Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 373.2
Дата публикации 14.10.2021
Основные направления исследования современного детства
Спиренкова Наталья Григорьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» РФ, г. Саранск, spirenkovan@mail.ru
Аннотация: В статье представлены основные подходы к исследованию современного детства в условиях провинциального социума. Теоретический анализ литературы и мирового образовательного опыта показал, что современное детство претерпевает изменения, связанные с осмыслением смысла детства в изменившихся социокультурных условиях. На этом обосновывается актуальность темы. В научной статье предпринята попытка обобщения теоретических оснований и описание актуальных вопросов становления детства, призванной показать целевым группам направление обновления базовых научных знаний о современном детстве, прогнозирования и конструирования ориентиров поддержки детей и детства. Полученные данные имеют практическую значимость и могут быть использованы в системе дошкольного образования, подготовки педагогов и повышения их квалификации. Исследование позволило автору сделать выводы, что актуализация представлений об особенностях современного детства, поддержки междисциплинарного подхода к современной ситуации детства в условиях провинциального социума позволяет выстроить новую траекторию исследования данного направления и разработать действенные механизмы педагогической поддержки детей в условиях провинциального социума.
Ключевые слова: дети, детство, исследование, провинциальный социум, развитие, психолого-педагогические характеристики.
Associate professor department of pedagogics of Preschool and Primary Education, Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
Abstract: The article presents the main approaches to the study of modern childhood in a provincial society. A theoretical analysis of the literature and world educational experience has shown that modern childhood is undergoing changes associated with the understanding of the meaning of childhood in the changed socio-cultural conditions. This is the basis for the relevance of the topic. The scientific article attempts to generalize the theoretical foundations and description of topical issues of the formation of childhood, designed to show the target groups the direction of updating basic scientific knowledge about modern childhood, predicting and designing guidelines for supporting children and childhood. The data obtained are of practical importance and can be used in the system of preschool education, teacher training and professional development. The study allowed the author to conclude that the actualization of ideas about the characteristics of modern childhood, support of an interdisciplinary approach to the modern situation of childhood in a provincial society allows building a new trajectory of research in this area and developing effective mechanisms for pedagogical support of children in a provincial society.
Keywords: children, childhood, research, provincial society, development, psychological and pedagogical characteristics.
Спиренкова Н.Г. Основные направления исследования современного детства // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osnovnye-napravleniya-issledovaniya-sovremennogo-detstva.html (Дата обращения: 14.10.2021)
Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год. Проект ««Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума»», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021
Обновление образовательной системы актуализирует поиск глубинного понимания специфики современного детства в аспекте глобальных изменений, происходящих в обществе. Новое пространство жизни человека, характеризующееся отсутствием видимых границ в открытом информационном поле, определяет изменения его восприятия, сознания, мышления, появление новых потребностей и возможностей их реализации. Особенно ярко данные процессы проявляются в жизни современных детей. Поэтому, обращение к данной проблематике является весьма актуальным и имеет потенциал для проведения пролонгированного исследования детства, его психолого-педагогических характеристик, повседневной жизни детей в условиях провинциального социума.
Проблема изучения детства и современного ребенка, его повседневной жизни относится к числу междисциплинарных. Среди них объективно можно выделить несколько направлений научного поиска:
1. Медико-биологические исследования, в которых фокус внимания ученых связан с изучением влияния анатомо-физиологических процессов, физических возможностей детей для реализации их действий в социуме, причинно-следственной взаимосвязи состояния экологической обстановки, недостаточной двигательной активности, высокого уровня психоэмоциональной нагрузки и изменения в состоянии здоровья и развития детей в провинциальном социуме.
2. Историко-культурологические исследования, свидетельствующие о признании самоценности детства, определении его возрастных границ, характеристик деятельности детей и т.д. в контексте исторического развития общества, его культуры, традиций этноса.
3. Психолого-педагогические исследования, заложившие основы возрастной периодизации детства, определившие закономерности развития личности ребенка в зависимости от социокультурной среды, наличии специфики коммуникации современных детей в условиях провинциального социума.
Современная наука, при изучении феномена детства, опирается в качестве методологического основания на труды: В. В. Зеньковского, Я. Корчака, Ш. А. Амонашвили, В. Т. Кудрявцева и др. Анализу закономерностей, содержания, характера и структуры развития ребенка, обоснованию социально-практического и социально-организационного аспектов детства посвящены работы Д. И. Фельдштейна.
Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения находит отражение в трудах А. Г. Гогоберидзе, в которых характеризуются особенности исследования и понимания ребенка в период дошкольного детства; обосновываются разрешающие возможности гуманитарного подхода как методологии исследования ребенка; анализируется специфика субъектных проявлений ребенка в период дошкольного детства; анализируются полученные в результате межрегионального исследования данные о субъектных характеристиках современного ребенка [1;3].
Проблемы детства в региональном социуме с разным количеством жителей, изменении отношений в социуме в условиях процессов урбанизации представлены в работах (Л. Вирт, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Р. Парк, П. Сорокин, Г. В. Горнова, С. В. Пирогов, Ф. С. Файзуллин, О. Н. Яницкий и др.).
В работах П. Бурдье, Э. Гидденса, Г. Зиммеля, О. И. Иванова и др. нашло отражение исследование повседневных социокультурных практик детей.
Различия в повседневных социальных практиках, объединяющих калейдоскоп образов детства представлены ряде теорий: феноменологии (Э. Гуссерль, А. Щюц), структурно-функциональной (Р. Мертон, Т. Парсонс), структуралистского конструктивизма (П. Бергер, Т. Лукман, И. Гофман) и др.
Таким образом, исследование современного детства, осуществляемое смежными научными дисциплинами, актуализирует необходимость учета всех аспектов жизнедеятельности детей в провинциальном социуме, раскрывает новые проблемные зоны для получения качественно нового знания о ребенке.
Современное состояние детства, по мнению К. Н. Поливановой, обусловлено определенными политическими, социальными, экономическими, и культурными процессами [4].
В этой логике, характеризуя паттерн современного детства, важно отметить его детерминацию изменениями традиций и образа жизни, которые получили распространение благодаря использованию информационно-технологических новинок, внедряемых в жизнь. Можно констатировать, что дети находятся в достаточно противоречивой ситуации.
Современные условия жизни, в которых живут дети, ставят их перед необходимостью быть открытыми, свободными, активными, произвольно управлять своим поведением, а в то же время усложняющиеся социально-экономические особенности развития общества, ставят их перед необходимостью долгое время находиться в зависимом от взрослых состоянии, копируя их традиционный уклад, а, следовательно, неспособными проявлять самостоятельность и творчество. Усиление противоречий во взаимоотношении взрослых и детей в современном обществе обусловлено и тем, что дети испытывают потребность проявлять свои личностные особенности, свободу и независимость, креативность, достижения, способности, а взрослые, в силу сложившихся стереотипов и представлений не позволяют им это демонстрировать.
Современный мир для ребенка двойственен, т. е. одновременно открыт и закрыт. Открытость характеризуется тем, что общество и государство приветствует и поощряет то подрастающее поколение, которое свободно в выборе своего, свойственного только ему направлению в жизни, в выборе, занятий, игрушек, в будущем своей профессии. Однако, так называемая свобода от традиций не дает ребенку в полной мере выразить себя, так как в этой ситуации у ребенка нет правил и норм, которым нужно следовать, отсутствуют устоявшиеся каноны, нет нравственных ориентиров и механизмов педагогической поддержки.
Повседневная жизнь детей в провинциальном социуме зависит от влияния множества факторов, причем влияние каждого из них неодинаково и неоднородно. Так, например, пространственно-временные координаты позволяют сформировать свой, уникальный образ детства ребенка 21 века и конкретно паттерн провинциального детства в регионе.
Неоднородный характер развития провинциального социума проявляется в разнообразных сферах человеческой жизни, в том числе в жизни детей. Городская среда, физическое и социальное пространство, темпоритм социальных отношений формируют определенные модели повседневности детей. Специфика территориального расположения, место в региональной структуре, площадь и плотность отношений отражаются в социально-психологических характеристиках взаимодействия ребенка с социумом. Социокультурная среда и провинциальный образ жизни формируют специфичный детским мир. В совокупности это способствует возникновению определенных социальных практик, из которых происходит «сборка» настоящего и будущего жизненного пути индивида, а их дифференцированные характеристики имплицитно конструируют образы жизни детей и детства в целом. Современный человек должен быть способен устанавливать контакты и общаться с другими людьми, убеждать, мотивировать и добиваться поставленной цели, грамотно распределять имеющиеся ресурсы, адаптироваться к меняющимся условиям, творчески мыслить, принимать нестандартные решения и др.
Представления о детстве, как и оно само, не являются замкнутой стационарной системой - ребенок не автоматически включен в сообщество и поглощен им, а вовлечен в разговор и диалог со средой. Поэтому важной относительной переменной, влияющей на ход исследования, становится включение ребенка в социальные и научные практики, что подразумевает наличие и формирование каналов обратной связи - то, как мы относимся к детям, формирует их собственную реакцию относительно взрослой культуры, влияет на способы организации отношений.
Обозначенный нами перечень вопросов и направлений, связанных с междисциплинарной направленностью исследования детства, выводит за рамки психологии и педагогики и позволяет прогнозировать исследовательский интерес различных областей научного знания к изучению феномена детства в будущем.
Комплексность характера исследования проблематики исследования современного детства определяется спецификой объекта исследования, – ребенком, уникальным характером его природы, особенностями онтогенеза и филогенеза, условиями социализации в провинциальном социуме.
Научное осмысление детства, с учетом его полидисциплинарности позволяет сформировать многогранные и разнообразные представления о феномене современного детства в социально-экономическом и историко-культурном разрезе. Благодаря анализу повседневной жизни современного ребенка формируется «множественность» детства, которая не тождественна собирательному представлению о детстве [3].
Теоретический анализ научной литературы в аспекте основных направлений исследовательского поиска проблемы детства позволяет представить феномен детства многоаспектно: общие тенденции трансформации детства в изменяющихся социокультурных условиях, паттерн детства, формируемый в условиях провинциального социума, особенности повседневной жизни дошкольников. Становится возможным конкретизировать методологические основания для изучения повседневной жизни детей в изменяющихся социокультурных условиях и использовать призму пространственно-временных срезов и хронотопа при исследовании рассмотрение современного детства.
Список литературы
1. Гогоберидзе А. Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 29-37.
2. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус: [тематический словарь-справочник] [Электронный ресурс] / Отв. ред. С. Н. Майорова, Щеглова. – М.: Изд-во РОС, 2018. – 638 с.
3. Исследование проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов. Результаты межрегионального исследования / Под ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. –2008. –514 с.
4. Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. –2016. –Том 5. –№ 2. – С. 5–10.