Социальная психология | Мир педагогики и психологии №05 (82) Май 2023

УДК 376:373.5

Дата публикации 31.05.2023

Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития

Газиева Зарема Линуровна
студентка, 4 курс, факультет «Психологии и педагогического образования» Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова РФ, г. Симферополь
Научный руководитель Ляшенко Александр Николаевич
доцент, кандидат педагогических наук кафедры кафедры специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Ф. Якубова РФ, г. Симферополь

Аннотация: В статье анализируется важность межличностных отношений в жизни человека. Дана характеристика термина «дезадаптация» с точки зрения различных подходов. Раскрывается особенности подростков с задержкой психического развития (ЗПР), причины её возникновения и классификация К. С. Лебединской. Подробно исследуются коммуникативные процесс, умения и навыки, основные особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников: особенности в общении, способы разрешения конфликтов и отношение к классу. Выделены 4 основные проблемы в коммуникативном развитии у старшеклассников с задержкой психического развития (ЗПР).
Ключевые слова: дезадаптация, коммуникативная дезадаптация, задержка психического развития, подростки с ОВЗ с дезадаптацией.

Features of the course of communicative disadaptation in high school students with mental retardation

Gazieva Zarema Linurovna
student, 4th year student, Faculty of Psychology and Pedagogical Education, Crimean Engineering and Pedagogical University. F. Yakubova Russia, Simferopol
Scientific adviser Lyashenko Alexander Nikolaevich
associate professor, candidate of pedagogical sciences of the department of special (defectological) education Crimean Engineering and Pedagogical University named after. F. Yakubova Russia, Simferopol

Abstract: The article analyzes the importance of interpersonal relationships in human life. The characteristic of the term "disadaptation" from the point of view of various approaches is given. The features of adolescents with mental retardation (ZPR), the causes of its occurrence and the classification of K. S. Lebedinskaya are revealed. The communicative process, skills and abilities, the main features of the course of communicative maladaptation in high school students are studied in detail: features in communication, ways of resolving conflicts and attitude to the class. Four main problems in the communicative development of high school students with mental retardation (MPD) have been identified.
Keywords: maladaptation, communicative maladaptation, mental retardation, adolescents with disabilities with maladaptation.

Правильная ссылка на статью
Газиева З.Л. Особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 05 (82). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-protekaniya-kommunikativnoj-dezadaptatsii-u-starsheklassnikov-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 31.05.2023)

От рождения человек способен к социальному развитию. Развитие понимается как процесс присвоения человеком общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.). Важно отметить, что подросток усваивает социальный опыт только в процессе взаимодействия с другими людьми (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Большое влияние на формирование личности оказывает среда ближайшего окружения, т.е. выражение социальной среды, которое состоит из таких элементов, как семья, школа, друзья и т.д.

Следовательно, очень важно учитывать характер воздействия социальный среды на формирование личности. Межличностные отношения, в которые вступает старшеклассник, всегда опосредованы взрослыми (например, отношения «учитель – ученик»).

Развитие межличностного общения происходит в течение всей жизни человека, однако, самый важный и сложный этап приходится на подростковый возраст – промежуточное положение между детством и юностью[1].

Межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе и источником развития самооценки. В процессе общения подросток познаёт не только другого человека, но и самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение (Б.Г. Ананьев)[2].

Приспособление к успешному функционированию в данной среде, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию, в психолого-педагогической науке обозначается термином «адаптация»[3].

Адаптация состоит не только в приобщении школьников к успешному функционированию в образовательной среде, но и в способности к его дальнейшему личностному, психологическому, социальному развитию[4].

Термин «дезадаптация», характеризует нарушение адаптационного процесса, т.е. взаимодействие человека с окружающим миром, в отечественной науке появился сравнительно недавно. Согласно определению А. Ю. Коджаспирова – это психическое состояние, которое возникает в результате несоответствие социо-психологического или психофизиологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации[3].

Проблему дезадаптации и её аспекты подробно изучали многие российские и зарубежные учёные, педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Дорофеева, В. П. Зинченко, Л. И. Божович, Е. В. Новикова, Л.Л. Шпак, К. С. Лебединская, А. В. Мудрик, А. И. Юдина, С. Штребел, Т. С. Шацким, П. П. Блонским и другими.

В настоящее время сформировались различные подходы, опирающиеся на различные методологические основания, в разъяснении такого сложного явления, как дезадаптация:

  1. Медико-биологический подход - нарушение приспособления к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у подростка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (М. Ш. Вроно, В. В. Ковалёв, Е. В. Змановская), а также нарушения процесса формирования познавательных и психических процессов и функций организма;
  2. Социально-дезадаптивный – многофакторный процесс снижения и нарушения способности старшеклассника к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям (А. А. Северный);
  3. Социально-педагогический – в формировании дезадаптации определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам (Г. Ф. Кумарина, У. Глассер);
  4. Социально-психологический – субъективно неразрешимая для подростка ситуация конфликта между требованиями образовательной среды и ближайшего окружениями подростка, его психофизиологическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному периоду психического развития (Н. В. Вострокнутов)[5].

Согласно Д. Н. Володину «различные аномалии в психологическом и социальном развитии по-разному могут отражаться на формировании социальных связей детей, их познавательных возможностях и трудовой деятельности»[6].

В нашем исследовании мы затронем особенности протекания дезадаптации у подростков с одним из типов психического дизонтегенеза (нарушение развития психики) – задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение в формировании и развитии психических функций (мышление, память, внимание и т.д.) и навыков подростка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций.

Причины возникновения: органическая недостаточность нервной системы (остаточного характера), патологии беременности и родов, хронические соматические заболевания, наследственные факторы и педагогическая запущенность (плохой уход, гипоопека и т.д.).

Классификации ЗПР (К. С. Лебединская, 1982 г.):

  1. Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. Данному типу присущи детская мимика и моторика. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей младшего возраста, преобладают игровые интересы. Подростки внушаемы и недостаточно самостоятельны. Преобладает игровая деятельность. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности;
  2. Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания. Ярко выражены астенические симптомы в виде повышенной утомляемости, пониженной работоспособности, что приводит к снижению внимания, память и познавательная деятельность носят краткосрочный характер;
  3. Психогенного происхождения – связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности подростка: безнадзорность, сочетающаяся с жестокостью родителей или гипоопека. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, безынициативности. Гиперопека – к эгоцентризму, отсутствию самостоятельности, неспособность к волевому усилию;
  4. ЗПР церебрально-органического происхождения - грубые и стойкие нарушения созревания мозга и его структур, токсикоз беременной, вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп), алкоголизм и наркомания матери, недоношенность, кислородное голодание. Подростки этой группы страдают снижением памяти, повышенной утомляемостью вследствие церебральной астении, слабой концентрацией внимания. Знания усваивают фрагментарно. По показателям продуктивности приближены к детям с умственной отсталостью[7].

Задержка в развитии тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как внимание, восприятие, память, речь и другие высшие психические функции, может усугублять трудности в школьном обучении ребёнка и его взаимодействие с социумом.

Коммуникация – обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату» (М. Ю. Коваленко).

Автор выделяет несколько основных элементов коммуникативного процесса:

  1. Отправитель (источник, коммуникатор);
  2. Сообщение;
  3. Канал;
  4. Получатель информации.

Коммуникативные умения – владение конструктивными способами и средствами взаимодействия взаимодействия с окружающими людьми (О.Н. Сомкова)

К коммуникативным умениям она относит следующие умения:

1. Речевые: умение слушать собеседника и правильно понимать его мысль; формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы; правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон общения; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и контролировать ее нормативность.

2. Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз; умение понимать эмоции собеседника.

3. Правила речевого этикета:

1. умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми);

2. способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать);

3. умение использовать различные формы обращения к собеседнику (при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору и т. д.).

Коммуникативные умения включают в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
  2. Умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)[8].

В нашем исследовании мы затронем коммуникативную дезадаптацию.

Проблема коммуникативно-личностного развития детей с разными вариантами нарушенного развития на ступенях раннего онтогенеза находится в поле научных интересов исследователей (Ю. А. Ильина, О. С. Павлова, Н. В. Рябова, Л. Г. Соловьева и др.).

Коммуникативная дезадаптация – это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыслительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О. В. Трошин)[9].

При данном типе дезадаптации подростки обостренно чувствуют свою изолированность от группы сверстников, обнаруживаются конфликты с ними. У них высокий уровень тревожности и депрессии, они склонны к эмоциональной переработке конфликтов. Низкая эффективность саморегуляции коммуникативного поведения подростка, его неумение правильно организовать свое взаимодействие с окружающими людьми, приводит к высокому уровню тревожности в момент вступления в речевое общение, что существенно снижает социальную активность подростков.

Прежде чем мы перейдём к обсуждению особенностей общения у подростков с ЗПР, следует выделить основные мотивы, побуждающие подростков вступить в диалог со взрослым. Они связаны с 3 главными потребностями:

  1. Потребность во впечатлениях;
  2. Потребность в активной деятельности;
  3. Потребность в признании и поддержке.

На уровне индивидуально-психологических особенностей подростки с ЗПР имеют предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в межличностном общении. Если к этому добавляется равнодушие или агрессия со стороны ближайшего окружения (семья и школа), то высок риск формирования патохарактерологических особенностей межличностного общения в более старшем возрасте.

По мнению Ф. А. Сохина подростки с ЗПР не используют простые речевые средства при построении диалогов. Происходит застревание в периоде диалога в форме вопросов и ответов на них. В свободной не стремятся использовать диалогические виды коммуникации. Они быстро уходят от сложной темы беседы к лёгкой. Также часто дублируют произнесённое ранее, что свидетельствует о неразвитости внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, отставании в формировании связной речи.

Подростки правильно используют жесты, обозначающие указание, жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации они используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе.

Подростки с ЗПР охотнее общаются с детьми младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они начинают избегать его.

Отношения подростков с ЗПР отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Исаев Д.Н.).

В качестве способа разрешения конфликтов у них наблюдаются следующие типы поведения:

  1. Агрессия, направленная или непосредственно на объект (на детей младшего возраста, животных или вещи);
  2. Бегство – ребёнок «убегает» от ситуации, с которой он не в состоянии успешно справиться, например, отказывается о посещения школы. Наиболее специфической формой выступает «уход» в болезнь, что может проявляться в невротических соматических реакциях: тошноте, головной боли и т.д.;
  3. Регрессия – возврат на более низкий уровень развития. Ребёнок больше не желает быть самостоятельным, потому что это приносит одни неприятности;
  4. Отрицание трудностей и неадекватная оценка ситуации – ребёнок вытесняет вытесняет из сознания травмирующую для него действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой не может избежать.

Они не хотят поддерживать общение, сводят диалог к его завершению, коммуникация в совместной или самостоятельной деятельности крайне редка. Но при этом, если подтолкнуть ребёнка к диалогу при помощи вопросов о его желаниях или похвалы, то у него активизируется процесс говорения.

При характеристике класса подчёркивается односторонность класса, одноклассников, отношений с ними, которая выражается в полном отсутствии положительных характеристик. Подростки с ЗПР предпочитают описывать свой класс, используя негативный знак эмоционально-динамических суждений, отмечая проявление отрицательных эмоций: «орут», «обзываются» и т. п. Они чаще подчёркивают отрицательное отношение к одноклассникам: «они мне не нравятся». Но наряду с этим они в редких случаях отмечают и наличие «лучших друзей».

Подростки с ЗПР предпочитают строить межличностные отношения с небольшим количеством сверстников.

К тому же у них наблюдаются расстройства познавательной активности, что осложняется низкой речевой деятельностью. Например, это проявляется в ситуации, когда они знают ответ на вопрос, но не произносят его в связи с недостаточностью мотивационного компонента. Такая ситуация оказывает значительное влияние не только дальнейшее формирование знаний, умений и навыков ребенка, но и на развитие личности в целом.

В развитии коммуникативных навыков у подростков с ЗПР можно выделить 4 проблемы:

  1. Незнание и неучитывание особенностей психического развития детей с ЗПР родителями. Неадекватные стили воспитания или предъявление к детям требований, не учитывающих их психофизиологические особенности;
  2. Личностные и речевые особенности, затрудняющие или не позволяющие выстроить положительный коммуникационный процесс;
  3. Непринятие со стороны общества детей с отклонениями в развитии, неготовность к инклюзивному образованию в школах;
  4. Отсутствие средств и возможностей в образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации[10].

У подростков с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, проявляются импульсивность в поведении, плохое подчинение дисциплинарным требованиям, повышенная конфликтность при взаимодействии со сверстниками и с учителями.

Выводы. Таким образом, можно сказать, что:

1. Межличностные отношения – это важнейший источник формирования личности подростка: отношения к самому себе и другим людям;

2. Дезадаптация – это нарушение механизма приспособления к окружающей среде, которое обусловлено различными внешними (социальная среда) и внутренними факторами (индивидуально-психологические особенности );

3. Коммуникация – это процесс общения и передачи информации между людьми;

4. Коммуникативная дезадаптация – жто нарушение механизмов приспособления к новым условиям межличностного общения;

5. Старшеклассники с ЗПР избегают общения с классом или негативно отзываются о них, предпочитают общаться с подростками младшего возраста или детьми, в беседе участвуют неохотно, лишь односложно отвечая на поставленные вопросы;

6. Можно выделить 4 основные проблемы в коммуникативном развитии подростков с ЗПР: незнание и неучитывание особенностей психического развития их родителями, неадекватные стили воспитания, личностные и речевые особенности, непринятие со стороны общества и отсутствие средств и возможностей в образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации.

 


Список литературы

1. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Лялина И.И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnoe-obschenie-kak-marker-effektivnoy-sotsializatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya/viewer (дата обращения: 10.01.2023)
2. Свечникова Н.С., Калинина А.А. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 04.01.2023)
3. Невдахина А.О. Психологическое содержание школьной дезадаптации // eLIBRARY: научая электронная библиотека. 2020. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42699775_83058755.pdf (дата обращения: 10.01.2023)
4. Ильченко К.А. Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации // eLIBRARY: научая электронная библиотека. 2021. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46712317_95178048.pdf (дата обращения: 05.01.2023)
5. Савтюк К.А., Мамедова Л.В. Особенности организации психолого-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации старшеклассников // eLIBRARY: научая электронная библиотека. 2022. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49572280_97851846.pdf (дата обращения: 06.01.2023)
6. Максимова Е.Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты // eLIBRARY: научая электронная библиотека. 2019. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41727632_93580911.pdf (дата обращения: 03.01.2023)
7. Терминологический словарь по педагогике. Электронная версия // Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 03.01.2022)
8. Абдуллина Л.Б, Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // eLIBRARY: научая электронная библиотека. 2018. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35576017_57146127.pdf (дата обращения: 09.01.2023)
9. Павлова Е.В. Коррекция коммуникативной дезадаптации дошкольников средствами арт-терапии // Международный научно-исследовательский журнал «Аллея Науки». 2021. URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/1December2021/KORREKCIYa%20KOMMUNIKATIVNOY%20DEZADAPTACII%20DOShKOLNIKOV%20SREDSTVAMI%20ART-TERAPII.pdf (дата обращения: 04.01.2023)
10. Булгакова Д.Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5-7 лет с задержкой психического развития // Сайт Медицинских научных конференций. 2015. URL: https://medconfer.com/files/archive/2015-12/2015-12-1212-R-5877.pdf (дата обращения: 08.01.2023)

Расскажите о нас своим друзьям: