Коррекционная психология | Мир педагогики и психологии №10 (63) Октябрь 2021

УДК 37.068

Дата публикации 11.10.2021

Социально-педагогические условия организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования

Дюсембинова Райфа Кыдыровна
доктор педагогических наук, профессор, НАО «Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова», Караганда, Казахстан, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Рымханова Айнагуль Рымбековна
доктор философии (PhD), НАО «Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова», Караганда, Казахстан, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Абильдина Салтанат Куатовна
доктор педагогических наук, профессор, НАО «Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова», Караганда, Казахстан, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Ранова Гульден Аманбаевна
магистр технических наук, НАО «Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова», Караганда, Казахстан, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена литературному обзору проблемы организации волонтерства среди студентов-будущих педагогов, а именно в аспекте социально-педагогических условий подготовки к волонтерству в рамках инклюзии. Цель данной статьи - изучение социально-педагогических условий организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования. В качестве данных условий авторы выделяют: расширение возможностей для самореализаций студентов в волонтерской деятельности в рамках инклюзивного образования; поддержка инициатив социально значимых проектов; формирование у студентов толерантного отношения к волонтерской деятельности с лицами, имеющими особые образовательные потребности; стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтерства на основе технологий социального проектирования в рамках инклюзивного образования; прaктикo-oриентирoвaннoсть сoдержaния организации волонтерского движения студентов с учащимися с oсобыми образовательными потребностями; разработка специальных курсов, формирующих необходимые компетенции для организации и реализации волонтерской работы с разными категориями лиц; научно-методологическое обоснование проблемы подготовки будущих педагогов к волонтерству как одного из аспектов профессиональной готовности. Авторами проведен обзор существующей зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы, затрагивающей вопросы волонтерства и профессиональной подготовки студентов к работе в условиях инклюзивного образования, также работы с лицами, имеющими особые образовательные потребности. В результате анализа исследований авторы приходят к выводу о том, что вышеуказанные социально-педагогические условия требуют рассмотрения их в контексте профессиональной подготовки будущих педагогов, что будет способствовать профессиональному росту будущего специалиста, который в дальнейшем сможет организовать волонтерство в своей педагогической практике с лицами, имеющими особые образовательные потребности.
Ключевые слова: волонтерское движение, волонтерство студентов, инклюзивное образование, социально-педагогические условия, подготовка будущих педагогов.

Socio-pedagogical conditions for organizing the volunteer movement of students in the framework of inclusive education

Dyussembinova R.K.
Doctor of Pedagogy, Professor, Non-profit limited company «Academician E.A. Buketov Karaganda University», Karaganda, Kazakhstan, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Rymkhanova A.R.
Doctor of Philosophy (PhD), Non-profit limited company «Academician E.A. Buketov Karaganda University», Karaganda, Kazakhstan, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Abildina S.K.
Doctor of Pedagogy, Professor, Non-profit limited company «Academician E.A. Buketov Karaganda University», Karaganda, Kazakhstan, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru
Ranova G.A.
Master of Engineering Science, Non-profit limited company «Academician E.A. Buketov Karaganda University», Karaganda, Kazakhstan, e-mail: ainagul_rymhanova@mail.ru

Abstract: The article is devoted to a literary review of the problem of organizing volunteering among students-future teachers, namely in the aspect of socio-pedagogical conditions of preparation for volunteering within the framework of inclusion. The purpose of this article is to study the socio - pedagogical conditions of organizing the volunteer movement of students in the framework of inclusive education. As these conditions, the authors identify: expanding opportunities for students' self-realization in volunteer activities within the framework of inclusive education; supporting initiatives of socially significant projects; formation of students 'tolerant attitude to volunteering with people with special educational needs; stimulating students' independence in developing a volunteering strategy based on social design technologies within the framework of inclusive education; practice-oriented content of organizing the volunteer movement of students with students with special educational needs; development of special courses that form the necessary competencies for organizing and implementing volunteer work with different categories of people; scientific and methodological substantiation of the problem of preparing future teachers for volunteering as one of the aspects of professional readiness. The authors conducted a review of the existing foreign and domestic psychological and pedagogical literature concerning the issues of volunteering and professional training of students to work in an inclusive education, as well as work with people with special educational needs. As a result of the analysis of the research, the authors come to the conclusion that the above socio-pedagogical conditions require consideration in the context of professional training of future teachers, which will contribute to the professional growth of a future specialist who will be able to organize volunteering in his pedagogical practice with people with special educational needs in the future.
Keywords: volunteer movement, student volunteering, inclusive education, socio-pedagogical conditions, training of future teachers.

Правильная ссылка на статью
Дюсембинова Р.К., Рымханова А.Р., Абильдина С.К., Ранова Г.А.Социально-педагогические условия организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 10 (63). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialno-pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-volonterskogo-dvizheniya-studentov-v-ramkakh-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html (Дата обращения: 11.10.2021)

Введение

Добровольчество как социальное явление в Казахстане начало зарождаться с 80-х годов прошлого столетия, хотя его исторические корни в различных формах и под различными названиями глубоко уходят в давно устоявшиеся древние традиции взаимопомощи. Сегодня добровольчество в Республике Казахстан интенсивно развивается как ресурс инклюзивного образования на местном и республиканском уровнях.

Добровольческое движение является наиболее привлекательной и эффективной формой вовлечения молодежи в решение социальных задач.

При этом важный признак развития гражданского общества - создание условий для роста социальной активности. Вместе с тем в современном казахстанском обществе наблюдаются разобщенность добровольческих практик, недостаточность качественной информационно-методической базы добровольчества и выявления конкретных социально-педагогических условий организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования.

На сегодняшний день система высшего образования является основной сферой для создания волонтерского движения. Вузы обладают в достаточной степени возможностями использования богатого арсенала волонтерской работы среди студенческой молодежи. Однако, в настоящее время данный потенциал не реализуется в полной мере с учетом инклюзии. Вопросы организации волонтерского движения в инклюзивной среде имеют определенные проблемы. К проблемам, тормозящим развитие волонтерского движения среди студенчества, следует отнести недостаточное научно-методическое сопровождение в содержательно-организационном аспекте.

Цель исследования

Проблема организации студенческого волонтерского движения в рамках инклюзивного образования широко обсуждается как в общественно-политическом плане, так и в научно-методологическом плане. Поэтому целью нашего исследования является определение социально-педагогических условий организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования.

Материал и методы исследования

Анализ феномена волонтерства показывает, что оно является мощным инструментом оказания помощи нуждающимся категориям граждан и направлена на решение актуальных социальных проблем общества.

Если предпринять попытку экспликации понятия «волонтерство» или «волонтерская деятельность», то следует отметить, что это понимается как широкий круг деятельности, включающий традиционные виды

взаимопомощи, официальное оказание той или иной услуги, а также другие формы гражданского участия, которые осуществляются именно добровольно.

Волонтерство в современном понимании, рассматривается как деятельность, которое осуществляется людьми вне зависимости от возрастных, национальных, политических и религиозных принадлежностей, которые безвозмездно и осознанно отдают свое личное время и усилия в целях улучшения и развития общества.

Для изучения вопроса социально-педагогических условий организации волонтерского движения студентов в рамках инклюзивного образования были применены теоретические методы исследования, как обзор и анализ научной литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследований данного феномена нами выделены работы, рассматривающие: социокультурный потенциал волонтерских молодежных движений как детерминант социальной активности молодого поколения (М.Н. Балянян) [1]; добровольчество в молодежной среде в аспекте становления гражданского общества (А.В. Сычева) [2]; волонтерство как форма самоорганизации молодежи в условиях повышенного риска социальной среды (А.В. Кисиленко и др.) [3]; социально-психологические основы волонтерской деятельности (А.А. Шагурова, Абдалина Л.В. и Григорович М.В.) [4, 5]; мотивы привлечения к добровольчеству у пожилых людей (Мерсиянова И.В.) [6]; системный, структурно-функциональный, культурологический и социологический подходы (Луговая Е.А.) [7]; социально-экономические и финансовые основы добровольческой деятельности (Зинатулин А.М. и Карсева Л.А.) [8]; управленческие аспекты волонтерства (М.В. Певная, Алексеева Г.Г.) [9-10, 11].

Большой интерес для нашего исследования представляли труды, посвященные выявлению ряда условий: педагогические условия формирования добровольчества среди студенческой молодежи (Н.В. Маковей, Е.В. Богданова, Г.С. Курагина и др.) [12-14]; социально- психологические условия (А.Б. Бархаев и др.) [15]; социально-культурные условия (И.Н. Григорьев, Л.Ф. Козодаева) [16, 17]; социально-педагогические условия (Г.С. Папазян) [18]; условие особой идеологии профессионала у волонтеров (Клепикова А.А.) [19]; условия развития готовности студентов к профессионально ориентированной волонтерской деятельности (Л.В. Даль) [20]; значение учебно-воспитательного процесса вуза при формировании готовности к волонтерству (В.Р. Каримов, Данилова О.Р.) [21, 22]; педагогический потенциал добровольчества в социализации студентов (Сикорская Л.Е.) [23]; возможности организаций высшего профессионального образования для формирования волонтерских компетенции в качестве профессиональных качеств (Ливенцева Е.Ю., Румянцева Т.Б., Савельева М.В., Рассохина И.Ю., Аршинова Е.В., Билан М.А. [24, 25]; условия развития инклюзивного добровольчества (Горлова Н.И.) [26].

Проведен обзор трудов, рассматривающих социально-психологический и социально-экономический характер волонтерства, т.е. обнаружено, что прежде всего это деятельность, имеющая мотивационный, организационный, управленческий и финансовый аспекты.

У Абдалиной Л.В. и Григорович М.В. добровольчество изучается с применением психологических подходов, т.е. это «основа, средство и условие изменения, развития и преобразования личности волонтера – его ценностей, способностей, умений, потенциалов», мотив волонтерства объясняется устойчивым желанием саморазвития и самосовершенствования [5].

Мерсияновой И.В., также изучены мотивы привлечения к добровольчеству у пожилых людей, которые тем самым пытаются восполнять чувство востребованности как в годы активной трудовой деятельности и получать возможность общения [6].

Луговая Е.А. выбирает системный, структурно-функциональный, культурологический и социологический подходы, что дают возможность изучить сложную структуру феномена волонтерства [7].

Зинатулин А.М. и Карсева Л.А., изучая социально-экономические и финансовые основы добровольческой деятельности, определили основные принципы экономико-теоретического анализа волонтерства в целом [8].

Певная М.В., изучая социальный феномен волонтерской деятельности, рассматривает с управленческой точки зрения и предлагает модель управления. В качестве организационно-практических подходов выступают включение в систему управления волонтерством все существующие организации образования на всех уровнях; активизация некоммерческого сектора и включение местной власти в регионах. На основе организационно-практических подходов четко определяет механизмы реализации, это:

- информирование населения о разных видах волонтерства и о возможностях добровольческого участия;

- обобщение и систематизация имеющихся волонтерских практик, возможностей и условий управления волонтерской деятельности;

- обучение, направленное на качество и результативность волонтерской работы [9, 10].

Клепикова А.А. обращает внимание на «формировании особой идеологии, присущей профессионалам сферы социальных услуг», что значит волонтеры выполняют свою работу как профессионалы, но свободно от ограничений и управления правительственной социальной системы, при этом не указывая ее неким альтруизмом и проявлением высокой гуманности [19].

Среди исследований, относительно изучения различного вида условий для осуществления волонтерской деятельности, прежде необходимо отметить работу Н.В. Маковей где выявлены и научно-теоретически обоснованы педагогические условия подготовки к волонтерской деятельности студентов в процессе профессионального обучения. В качестве первого условия Н.В. Маковей рассматривает содействие самореализации студентов в процессе подготовки к волонтерской деятельности как одной из главных функций образования; в качестве второго условия успешной подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности выступает насыщение педагогического взаимодействия личностными смыслами; третье условие связано с успешной подготовкой к волонтерской деятельности, т.е. педагогическое содействие формированию у студентов позитивной «Я-концепции». В свою очередь, действенность обозначенных условий подготовки студентов к волонтерской деятельности в процессе профессионального обучения обеспечивается созданными в образовательном процессе вуза предпосылками: ответственность студента, развитость толерантности у студентов, активное ценностное отношение педагогов к проблеме подготовки к волонтерской деятельности [12].

Г.С. Курагина, В.В. Семикин и М.С. Игнатенко, изучая педагогические условия для активизации добровольческих инициатив и организации добровольческой деятельности студенческой молодежи, определяют их в трех типах: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия [14].

Богданова Е.В. выделяет и обосновывает педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов в вузе как ресурса социального воспитания студенческой молодежи. Первое педагогическое условие заключается в активизации личностных ресурсов, к которым относятся «пригодность волонтера к добровольчеству, готовность осуществлению добровольного, осознанного, ответственного выбора целей, имеющих высокую социальную значимость, что будет способствовать формированию позитивного отношения к волонтерству в целом».

Второе педагогическое условие предполагает «актуализацию потенциала волонтерства в учебной и внеучебной деятельности, это в свою очередь, позволяет расширять пространство осознания студентами себя как субъекта социальной и профессиональной деятельности, развивать устойчивое ценностное отношение к такой деятельности, обеспечивать самостоятельность в принятии решений».

Третье педагогическое условие – «организация волонтерской деятельности на основе технологий социального проектирования, направленных на стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтерства, выборе оптимальных способов решения социальных и профессиональных задач, анализе и систематизации имеющейся и получаемой информации» [13].

Одной из работ, посвященных исследованию социально-педагогических условий является работа Г.С. Папазян, в рамках которой определены следующие условия: реализация воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства; организация содержательного общения волонтеров во время и вне волонтерской деятельности; наставничества начинающих волонтеров более опытными; организации рефлексии волонтерского участия; поэтапная реализация в вузе воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства с привлечением для каждого этапа соответствующего педагогического инструментария [16].

Также, И.Н. Григорьев в своей работе обращает внимание на социально-культурные условия по формированию гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности, которые осуществляются в педагогическом поцессе и опираюется на главные педагогические принципы, как приобретение новых знаний и навыков с целью созидания; методическое обеспечение процесса и наличие руководителей, способных развивать навыки активного гражданства [16].

Предметом исследования Л.Ф. Козодаевой, также являлись социально-культурные условия формирования нравственных качеств молодежи в добровольческой деятельности [17].

Научных исследований, относительно волонтерской деятельности в рамках инклюзии лиц с особыми образовательными потребностями нами не обнаружено. Мы изучили труд Н.И. Горловой, которая рассматривает волонтерскую деятельность, где привлечены лица, имеющие ограниченные возможности здоровья. Она предполагает, что включение в добровольческую деятельность людей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает им возможность реализовать свой потенциал и способствует полноценному включению в общественную жизнь с получением образования и дальнейшим трудоустройством. В качестве решения вопроса указывает на необходимость разработки программ инклюзивного волонтерства с адекватной моделью организации добровольческих практик. Реализация предложенных программ может предоставить лицам с инвалидностью возможности дальнейшего закрепления на рабочем месте [26].

Обзор исследовательских работ по проблемам организации волонтерской деятельности показал, что педагогические исследования направлены, прежде всего, на изучение условий организации волонтерского движения молодежи без определения контингента лиц, получающих безвозмездную помощь. А особенности организации волонтерского движения студентов именно в рамках инклюзивного образования остаются вне поля научно-педагогического изучения. Поэтому, вопрос подготовки будущих педагогов к волонтерству в рамках инклюзивного образования, в отношении к лицам, имеющим особые образовательные потребности, необходимо изучить более углубленно в контексте подготовки к инклюзии в целом. Например, в имеющихся отечественных исследованиях по подготовке будущих педагогов к работе в инклюзивном образовании, рaссмaтривaются педaгoгические услoвия фoрмирoвaнию пoдгoтoвки будущих учителей нaчaльных клaссoв к рaбoте с детьми oгрaниченными вoзмoжнoстями (И.А. Оралканова, С.С. Жакипбекова) [27, 28]; психолого-педагогические условия подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования (А.Р. Рымханова) [29], где условия предусматривают расширение и углубление содержания процесса подготовки студентов с учетом особенностей работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Опираясь на выявленные психолого-педагогические условия вышеуказанных авторов, которые определены с учетом отечественной системы образования, можем уточнить, что подготовку к волонтерству следует рассматривать как одного из аспектов профессиональной педагогической подготовки. Воспитательный потенциал при подготовке к волонтерству с лицами, имеющими особые образовательные потребности непременно будет включать формирование толерантности, эмпатийности по отношению к разным категориям взрослых и детей, устойчивой мотивации на основе принятия идеи и философии инклюзии, проявление активной позиции на основе гуманности и религиозных побуждений, которое кстати, в последнее время быстро и широко распространяется среди молодежи. В образовательном плане, это – формирование новых компетенций, необходимых будущему педагогу в работе с разными категориями обучающихся в условиях инклюзии посредством изучения специальных курсов по волонтерской составляющей педагогической деятельности.

Выводы

В результате анализа исследований, посвященных волонтерскому движению и подготовки будущих специалистов к работе с особыми образовательными потребностями, считаем, что сопровождение профессионального роста будущего специалиста будет более эффективным при реализаций следующих социально-педагогических условий:

- расширение возможностей для самореализаций студентов в волонтерской деятельности в рамках инклюзивного образования;

- поддержка инициатив социально значимых проектов, нацеленных на работу с лицами, имеющими особые потребности;

- формирование у студентов толерантного отношения к волонтерской деятельности с лицами, имеющими особые образовательные потребности;

- стимулирование самостоятельности студентов в разработке стратегии волонтерства на основе технологий социального проектирования в рамках инклюзивного образования;

- прaктикo-oриентирoвaннoсть сoдержaния организации волонтерского движения студентов с учащимися с oсобыми образовательными потребностями;

- разработка специальных курсов, формирующих необходимые компетенции для организации и реализации волонтерской работы с разными категориями лиц:

- научно-методологическое обоснование проблемы подготовки будущих педагогов к волонтерству как одного из аспектов профессиональной готовности.


Список литературы

1. Балянян М.Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. - Майкоп, 2015. - 30 с.

2. Сычева А.В. Добровольческое движение современной российской молодежи как фактор развития гражданского обществ: дис... канд. социол. наук: 22.00.04. - Тула, 2017.- 286 с.

3. Кисиленко А.В. Религиозный долг как мотив волонтерской деятельности молодежи // Социология религии в обществе позднего модерна: сб. ст. по материалам четвертой Междунар. науч. конф., НИУ БелГУ, 12 сентября 2014 г. / Белгород: Белгород, 2014. С. 298–301.

4. Шагурова А.А. Социально-психологическая готовность молодёжи к волонтёрской деятельности: автореф. дис...канд. психол.наук: 19.00.05. – Москва, 2013. - 200 с.

5. Абдалина Л.В., Григорович М.В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте // Вестник ТГУ. - 2011. № 7 (99). С. 100.

6. Мерсиянова И.В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность // Эмпирические исследования гражданского общества. - 2011. № 2. С. 43.

7. Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России: автореф. дис. … канд. культ. Наук. – СГТУ, Саратов. - 2012. С. 8.

8. Зинатулин А.М., Карсева Л.А. Экономико-теоретический подход к организации добровольческого движения // Экономический журнал. - 2011. Т. 23. № 3. С. 111−121.

9. Певная М.В. Волонтерство как социальный феномен: управленческий подход: автореф. дис. ... докт. соц. наук. - Нижний Новгород, 2016. - 42 с.

10. Певная М.В., Кузьминчук А.А. Волонтерство в жизненных стратегиях профессионалов третьего сектора // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017. № 4(48). С. 90–97.

11. Алексеева Г.Г. Волонтерство в Республике Саха (Якутия): особенности становления и перспективы развития: дис. … канд. пед. наук: 22. 00. 04. – Социальная структура, социальные институты. – Якутск, 2019. – 248 с.

12. Маковей Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности: автореф. дис... . канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2006. – 20 с.

13. Богданова Е. В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Сибирский педагогический журнал. - 2013. №1. С. 185-189.

14. Курагина Г.С., Семикин В.В., Игнатенко М.С. Педагогические условия, способствующие возникновению и развитию волонтерских инициатив молодежи в современной России/ Известия ИГУ, Серия: Психология.- 2013. Т. 2, № 2. С. 54–61.

15. Бархаев А.Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтеров в деятельность общественных организаций: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2010. – 24 с.

16. Григорьев И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: дис. … канд. пед. наук: 13.00.05. Тамбов, 2009. - 207 с.

17. Козодаева Л.Ф. Социально-культурные условия формирования нравст- венных качеств студенческой молодежи в процессе добровольческой деятельности: автореф. дис... канд. пед. Наук. – Тамбов, 2010. – 21 с.

18. Папазян Г.С. Социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства: дис.… канд. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2020. 245 с.

19. Клепикова А.А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. - 2011. Т. 9. № 3. С. 406.

20. Даль Л.В. Развитие готовности студентов к социально-педагогическому проектированию в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Арзамас, 2012. – 23 с.

21. Каримов В.Р. Развитие волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – ТГПУ им. Л.Н. Толстого.- Челябинск, 2011.- 237 с.

22. Данилова О.Р. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – 21 с.

23. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: дис. … д-р. пед. наук: 13. 00. 01. – Елец, 2011. – 205 с.

24. Ливенцева Е.Ю., Румянцева Т.Б., Савельева М.В. Образовательные формы вовлечения студенческой молодежи в международное добровольческое движение // Волонтер, 2016. №1(17). С. 16-25.

25. Рассохина И.Ю., Аршинова Е.В., Билан М.А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза// Профессиональное образование в России и зарубежом, 2017. №2(26). С.114-121.

26. Горлова Н.И. Становление и развитие института волонтерства в России: история и современность. – М.: Ин-т Наследия, 2019. – 290 с.

27. Оралканова И.А. Формирование готовности учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования: дис. ... док. фил. (PhD). – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2014. – 163 с.

28. Жакипбекова С.С. Подготовка будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями: дис. ... док. филос. (PhD). www.ksu.kz (дата обращения: 12.12.2018).

29. Рымханова А.Р. Психолого-педагогические основы подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования: дис. ... док. фил. (PhD). –2019. – 163 с.

Расскажите о нас своим друзьям: