Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 37.013.74

Дата публикации 15.10.2021

Исторические этапы развития образования в США в контексте нравственного воспитания личности

Гулов Артем Петрович
кандидат педагогических наук, методист, Государственное автономное образовательное учреждение «Центр педагогического мастерства», Москва, Россия, gulov@tea4er.org

Аннотация: Американская образовательная система, несмотря на свою краткую историю, прошла путь от восприятия воспитания как прерогативы семьи до полноценной научной сферы, получающей всестороннюю поддержку государства. Воспитание гражданина и члена общества рассматривается как одна из важнейших задач современной школы в США. В 21 веке российское общество переживает схожие проблемы и вызовы, поэтому изучение опыта зарубежной педагогики является важным аспектом отечественной науки.
Ключевые слова: нравственное воспитание, образование в США, нравственные ценности

Historical stages of education system development in the USA in the context of moral education

Gulov Artem Petrovich
methodologist, Federal state autonomous educational institution “Centre of Pedagogical Knowledge”, Moscow, Russia

Abstract: Despite its relatively short history, the American educational system has gone from perception of upbringing as a family duty to a daunting task of the government. Moral and character education of students is considered as the most important aim of schools. In the 21st century Russian society is undergoing the similar problems and facing the same challenges, therefore studying foreign pedagogy experiences is a vital part of research in this country.
Keywords: moral education, education in the USA, moral values

Правильная ссылка на статью
Гулов А.П. Исторические этапы развития образования в США в контексте нравственного воспитания личности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/istoricheskie-etapy-razvitiya-obrazovaniya-v-ssha-v-kontekste-nravstvennogo-vospitaniya-lichnosti.html (Дата обращения: 15.10.2021)

Большой вклад в развитие американской школы внес политический деятель Т. Джеферсон, который отстаивал принципы всеобщего обязательного образования, бесплатного для американцев. Несмотря на экономические послевоенные проблемы, в государстве появляется сеть школ, количество которых постепенно увеличивается. В «Декларации независимости» авторства Джеферсона мы видим национальную идею американцев – свобода и развитие своих талантов. Речь идет о постепенной перестройке общества, о зачатии нового государства, ориентированного на нравственное воспитание молодежи в духе демократии. Широко используется религиозное наследие, из которого извлекаются моральные нормы и нравственные ценности, присущие в целом любому типу здорового общества. В 19 веке школа становится общественным институтом для молодежи, через который школьники адаптировались к реальной жизни. Следует отметить характерное для американской системы образования децентрализованное управление учебными учреждениями, что также повлияло на неравномерное распределение количества создаваемых школ по штатам. Тем не менее, их количество постоянно росло.

Создаются государственные начальные школы, бесплатность и статус которых закрепляется рядом законов. Использование налогов как основных средств содержания школы признается законным, что дает толчок к дальнейшему развитию образовательной системы в масштабах государства.

Однако, данные начальные и средние учебные заведения изначально были практико-ориентрированными. Качество образования не является высоким по сравнению с европейскими школами, выступающими моделями для подражания. Но американская педагогика вступает на свой, уникальный для нее путь развития. Акцент смещается с элитарности на доступность, и с воспитания аристократа на воспитание гражданина свободной страны. Количество учебных заведений растет, и в том проявляется особенность образовательной политики правительства США – приоритетом становится распространение образования, его доступность и преемственность ступеней. Возникают новые критерии ценности образования, которые отражают суть американского общества – наука служит людям, а не наоборот. Прикладной характер обучения, открытый диалог общества и ученых-педагогов приводит к пониманию истинных проблем граждан и совместному принятию педагогических концепций американской школы. И новой целью образования становится не передача знаний, а воспитание личности, способной реально смотреть на мир, оценивать идущие в обществе процессы и адекватно оценивать свою роль. Человек в конечном счете постигает себя, и получает возможность еще в школе узнать и понять, что его в действительности интересует, в чем он может реализовать свои таланты и способности.

Меняется облик школы. Прагматизм в педагогике обретает не только последователей, но и критиков. В целом, идеи Дьюи принимаются педагогической общественностью, хотя ряд исследователей указывает на снижение истинно научного потенциала обучающихся.

Дьюи издает ряд трудов, в которых описываются особенности американской школы, и ключевым фактором развития общества он ставит воспитание личности, трактуя его как процесс внутреннего роста школьника, в ходе которого происходит развитие личности. Педагог указывает на 3 стадии нравственного сознания личности, среди которых:

  1. оценивание собственных поступков на уровне страха наказания за плохие поступки, и ожидание похвалы при «правильном» поведении;
  2. следование нормам общества, нежелание нарушать принятые в нем законы и попытка следовать ожиданиям окружающих;
  3. следование моральным нормам по внутреннему убеждению и осознанию ценностей.

Дьюи строит в школе модель демократичного гражданского общества, которое базируется на принципах интерактивности и сотрудничества. При этом нравственное воспитание личности происходит через выстраивание взаимоотношений ребенка с другими членами общества, в том числе с членами школьного коллектива. Воспитание является не отдельным предметом, после получения оценки о котором можно забыть, а самой системой жизни, которая вовлекает в себя молодежь.

Атмосфера школьной жизни меняется, становится более направленной на развитие личности человека. И если по поводу дальнейшего академического пути американского школьного образования возникают горячие споры в обществе, и идет речь о повышении качества образования, то мнение общественности и правительства по поводу необходимости обращать внимание на нравственное воспитание школьников становится единогласным. В связи с чем публикуются ряд документов, в которых прописываются основные цели воспитания и образования в целом. Так, Национальная Ассоциация образования издает документ «Ведущие принципы среднего образования» (1918 г.), в котором идет речь об основных целях образования в средней школе. Среди которых – быть хорошим гражданином, хорошим членом семьи, хорошим производителем и потребителем. Как мы видим, четко провозглашается приоритетность уровня нравственной воспитанности над экономическими навыками. Сначала – государство и семья, потом – расходы и доходы. Разъясняется цель механизма демократии – достижение общественного благополучия через личное благополучие. Счастливый отец и муж является хорошим гражданином, с чувством ответственности и гражданского долга. Таким образом, в государственной политике США прослеживается стремление не подавлять гражданское общество, а наоборот, укреплять нормы морали и сохранять нравственные ценности.

В 1936 г. Национальная ассоциация образования публикует новый документ «Цели образования в американской демократии». Согласно данному документу, происходит уточнение целей образования, которые подразделяются на 4 группы, среди которых:

1) самореализация;

2) человеческие взаимоотношения;

3) гражданская ответственность;

4) экономическая эффективность.

Как мы видим из изложенного выше, вновь ведется речь о нравственном воспитании школьников. Государство требует от школ воспитания молодежи в духе демократического социума, особо подчеркивая важность становления саморазвивающейся личности, умеющей жить в обществе и понимать его структурную организацию, уважать законодательные нормы и моральные принципы. 

Но если в вопросе о целях образования и воспитания существует единое мнение, то в выборе средств реализации образовательной политики ученые ожесточенно спорят. Прагматизм Дьюи сыграл положительную роль для раскрепощения детей, для развития их личности и внутреннего Я, но данная теория подвергается критике современников, которые говорят о необходимо развивать умственные способности ребенка и усложнять школьный курс обучения, углубляя обучение. Справедливы замечания о необходимости достигать цели обучения и воспитания не только через реализацию принципов прагматизма, но скорей напротив, через изучение ряда абстрактных предметов, способствующих развитию интеллекта учащихся и формированию навыков самостоятельного мышления.

Дидактические принципы прагматизма подвергались критике из-за наличия внутренних противоречий, таких как невозможность всестороннего развития личности без пересмотра компонента содержания образования.

Социально-экономические изменения в обществе диктуют новые условия, спрос на специалистов с высоким уровнем образования. Узкий практицизм Дьюи более не устраивает общество, и его последователи переносят принципы прагматизма на современные рельсы, говоря о необходимости рассматривать деятельность школьников не просто как трудовое обучение, а как выполнение проектов, которые могут быть направлены в том числе и на получение теоретических знаний. Ученик должен оставаться не только объектом обучения, но и быть его субъектом, выступать активным участником образовательного процесса. Таким образом, неопрагматизм отстаивает заявленные ранее принципы воспитания личности, хотя и признавая изменение в самой парадигме образования, в смещении его курса не только воспитание свободного гражданина и хорошего семьянина, но и профессионала своего дела, развитого интеллектуально специалиста.

Наследие идей Дьюи находит свое отражение в последующих концепциях развития модели школы в США, и одним из основных положением является необходимость отдавать школе ключевую роль в становлении общественных отношений,  в создании нового социума, успешно решающего проблемы предыдущих поколений. Дьюи одним из первых задавался вопросом систематизации содержания образование, и как следствие, воспитания. В его концепциях мы видим приоритетность роли развития ребенка над изучением предметов школьного курса, так как игнорирование психологии и внутренних мотивов школьников приводит к потере интереса к школе как к развивающей среде, что чревато попыткой поиска жизненного опыта за рамками педагогического руководства. Прагматическая педагогика претерпевает внутренние изменения, которые по своей сути не затрагивают основополагающие принципы, но отвечают на запросы современного им общества. Такие ученые, как Т. Брамельд, У. Файнберг, Л.Меткалф, Г. Хант, М. Скривен, С. Ньюмен, Б. Собел говорят о концепциях «социального реконструктивизма», «общинного воспитания» и «воспитания для выживания». Можно утверждать, что усилиями американских педагогов была подготовлена платформа для перехода на гуманистические концепции образования и воспитания, что логично укладывалось в новую парадигму нравственного воспитания. И уже в рамках новой парадигмы впервые задаются вопросы и обсуждаются проблемы такой педагогической категории, как содержание воспитания. Исторически традиционным предметом изучения американских дидактов являлось содержание образования, которое выражалось понятием учебного курса или учебной программы. Термин «curriculum» (в переводной литературе можно встретить обозначение «куррикулум») является ключевым для раскрытия содержания образования, и несет в себе требования к учебному процессу и результатам изучения предмета. Существует теория учебных программ (curriculum theory), свои истоки черпавшая именно в педагогической мысли США. Исторически американская школа характеризовалась своей эмпиричностью и большой свободой школьного учителя, который мог на свое усмотрение распоряжаться учебным временем. Научное обоснование выбора той или иной учебной программы не всегда являлось подлинно научным или не было признано дидактами. Формирование содержания образования напрямую влияло на содержание воспитания, но если и в самом курсе обучения находились противоречивые моменты, то в воспитании проблема толкования как и что воспитывать создавалась автоматически. Учебные планы характеризовались несбалансированностью во всех аспектах – от использования времени на изучение курса до выбора предметов, изучавшихся в школе. Учитывая американскую особенность децентрализованного управления образованием, различные школы даже в рамках принадлежности к одному штату могли трактовать учебные планы по своему усмотрению. Серьезные теоретические исследования содержания образования стали появляться только во второй половине 20 века, когда в педагогической науке США стали активно обсуждать проблемы структурирования учебного курса, систему подачи материала и соотношения теории и практики внутри самого предмета.

Американская педагогика педоцентристкого направления, у истоков которой стоял Дьюи, говорит о необходимости построить программу курса таким образом, чтобы на первое место выходило приобретение опыта школьниками, социального и учебного, что позволяет рассматривать содержание образования как включающее в себя и содержание воспитания.

Тенденции рассматривать содержание образования в отрыве от реальности и общественных процессов постепенно затихают, ученые и педагоги все больше ориентируются на мнение общественности, родителей и самих учеников. Школа становится интересным местом, учителя обретают авторитет не только начальника и командира, но и мудрого наставника и друга. Школа получает возможность быть услышанной и влиять на умы молодежи.

Американский ученый Д. Барнес говорит о существовании двух видов куррикулума – явного и скрытого. Явный куррикулум несет в себе решение запланированных задач образовательного процесса. Но если выполнение прохождения программы можно измерить определенными педагогическими инструментами (экзаменами, тестами), то степень вовлеченности школьника в процессы нравственного воспитания невозможно однозначно измерить с помощью теста. Нравственное воспитание предполагает развитие личности в течение всей жизни, и даже на выпуске из школы невозможно предсказать, станет ли данный выпускник достойным гражданином своей страны, хорошим семьянином и настоящим профессионалом своего дела. Американские педагоги признают, что школа и учителя всегда оказывают на ребенка неявное влияние, образовательное и воспитательное, которое обязательно отразится на личности школьника.

На содержание образования напрямую влияет направление педагогики, к которому идейно примыкает автор концепции. При ретроспективном взгляде на процессы развития дидактической мысли в американской педагогике можно выделить следующие направления:

  1. неопрагматистское;
  2.  технократическое;
  3.  когнитивистское;
  4.  гуманистическое.

Рассмотрим более подробно социально-педагогические факторы, обусловливающие содержание нравственного воспитания учащихся в школах США. Отметим, что взаимосвязь между содержанием образования и воспитания гораздо более очевидна, чем может показаться на первый взгляд. По сути, именно демократическое общество в лице своего агента, то есть правительства, является заказчиком любых образовательных услуг. И именно общество в определенный момент само и является лакмусовой бумажкой качества образования и воспитания. Как только назревают проблемы в обществе, возникает конфликт поколений, выражающийся во взаимном непонимании отцов и детей.  Любые проблемы, в том числе политического или экономического характера, имеют прежде всего социальную подоплеку, так как отражаются в первую очередь на американских гражданах. Собственно и источником проблем общества также являются внутренние конфликты интересов и мнений. Соответственно, как только происходит эскалация конфликта, общественность обращает внимание на создавшуюся ситуацию и обязательно реагирует на нее. Создаются произведения искусства, пишутся книги и статьи, читаются публичные лекции. В современное время, эпоху развития сети Интернет, информация мгновенно передается на большие расстояния при помощи телекоммуникаций. При появлении общественного резонанса на происходящие в самом обществе процессы, начинается анализ ситуации и предлагаются варианты ее исправления в лучшую сторону. В демократическом государстве, подобном США, общество, как правило, быстро реагирует на свои внутренние проблемы. Можно проследить исторически, как созданию той или иной педагогической концепции предшествовала целая эпоха развития и нарастания проблемы. Индустриальное общество с потребностью в квалифицированных рабочих предопределило появление концепции Дьюи. Строго говоря, называя имя Дьюи и упоминая прагматизм в целом, мы понимаем, что речь идет и о многих других педагогах, размышлявших над теми же общественными процессами.

Таким образом, уточняя в очередной раз цели государства в области развития педагогики, правительство обычно реагирует на социальные конфликты, экономические и политические процессы, застои в обществе. В традиционном типе общества не возникает такой потребности в постоянном развитии системы общественной системы, так как основной ценностью нравственности является поддержание традиций и обычаев, даже если их корни могут казаться абсурдными. Для США же такая ситуация застоя невозможна в принципе – правительство ориентируется на нужды своего народа, так как в государстве существуют и действительно функционируют механизмы демократии. Правительство, расходующее налогоотчисления граждан впустую, не достигая ожидаемых от них результатов, уходит в отставку. Будучи построенным на морали революции и стремлении к свободе и лучшей жизни, США стремятся защищать свою государственность от внешних и внутренних факторов, и единственно правильным путем в данном направлении является развитие общества и жизни людей, а не подавления общественных настроений. В первую очередь, когда встает вопрос о реформе образования, одновременно подразумевается решение вопроса о правильности воспитания граждан. Даже когда речь ведется о повышении качества знаний, о более глубоком изучении дисциплин, подразумевается поиск новых методик подачи материала, позволяющих сформировать положительный имидж человека знающего, грамотного. Американские педагоги понимают, что именно на базе нравственного воспитания личности возможно выстроить качественное обучение специалиста и профессионала, который не просто будет знать, как решать задачи в своей области знаний, а будет мотивирован на высокое качество труда, на производительность, и основными причинами его активной деятельности и стремления к успеху должны быть не внешние стимулы в виде денежных премий или социального статуса, а внутренняя мотивация к творчеству, к саморазвитию и через саморазвитие – служение обществу. Средний американец знает слова гимна наизусть, и уверен, что именно его голос на выборах может стать решающим. Американские политики во время предвыборной кампании общаются с гражданами, и при выстраивании своей политики вокруг социальных проблем, как правило, добиваются успеха. Средний класс, который и является основой американского общества, при возникновении проблем, заявляют о них, и правительство принимает меры.

В 60-е годы 20 века в США происходят социальные потрясения, связанные с застоем в обществе и экономическими проблемами. Перед американской педагогикой встает задача модернизации среднего образования. Национальная ассоциация образования публикует официальный документ, в котором говорится о необходимости развития гражданского самосознания и гражданского воспитание и вовлечение молодежи в активную общественную жизнь. Ярко проявляются типичные недостатки американской школы, которые являются пережитками прагматизма. Минимум теории и максимум практики более не способны удовлетворять запросы экономики и потребность в кадрах. Школа перестает быть полноценным социальным институтом, реализующим функции воспитания и умения работать в сотрудничестве. Юные американцы воспринимают процессы образования в школе не как обязательный и тяжелый труд, а как развлечение. Падает уровень дисциплины и мотивация к самопознанию и развитию своих способностей. Концепция бихевиоризма, призывающая плыть по течению жизни и приспосабливаться, более не способна быть оплотом эффективного воспитания и обучения. Так, Дж. Брунер говорит о необходимости создавать новые типы культуры, а не приспосабливаться к существующим. Задача школы – воспитания молодежи, которая сможет критично относиться к собственному социальному окружению и к предназначенной им самим роли, и стремиться создавать новые миры и занимать в них лидирующие позиции, а не скромно дожидаться счастливого случая. Развитие технологий дает толчок и развитию педагогики – если начинается техническая революция, значит, должна быть и образовательная, результатом которой должны выступить новые ученые, способные изменить мир своими идеями. Умение мыслить – критично важное, и только воспитание личности позволит достичь желаемых результатов.

Следует отметить, что для современного российского общества характерны схожие проблемы. Советская педагогика, в рамках которой формировались основные принципы нравственного воспитания, находилась в других общественных, экономических и политических реалиях по сравнению с современной отечественной педагогикой. Соответственно, перед ней стояли другие идеологические задачи и цели. Советское образование формировало себя, меняя царскую систему образовательных учреждений. Советское государство ставило задачей воспитание гражданина-коммуниста, и среди основных ценностей нравственности можно отметить умение работать в коллективе, работать на благо общества, саморазвиваться. Схожие задачи стояли у американского общества, но при этом между государствами была огромная разница в режиме правления. Авторитарная система СССР не допускала рыночной экономики и не поощряла политические свободы, и среди задач педагогики было сдерживание инакомыслия и привитие ценностей не сколько свободного общества, сколько традиционного. В США же происходили процессы бурного развития демократии, становление общества, где каждый мог стать президентом. При изменении политического устройства перед российской педагогикой встали ряд задач по нравственному воспитанию, которые характеризовались своей новизной и абсолютной нетипичностью для нашего общества. В 90-е годы 20 века произошло большое количество событий, которые заставили отечественную школу приспосабливаться к новым общественным отношениям. Смена политического курса неминуемо затронула экономические процессы в обществе, и эпоха президента Ельцина во многом ассоциируется с социальными потрясениями во всех сферах функционирования общества. Открылись границы, стали доступны зарубежные товары, на рынке появилось множество зарубежных корпораций, стремящихся к развитию собственного бизнеса в абсолютно пустых нишах. Запрещенные ранее молодежные неформальные объединения набирали популярность, диктуя молодежи асоциальные правила. Авторитет учителя в школе падал, интерес к обучению пропадал. Работать в школе и воспитывать подрастающее поколение становилось экономически нерентабельным, так как общество мало интересовалось данными процессами. Даже при большом желании педагоги не могли повлиять на изменение ситуации, так как для решения социальных проблем необходимо было вмешательство государства.

Интересно отметить, что таковые проблемы испытывали в свое время и США, но путь России был гораздо сложнее – в 21 веке, в эпоху глобального соседства и наращивания промышленных мощностей во всем мире, нам предстояло защитить свою государственность от внешних факторов и восстановить внутреннюю стабильность. В начале третьего тысячелетия Россия обрела политическую стабильность, и вопросы решения проблемы образования и воспитания стояли остро на повестке дня. Были приняты ряд федеральных законов, закрепляющих статус образования как бесплатного и обязательного для всех граждан РФ. Выделялись финансовые средства на модернизацию и техническое переоснащение школы. Были приняты федеральные государственные стандарты образования. 2012 год ознаменовался окончательным принятием так называемых ФГОС 2 поколения. В данном стандарте говорится о взаимной ответственности школы, семьи и самого ученика за результаты обучения, провозглашается на курс на развитие метапредметных навыков и умений. Воспитание личности вновь выходит на первое место в парадигме отечественного образования. Безусловно, анализ американской педагогической мысли в частности и анализ западной педагогики в целом оказал влияние на формулирование современных российских задач, стоящих перед школой. Именно поэтому во многом изучение американского опыта решения схожих задач выглядит логичным. Парадигма развития современного общества характеризуется высоким темпом технического развития, уровнем мировой конкуренции и необходимостью отстаивать собственные интересы на мировой арене. Россия уступает в уровне жизни более благополучным странам, причиной чего в том числе является и уровень производства благ в отечественной экономике. Только развитие образования позволит нам эффективно решать экономические вызовы, что в свою очередь приведет к стабилизации общества и даст толчок к укреплению нравственных ценностей и идеалов. Только защищенный от общественных потрясений человек может чувствовать себя полноценным членом общества и гордиться своим гражданством и принадлежностью к успехам страны.

В 21 веке в России происходят процессы реформирования образования, причем данные этапы в свое время были пройдены американским обществом. Демократия в США, будучи взрослее чем отечественная, уже прошла многие из сложностей, которые нам только предстает узнать, и изучение американского опыта позволит отечественной педагогике предпринять все возможные усилия для избегания подобных ситуаций и конфликтов в обществе.


Список литературы

1. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Казенная Е.В., Сорокина Ю.Л.
Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и методы его
измерения // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 23–39. DOI:10.21638/11701/spbu16.2016.402
2. Мальцева Е.Ю. Готовность педагога к разработке и внедрению инклюзивных технологий в учебный процесс: структурные компоненты // Самарский научный вестник. - 2021. - Т. 10. - №2. - C. 277-280. doi: 10.17816/snv2021102309
3. Молчанов, С. В. Мораль справедливости и мораль заботы: зарубежные и отечественные подходы к моральному развитию [Текст] / С. В. Молчанов. // Вестник Московского университета. Серия 14 Психология. - 2011 - № 2 – С. 59-73.
4. Rivers, T.M. Ten essentials for character education. [Text] / T.M. Rivers // Journal of General Education. – 2004. - № 53. - pp. 247-260
5. Roth, J.L. & Brooks-Gunn, J. What exactly is a youth development program? Answers from research and practice. [Text] / J.L. Roth, & J. Brooks-Gunn // Applied Developmental Science. - 2003. - № 7. - pp. 94-111.

Расскажите о нас своим друзьям: