Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 372.8

Дата публикации 31.05.2023

Специфика использования образовательных квестов в процессе обучения истории

Нурмухаметова Алина Раифовна
студентка отделения филологии и истории, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета РФ,г.Елабуга, alinka281200@gmail.com

Аннотация: Статья представляет собой анализ особенностей применения образовательных квестов на уроках истории. Рассмотрены основные цели исторического образования и требования к предметным результатам обучающихся, на основе которых конструируется урок с применением квест-технологии. Приведены необходимые условия для успешной реализации обучения истории в соответствии с основными дидактическими принципами и положениями ФГОС ООО, а также представлены отличительные признаки образовательных квестов с приведением примеров возможных заданий в рамках урока истории на основе опыта отечественных учителей.
Ключевые слова: образовательные квесты, урок истории, квест-технология, общее образование, методика обучения истории.

The specifics of using educational quests in the process of teaching history

Nurmukhametova Alina Raifovna
student of the department of philology and history, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Privolzhsky) federal university Russia, Yelabuga

Abstract: The article is an analysis of the features of the use of educational quests in history lessons. The main goals of historical education and the requirements for the subject results of students are considered, on the basis of which a lesson is constructed using quest technology. The necessary conditions for the successful implementation of history teaching in accordance with the basic didactic principles and provisions of the Federal State Educational Standards LLC are given, as well as the distinctive features of educational quests with examples of possible tasks within the history lesson based on the experience of domestic teachers.
Keywords: educational quests, history lesson, quest technology, general education, methods of teaching history.

Правильная ссылка на статью
Нурмухаметова А.Р. Специфика использования образовательных квестов в процессе обучения истории // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/spetsifika-ispolzovaniya-obrazovatelnykh-kvestov-v-protsesse-obucheniya-istorii.html (Дата обращения: 31.05.2023)

Учебный предмет «История» является средством приобщения обучающихся к историческому опыту, к ценностям исторических событий и людей, через призму которых происходит воспитание гражданственности, формирование уважения к человеческому наследию. Особая миссия учебной дисциплины состоит в создании условий для развития исторического сознания для того, чтобы ориентироваться в историческом процессе, оценивать движение общества во времени и использовать знания для познания проблем современного мира. Согласно Концепции преподавания истории РФ смыслообразующей целью является формирование и развитие личности обучающегося, способного к построению своей ценностной картины на основе осмысления опыта прошлого [4]. Смещение формулировок целей в сторону развития личности, говорит о переходе к личностно-ориентированному обучению, а применительно к историческому образованию, это указывает на важность развития исторического мышления каждого обучающегося. Одновременно с этим, приоритетными целями обозначаются: формирование целостного представления об отечественной и мировой истории, определение места и роли России в мире, значимости вклада каждого народа в общую историю, формирование личностной позиции к прошлому и настоящему России [4]. Важным компонентном педагогического целеполагания являются предметные образовательные результаты освоения программы по истории, обозначенные в ФГОС ООО, которые и составляют специфику данного школьного предмета. Исходя из них, обучающиеся по окончанию курса истории должны овладеть следующими умениями [11]:

  1. Информационные умения:
  1. 1. чтение и анализ исторической карты; опираться на карту при характеристики исторических событий, явлений и процессов; сопоставлять извлечённую из карты информацию с той, что имеется в других источниках;
  1. 2. анализ текстовых, визуальных источников; умение излагать историческую информацию в виде таблиц и схем;

1.3. умение осуществлять поисковую деятельность в учебной литературе, а также в сети Интернет; умение оценивать достоверность и полноту найденной информации;

1.4. умение пользоваться исторической терминологией в решении учебных, практических задач;

1.5. определять хронологические рамки, последовательность событий, явлений и процессов; умение соотносить исторические события разных стран и народов с периодами региональной и мировой истории, истории родного края и России; определять современников событий;

1.6. рассказывать, опираясь на самостоятельно составленный план, об исторических событиях о мировой и отечественной истории, включая историю родного края, а также об их участниках; знание важных фактов, дат, исторических явлений.

2. Мыслительные умения:

2.1. критически анализировать различные исторические источники и умение соотносить с историческим периодом, а также оценивать их полноту и достоверность;

2.2. определять причинно-следственные и временные связи исторических событий, их взаимосвязь с значимыми событиями истории России XX-XXI века; подводить итоги и определять историческое значение событий;

2.3. умение аргументировать как собственную, так и предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, различные источники;

2.4. умение определять специфику развития культуры, быта народов в различные периоды;

2.5. выявлять значимые черты и признаки событий, явлений, процессов;

2.6. сравнение исторических событий, процессов в разные исторические периоды.

3. Коммуникативные умения:

3.1. приобщение к опыту взаимодействия с другими культурами, людьми иной национальной, религиозной принадлежности на основе гуманистических и демократических ценностей России; уважение к историческому наследию народов России.

Согласно проекту примерной рабочей программы института стратегии развития образования, эти результаты проявляются в освоенных обучающимися знаниях и видах деятельности, таких как [12]:

  1. знание хронологии: умение указывать исторические периоды и их последовательность, даты событий;
  2. знание исторических фактов: умение охарактеризовать место, обстоятельства, участников и результаты событий;
  3. совершение действий с исторической картой: уметь пользоваться легендой карты; определять территориальные рамки государств и места важных событий;
  4. работа с источниковедческим материалом: вычленение необходимой информации из источника и умение сопоставлять их между собой, выявляя сходства и различия;
  5. репродуктивная деятельность: умение рассказать о событиях и их участниках в устной и письменной форме;
  6. умение анализировать: выделять главные факты и отличать их от описания фактов; определять значение важных понятий; сравнивать исторические события и явления, выявлять причинно-следственные связи;
  7. работа с версиями, оценками: умение подкреплять информацию мнениями из учебной литературы; оценивать события и личностей в истории на основе аргументов и т.д.;
  8. использование исторических знаний и умений как в школе, так и во внешкольной жизни.

Таким образом, цели исторического образования и предметные образовательные результаты являются ориентиром в планировании и организации познавательной деятельности обучающихся при изучении истории. Формируется триада взаимосвязанных компонентов изучения учебного курса: планируемые образовательные результаты, представляющие собой совокупность способов историко-познавательной деятельности; комплекс умений, являющийся системой действий с учебным материалом; познавательные задания, которые формируют и (или) измеряют сформированность конкретных учебных действий [1, с. 7].

 Рассмотрим необходимые условия для успешной реализации обучения истории:

  1. основные принципы дидактики такие как научность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой [4]. Однако на сегодняшний день некоторые традиционные дидактические принципы переживают свою трансформацию. Принцип научности рассматривается не столько в контексте расширения информации, необходимой для усвоения обучающихся, сколько в русле формирования познавательных, информационных и других компетенций, выражающихся в способности обучающихся к продуктивной деятельности. Принцип доступности обучения в современных реалиях требует личностно-ориентированного подхода, создания благоприятных условий для выявления творческих способностей каждого обучающегося на уроке истории. Столкнувшись с веком «цифрового поколения» традиционный принцип дидактики связи теории с практикой обретает совершенно другой облик. Зачастую информацию, взятую из интернета или учебной литературы, обучающиеся никак не связывает ее с реальной жизнью. В этом случае, необходимо обучать, исходя из личностного опыта, используя предметно-практическую и рефлексивную деятельность (то есть от практики - к теории) [5, с. 17]. В научной литературе обучение, построенное на практико-ориентированной деятельности, называют «инновационная среда [5, с. 18]», которая представляется как некая мастерская, площадка для организации творческого воплощения;
  2. построение обучения на основе субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся. Согласно концепции урок строится на диалоге, что указывает нам на равноправность участников образовательного процесса;
  3. в процессе обучения необходимо организовывать самостоятельную, поисковую деятельность обучающихся. Историческая наука в силу содержания большого количества информации, источников различных типов, дискуссионных мнений предоставляет широкие возможности для исследования. Умение находить нужную информацию, анализировать, интерпретировать и оценивать ее, являются важными навыками, которые формируются в ходе изучения исторического материала;
  4. одним из приоритетных педагогических оснований в современном проектировании учебного процесса является акцент на интеллектуальное, личностное развитие обучающегося, способного проводить рефлексию в отношении исторических событий, людей - творцов истории.

При выборе методов обучения и педагогических технологий учитель должен опираться на ключевые условия учебного процесса, которые требуют новых эффективных решений. Основным инструментом реализации учебных задач должен быть системно-деятельностный подход, который обеспечивает активное вовлечение обучающихся в процесс при помощи различных видов деятельности [11].

Важное место в методике активного обучения на сегодняшний день заняли игровые и проблемные технологии. Образовательный квест как технология, как раз удовлетворяет данные требования, поскольку сочетает в себе и игровую, и проблемную, и исследовательскую составляющую часть в рамках системно-деятельностного подхода [13, с. 84]. В отличие от других технологий, квест имеет следующие специфичные признаки:

  1. дискретность. Квест во всех случаях делится на этапы, или как их называют в педагогической литературе «станции», в каждом из которых реализуются конкретные задачи, решив которые, обучающиеся смогут перейти наследующий этап. Важно отметить, что задачи на каждой стадии могут, и, на наш взгляд, должны отличаться способами воздействия на обучающихся, разнообразными приемами и средствами для того, чтобы поддерживать интерес, активность обучающихся на протяжении всего урока. Исследователи отмечают, что смена видов деятельности является психодидактическим приемом, который активизирует внимание, что положительно отражается про продуктивности учебной деятельности [6]. Приведем пример реализации данного признака из урока истории. В рамках краееведческого квеста в Пскове урок был разделен на несколько этапов, в рамках которых присутствовали задания нескольких типов: поисковые (например, поиск в экспозиции «1100 лет Пскову» несколько предметов (меч, монеты), связанных с князем Довмонтом); игровые (симуляция обороны крепости, узнать легенду о «Гремячей башне») [8];
  2. временная и пространственная ограниченность. Для проведения квеста предварительно выбирается определенная локация, которую декорируют, обустраивают под замысел игры. Это может быть уличная площадка, музейная, внутри школы или же в одном кабинете [10]. Время, отведенное на прохождение, заранее установленное, и обычно зависит от объема содержания сценария (в среднем - 1 - 1,5 ч. или 45 урочных минут). Спецификой проведения квеста в рамках одного урока является то, что задание каждого этапа обязательно должно выполняться на время (в среднем 5 - 7 минут), в противном случае, квест растянется и останется незавершенным. В разработках заданий этот факт также необходимо учитывать;
  3. сюжетно-ролевой характер, что, собственно, и отличает квест от других педагогических технологий. Квест включает в себя легенду, историю, миссию, которая будет выступать основной целью на протяжении всего занятия. Кроме этого, возможно включение различных ролей (например, летописец, очевидец событий, хранитель архивных тайн и т.д), но это не является обязательным атрибутом квеста. Приведем пример подобного занятия. В рамках квеста «Александр Невский - великий полководец» учитель вводит в занятие следующим образом: «На нас напали враги, поэтому я собираю войско из смелых воинов, призываю вас помочь родине и вступить в дружину» [2, с. 125]. В данном случае цель игры выступает одновременно и как легенда, и как ролевое погружение. На протяжении урока обучающиеся проходят испытания такие как «Построй крепость», «Снаряди воина», «Покажи богатырскую мощь», в каждом из заданий участники проходят полное погружение в эпоху, изучая воинскую одежду, способы и материалы строительства крепостей, а также деятельностно-практическое спортивное задание, в котором необходимо в определеных военно-походных условиях совершить действие (например, пройти реку по бревну, проскакать на лошади с помощью гимнастической палки). Таким образом, обучающиеся примеряют на себя роль воинов дружины;
  4. соревновательность. Зачастую квест проводится в группах, соревнующихся между собой в скорости или качестве достижения результата;
  5. результативность. В квесте изначально обозначается определенный конечный результат, чего нет в других ролевых и деловых играх, в которых результат заранее неизвестен.

Вышеперечисленные черты квест-технологии универсальны для любого учебного предмета, внеурочного занятия, однако важно отметить специфичные особенности проведения квеста по дисциплине «История». Отличительными признаками в нашем случае будут являться творческие задания, построенные на основе целей и предметных результатов учебного курса. Рассмотрим разработку исторических заданий более детально.

В основе конструирования лежит принцип опоры на материал в виде информационного блока, который включает в себя заранее подготовленные источники по заданной теме. Такой блок может состоять из [15, с. 103]:

  1. сплошного текста, в котором содержаться необходимые для выполнения задачи термины, даты, события, исторические личности и другие единицы предметного знания;
  2. фрагментов исторических источников и научной литературы. Могут использоваться как сопутствующий материал к разгадке тайны, к поиску объекта или информации для решения задачи. Это могут быть различные летописи, материалы периодической печати, воспоминания и др. [7];
  3. визуальной информации: портреты деятелей, исторические карты, различные иллюстрации, фотоматериалы, изобразительные источники. Наглядные материалы в зависимости от уровня сложности могут дополняться комментариями, подсказками;
  4. статистической информации;
  5. вещественных источников.

Информационный блок квест-технологии направлен на повышение уровня читательской грамотности, которая включает в себя осознанное понимание текста и умение выполнять с ним различные операционные действия. Рассмотрим примеры таких заданий:

  1. задание на соответствие описания с портретом исторической личности. В квесте «Революции - 100 лет» обучающимся 8-9 классов были даны краткие описания деятелей (В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Л.Г. Корнилов, А.Ф.Керенский) и представлены их портреты [3]. Задание направлено на выявление и развитие умения сопоставлять и визуально определять значимых деятелей;
  2. задание на умение работать с исторической картой. В рамках урока-квеста «В рыцарском замке» необходимо найти замок на карте по следующим признакам: он располагается у города в 70 км к западу от г. Эрфрут. Масштаб карты 1 см =7 [14, с. 111]. В данном случае, развивается умение определять территориальные рамки, находить объекты по описанию;
  3. работа с историческим текстом. В квесте об Александре Невском был предложен следующий вариант задачи: необходимо прочитать «житие А.Невского» и привести примеры из текста, отвечая на вопрос «почему Невского можно назвать не только «защитником земли русской», но и «защитником православной веры» [9, с. 64];
  4. в качестве примера использования статистической информации может выступать задание, в котором необходимо определить экономический рост государства в определенный исторический период или, например, в рамках темы по Великой Отечественной войне, сравнить уровень продовольственного обеспечения рабочих и крестьян;
  5. примером использования вещественных источников может выступать задание, в котором необходимо описать предмет или его значение, опираясь на имеющиеся знания или с опорой на текст.

На долгосрочной перспективе процесса обучения необходимо использовать поэтапное усложнение заданий, учитывая возрастные особенности и уровень предметной подготовки обучающихся. Задачи базового уровня направлены на установления простых связей между частями информационного блока, которые содержат умения извлекать информацию, сопоставлять с новым заданным высказыванием, применять имеющиеся знания. Повышенный уровень задач должен включать умения воспроизводить историческую реконструкцию, определять исторические понятия, события и даты на основе анализа источников или литературы. Задачи третьего уровня сложности направлены на умение давать оценку современных процессов с применением исторических знаний [15, с. 105]. Регулярное использование квест-технологии с учетом всех принципов, указанных выше, может служить эффективным способом закрепления имеющихся знаний, формирования предметных умений на развитие которых, в рамках урока освоения новых знаний, не хватает достаточного времени.

Подводя итог, важно отметить, что урок с применением квест-технологии подразумевает сложную целенаправленную работу по формированию устойчивых образовательных результатов. Обязательным условием при составлении квеста по истории является опора на цели, задачи и предметные результаты по учебному курсу, а также соблюдение дидактических принципов организации игрового урока. Важно соотносить уровень сложности заданий с возрастной спецификой обучающихся, включать разноплановые задачи с использованием разных средств и приемов для поддержания концентрации внимания, добавлять игровые элементы, направленные на повышение мотивации и моральной разгрузки, а также проводить рефлексию для диагностики эффективности выбранной технологии.

Расскажите о нас своим друзьям: