Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 372.881

Дата публикации 20.05.2024

Оценка активного словарного запаса студентов технического вуза

Кононыхина Ольга Витальевна
старший преподаватель кафедры Английский язык, Сибирский государственный университет путей сообщения, РФ, г. Новосибирск, olvi03@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются подходы к определению размера активного словарного запаса. Активный словарный запас является необходимым ресурсом для продуктивных видов речевой деятельности на иностранном языке, таких как устная речь и письмо, тогда как рецептивные навыки базируются на пассивном словарном запасе. Проанализированы различные аспекты и признаки активного словарного запаса. Предложены пять видов тестов для оценки уровня и глубины владения данным лексическим навыком. Каждый вид теста соответствует конкретной цели, что подтверждает его валидность.
Ключевые слова: активный словарный запас, формирование лексических навыков, тест, оценка, рецептивные и продуктивные лексические навыки.

Assessment of productive vocabulary in students of technical higher institution

Kononykhina Olga Vitalyevna
Senior Lecturer of English Language department, Siberian Transport University, Russia, Novosibirsk

Abstract: The article discusses approaches to determining the size of an active vocabulary. An active vocabulary is a necessary resource for productive speech in a foreign language, such as speaking and writing, whereas receptive skills are based on a receptive passive vocabulary. Various aspects and characteristics of an active vocabulary skills are analyzed. Five types of tests are proposed to assess the level and depth of proficiency in this lexical skill. Each test corresponds to a specific goal, which supports the validity of the test.
Keywords: productive vocabulary, formation of lexical skills, testing, assessment, lexical skills.

Правильная ссылка на статью
Кононыхина О.В. Оценка активного словарного запаса студентов технического вуза // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/otsenka-aktivnogo-slovarnogo-zapasa-studentov-tekhnicheskogo-vuza.html (Дата обращения: 20.05.2024)

Формирование словарного запаса  это важный и комплексный процесс, являющийся неотъемлемым компонентом обучения иностранному языку. Словарный запас может развиваться на протяжении всей жизни. Студенты, изучающие иностранный отмечают, что они понимают многие слова на иностранном языке при чтении текстов или когда смотрят видео или слушают аудиоматериалы. Однако они не могут легко извлекать слова из памяти во время устной речи или письма. Из-за этой проблемы им требуется много времени, чтобы подготовиться к устным высказываниям или написать сочинение на иностранном языке. Изучение значения новых слов само по себе не гарантирует овладения языком, но это важный первый шаг.

Изучающим иностранный язык необходимо знать многие атрибуты слов, поскольку знание слова включает в себя следующие основные аспекты: форму, значение и использование. В первую очередь, это распознавание написания и произношения нового слова. Когда учащиеся видят или слышат недавно выученное слово, они должны уметь распознать написание и произношение этого слова, а также его части (например, франц. intérêt  –  intéresser – intéressant; англ. interestinterestinginterested). Понимать значения — это значит знать синонимы, антонимы, производные слова  и многозначность слова, то есть знать большое количество значений конкретного слова. Использование слова относится к способности применять слово в контексте, учитывая его лексико-грамматическую природу и знание словосочетаний и коллокаций, то есть частое совместное появление двух или более слов.

Помимо формы, значения и употребления, в понятии «знание слова» существует некая двойственность касательно восприятия слова и его самостоятельного использования (рецептивное знание и продуктивное умение).  Изучающий иностранный язык может припомнить и распознать значение недавно выученного слова в тексте при чтении (рецептивный лексический навык), но может оказаться не в состоянии правильно написать это слово, произнести его правильно в речи или правильно использовать его в эссе или в разговоре (продуктивный лексический навык). В нашем исследовании мы рассматриваем рецептивный лексический навык как пассивный словарный запас, а продуктивный лексический навык как активный словарный запас. В отличие от пассивного словарного запаса, активный словарный запас предполагает знание слова настолько хорошо, чтобы воспроизвести его, когда это необходимо для передачи коммуникативного содержания в речи или при письме» [1].  В устной и письменной речи обучающийся использует активный словарный запас, включающий, например, отдельные слова (англ. arm; фр. bras), сложные слова (англ. armchair; фр. appuie-bras), словосочетания (англ. cross your arms; фр. croiser les bras) и идиомы (англ. cost an arm and a leg; фр. coûter un bras). Чтобы продуктивно использовать активный словарный запас, учащийся должен уметь делать следующее:

  • произнести слово правильно (говорение);
  • правильно написать слово (письмо);
  • определить происхождение слова или его значения на основе контекста (говорение и письмо);
  • учитывать грамматическую функцию(и) слова, чтобы создать синтаксически точную фразу или предложение (говорение и письмо);
  • выбрать смысл и смысловую ассоциацию для передачи предполагаемого значения (говорение и письмо);
  • точно применять коллокации, устойчивые сочетания, чтобы передать предполагаемое значение (говорение и письмо);
  • различать формальные и разговорные слова или фразы и знать, когда их использовать, а когда не использовать (говорение и письмо).

Этот список не охватывает все аспекты активного словарного запаса. Преподаватели, имеющие опыт получения обратной связи по использованию словарного запаса своих студентов в письменной или устной речи, возможно, заметили, что иногда трудно выделить один аспект знания слов. Причина в том, что оценка активного словарного запаса учащихся предполагает непредсказуемые случаи и/или противоречивые ситуации из-за многогранного характера знания слов. Например, если в группе 15 студентов, может быть 15 различных ошибок, связанных с использованием целевого слова в устной или письменной речи. Таким образом, определение форматов тестов, которые оценивают эффективное использование активного словарного запаса студентов, может оказаться затруднительным. Некоторые традиционные форматы тестов, такие как множественный выбор и сопоставление, хорошо подходят для измерения навыков пассивного словарного запаса учащихся, но не являются лучшим вариантом для оценки навыков активного словарного запаса. Чтобы помочь преподавателям контролировать расширение активного словарного запаса своих студентов, здесь представлены пять форматов тестов, которые преподаватели иностранного языка могут использовать или адаптировать для оценки активного словарного запаса своих студентов.

При выборе формата теста, преподавателю необходимо учитывать следующие моменты. Во-первых, важно определить цель теста. Преподаватель должен задать себе вопрос, какой из форматов тестов он хотели бы использовать и с какой целью. Следует отметить, что некоторые из этих продуктивных форматов тестов оценивают использование учащимися словарного запаса посредством письма, а другие — посредством устной речи. Во-вторых, эти форматы тестов не предназначены для использования при  итоговом контроле или в других видах промежуточного контроля. Вместо этого их следует использовать для обучающего контроля, при котором не выставляется оценок, но дает студентам возможность внимательнее подойти к отдельным словам; хотя официальных оценок нет, у преподавателей есть возможность получить и дать студентам обратную связь. Такие обучающие оценивающие процедуры открывают возможность для появления положительного результата; положительный результат заключается во влиянии таких тестов на эффективность преподавания и обучения [2]. В-третьих, при выборе формата теста преподаватели должны учитывать практичность теста. При оценке практичность относится к административным вопросам, связанным с созданием теста, включая затраты, количество времени, необходимое для разработки и проведения, простоту выставления оценок и простоту интерпретации/сообщения о результатах [3].

Конечная цель словарного теста — выявить активный словарный запас студента и определить, насколько хорошо он может использовать слова в устной и письменной речи. Для этого преподавателям необходимо определить тип словарных аспектов, которые они стремятся оценить (например, словосочетания, различные смысловые значения). Определение цели поможет выбрать подходящий формат теста. Это также полезно для определения валидности теста. Валидность представляет собой такое качество теста, определяющее насколько тест измеряет то, что он должен измерять [4]. Например, если студент получает высокий балл за тест в конце раздела, мы можем сделать вывод, что этот балл указывает на хорошее знание слов, которые изучались в разделе. Таким образом, преподаватели должны измерять активный словарный запас студентов, предлагая им использовать слова в устной или письменной речи, а не предлагая им тест с множественным выбором или тест на соответствие.

В данном исследовании предлагается пять форматов для оценки активного словарного запаса студентов.

1. Тест на заполнение пробелов.

В тестах на заполнение пробелов студентам предъявляются предложения с пропущенными словами или разделами и предлагается заполнить пробелы правильными словами по смыслу. Например:

англ. The railway was _______ in Siberia in the last century.

фр. Au siècle dernier le chemin de fer  a été  ________ en Sibérie.

Обратите внимание, что несколько ответов (варианты слов), например, «built» и «constructed», «bâti» и «construit» могут быть предложены как правильный ответ в предложении. Хотя такая гибкость может понравиться преподавателям, она не идеальна, поскольку наличие более одного ответа усложняет выставление оценок. Предпочтительны тестовые задания только с одним правдоподобным ответом. Преподаватели предполагают, что студенты заполнят пробел, используя слово, которое они выучили в разделе/главе. Чтобы выявить знание слов, которые ранее изучались на занятии, необходимо предлагать предложения с ограниченным связным текстом , чтобы был только один правильный ответ. Чтобы свести к минимуму варианты ответов, студенты также должны знать количество пробелов, которые им нужно заполнить.

Методы выставления оценок в тестах на заполнение пробелов следует заранее обсудить со студентами. Например, за правильный ответ можно получить 2 балла, за частично правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Частично правильные ответы могут включать орфографические и грамматические неточности:

  • Ошибочное написание: учащийся неправильно пишет целевое слово (например, англ. bult или constracted, фр. «batiе» или «constrouit» все неправильные); на такую орфографическую ошибку следует указать студенту. Если слово неузнаваемо (например, bult ), то учащийся не выучил написание слова, хотя тот же студент может знать произношение целевого слова.
  • Грамматическая неточность: студент пишет правильное слово, но в неправильной грамматической форме (например, build или constructing, «bâtu» или «construisant», ни одно из которых грамматически не подходит к данному предложению).

После того, как студенты получат результаты тестов, преподаватели должны предложить им вернуться в модуль и просмотреть словарные статьи.

В целом, заполнение пробелов является допустимым форматом теста для оценки активного словарного запаса, поскольку студентов просят написать подходящие слова в пропусках. Кроме того, тесты на заполнение пробелов легко создавать, хотя предложения следует выбирать осторожно. Для создания элементов, зависящих от контекста, можно использовать примеры предложений из своих учебников, которые могут быть знакомы студентам, или из свободно доступных онлайн-словарей.

2 . Тест на определение размера активного словарного запаса.

Тест на  определение размера активного словарного запаса рекомендуется использовать когда нужно узнать, сколько технических терминов студенты знают по уровням: общетехнические термины, узкоспециализированные термины и другие аспекты. Данный вид теста может быть использован и для оценки пассивного словарного запаса. Мы предлагаем немного изменить формат теста для оценки активного словарного запаса.

В тесте для оценки активного словарного запаса студентам предлагается предложение, в котором одно слово намеренно оставлено неполным; даются только первые две или три буквы неполного слова. Студентам предлагается прочитать предложение и вставить остальные буквы неполного слова. Например, предложение (англ.) The railway was built in Siberia in the last century.

  1. The railway was bu_______ in Siberia in the last century.
  2. The rai____ was built in Siberia in the last century.

Ответ: (1) built; (2) railway.

(фр.) Au siècle dernier le chemin de fer  a été  construit  en Sibérie.

  1.  Au siècle dernier le chemin de fer  a été  con________ en Sibérie.
  2. Au siècle dernier le ch_______ de fer  a été  construit  en Sibérie.

Ответ: (1) construit; (2) chemin.

Этот формат подходит для оценки активного словарного запаса, поскольку во время прохождения теста студенты не просто произносят случайные слова; вместо этого им предлагается ввести буквы, которые образуют слово, семантически подходящее в значимом контексте предложения.

Чтобы оценить, насколько хорошо выучены целевые слова, преподаватели могут использовать этот формат и интегрировать ранее изученные слова в свой собственный тест. Как и в других форматах тестов, предложения в этом тесте можно адаптировать из учебника для конкретных технических направлений [5].

При создании пропусков предлагается использовать следующую процедуру: первые две буквы могут отображаться для слов длиной до пяти букв В словах, содержащих более пяти букв, могут отображаться первые три буквы.

3. Тест для оценки глубины активного словарного запаса.

С помощью теста для оценки глубины активного словарного запаса студентов просят продемонстрировать, насколько хорошо они знают сочетаемость слов. Модифицированная версия теста была создана Фолсом [6]. Ниже мы предлагаем тест, в котором проверяется знание и умение употреблять слово англ. «drive», фр. «conduire» и студент должен продемонстрировать это знание и умение, заполняя пробелы.

Каждое тестовое задание состоит из трех частей. Если студент указывает на незнание целевого слова в задании 1, ему не нужно заполнять задание 2 или 3. Если студент знает значение слова, то он вписывает все значения целевого слова в задании 2 либо на английском языке с синонимом, либо на своем родном языке с переводом. После выполнения задания 2 студент отвечает на задание 3, для чего необходимо написать предложение с использованием целевого слова. В целом, такие тестовые задания показывают, насколько хорошо учащийся знает целевое слово.

Студент получает до 2 баллов за каждое задание теста: 0 баллов если он указывает, что не знает, что означает это слово в задании 1; 1 балл если указывает правильное значение в задании 2; 1 балл если составлено правильное предложение с использованием целевого слова в задании 3.

Образец теста для оценки глубины активного словарного запаса

  1. Я не знаю, что значит слово drive/conduire.
  2. Я знаю значение этого слова. Оно означает ___________ . (Укажите синоним на английском языке или перевод на вашем родном языке).
  3. Я могу использовать это слово в предложении. Вот мой пример предложения: ________________________________________________ .

(Если Вы выполняете Задание 2, то Вы должны также выполнить задание 3)

Преподаватель может разработать свой собственный алгоритм выставления оценок, чтобы сделать оценки информативными и значимыми для конкретной цели.

Этот формат теста в основном используется для оценки активного словарного запаса студентов посредством письменной речи. Используя этот формат теста, можно оценить словарный запас, проводя устное собеседование со студентами. При собеседовании используется устное предъявление целевых вопросов, а не письменное; однако следует отметить, что опрос каждого студента в группе может занять много времени и может быть даже невозможен в больших группах.

4. Осмысленные предложения.

В этом формате теста студентам предлагаются целевые слова и предлагается устно составить и произнести осмысленные высказывания, используя эти слова. Этот формат теста можно использовать на занятиях по развитию устной речи, где основное внимание уделяется аудированию и говорению. Во время теста преподаватель может воспроизвести  либо проиграть звуковую подсказку, либо прочитать вслух инструкции.

Во время десятисекундной паузы студенты могут делать пометки на бумаге или мысленно составлять предложение. Во время 20-секундной паузы студентов просят записать свои предложения с помощью мобильного телефона или диктофона.

Студентам следует сказать, что цель состоит в том, чтобы убедить преподавателя посредством создания осмысленных предложений, что они выучили нужные слова. Все примеры предложений, высказанные студентами, будут различаться по содержанию, использованию целевой лексики и грамматическому оформлению.

Преподаватель может оценить качество предложений, сгенерированных студентами, с помощью простой оценочной таблицы. Таблица результатов теста содержит целевые слова, оценочные баллы (0 баллов за неудачное предложение; 1 балл за осмысленное предложение) и комментарий преподавателя. Критерии оценки предложений, созданных студентами, могут включать такие критерии:

  • приемлемость данного значения в сгенерированном предложении;
  • грамматика (правильная или неправильная);
  • произношение (правильное или неправильное).

Оценочная карта позволяет оценивать высказывания, сгенерированные студентами, и предоставлять обратную связь, которая указывает на конкретные ошибки, допущенные студентами. Поскольку целевые слова должны быть взяты из изученного раздела курса, студенты могут вернуться к разделу и узнать больше о словах после получения обратной связи от преподавателя.

Существует два недостатка этого формата теста. После того, как студенты записали свои предложения с помощью мобильного устройства, они отправляют файлы преподавателю. Чтобы прослушать и оценить эти материалы, требуется дополнительное время. Обратную связь студент получает не сразу.

Второй недостаток заключается в том, что студенты могут слышать речь друг друга во время записи предложений. Учащиеся должны сидеть на достаточном расстоянии друг от друга.

5. Тест на определение знание сочетаемости слов

Этот формат теста позволяет оценить, может ли учащийся создавать словосочетания, коллокации (комбинации слов из двух или трех слов, которые часто встречаются вместе). Коллокации являются показателем высокого уровня как пассивного, так и активного словарного запаса студента [7].

Например, (англ.) strong и powerful это часто используемые слова и синонимы, однако, powerful сочетается с car и engine, тогда как слово strong используется в  комбинации с coffee. (фр.) fort и puissant: puissant сочетается с moteur и  effort, тогда как слово fort используется в  комбинации с café.

В этом формате теста студентам предлагается прочитать короткий отрывок, содержащий два или три «неправильных» словосочетания. После того, как студенты прочитали отрывок, их просят исправить ошибки в словосочетаниях . Следующий отрывок содержит одно «неправильное» употребление глагола и существительного и два «неправильных» словосочетания прилагательного и существительного . В этом задании студентам необходимо заменить глагол solve и прилагательные fantastic и nice «правильными» словосочетаниями, но не меняя при этом другие части предложения.

Not all people are able to study at technical university. After school they need to (1) solve a decision: what should they choose, arts or engineering. Some decide that engineering could have a (2) fantastic role in their future career. Others believe that arts can have a (3) nice impact on them.

(фр.) Pas toutes les personnes ont  la possibilité d'étudier dans une université technique. Après l'école, ils doivent (1) résoudre une décision : quoi choisir : l'art ou l'ingénierie. Certains comptent que l'ingénierie peut jouer (2) un rôle fantastique dans leur carrière future. D'autres pensent que l'art peut avoir (3) un beau impact sur eux.

В приведенном примере «неправильные» словосочетания уже подчеркнуты, а «неправильные» слова выделены жирным шрифтом, чтобы помочь студентам сосредоточиться на словах, которые необходимо заменить. Для более продвинутых учащихся можно воздержаться от подчеркивания и выделения жирным шрифтом.

За «правильные словосочетания» студенты получают 1 балл, а за «неправильные» — 0 баллов. Необходимо иметь в виду, что словосочетание, сгенерированное учеником , может быть правильным вне контекста, но оно должно быть правильным в контексте данного текста.

Преподаватели технических вузов могут адаптировать отрывки из учебников или составить технические тексты на основе типов словосочетаний, используемых в технических текстах данной профессиональной области.

Размер текста может варьироваться в зависимости от количества словосочетаний, которые преподаватель хочет вставить в отрывок.

Прежде чем использовать предлагаемые форматы тестов, необходимо сформулировать цель: какой навык использования активного словарного запаса планируется оценить. Это важно, поскольку разные форматы тестов выявляют разные аспекты активного словарного запаса. Например, правописание, знание словосочетаний, использование слов в устной или письменной речи. Приоритет отдается словам из последнего урока/раздела курса; недавно выученные слова имеют наибольшую ценность для развития активного словарного запаса; а слова из всего раздела, как правило, проверяются на итоговых экзаменах, таких как промежуточные тесты и итоговый контроль. Форматы тестов, представленные в этой статье, можно использовать для оценки активного словарного запаса студентов перед введением новых слов в модуль. Кроме того, эти форматы тестов удобны для практических занятий в группе и способствуют эффективному обучающему контролю.

Пять форматов тестов, представленных в этой статье, могут стать полезным дополнением к набору инструментов для оценки активного словарного запаса. Выбор формата теста должен осуществляться с учетом конкретных целей и задач. Целью теста является оценка уровня активного словарного запаса студентов по предложенным критериям: размер активного словарного запаса, глубина  активного словарного запаса и другим критериям.  Тесты являются измерительным инструментом для эффективной оценки владения студентами активного словарного запаса от  отдельных слов, устойчивых словосочетаний  до идиоматических  выражений, а также умения употреблять их в контексте. Контекстное содержание тестовых материалов в соответствии с техническим направлением студентов помогают эффективно оценить активный словарный  запас для генерации устных и письменных высказываний студентов технических вузов.

 

 


Список литературы

1. Schmitt N. Understanding vocabulary acquisition, instruction, and assessment // Language teaching. – 2019. – N 52. – P. 261-274.
2. Китова Е.Т. Эффективное оценивание учебной деятельности студента // Инновации в образованиию – 2020. – №3 . – С. 13-20.
3. Скибицкий Э.Г. Применение информационно- технологического подхода в процессе разработки дидактического обеспечения подготовки студентов // Сб: Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Новосибирск. – 2022. – С. 5-12.
4. Жарикова Е.Г., Китова Е.Г. Мониторинг результатов обучения студентов технического университета // Высшее образование сегодня. – 2024. - №1. – С.40-49.
5. Волегжанина И.С. Методика формирования профессиональных понятий у будущих инженеров на основе двуязычных онтологий // Сб: Восток-Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков. Новосибирск. – СГУПС. – 2023. – С.19-24.
6. Folse K.S. The effect of type of written exercise on L2 vocabulary retention. – TESOL Quarterly. – 2006. – N40. – C.273-293.
7. Влавацкая М.В. Комбинаторная лингвистика. История. Терминология. Функции. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019

Расскажите о нас своим друзьям: