Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 376.4

Дата публикации 17.05.2024

Экспериментальное исследование уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития (констатирующий этап эксперимента)

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Эдемова Ление Энверовна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье описана организация и реализация констатирующего этапа экспериментального исследования, нацеленного на диагностику уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития. По результатам исследования было выявлено, что у обучающихся, имеющих задержку психического развития, преобладает низкий уровень сформированности интереса к чтению.
Ключевые слова: экспериментальное исследование, интерес к чтению, задержка психического развития, констатирующий этап, обучающиеся.

An experimental study of the level of interest in reading among students with mental retardation (the ascertaining stage of the experiment)

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Edemova Leniе Enverovna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article describes the organization and implementation of the ascertaining stage of an experimental study aimed at diagnosing the level of interest in reading among students with mental retardation. According to the results of the study, it was revealed that students with mental retardation have a low level of interest in reading.
Keywords: experimental research, interest in reading, mental retardation, ascertaining stage, students.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Эдемова Л.Э. Экспериментальное исследование уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития (констатирующий этап эксперимента) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/eksperimentalnoe-issledovanie-urovnya-sformirovannosti-interesa-k-chteniyu-u-obuchayushhikhsya-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya-konstatiruyushhij-etap-eksperimenta.html (Дата обращения: 17.05.2024)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) образование детей с ОВЗ, в том числе с задержкой психического развития (ЗПР), осуществляется с учетом их особых образовательных потребностей. Требования ФГОС для детей с ОВЗ ориентируют на овладение учащимися навыками беглого, осознанного, правильного и выразительного чтения, а также делается акцент на формирование интереса к чтению [1].

Одной из наиболее распространённых причин слабого интереса к чтению у младших школьников является задержка психического развития. Эффективность обучения младших школьников с задержкой психического развития, в том числе и чтению, связана с их учебными навыками и интересами, что требует особого внимания: у таких детей недостаточно развиты любознательность и инициативность, также наблюдается слабость в проявлении мотивации к приобретению новых знаний, ослабленное желание заниматься различными видами учебной деятельности.

Психофизическим основанием для отсутствия интереса к чтению у младших школьников с задержкой психического развития могут быть самые разные причины. Среди них: замедленный темп приёма и обработки зрительной информации, установления ассоциативных связей между слуховым, зрительным и речевыми центрами, принимающими участие в процессе чтения; низкий темп протекания мыслительных операций, который лежит в основе осмысления получаемой информации; слабость контроля своих действий, повышенная утомляемость и истощаемость.

Практическая часть исследования была реализована в процессе эксперимента. Экспериментальное исследование проведено на базе МБОУС(К)ОШ «Надежда», г. Симферополь. Экспериментом были охвачены 2 группы детей младшего школьного возраста (3-х классов), в общем количестве 22 человека: экспериментальная группа – 11 обучающихся; контрольная группа – 11 обучающихся.

Целью констатирующего этапа исследования являлось исследовать исходный уровень сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: разработать критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития; составить диагностическую программу исследования по выявлению уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития; сформировать однородные по параметрическим данным экспериментальную и контрольную группы; выявить уровень сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития.

Диагностика уровня сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития осуществлялась по критериям, выделенным А.Т. Алексеевской, Н.В. Заиграевой, А.П. Каракуловой, Н.А. Хайрюзовой: мотивация чтения;  отношение к чтению; читательская активность [2; 3; 4].

Далее для каждого из представленных критериев был подобран диагностический инструментарий. В диагностический инструментарий были включены задания, позволяющие выявить уровень сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития.

1. Критерий «Мотивация чтения». Диагностика уровня сформированности мотивов читательской деятельности в эксперименте проводилась с использованием методики незаконченных предложений, разработанной М.П. Воюшиной. Определяя уровни мотивации, руководствовались следующими показателями: сформированность учебной мотивации; наличие познавательных мотивов в процессе чтения.

Максимальное количество баллов по критерию – 5 баллов: высокий уровень (5 баллов): к высокому уровню были отнесены обучающиеся, для которых значимы личностные мотивы и эстетические мотивы; средний уровень (3-4 балла): к данному уровню были отнесены младшие школьники, для которых важны эмоциональные мотивы; низкий уровень (1-2 балл): обучающиеся с низким уровнем мотивации упомянули учебные мотивы.

2. Критерий «Отношение к чтению». Диагностика уровня сформированности отношения к чтению в эксперименте проводилась с использованием анкеты «Отношение к книгам и чтению». Определяя уровни отношения к чтению, руководствовались следующими показателями: читательские интересы; читательская заинтересованность; отношение к чтению художественной литературы.

Максимальное количество баллов по критерию – 5 баллов: высокий уровень (5 баллов): обучающийся начитан, образован, стремится к знаниям; средний уровень (3-4 балла): обучающийся не заинтересован в чтении, но все же стремится познать сферу литературы только в школьном плане; низкий уровень (1-2 балл): обучающийся абсолютно не начитан, пассивно относится к литературе, безразличен к чтению.

3. Критерий «Читательская активность». Диагностика уровня сформированности читательской активности в эксперименте проводилась с использованием наблюдения по методике Е.В. Гусева. Определяя уровни читательской активности, руководствовались следующими показателями: способность самостоятельно применять читательские знания и умения; понимание содержания текста; понимание последовательности смысловых частей текста.

Максимальное количество баллов по критерию – 5 баллов: высокий уровень (5 баллов): обучающийся способен самостоятельно применять некоторые читательские знания и умения; средний уровень (3-4 балла): обучающийся способен самостоятельно применять читательские знания и умения на достаточном уровне; низкий уровень (1-2 балл): обучающийся не способен самостоятельно применять читательские знания и умения на необходимом уровне.

Диагностический инструментарий составили: методика незаконченных предложений, разработанная М.П. Воюшиной; анкета «Отношение к книгам и чтению»; наблюдение по методике Е.В. Гусева [5].

Для того чтобы оценить обобщенный уровень сформированность интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития были выделены три уровня оценивания: высокий (13-15 баллов); средний (7-12 балла); низкий (1-6 балл).

Полученные данные об уровне сформированности интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития экспериментальной и контрольной группы распределились следующим образом:

Высокий уровень интереса к чтению у обучающихся с задержкой психического развития был выявлен у 1 ребенка КГ по всем выделенным критериям, то есть у 10% из обследуемой группы.

Средний уровень сформированности интереса к чтению был выявлен у 36,4% обучающихся ЭГ, т.е. у 4 детей. Данному уровню в КГ соответствовали полученные результаты 45,5% обучающихся, т.е. 5 детей.

Низкий уровень сформированности интереса к чтению преимущественно преобладал у 63,6% обучающихся ЭК, т.е. у 7 детей. В КГ низкий уровень был выявлен у 45,5% обучающихся, т.е. у 5 детей.

Результаты, полученные в ходе экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что уровни сформированности интереса к чтению обучающихся экспериментальной группы имели больше пробелов в области мотивации чтения, интереса к чтению и читательской активности. Эти пробелы касаются эмоциональной составляющей чтения, восприятия художественных произведений детьми.

Именно поэтому для достижения цели современного начального литературного образования специальной (коррекционной) школы – в экспериментальной группе следует больше внимания уделять формированию у обучающихся с задержкой психического развития интереса к чтению.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы на констатирующем этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что уровни сформированности интереса к чтению обучающихся экспериментальной группы имели больше пробелов в области мотивации чтения, интереса к чтению и читательской активности. Эти пробелы касаются эмоциональной составляющей чтения, восприятия художественных произведений детьми. Далее требуется проведение коррекционной работы с данной группой обучающихся.


Список литературы

1. Ахтырская Е.Н. Особенности уроков литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО / Е.Н. Ахтырская // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015. – С. 342-348.
2. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников / А.Т. Алексеевская. – М.: Буки-Веди, 2014. – 380 с.
3. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе / под ред. М.П. Воюшиной. – М.: Академия, 2010. – 288 с.
4. Заиграева, Н.В. Развитие интереса к читательской деятельности во внеурочное время у младших школьников с задержкой психического развития / Н.В. Заиграева, Н.А. Хайрюзова // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. – 2022. – №4 (49). – С. 54–64.
5. Каракулова, А.П. Формирование мотивации к овладению чтением у младших школьников с задержкой психического развития / А.П. Каракулова // Студенческий научный форум. – [Электронный ресурс] – URL: https://scienceforum.ru (дата обращения: 31.03.2024).

Расскажите о нас своим друзьям: