изображающих родную природу (например, Левитана, Шишкина, Куинджи, Саврасова)

  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

35,3

11,8

52,9

66,7

4,8

28,5

44,5

22,2

33,3

48,8±7,07

38,8±6,89

38,2±6,87

* - результаты достоверны, по сравнению с группой 1 (p<0,05).

º - результаты достоверны, по сравнению с группой 2 (p<0,05).

 

Отметим, что большая часть опрошенных демонстрирует положительное отношение к картинам русских живописцев, изображающих родную природу; около трети опрошенных сомневаются. Негативное отношение к данным произведениям искусства демонстрируют 22,2% учащихся 8В класса (табл. 1), что, свидетельствует, на наш взгляд, о невысоком уровне их культурного развития. Общеизвестно, что современная школа должна осуществлять всестороннее развитие личности: умственное, физическое, духовно-нравственное, художественное. К сожалению, последнему уделяется недостаточное внимание. У многих педагогов и родителей, а, следовательно, и у школьников отсутствует  представление о том, что развитый художественный вкус позволяет стать самодостаточной личностью. В результате большинство выпускников школы, по мнению В.М. Зубань [13], имеют невысокий уровень культурного развития, что, в свою очередь, обуславливает низкий уровень развития всего общества в эстетическом направлении и рост бездуховности. Автор приходит к выводу, что развивать художественный вкус нужно и возраст человека для этого не важен.

Таким образом, можно сделать вывод, что немногим современным школьникам интересны литература, картины и произведения искусства.

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию молодых людей включает, в первую очередь интерактивные формы и методы. Например, Е.А. Панина [14]  в качестве культурно-познавательного мероприятия предлагает использовать квест, контрольными точками которого являются различные исторические достопримечательности. Например,  в г. Кирове контрольными точками такого квеста могут быть памятник маршалу И.С.Коневу, парк Победы, мемориалы погибшим воинам в разных районах города, предприятия, выпускавшие оружие Победы и др.

В нашей работе для повышения уровня патриотического сознания были использованы традиционные мероприятия.

Экскурсия в музей Боевой славы. Цель: способствовать сознанию у старшеклассников важности вклада Кировской области в победу в Великой Отечественной войне.

Для совместного обсуждения были предложены следующие вопросы:

1. Понравилась ли вам экскурсия в этот музей и что нового вы почерпнули для себя из этой экскурсии? 80% школьников отметили, что для них экскурсия была познавательной и интересной. Ребята узнали много нового о героях нашей страны, об оружии, производимом в военные и мирные годы, а так же посмотрели на экспонаты своими глазами, что было для них наглядно и интересно. Оставшаяся часть класса была менее заинтересована экскурсией и это дает понять, что в работе с детьми необходимо использовать некие дополнительные методы привлечения внимания у всех школьников.

2. Как вы считаете, необходимо ли проводить подобные мероприятия с другими классами? Ученики отмечают, что такие экскурсии организовывать необходимо, но в то же время говорят, что более интересным для них были другие формы мероприятий по повышению патриотического воспитания, например, просмотр современного фильма о войне со спецэффектами. Их данное мероприятие заинтересовало в большей степени.

По итогам экскурсии в музей Воинской славы можно сказать, что в целом дети были внимательны и с интересом наблюдали все экспозиции, изучали историю и слушали экскурсовода. Цель мероприятия, полагаем, была достигнута в большей мере.

Просмотр с последующим обсуждением кинофильма «28 панфиловцев». Целью данного мероприятия было формирование патриотического сознания, привитие интереса к истории Отечества, формирование правильного отношения к войне.

В фильме рассказывается о трагических событиях начала Великой Отечественной войны. 16 ноября 1941 года большая группировка вражеских танковых войск находилась в двух часах пути от Москвы, которая по плану фашистов должна была сдаться. В числе защитников города была 316-я стрелковая дивизия, которой командовал генерал Панфилов. Солдатский состав этой дивизии с гордостью именовали себя панфиловцами. Раннее утро началось для панфиловцев мощным наступлением захватчиков. На солдат двинулись танки, против которых у них были только ручные гранаты и стрелковое оружие. Подвиг панфиловцев навсегда останется в памяти живых.

Общепризнанно, что совместный просмотр и обсуждение с детьми фильмов предполагают активную позицию педагога. Он обязан  организовать процесс просмотра фильма, грамотно сформулировать волнующие участников проблемы, создать доверительную атмосферу для обсуждения основных сюжетных линий фильма. По мнению Е.Г. Коблик [15], необходимо создать естественную  атмосферу, чтобы учащиеся не боялись высказывать свое мнение, вовремя получали поддержку педагога. Совместные просмотры дают возможность лучше понять детей, составить представление об уровне их знаний о предмете обсуждения.

Основные развивающие задачи совместного просмотра и обсуждения (по Е.Г. Коблику [15]):

- развитие эмоциональной сферы (осознание собственных чувств и эмоциональных состояний партнера по общению);

- развитие психологической компетентности (знакомство с различными социальными типами и обучение взаимодействию с ними);

- обучать навыкам решения проблем;

- снятие стресса, обучение навыкам релаксации;

- развитие способности к самоанализу.

После просмотра прошло обсуждение фильма. Для совместного обсуждения был предложен ряд вопросов. Кратко охарактеризуем ответы учащихся.

1. Понравился ли вам фильм? Практически всем ребятам фильм понравился (более 90%), лишь около 10% учеников отметили, что фильм не был для них очень занимателен и интересен.

2. О чем этот фильм? О подвиге простых русских солдат, о противостоянии немецким захватчикам с обычным оружием в руках и мужественным духом в сердцах. О том, как сильно люди любили свою Родину, защищали ее всеми силами, даже на пределе своих возможностей.

3. Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения? Как такового главного героя в фильме нет, здесь показан отрядный дух противостояния врагу. Все солдаты очень дружны, они понимают, что по одиночке нашу страну не защитить, только вместе, как единое целое они способны дать отпор захватчикам.

4. Могли бы герои действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае? Солдаты могли бы отступить, могли испугаться. Однако решительность, мужество и вера в победу дала мощнейший толчок бойцам. Панфиловцы единогласно решили стоять до конца. Показан неприкасаемый авторитет их командира. Страх отступает перед гражданским долгом и желанием защитить свою Родину, своих матерей, жен и детей. Герои со смертельными ранениями продолжали останавливать вражеские танки на подступах к столице. Абсолютное большинство школьников утверждали, что они поступили бы именно таким образом, как это сделала 316-я дивизия панфиловцев.

5. Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? В наше время множество ситуаций на мировой арене со стороны других государств направлены против нашей страны: различные санкции, всевозможные обвинения и угрозы. Это похоже на то, когда в фильме идет угроза нашей Родине, так же и сейчас – все ополчились против России, в надежде сломить ее, «поставить на колени». Россияне  должны быть единым целым, чтобы суметь противостоять всему миру, как это было достигнуто единым  патриотическим духом русских людей на фронте и в тылу  в военные годы. А как это сделать, как поднять уровень доверия к властям, как взыграть на патриотизме, это уже другой вопрос, который нужно начинать решать с самих «верхов».

Это сражение стало для панфиловцев последним, как и для немецкого танкового батальона. Героический подвиг 316-ой стрелковой дивизии и тысяч таких, как они, сделал свое дело: Красная армия отстояла Москву и положила начало конца фашистской Германии.

Много фильмов снято на военную тему в нашей стране, все из них отражают тему патриотизма в годы Великой Отечественной войны. Просмотр данного фильма был очень интересным практически для всех учеников, было заметно, что они смотрели фильм, не отвлекаясь, от начала и до конца, на одном дыхании.

Думаем, что уровень чувства патриотизма, увеличивается у многих учеников благодаря просмотру таких фильмов. Цель данного мероприятия была достигнута в полной мере.

По результатам  повторного анкетирования достоверно большая часть опрошенных восьмиклассников не проявляют интереса к событиям культурной жизни города, в свободное время не посещают музеи, театры, выставки, библиотеки и т.д. (табл. 2). Тем не менее, примерно 2/3 респондентов отметили важность знания и сохранения культурных ценностей города Кирова; подобные результаты были и при первичном анкетировании (табл. 1). Конечно, наш город нельзя назвать культурной столицей России, но его культурная жизнь весьма насыщена разными событиями. Например, открытый еще в 1910 г. Вятский художественный музей имеет богатейшую коллекцию старинных живописных, графических и скульптурных произведений, а также шедевров декоративно-прикладного и народного искусства. Помимо постоянной экспозиции, организуются специальные тематические выставки, регулярные мастер-классы и лекции; для любителей современных технологий функционирует виртуальный филиал. К сожалению, многие люди считают музей предпоследним местом, которое они хотели бы посетить в городе. По мнению [16], музей имеет тот вид, который мы нарисовали в своем воображении, а «те, кто считает его скучным и неинтересным местом, просто не знают, как правильно ходить в музей». Автор считает, что посещение музеев способствует наполнению внутреннего интеллектуального мира, т.е. обогащают человека знаниями, информацией, формируют умение чувствовать и понимать искусство, повышают общий уровень развития.

Таблица 2. Результаты повторного анкетирования учащихся восьмых классов

Формулировка вопросов и вариантов ответа

Количество ответивших (%)

8А класс

8Б класс

8В класс

В среднем по 8-м классам

1. Я интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни, и стараюсь в свободное время посещать театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.

  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

25

25

50

21,4

42,9

35,7

5

20

75

17,1±5,32

29,3±6,44

53,6±7,05*º

2. Я интересуюсь фильмами о войне, в которых показаны различные героические события нашей страны

  1. Да
  2. Нет
  3. Не очень

56,3

12,5

31,2

71,4

0

28,6

40

25

35

55,9±7,02

12,5±4,68*

31,6±6,57*º

* - результаты достоверны, по сравнению с группой 1 (p<0,05).

º - результаты достоверны, по сравнению с группой 2 (p<0,05).

Общепризнанно, что современные школьники с большим интересом посещают кинотеатры, в отличие от музеев. Наше анкетирование показало заинтересованность более половины опрошенных (табл. 2) в просмотре фильмов о войне. В последние годы один за другим на экранах страны появляются современные фильмы и сериалы о событиях Великой Отечественной войны: «Битва за Севастополь», «Белый тигр», «28 панфиловцев», «Несокрушимый», «Т-34», «Броня крепка», «Подольские курсанты», «Зоя», «Спасти Ленинград» и др.  Изучение темы Великой Отечественной войны входит в школьную программу, однако описанные в учебниках истории события и даже фотографии не могут передать всей масштабности этой трагедии. В Советском Союзе фильмы про войну были одним из самых востребованных жанров, ведь над ними трудились замечательные режиссеры и сценаристы, многие из которых были непосредственными участниками тех событий и вложили частицу своей души и уважения к павшим героям. Наши родители с удовольствием пересматривают, теперь восстановленные и в цвете, «Небесный тихоход», «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «Офицеры» и др. Современные фильмы о войне насыщены спецэффектами, которые показывают поле боя с нескольких ракурсов, создают ощущение присутствия, помогая зрителю понять силу мужества советских солдат, преодолевающих страх смерти. Как советские, так и российские фильмы о Великой Отечественной войне отличаются реалистичностью сюжетов и смысловым наполнением. По мнению А.А. Кузьмина и Ю.Н.Трифонова, современный российский герой, спасающий своих товарищей или мирных жителей в критических ситуациях на широком экране, вне зависимости от временной принадлежности, «должен быть продвинутым, образованным, но он не может быть полностью лояльным и легко управляемым» [17, с. 108]. Русские фильмы о войне участвуют в формировании патриотического сознания молодежи; всегда  «подтверждают истинное предназначение подлинной культуры: спасти мир, то есть нести добро, свет и любовь» [17, с. 107].

В целом можно сделать заключение, что уровень патриотического сознания восьмиклассников имеет тенденцию к росту в результате правильно подобранных и организованных воспитательных мероприятий, поскольку большинство отметили, что проведенные мероприятия (посещение музеев, выставок и фильмов военной направленности) способствовало пробуждению у них патриотических чувств.

Заключение. Невысокий рост уровня патриотического сознания связан, на наш взгляд, с кратковременностью эксперимента, отсутствием работы с родителями и неполного включения всех учащихся в воспитательный процесс.

Поэтому необходимо максимально полное взаимодействие школы и семьи в вопросах патриотического воспитания. Оно должно основываться на социально-педагогическом партнерстве педагогов и родителей, единстве их действий, постоянном диалоге, индивидуализации подхода педагога к ученику и его родителям и т.д. [18].

 


Список литературы

1.Волков Ю.Г., Куликов С.П., Глушкова С.А. Основные стратегии регенерации патриотизма в российском обществе и риски имитации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2016. – № 3 (184). – С. 56-63.
2.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». – URL: http://www.orthedu.ru/obraz/14526-gosudarstvennaya-programma- patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-2016-2020-gody.html (дата обращения 18.03.21).
3.Бессонов А.Н., Яшкова Т.Н. Музейно-выставочный архивно-поисковый научно-исследовательский комплекс «Плацдарм» как фактор развития гражданско-патриотических качеств молодежи //Вклад поискового движения в патриотическое воспитание современной молодежи : материалы межрегион. науч.-практ. семинара-совещания. Киров, 27–28 ноября 2009 г. / отв. за вып. Т.В. Яшкина. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2009. 367с.
4. Латыпов Р.Р. Поисковая и музейная работа в патриотическом воспитании // Профессиональное образование и рынок труда: Воспитательная работа. Патриотическое воспитание. ¬–2015. – № 1/2. – С. 64 – 65.
5. Толчаров А.Д. Основы музейного дела. Введение в специальность. М.: Омега-Л, 2015. С. 111–112.
6. Чувилова И.В. Мемориальные музеи и проекты в современном социокультурном пространстве // Молодежь и социум. 2012. № 5. С. 19–26.
7.Райхлина Е.Л. Музей в системе патриотического воспитания молодежи // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 3 (29). – С. 172–176.
8.Кознова И.Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 23–34.
9.Божченко О.А. Музей в формировании исторической памяти: дис. ... канд. культурологии : 24.00.03. СПб, 2012. 239 c.
10.Яшкова Т.В. Увековечение памяти погибших защитников Отечества как одна из форм военно-патриотического воспитания современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С.192–197.
11.Бессонов А.Н., Яшкова Т.Н. Музейно-выставочный архивно-поисковый научно-исследовательский комплекс «Плацдарм» как фактор развития гражданско-патриотических качеств молодежи // Вклад поискового движения в патриотическое воспитание современной молодежи : материалы межрегион. науч.-практ. семинара-совещания. Киров, 27–28 ноября 2009 г. / отв. за вып. Т.В. Яшкина. Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2009. 367с.
12.Кузьмина И.Е. Теоретические основы диагностики ценностных ориентиров в сфере патриотического сознания участников образовательного процесса // Непрерывное образование: XXI век. 2015. № 1 (9). DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2015.2730(дата обращения 18.03.21).
13.Зимин В.А. Патриотическое воспитание студентов на материалах Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) // Наука и образование: новое время. 2015. № 1 (6). С. 51–54.
14.Панина Е.А. Социокультурный потенциал городского пространства как фактор формирования патриотического сознания у подростков и молодежи // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2016. № 4. С. 115-120.
15.Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека. М.: Генезис, 2007. 136 с.
16.Как правильно ходить в музеи. – Режим доступа: http://constructorus.ru/samorazvitie/kak-pravilno-xodit-v-muzei.html#more-19568 (дата обращения 27.05.2021).
17.Кузьмин А.В.,Трифонов Ю.Н.О взаимосвязи патриотического сознания с основными формами общественного сознания // Ученые записки Тамбовского отделения РосМУ. 2016. № 5. С. 94–113.
18.Власюк И.В. Взаимодействия школы и семьи в формировании гражданско-патриотического сознания обучающегося: социально-педагогическое проектирование // Информ-образование. 2016. № 1 (1). С. 17-22

Расскажите о нас своим друзьям: