Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 373.2

Дата публикации 11.10.2021

Досуг с математическим содержанием как форма организации социокультурных практик дошкольников

Винокурова Наталья Валентиновна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» РФ, г. Саранск vnatali09@rambler.ru
Васенина Светлана Ивановна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» РФ, г. Саранск svetavasenina@yandex.ru
Мазуренко Оксана Владимировна
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования,ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» РФ, г. Саранск, оvm8vika@rambler.ru

Аннотация: Проблема социокультурного развития дошкольников в современном обществе не теряет своей актуальности. Поиск средств и методов ее решения является предметом дискуссии в психолого-педагогических и методических исследованиях. В статье представлено описание «повседневных социокультурных практик» дошкольников. Авторы считают одной из эффективных форм организации социокультурных практик в период дошкольного детства досуговую деятельность. Данный вид деятельности направлен на сохранение, восстановление и развитие духовного и физического здоровья человека, а также положительно влияет на его интеллектуальное совершенствование. Опираясь на собственный опыт, авторы статьи показывают возможность организации работы по формированию у детей нравственных норм, принципов поведения посредством организации досуговой деятельности. В результате исследования установлено, что повседневные привычные действия взрослых и детей в социуме оказывают значимое влияние на приобретение социального опыта в культурном пространстве, изучение социокультурных практик в пространстве детства позволит углубить знания о механизмах саморазвития, инициативы и свободы самовыражения дошкольников.
Ключевые слова: детство, социокультурные практики, культурно-досуговая деятельность, математические представления дошкольников, дошкольная образовательная организация.

Leisure with mathematical content as a form of organization of socio-cultural practices of preschoolers

Vinokurova Natalia Valentinovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Russian Federation, Saransk
Vasenina Svetlana Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Preschool and Primary Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Russian Federation, Saransk
Mazurenko Oksana Vladimirovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Preschool and Primary Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Russian Federation, Saransk

Abstract: The problem of socio-cultural development of preschoolers in modern society does not lose its relevance. The search for means and methods of its solution is the subject of discussion in psychological, pedagogical and methodological research. The article describes the "everyday socio-cultural practices" of preschoolers. The authors believe that one of the most effective forms of organizing socio-cultural practices during preschool childhood is leisure activities. This type of activity is aimed at preserving, restoring and developing a person's spiritual and physical health, and also has a positive effect on his intellectual improvement. Based on their own experience, the authors of the article show the possibility of organizing work on the formation of moral norms and principles of behavior in children through the organization of leisure activities. Undoubtedly, everyday habitual actions of adults and children in society have a significant impact on the acquisition of social experience in the cultural space, the study of socio-cultural practices in the space of childhood will deepen knowledge about the mechanisms of self-development, initiative and freedom of expression of preschoolers.
Keywords: childhood, socio-cultural practices, cultural and leisure activities, mathematical representations of preschoolers, preschool educational organization.

Правильная ссылка на статью
Винокурова Н.В., Васенина С.И., Мазуренко О.В. Досуг с математическим содержанием как форма организации социокультурных практик дошкольников // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/dosug-s-matematicheskim-soderzhaniem-kak-forma-organizatsii-sotsiokulturnykh-praktik-doshkolnikov.html (Дата обращения: 11.10.2021)

Работа проводилась при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» на 2021 год. Проект ««Дети и детство. Повседневная жизнь ребенка в условиях провинциального социума»», договор № 073-03-2021-021/2 от 18.01.2021

Разностороннее взаимодействие с окружающим миром обеспечивает ребенку усвоение социальных норм, ценностей, традиций общества, в котором он живет. Социальное развитие дошкольника опосредовано процессом приобретения социального опыта, куда входит усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта. В последнее время одним из эффективных средств  развития интересов, познавательных действий, различных видов деятельности дошкольников считаются образовательные практики. Поскольку речь идет об усвоении социального опыта, ценностных представлений и культурных норм, то в рамках нашего исследования остановимся на вопросах организации социокультурных практик.

Понятие социокультурные практики применительно к детям дошкольного возраста не раскрыто, кроме того, в работах педагогов-практиков данное понятие используется как синоним термина культурные практики. Это явление вполне объяснимо тем, что культурные практики тесно связаны с образовательной областью ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».

Опора на исследования Ю. М. Резника, А. А. Дьякова, О. Н. Астафьевой, В. В. Николиной, Н. Б. Крыловой, И. А. Лыковой позволяет в рамках заявленной статьи определить понятие повседневная социокультурная практика (применительно к дошкольному возрасту) как ежедневные, осуществленные в реальной жизни,  разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка, виды самостоятельной деятельности, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Отличительной особенностью практики как деятельности ребенка является проявление инициативы, творческая самореализация и самоопределение ребенка. Процесс социокультурной идентификации ребенка происходит в условиях его коммуникативной активности и межличностного взаимодействия. Именно повседневный социум определяет процесс развития и жизнедеятельности ребенка. Усвоение общественных норм и правил поведения может происходить посредством формирования и применения навыков поведения на улице, в общественных местах родного города, села, поселка.

Совершенно очевидно, что повседневный социум дошкольника определяет семья, образовательная организация и окружающие его люди разного поколения (соседи, знакомые, родственники и т.д.).

Социокультурные практики определяют индивидуальный образ жизни ребенка посредством апробации новых способов поведения и приобретения духовно-нравственного опыта общения со взрослыми и сверстниками. Очевидно, что способы поведения и опыт общения могут быть усвоены в контакте с носителем культурных способов деятельности.

В связи с этим, процесс проектирования социокультурных практик должен учесть следующие аспекты: пространство повседневного социума, обеспечивающего интеграцию информации; культурные ценности и нормы, необходимые для усвоения в обществе; обязательное межкультурное взаимодействие ребенка со сверстниками и со взрослыми.

В рамках данной статьи раскроем возможности организации социокультурных практик на базе ДОО.

Социально-коммуникативное развитие является обязательным направлением развития и образования дошкольника и регламентируется ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» [8]. Также в стандарте прописана необходимость включения различных видов деятельности и культурных практик. В педагогической практике накоплен достаточно большой опыт организации социокультурных практик, представлено много методических разработок. Их основная задача –направить деятельность ребенка на развитие самостоятельной, коммуникативной, исследовательской, социальной и творческой активности. С этой целью в ДОО используются проектные технологии. Проекты реализуются разной направленности и типов. Они призваны обеспечить детское и детско-взрослое взаимодействие.

В условиях регионального социума важно сформировать у дошкольников потребность в своей национальной культуре, в языке, стремление идентифицировать себя со своим народом. Так, при организации социокультурных практик детей в ДОО используются такие формы работы, как экскурсии по теме «Достопримечательности родного города (села)»,  «Декоративно-прикладное искусство народов родного края» и пр.; посещение различных мероприятий, направленных на знакомство с культурой и традициями других народов; использование подвижных игр, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.

Еще одной из форм организации социокультурной практики на базе ДОО является культурно-досуговая деятельность. Одной из ее форм является досуг дошкольников с математическим содержанием.  Эффективность социокультурной практики дошкольника зависит от эмоциональности его восприятия. Математические развлечения позволяют развивать творческую активность детей, обеспечивают благоприятный микроклимат во взаимодействии ребенка со сверстниками и воспитателем. Наиболее эффективными оказываются математические развлечения, в которых реализуется интеграция различных видов деятельности. Проиллюстрируем это на примере математического развлечения «Приключения друзей».

Цель: актуализация математических представлений у детей подготовительной к школе группы в различных видах деятельности.

Задачи:

– образовательные: совершенствование вычислительных навыков и геометрических представлений у детей; умения ориентироваться в пространстве в процессе движения и планировать свою деятельность во времени;

– развивающие: развитие умения договариваться между членами команды, находить компромисс в спорных моментах; способность выражать сочувствие при неудачах и радоваться чужим достижениям;

– воспитательные: воспитывать интерес к выполнению заданий математического характера в различных видах деятельности; способность к продуктивному взаимодействию с коллективом сверстников.

В процессе данного развлечения детям необходимо поделиться на две команды. Начиная с данного этапа выбор членов команды происходит независимо (по жребию), что позволяет, во-первых, объединить детей не по «дружбе», во-вторых, привлечь к активному участию малоактивных и стеснительных детей. Развлечение включает задания различного характера: соревнования между капитанами команд «Вопросы сфинкса», работу с планами в паре «Сокровища затонувшей каравеллы», индивидуальную работу членов команды, от которой зависит общий балл «Покорение болота», и командную работу «Постройка корабля». Каждое из заданий направлено не только на решение задач по математическому развитию детей, но и на воспитание нравственных качеств. В частности,  при организации игры «Вопросы сфинкса», где участвует только один член команды – капитан, воспитателю необходимо обратить внимание остальных членов команды на то, что капитан нуждается в их поддержке, и не только в словесной, но и в эмоциональной, в понимании его ошибок и настроения в случае проигрыша или выигрыша.

Работа с планами в паре в эпизоде «Сокровища затонувшей каравеллы» организуется путем жребия, когда пары выбираются хаотично, без учета эмоциональных привязанностей детей  и уровня их подготовки. Здесь имеется возможность для малоактивных и стеснительных детей проявить себя. А детям более активным, с высоким уровнем подготовки придется проявить сдержанность, такт, умение обговаривать действия с напарником и предоставить ему возможность выполнить задание, проявить терпение и/или поддержку по отношению к товарищу по игре. Индивидуальная работа в процессе игры «Покорение болота» направлена на закрепление вычислительных навыков детей, а также на развитие у детей понимания того, что результат зависит от каждого. Такая форма организации деятельности помогает осознать каждому ребенку свою важность и необходимость, проявить себя как командного игрока. Данное качество затем понадобится в командном задании, где часть игроков команды описывают схему и делают подсказки, позволяющие остальным членам команды собрать из конструктора корабль (необходимое оборудование: схема, магнитный танграмм в количестве двух наборов на каждую команду). Умение не перебивать друг друга, а согласовывать свои действия с товарищами, не ссориться, а договариваться, не смеяться над ошибками, а указывать на них и помогать в исправлении – это те качества, которые необходимо сформировать у ребенка перед поступлением в начальную школу.

Таким образом, процесс проектирования социокультурных практик дошкольников будет вариативным в зависимости от пространства социума, в котором оказывается ребенок. Эффективность социокультурной практики в ДОО зависит от профессиональной компетентности воспитателя. Организация культурно-досуговой деятельности на этапе дошкольного образования требует специального внимания и заботы со стороны взрослых (педагогов, родителей и других окружающих).


Список литературы

1. Астафьева О. Н. О типологии социокультурных практик в постнеклассической науке // Постнеклассические практики: определение предметных областей : материалы межд. междисциплинарного семинара. М. : МАКС-Пресс, 2008. 238 с.
2. Дьяков А. А. Теория практик: социально-философский потенциал концепции // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-praktik-sotsialno-filosofskiy-potentsial-kontseptsii (дата обращения: 14.06.2021).
3. Крылова Н. Б. Культурная парадигма как основа развития современной школы // Новые ценности образования: серия научно-методических изданий. 2007. Вып. 4 (34): Культурная парадигма. С. 104-109.
4. Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: сб. ст. М. : Индрик, 2007. С. 132–138.
5. Лыкова И. А. Сущность культурных практик и их значение для развития ребенка // Педагогика искусства. 2016. №2. С. 92–97.
6. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=24.9.15.
7. Резник Ю. М. Основания типологизации социокультурных практик // Постнеклассические практики: опыт концептуализации : коллективная монография. СПб., 2012. С. 322-323.
8. ФГОС Дошкольное образование [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do

Расскажите о нас своим друзьям: