Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии 06.01 (59.01) Спецвыпуск

УДК 371.388; 372.854

Дата публикации 30.06.2021

Практика включения регионального компонента в школьный курс химии на примере Оренбургской области

Фарус Оксана Анатольевна
канд. химич. наук, доцент кафедры химии и методики преподавания химии, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, farusok@yandex.ru
Гринцова Анастасия Александровна
бакалавр профиль обучения Биология и Химия, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург, nastya_grin2012@mail.ru

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме внедрения регионального компонента в школьный курс химии. Актуальность данной проблемы обусловлена с одной стороны отсутствием курса экологии в школьном курсе химии, а с другой ухудшением экологической обстановки. Оренбургская область не является исключением. Практика показывает, что наибольший интерес школьники проявляют к знаниям, связанным непосредственно с местом жительства и данные знания должны добываться практическим путем. В рамках статьи рассмотрены темы, в которых можно внедрять региональный компонент в школьный курс химии в 9 классе, с помощью экологического практикума.
Ключевые слова: регионализация образования, экологизация образования, химического образование, экологический практикум.

The practice of including a regional component in the school chemistry course on the example of the Orenburg region

Farus Oksana Anatolyevna
Cand. PhD, assistant professor of the Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg
Grintsova Anastasia Aleksandrovna
Bachelor’s degree in Biology and Chemistry, Orenburg State Pedagogical University, Russia, Orenburg

Abstract: This article is devoted to the problem of the introduction of the regional component in the school chemistry course. The urgency of this problem is caused on the one hand by the absence of an ecology course in the school chemistry course, and on the other hand by the deterioration of the environmental situation. The Orenburg region is no exception. Practice shows that students are most interested in knowledge directly related to their place of residence, and this knowledge should be obtained in a practical way. The article discusses the topics in which you can implement a regional component in the school chemistry course in the 9th grade, with the help of an environmental workshop.
Keywords: regionalization of education, greening of education, environmental education, environmental practicum.

Правильная ссылка на статью
Фарус О.А., Гринцова А.А. Практика включения регионального компонента в школьный курс химии на примере Оренбургской области // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 06 (59). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/praktika-vklyucheniya-regionalnogo-komponenta-v-shkolnyj-kurs-khimii-na-primere-orenburgskoj-oblasti.html (Дата обращения: 30.06.2021)

Одной из наиболее острых и значимых проблем современности является взаимодействие общества с окружающей средой. Современные ученые видят, что человечество уже живет в разрушающемся мире в условиях все прогрессирующий экологического кризиса, который приобретает глобальный характер [5].

Если рассматривать химико-экологические образы Оренбургской области, то можно отметить, что наша область характеризуется большим количеством заводов, которые негативно влияют на окружающую среду [4].

Наиболее крупнейшие промышленные предприятиями является гелиевые завод, Южно-Уральская горно-перерабатывающая компания, Медногорский медно-серный комбинат.

Помимо этого Оренбургская область характеризуется наличием автомобильных магистралей, в том числе федерального значения, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Горнодобыющая и тяжелая индустрия традиционно развита в Оренбургской области.  Надо отметить, что загрязнение окружающей природной среды в этом регионе происходит из-за большого количества хозяйственной деятельности. Речь идет четырнадцати тысячах источников загрязнения на более чем тысяче предприятий. На их долю приходится 95% выбросов загрязняющих веществ.

В Оренбургской области выделяют города, в которых наиболее острая ситуация – Оренбург, Медногорск, Орск Новотроицк, где концентрация от двух до четырёх различных загрязняющих веществ выше уровня ПДК. К таким веществам в первую очередь относится диоксид серы, оксид углерода, аммиак и углеводороды.

Это отражается на качестве жизни и губительно оказывает действие на здоровье людей, проживающих в Оренбургской области. Возникновение и усиленное развитие экологических проблем, в первую очередь, связано с антропогенным влиянием на окружающую среду,  каждым годом приобретающий все усиленный и опасный характер действия.

 Таким образом, экологическая тематика для Оренбургского региона не теряет своей актуальности,  и становится все более злободневной для общественного дискурса. Одним из наиболее перспективных путей решения проблемы является воспитание и формирование личности, нацеленной на сохранение окружающей среды, на систему экологических убеждений и здоровьеохранной деятельности, совершенствования среды обитания. Для этого необходимо внедрение экологический знаний в систему образования подрастающего поколения, а именно, включение регионального компонента в курс химии.

Химия и экология, взаимно дополнят друг друга, создавая научные базы целесообразного природопользования и охраны природы, а также служат рационализации взаимодействия человека с природой [1–3].

Вопрос экологического воспитания и образования, однозначно, актуален и прописан в Федеральном Государственном общеобразовательном стандарте. Данный документ направлен на вырабатывание базовых основ экологической грамотности, в умении оценивать результаты деятельности человека в природе, а так же в создании необходимых представлений о значении химии в решении современных экологических проблем, в нивелировании экологических катаклизмов.

Важную роль при формировании навыков является практическая деятельность учащихся, которая является условием достижения знаний, которые являются осознанными. Также речь идет об общем понимание химического производства, формировании наблюдательности и выработке тех умений, которые направлены на объяснение наблюдаемых явлений. Необходимо расставлять приоритеты в организации и проведении практических и лабораторных работ, с учетом интересов обучающихся. Данные занятия должны обладать практической направленностью и иметь должный интерес у школьников. Важными моментами экологизации можно считать наличие проблемных вопросов, моделирования ситуаций, креативных заданий, где присутствует региональный компонент [6]. Так или иначе, данный перечень заданий можно рассматривать, как дополнение к урокам.

В первую очередь это необходимо для развития познавательного интереса у обучающихся. Благодаря практическим работам, они могут изучать экологические проблемы своей области, а так же искать пути их решения, не только теоретически, но и на практике. Химические практикумы должны быть инструментами закрепления необходимых умений и навыков, и иметь функциональную направленность, связанную с контролем над качеством знаний [4].

С целью изучения методических условий для включения регионального компонента экологических знаний были проанализированы современные школьные учебники по химии за 9-10 классы, автор которых является Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.

Данный анализ позволил выделить темы, изучение которых целесообразно строить во взаимосвязи с рассмотрением работы предприятий Оренбургской области (Медногорский медно-серный комбинат, Южно-Уральская горноперерабатывающая компания, газоперерабатывающий и гелиевый заводы и др.). Каргалинская и Сакмарская ТЭЦ также вносят свой «вклад» в загрязнении воздушного бассейна Оренбургской области (их доля загрязнение окружающей среды составляет более 7%).

Суммарное количество предприятий в нашем регионе позволяет сделать неутешительные выводы об ухудшении экологической ситуации.

Влияния и химизм действий вредных компонентов на живые организмы – это одна из важных тем, которая должна быть включена в курс химии с целью экологизации.

Большое внимание обучающихся, следует уделить, на  экологические проблемы района, связанные c различными выбросами: газообразных и твердых веществ, а так же с загрязнением воды, почвы и воздуха.

Оренбургская область обладает большим количеством водных ресурсов, таких как: Урал, Самара, Тобол, Илек и Сакмара.  Причем к ключевым источникам водоснабжения можно отнести подземные воды. Важно отметить, что в условиях ухудшения состояния окружающей среды качество воды также становится ниже. Среди загрязнителей наиболее серьезный вред наносят селен, бром, фенолы, нефтепродукты, цинк, медь, железо, фтор пр.

Среди водных ресурсов, наиболее загрязненных в Оренбургской области является приток Сакмары – река Блява. Эта река примыкает к индустриальным областям воды реки Урал. Поэтому  в Оренбургскую область  попадает огромное количество вредных веществ, которые наносят вред для биосистемы региона. Таким образом, тематика исследования, связанная с загрязнением воды, почвы и воздуха, должна быть рекомендована к включению в региональный компонент Оренбургской области в курсе химической науки.

Помимо этого, важную роль играет изучение негативного влияния соединений неметаллов: диоксида серы, сероводорода, оксида азоты, аммиака, оксида углерода на окружающий мир. Актуализация интереса обучающихся может быть повышена изучением технологии химического пищевого производства, рассмотрением тем, связанных с производством мыла и чистящих средств в нашем регионе.

Темы, изучающиеся в курсе химии 9 класса, с включением регионального компонента с целью экологизации представлены в таблице 1.

Таблица 1. Темы, для включения регионального компонента в школьный курс химии

Тема урока

Региональный компонент, включаемый в урок

Введение

Химическая промышленность Оренбургской области.

Пищевая промышленность Оренбургской области.

Производство мыла и чистящих средство в регионе.

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями Оренбургской области и возможные нарушения здоровья человека.

Тема 1: Свойства растворов электролитов.

Уровень кислотности почв Оренбургской области.

Примеры окислительно-восстановительных реакций, протекающих на предприятиях Оренбургской области.

Тема 2. Соединения серы

Добываемые неметаллические руды (кобальт-никелевые руды, цементное сырье) и металлическое сырье в Оренбургской области.

Поступление диоксида серы в воздух региона и его влияние на окружающий мир.

поступление сероводорода в воздух региона и его влияние на окружающий мир.

Тема 3. Соединения азота

Оксид азота – как загрязняющее вещество.

Аммиак на предприятиях Оренбургской области.

Тема 4 Соединения углерода

Влияние оксида углерода на окружающий мир.

Тема 5: Нахождение металлов в природе и общие способы их получения

Охрана окружающей среды от загрязнений тяжелыми металлами.

Тема 6: Изменения происходящие с веществами

Последствия пожаров Оренбургской области.

Примеры реакций соединения, разложения, замещения и обмена, используемых на производствах региона.

Примеры экзо- и эндотермических реакций, используемых на производствах оренбургской области.

Выбросы вредных веществ в атмосферу при сгорании топлива.

Тема 7: Практическая работа: Анализ почвы, воды и воздуха

Использование в качестве раздаточного материала для демонстрации и проведения лабораторных опытов местного материала (песка, глины, воды и.т.д.).

Состав минеральных вод, реализуемых с местных скважин и водоемов города.

Химико-экологическое состояние реки Сакмары г. Оренбурга.

Способы очистки природной воды в Оренбургской области.

Состояние воздуха г. Оренбурга.

Основные загрязнители воздуха Оренбургской области.

В 10 классе при изучении органической химии одной из интересных тем, которую можно включить в курс химии, как региональный компонент является «Нефть, ее состав и свойства. Переработка нефти», которую можно рассмотреть после главы углеводорода.

Сознательное внесение загрязняющих веществ в окружающую среду, связанных с человеком, представлено пестицидами. Поскольку это отражается на урожае из-за большого количества заболеваний растений, а также сорняков и вредителей.

Помимо вышесказанного, включение регионального компонента в курс химии помогает легче усваивать материал, необходимый для удачной сдачи Единого государственного экзамена, где необходимы знание качественных реакций, рассмотренных в практикуме.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование регионального компонента экологического подхода на уроках позволяет сформировать у обучающихся бережное отношение к природе, заложить основу для формирования личности с новым типом мышления и поведения, только глубокие знания химии с включением регионального компонента вносят оказывают влияние на экологическое образование и позволяют добиться нужного результата. Значение регионального компонента огромна, так как он помогает не только познакомить учащихся с народами и традициями определенной местности, но и воспитать чувство патриотизма, которое формируется только у духовно-развитой личности. Большая роль по реализации регионального компонента отводится учителю, которому необходимо разрабатывать содержание материала на основе изученной литературы и отбирать информацию научного и практического характера.


Список литературы

1. Бусарыгин А.Г. Методика формирования экологических знаний у студентов педагогического университета/ А.Г. Бусарыгин, Е.В. Лизунова// Самарский научный вестник. 2017. –№3. – С. 205-209.
2. Заикина Е.А. Формирование экологической ответственности / Е.А. Заикина // Классное руководство и воспитание школьников. – 2011. – №11. – С. 24-29.
3. Кадырова Р.О. Непрерывное экологическое образование и воспитание / Р.О. Кадырова // Воспитание школьников. – 2011. – №5. – С. 45-56.
4. Капчикова Н.Т. Использование регионального и экологического компонентов на уроках химии / Н.Т. Капчикова // Наука и школа. — 2010. –№3. – С. 168-172.
5. Леонтьева И.А. К вопросу об экологизации современного школьного образования / И.А. Леонтьева // Бюллетень науки и практики. –2017. –№ 2. –С. 304-309.
6. Фарус О.А. Контекстные задачи с экологическим содержанием и региональным компонентом / О. А. Фарус // Химия в школе. – 2021. – № 5. – С. 44-46.

Расскажите о нас своим друзьям: