Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 37

Дата публикации 17.05.2024

Специфика формирования природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Ильина Мария Андреевна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье на основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы изучена специфика формирования природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. По результатам исследования авторы приходят к выводу, что в природоведческом словаре дошкольников с задержкой психического развития отсутствуют названия некоторых предметов, явлений и свойств. Это связано с недостаточным представлением детей об окружающей действительности.
Ключевые слова: природоведческий словарь, старший дошкольный возраст, задержка психического развития.

The specifics of the formation of a natural history dictionary in older preschool children with mental retardation

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Ilina Maria Andreevna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: In this article, based on the analysis of general and special psychological and pedagogical literature, the features of the formation of a natural history dictionary in older preschool children with mental retardation are studied. According to the results of the study, the authors conclude that the natural history dictionary of preschoolers with mental retardation lacks the names of some objects, phenomena and properties. This is due to the children's lack of understanding of the surrounding reality.
Keywords: natural history dictionary, senior preschool age, mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Ильина М.А. Специфика формирования природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/spetsifika-formirovaniya-prirodovedcheskogo-slovarya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 17.05.2024)

ЙОвладение словарем является важнейшим аспектом речевого развития и общего развития детей. Расширение словарного запаса играет фундаментальную роль в повышении когнитивных способностей, поскольку оно включает в себя накопление и уточнение идей, формирование концепций и развитие осмысленного мышления.

Когда ребенок изучает и усваивает новые слова, он не просто запоминает звуки или символы, но и улавливает значения и контексты, связанные с этими словами. Этот процесс представляет собой более глубокий уровень понимания и помогает в развитии концептуального мышления.

В своих исследованиях Н.В. Белинова, И.Б. Бичева и Т.Г. Ханова подчеркивают, что усвоение словаря включает в себя сложные когнитивные процессы, такие как анализ, синтез и обобщение. Благодаря этим операциям дети не только усваивают определения слов, но и развивают свои способности критически мыслить, устанавливать связи между различными понятиями и формировать более полное понимание окружающего мира [1, c. 1].

Природоведческий словарь представляет собой словарь, обогащенный словами о природе, ее составляющих и взаимосвязях, а также служащий для изучения и понимания окружающего мира [2].

Особенности формирования природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нашли отражение в трудах В.В. Виноградов-Савченко, Т.А. Власовой, И.Д. Коненковой,  Ж.Н. Лифановой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, Л.А. Шукловой и других. Они внесли существенный вклад в рассматриваемую проблему.

Результаты научных исследований А.О. Дробинской дают основание сделать вывод, что задержка психического развития – это особое состояние, которое существенно влияет на траекторию личностного развития индивидов по сравнению с типичными моделями развития. Эта точка зрения подчеркивает проблемы, которые интеллектуальные нарушения создают не только в образовательных учреждениях, но и в более широком контексте воспитания и социальной интеграции [3].

В словарном запасе дошкольников с задержкой психического развития отсутствуют названия некоторых предметов, явлений и свойств. Это связано с недостаточным представлением детей об окружающей действительности.

О.В. Батурова подчеркивает, что преимущественно у детей с задержкой психического развития в словарном запасе присутствуют имена существительные и глаголы. Особой проблемой является освоение имен прилагательных. В речи дети используют только прилагательные, которые обозначают напрямую воспринимаемые признаки предметов [4, с. 129].

Природоведческий словарь детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обладает рядом отличительных особенностей, которые отличают его от освоения словаря у детей с нормальным развитием. Формирование природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития требует специализированных подходов, учитывающих когнитивные, лингвистические и эмоциональные потребности этих учащихся. Далее представим ключевые особенности формирования природоведческого словаря у данной категории дошкольников:

1. Маленький словарный запас. У детей с задержкой психического развития может быть меньший природоведческий словарный запас по сравнению с их обычно развивающимися сверстниками. Это связано с целым рядом факторов, включая замедление когнитивного развития, трудности с сохранением памяти и проблемы с абстрактным мышлением.

2. Конкретные предпочтения в обучении. Эти дети часто лучше понимают конкретные концепции, чем абстрактные. Следовательно, их природоведческий словарь изначально может быть ограничен осязаемыми объектами и явлениями, которые они могут непосредственно наблюдать и с которыми взаимодействуют, такими как «дерево», «цветок» и «дождь», а не более абстрактными природоведческими понятиями, такими как «фотосинтез» или «экосистема».

3. Более медленные темпы расширения словарного запаса. Развитие словарного запаса у детей с задержкой психического развития может происходить более медленными темпами. Постоянное повторение и подкрепление часто необходимы для обеспечения того, чтобы новые термины запоминались и понимались.

4. Обучение с высокой степенью контекстуальности. Эти дети могут лучше усваивать и запоминать новые слова, когда их учат с высокой степенью контекстуальности. То есть изучение слова «лист» при физическом прикосновении к различным листьям и наблюдении за ними может быть более эффективным, чем изучение слова в чисто абстрактном контексте.

5. Необходимость использования наглядных пособий. Визуальная поддержка, такая как картинки, карточки и иллюстрированные словари, может быть особенно полезной. Визуальные материалы предоставляют конкретные ссылки на новую лексику, помогая в понимании и удержании в памяти.

6. Индивидуальные подходы обучения. Учитывая разнообразие способностей и проблем у дошкольников с задержкой психического развития, индивидуальные подходы к формированию словарного запаса имеют решающее значение. Адаптация обучения к конкретным потребностям, интересам и существующей базе знаний каждого ребенка может привести к более эффективному приобретению словарного запаса.

7. Важная роль повторения и подкрепления. Из-за потенциальных проблем с памятью и удержанием, повторное знакомство со словарными запасами и понятиями, наряду с постоянным подкреплением, имеет важное значение для укрепления понимания и запоминания [5].

Стратегии составления природоведческого словаря для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в идеале должны быть целостными, включающими не только непосредственное обучение лексике, но и эмпирическое обучение, социальное взаимодействие и множество возможностей для практики и пересмотра.

Таким образом, природоведческий словарь играет важную роль в формировании интереса к природе и помогает развивать наблюдательность, воображение и познавательные способности. Природоведческий словарь для дошкольников может содержать простые и понятные определения, яркие иллюстрации, интересные факты о животных, растениях, погоде и других явлениях природы. Формирование природоведческого словаря дошкольников с задержкой психического развития важно для глубокого понимания природы, осознания взаимосвязей между ее компонентами и человеком, а также для формирования ответственного отношения к окружающей среде и обоснованного принятия решений в области экологии и устойчивого развития. В образовательном процессе, особенно в дошкольном возрасте, важное место занимает формирование и расширение природоведческого словаря.

 


Список литературы

1. Белинова, Н.В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н.В. Белинова, И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // ПНиО. – 2018. – №6 (36). – C. 1–8.
2. Тихонова, П.К. Обогащение речи младших школьников с задержкой психического развития природоведческой лексикой / П.К. Тихонова // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 426–428.
3. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. – [Электронный ресурс] – URL: https://pedlib.ru (дата обращения 08.05.2024)
4. Батурова О.В. Особенности представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития / О.В. Батурова // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – №1. – C. 129–133.
5. Лифанова, Ж.Н. Экологическое образование детей дошкольного возраста с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий / Ж.Н. Лифанова, Т.Г. Ханова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Ч. 1. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. – С. 204–206.

Расскажите о нас своим друзьям: