Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 371.1
Дата публикации 13.10.2021
Специфика использования интерактивных технологий в работе с педагогами ДОО
Новикова Екатерина Николаевна
Магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород, ekaterinanov29@gmail.com
Аннотация: В статье представлены нетрадиционные подходы к использованию интерактивных технологий организации методического сопровождения педагогов ДОО. Раскрывается сущность и цель интерактивных технологий при работе с педагогами ДОО. Приведены конкретные примеры использования интерактивных технологий с педагогами, которые направлены на повышение их профессионального мастерства. Автор убежден, что интерактивные технологии в контексте методической работы с педагогами способствуют повышению творческих способностей и профессиональной компетентности, обеспечению профессиональной поддержки и творческого роста педагогов.
Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактив, методическая работа, педагоги, дошкольное образование, профессиональная компетентность
Undergraduate, Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Abstract: The article presents non-traditional approaches to the use of interactive technologies for organizing methodological support for preschool teachers. The essence and purpose of interactive technologies when working with preschool teachers is revealed. Specific examples of the use of interactive technologies with teachers, which are aimed at improving their professional skills, are given. The author is convinced that interactive technologies in the context of methodological work with teachers contribute to increasing creativity and professional competence, providing professional support and creative growth of teachers.
Keywords: interactive technologies, interactive, methodical work, teachers, preschool education, professional competence
Новикова Е.Н. Специфика использования интерактивных технологий в работе с педагогами ДОО // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/spetsifika-ispolzovaniya-interaktivnykh-tekhnologij-v-rabote-s-pedagogami-doo.html (Дата обращения: 13.10.2021)
Реализуя программу дошкольного образования, педагоги сталкиваются со множеством трудностей различной направленности: организационные трудности, содержательные трудности, методические трудности и т.д. Методическое сопровождение педагогов – важное направление деятельности в дошкольных образовательных организациях. Центральное место в системе методической работы отводится организационно-методическому направлению, ориентированному на повышение теоретических знаний и педагогического мастерства педагогов, благодаря чему происходит совершенствование образовательного процесса и рост качества образовательных услуг [7]. Методическая работа позволяет педагогам ознакомиться с инновационными процессами в образовании, преодолеть стереотипы, найти новые методы работы. Однако из-за малой эффективности и низкой обратной связи в настоящее время утратили свою актуальность традиционные формы методической работы. Активизация творческого потенциала педагогов возможна только через нетрадиционные формы работы.
С целью организации системы методической помощи педагогам, направленной на преодоление возникающих трудностей, эффективно использовать интерактивные технологии. Н.В. Козырева «интерактивный» определяет, как: «способный действовать, находиться в режиме диалога» [3]. Экспериментальные данные ученых говорят о том, что при непосредственном участии в решении различных проблем информация усваивается на 95%. Такого показателя невозможно добиться при прослушивании или чтении информации [8].
Подъем популярности интерактивные технологии получили благодаря распространению игровых форм обучения, в частности, деловых игр. Расширение дидактического использования интерактивных технологий связано с именами таких исследователей, как И.П. Иванов, А.А. Вербицкий, В.Я. Платов, Л.Г. Борисова и др.
Схему интерактивных технологий организации методической работы с педагогами можно изобразить следующим образом: «методист-педагог-педагог». Отличие интерактивных технологий заключается в том, что при работе взаимодействуют не только методист с педагогами, но и педагоги между собой. При этом методист в большей степени выполняет роль координатора, помощника и создает условия для стимулирования инициативы педагогов [2].
Интерактивные технологии вносят в педагогический процесс новые возможности, раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого педагога, развивают коммуникативные умения, навыки самостоятельного умственного труда.
Цели интерактивных технологий при работе с педагогами ДОО: организация методической помощи; выявление, изучение и распространение накопленного педагогами ДОО опыта работы; повышение педагогической культуры и мастерства педагогов; повышение уровня профессиональной компетентности; саморазвитие, самовоспитание и самообразование педагогов; развитие коммуникативных, аналитических и творческих способностей педагогов, сплочение педагогического коллектива. Интерактивные технологии строятся на основе принципа активной коммуникации. Не менее важным принципом является принцип создания комфортной психологической атмосферы, участники должны чувствовать себя комфортно [1].
Интерактивные технологии условно можно разделить на две группы: технологии формирования у педагогов профессиональных знаний (об инновационных направлениях, об эффективных формах и методах работы и др.), технологии формирования у педагогов профессиональных навыков (по применению определенных технологий, форм и методов работы). Все нижеперечисленные технологии могут быть использованы для обучения воспитателей и формирования у них определенных способностей, знаний, умений и навыков.
К основным интерактивным технологиям относятся [1, 2, 5]:
Технологии формирования у педагогов профессиональных знаний:
- Круглый стол (дискуссия, дебаты) организуется в групповом взаимодействии и предполагает коллективную дискуссию, обсуждение выдвинутых проблем, идей, положений и совместный поиск эффективного решения.
- Swot-анализ. При анализе устанавливаются сильные и слабые стороны какого-либо явления или благоприятные и неблагоприятные факторы. Как правило, он используется для стратегического планирования. Формулируется вопрос, после чего педагоги объединяются в группы для его обсуждения.
- Аукцион педагогических идей подходит для представления передового педагогического опыта. Рассмотрение и изучение педагогического опыта коллег приводит к зарождению друг у друга новых идей. Суть работы заключается в том, что педагоги выставляют на аукцион собственные идеи, разработки, схемы, модели и др.
- Педагогический ринг. Организуется встреча соперников, где участники друг другу задают вопросы, на которые нужно оперативно ответить. Вопросы могут быть различного содержания. Например, уточнить и систематизировать знания по определенной проблеме.
- BarCamp основан на методике организации конференций. Педагоги становятся не просто участниками конференций, но и их организаторами. Каждому педагогу необходимо выступить со своей темой, идеей, предложением. В ходе конференции участники задают друг другу вопросы, обсуждают, находят пути решения.
Технологии формирования у педагогов профессиональных навыков:
- Деловые игры. Во время игры педагоги получают определенную роль, обозначаются правила игры, которых необходимо придерживаться. Разновидностью деловых игр могут быть ролевые, имитационные и луночные.
- Аквариум представляет собой разновидность деловой игры. 2-3 участникам необходимо обыграть ситуацию, в это время остальные участники внимательно наблюдают, после чего анализируют действия и предлагают свои варианты, идеи по оптимизации процесса.
- Метод проектов – это разработка педагогами проекта по определенной теме и его защита.
- Тренинговые упражнения. В тренинговых упражнениях участвуют все педагоги, высказывают собственные мнения и тренируют определенные умения и способности.
- Мастер- классы – форма ученичества у опытного мастера, который
передает ученикам опыт мастерства, путем прямого или комментированного показа методов и способов работы [6].
Существует множество интерактивных технологий, которые могут быть использованы в работе с педагогами: построение шкалы мнений, дерево решений также относятся к интерактивным технологиям обучения.
Таким образом, при выборе или разработке интерактивных технологий творчество педагогов безгранично. Интерактивные технологии могут быть использованы как с будущими педагогами в процессе их теоретической и практической подготовки в рамках учебного процесса, так и с практикующими педагогами в рамках методической работы, на курсах повышения квалификации и переподготовки.
Рассмотрим особенности использования интерактивных технологий в работе с педагогами ДОО на конкретных примерах.
Деловая игра «Приемы создания ситуации выбора». Деловая игра позволит проиграть любую педагогическую ситуацию посредством ролей, что в свою очередь, позволит понять психологию, как со стороны воспитанников, так и со стороны взрослых.
Тренинг-рассуждение «С чего начинается развитие сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста?». Тренинг-рассуждение позволит каждому педагогу высказать свою позицию и определить систему работы по развитию сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.
Ярмарка педагогических идей «Нравственное воспитание дошкольников». На ярмарке педагогических идей каждый педагог предлагает сценарий занятия. Ярмарка педагогических идей позволяет каждому педагогу разработать свой «идеальный» сценарий занятия по нравственному воспитанию дошкольников. Педагоги разрабатывают сценарий занятия (допускается несколько сценариев) с учетом современных научно-методических подходов, отбираются наилучшие идеи, которые в дальнейшем будут реализованы.
Круглый стол «Особенности построения комплексно-тематического планирования». При подготовке к круглому столу педагоги получают возможность самостоятельно изучить и подготовиться к обсуждению по обозначенным вопросам, тем самым повышая свой образовательный уровень. На круглом столе могут обсуждать следующие вопросы: как отобрать содержание для комплексно-тематического планирования? Каковы способы реализации современных подходов к комплексно-тематическому планированию? Как выбрать наиболее эффективные методы и приемы реализации современных подходов к комплексно-тематическому планированию? Современные педагогические технологии в реализации подходов к комплексно-тематическому планированию. После обсуждения указанных тем коллектив придет к единому решению по вопросу построения комплексно-тематического планирования.
Дебаты на различные темы. На дебатах педагоги обмениваются информацией, которая отражает противоположные точки зрения на одну и ту же проблему. Дебаты позволяют углубиться в изучение проблемы, обрести новые знания, тренировать аналитические и коммуникативные умения.
При использовании интерактивных технологий важно создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Этому могут способствовать различная наглядность, ситуации для анализа, соревновательность, диаграммы, социометрические карты и т.д. Педагоги должны чувствовать себя свободно и не бояться высказываться по обсуждаемым проблемам.
Все рассмотренные в данной статье интерактивные технологии (различного рода дискуссии, диспуты, деловые игры, педагогические аукционы и др.) достаточно эффективны. Важно грамотно спланировать систему их использования, создать у педагогов мотивацию на участие в предлагаемых формах работы. Эффективность интерактивных технологий в работе с педагогами обуславливается тем, что они обеспечивают обратную связь [4]. Использование интерактивных технологий в работе с педагогами ДОО приведет к повышению их творческих способностей и профессиональной компетентности, а также позволит сплотить педагогический коллектив.
Список литературы
1. Баженова В.В. Интерактивные формы проведения занятий по психологии в высшей школе // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – 2015. – С. 35-38.
2. Батракова С.И., Носкова К.В. Применение нетрадиционных форм занятий в современной образовательной среде // Наука и образование: новое время. – 2019. – № 1 (30). – С. 426-431.
3. Козырева Н.В. Использование интерактивных форм в методической работе с педагогами // Образование. Карьера. Общество. – 2018. – № 1 (56). – С. 35-37.
4. Ларина А.Г., Белинова Н.В. Интерактивные методы как эффективное средство активизации воспитателей в процессе разнообразных форм методической работы // Инновации в науке и практике. – 2018. – С. 79-83.
5. Молодчая Т.В. Интерактивные формы в методической работе старшего воспитателя // Методист. – 2015. – № 1. – С. 65-68.
6. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Мастер-класс как форма подготовки педагога к творческой профессиональной деятельности // Мир педагогики и психологии. – 2017. – №11(16). – С. 95-99.
7. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности// Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №67-3. – С. 240-243.
8. Шаманская Н. Интерактивные методы // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 24–27.