Социальная психология | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021
УДК 373.2
Дата публикации 15.10.2021
Диагностика уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума
Неясова Ирина Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», РФ, г. Саранск, 25909101@mail.ru
Серикова Лариса Александровна
канд. пед. наук, доцент кафедра педагогики, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», РФ, г. Саранск, larisaserikova1@yandex.ru
Аннотация: В статье представлены результаты диагностики уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума. В ходе проведения исследования основными методами исследования являлись наблюдение, беседа, педагогический эксперимент. На основе полученных результатов определены группы детей старшего дошкольного возраста с оптимальным, достаточным и низким уровнями сформированности исследуемой категории. Влияние провинциального социума на развитие нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста обусловлены преобладанием семейных ценностей, сохранением тесных семейных отношений, наличием определенной избирательности в общении, отсутствием социальных и культурных контрастов; дифференциацией норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, нравственное развитие, нравственные представления, педагогическая диагностика.
Can. Sci. (Pedagogical), associate professor department of pedagogics, Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
Can. Sci. (Pedagogical), associate professor department of pedagogics, Mordovian State Pedagogical University, Russia, Saransk
Abstract: The article presents the results of diagnostics of the level of formation of moral ideas in older preschool children in the conditions of provincial society. In the course of the study, the main research methods were observation, conversation, and pedagogical experiment. On the basis of the results obtained, groups of older preschool children with optimal, sufficient and low levels of formation of moral ideas were identified. The influence of provincial society on the development of the moral sphere of older preschool children is due to the predominance of family values, the preservation of close family relations, the presence of a certain selectivity in communication, the absence of social and cultural contrasts; differentiation of norms of expected behavior and norms of relationships.
Keywords: Senior preschool children, moral development, moral ideas, pedagogical diagnostics.
Неясова И.А., Серикова Л.А. Диагностика уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/diagnostika-urovnya-sformirovannosti-nravstvennykh-predstavlenij-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyakh-provintsialnogo-sotsiuma.html (Дата обращения: 15.10.2021)
Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год. Проект ««Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума»», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021
В нормативных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [9], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [6] и т. д.) задачи нравственного воспитания подрастающего поколения рассматриваются как приоритетные направления образовательной политики.
Результатом нравственного воспитания личности должна стать система нравственных представлений, понятий, знаний, мотивов, потребностей, ценностей, ценностных установок и других характеристик личности. Как отмечается в исследованиях (И. В. Арябкина [1], А. Г. Бигеева [1], М. В. Бывшева [2], А. П. Валицкая [3], О. В. Заболоцкая [4], Е. С. Конохова [8], В. К. Кочисов [5], С. К. Кудряшова [7], И. А. Неясова [7], Л. А. Серикова [7], О. Н. Сомкова [8], К. В. Султанов [3], А. М. Толпегина [1], Т. Г. Ханова [2] и др.) дошкольный возраст является сензитивным для формирования элементарных нравственных представлений. Категория «представление» понимается в нашем исследовании как вторичный, обобщенный, чувственно-наглядный, образ предмета, объекта или ситуации, который возникает в сознании на базе ощущений и восприятий и воспроизводится без непосредственного воздействия представляемого на органы чувств [4].
В контексте нашего исследования особое внимание уделяется изучению влияния провинциального социума на характеристики современного детства, в том числе и на нравственную сферу личности ребенка старшего дошкольного возраста. Для современного провинциального социума характерно преобладание семейных ценностей; устойчивость контингента на определенной территории проживания; сохранение тесных семейных и коллективных отношений; отсутствие социальных и культурных контрастов; дифференциация норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей; наличие определенной избирательности в общении, по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию и др. Представленные характеристики, влияют на развитие нравственной сферы личности.
С целью исследования уровня сформированности нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума нами выделены показатели: наличие доминирующих нравственных потребностей и мотивов; степень владения нравственными знаниями, усвоения моральных правил и норм; проявление нравственных представлений в выборе поступков.
С целью выявления исходного уровня сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума нами была проведена диагностика. Базой экспериментального исследования являлось МДОУ «Детский сад № 70» г. о. Саранск. В эксперименте приняли участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста.
Нами были применены следующие методы исследования сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях провинциального социума: беседа, опрос, наблюдение за детьми в процессе различных видов деятельности.
Для выявления сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста использовались методики Л. М. Фридмана «Беседа» и «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Первая из названных методик предполагает, что в процессе беседы ребенок отвечает на вопросы экспериментатора, который фиксирует количество 1) верных или неверных признаков данного понятия; 2) точно или неточно употребленных характеристик; 3) количество замен признаков другими видами пояснений. В процессе проведения методики «Что такое хорошо и что такое плохо?», выявляется уровень понимания ребенком положительных поступков, безвольного поступка, проявления безответственности и др.
В ходе экспериментальной работы устанавливался уровень оперирования детьми данной возрастной группы нравственными понятиями «вежливость», «доброта», «честность», «трудолюбие», «бережливость», «ответственность», «чувство товарищества».
Анализ полученных результатов исследования показал, что 27% детей понимают, кто такой «добрый», «злой», «честный», «трудолюбивый», «бережливый» человек, «хороший товарищ». 20% в качестве «доброго» «злого», «честного», «трудолюбивого», «бережливого» человека, «хорошего товарища» называют себя и людей из ближайшего окружения (сестру, сверстников). 13% назвали модальность обсуждаемого понятия «хорошо» или «плохо». При этом, характеризуя понятие «добрый» дети называли такие признаки, как: «со всеми играет, не дерется, не ругается», «добрым человеком можно назвать друзей, они добро делают», «добрый человек большой и сильный». Дети в своих ответах дают следующие определения злого человека «это тот человек, который хулиганит и врет», «тот, кто отнимает любимые вещи и игрушки», «злой человек озорует, злится и дерётся» и др.
Для выявления выраженности в поступке нравственных представлений, а также волевых свойств ребенка старшего дошкольного возраста нами использовалась методика Л. М. Фридмана «Как поступить?». В ходе выполнения методики детям предлагаются проблемные нравственные ситуации и варианты решения проблемы.
На вопрос о предполагаемой ситуации «Как ты поступишь если во время игры ты видишь, что у товарища не получается нарисовать рисунок или построить башню?» 60% детей предложили бы свою помощь сказав «давай я тебе помогу», 40% детей не знают как им следовало бы поступить. В ситуации «если ты случайно во время игры обидел своего товарища», 30% детей в своих ответах говорят, что пожалеют своего товарища «пожалею, скажу, прости меня и что он хороший», «попрошу прощение, поглажу, предложу играть», еще 30% детей извинятся за свой поступок, 20% дошкольников в данной ситуации предполагают следующие действия «скажу не плач, я дам тебе конфету», «буду с ним дружить». 20% детей не смогли сказать, как поступили.
Кроме того, нами применялся стимульный материал в виде картинок, иллюстрирующих взаимодействие детей в процессе различных видов деятельности. Детей просили составить рассказ «Поступок», в котором ребенок предпринимал попытку поиска формы своего поведения в похожей ситуации и аргументации своего выбора.
В ходе проведенного исследования были выделены три группы детей старшего дошкольного возраста с оптимальным, допустимым и низким уровнями сформированности нравственных представлений.
Оптимальный уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста составил 33%. Дети данной категории понимают нравственные и безнравственные качества, предлагаемую ситуацию понимают и могут охарактеризовать с помощью наводящих вопросов. Могут определять и выделять нравственные качества человека, в предполагаемой ситуации обращаясь к личному опыту. Способны последовательно и подробно объяснить предполагаемую ситуацию. В совместной деятельности со сверстниками умеют действовать в его интересах, доброжелательны по отношению к сверстникам, умеют уступать, когда это нужно, готовы оказать эмоциональную поддержку сверстнику. Знают и употребляют вежливые слова «извини», «прости», «пожалуйста», «спасибо» и др., в зависимости от сложившейся ситуации. Знают, как нужно поступить в ситуации, если «кому-то нужна помощь» или если «кого-то обидели».
Дети с допустимым уровнем сформированности нравственных представлений (46%) называют признаки некоторых понятий, при характеристике категорий допускают неточности. Понимают изображенную ситуацию, но испытывают трудности, когда ее нужно описать. В совместной деятельности со сверстниками доброжелательны, знают «вежливые слова», но не употребляют их в своей речи. Дошкольники обладают знаниями, как нужно поступить в ситуации, если «кому-то нужна помощь» или если «кого-то обидели».
Низкий уровень сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста составил 21%. Дошкольники допускают ошибки в характеристике нравственных качеств личности, слабо ориентируются в сфере отношений со сверстниками и взрослыми. Затрудняются охарактеризовать, дать оценку поступку. Не понимают содержание поступка, действия, изображенное в предполагаемой ситуации, не могут спрогнозировать его последствия. В совместной деятельности со сверстниками не могут уступать, не употребляют «вежливые слова», когда этого требует определенная ситуация.
Таким образом, в ходе диагностики были выделена группа детей старшего дошкольного возраста с доминирование нравственных потребностей и мотивов, соответствующих возрасту, ярких положительных эмоций в ситуациях нравственного характера; осознанной усвоенной системой нравственных знаний; доминирование; стремлением к самостоятельному нравственно-мотивируемому поведению. Следует отметить, что основное обогащение происходит за счет появления новых нравственных представлений, формирования элементарных нравственных понятий, однако они остаются разрозненными и не выстраиваются в систему. Результаты исследования позволили выявить группу детей старшего дошкольного возраста с недостаточно устойчивым нравственным поведением, для которых характерна ситуативность в совершении поступков. Достаточно высокий уровень сформированности нравственных представлений определяется влиянием провинциального социума на изучаемый процесс. Преобладание семейных ценностей, сохранение тесных семейных отношений, наличие определенной избирательности в общении позитивно сказываются на уровне сформированности нравственной сферы дошкольников. Взрослый является референтной личностью для ребенка, ориентиром нравственного поведения, транслятором этических норм взаимодействия. В современной провинциальной семье сохраняется межпоколенное взаимодействие, ведущая роль в нравственной воспитании детей по-прежнему принадлежит представителям старших поколений. Полученные результаты в ходе диагностики могут быть использованы для выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с учетом специфических условий провинциального социума.
Список литературы
1. Арябкина, И. В. Роль культуры в социализации младшего школьника. Эпоха науки // И. В. Арябкина, А. Г. Бигеева, А. М. Толпегина – 2019. –№ 18. – С.114–118
2. Бывшева, М. В. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве / М. В. Бывшева, Т. Г. Ханова // Вестник Мининского университета. – 2016. –№ 3 (16). – С. 22-25.
3. Валицкая А. П., (2009) Детство и общество в контексте культуры /А. П. Валицкая, К. В. Султанов. – Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета. – 393 с.
4. Заболоцкая, О. В. Нравственные представления в структуре нравственной сферы личности дошкольника / О. В. Заболоцкая // Общество. – 2016. – № 1 (5). – С. 53-55
5. Кочисов В. К. Формирование нравственных представлений у старших дошкольников / В. К. Кочисов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. – 2018. – № 4. – С. 57-60
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва : Просвещение, 2014. – 21 с.
7. Кудряшова, С. К. Формирование духовно-нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности / С. К. Кудряшова, И. А. Неясова, Л. А. Серикова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 1 (34). – С. 165-168.
8. Сомкова, О. Н. Добро и зло в системе нравственных представлений старших дошкольников / О. Н. Сомкова, Е. С. Конохова // Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 43-53
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант : офиц. сайт. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1:2