Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 370

Дата публикации 17.05.2024

Роль игр экологического содержания в формировании природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Ибрагимова Алие Рустемовна
канд. пед. наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Ильина Мария Андреевна
студентка, кафедра специального (дефектологического) образования Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

Аннотация: В данной статье изучена роль игр с экологическим содержанием в формировании природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В работе обсуждаются особенности проведения игр экологического содержания с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также оценивается их влияние на повышение словарного запаса в области окружающего мира.
Ключевые слова: игры, экология, природоведческий словарь, старший дошкольный возраст, задержка психического развития.

The role of ecological content games in the formation of a natural history dictionary in older preschool children with mental retardation

Ibragimova Aliye Rustеmovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol
Ilina Maria Andreevna
student, Department of Special (Defectological) Education Crimean Engineering Pedagogical University named after Fevzi Yakubova, Russian Federation, Simferopol

Abstract: This article examines the role of games with ecological content in the formation of a natural history dictionary in older preschool children with mental retardation. The paper discusses the features of conducting ecological content games with older preschool children with mental retardation, and also assesses their impact on the growth of vocabulary in the field of natural sciences.
Keywords: games, ecology, natural history dictionary, senior preschool age, mental retardation.

Правильная ссылка на статью
Ибрагимова А.Р., Ильина М.А. Роль игр экологического содержания в формировании природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/rol-igr-ekologicheskogo-soderzhaniya-v-formirovanii-prirodovedcheskogo-slovarya-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 17.05.2024)

Овладение словарным запасом играет важную роль в общем развитии детей. Расширение словаря не только способствует лучшему пониманию окружающего мира, но и развивает умение абстрагироваться, анализировать информацию и строить связи между понятиями. Игры с экологическим содержанием могут быть эффективным способом не только расширить словарный запас, но и познакомить детей с природой, окружающим миром и его сохранением. В ходе игр активностей дети могут узнать новые термины, понятия и факты, что способствует их развитию и обогащает их представления о мире природы.

В своих исследованиях Н.В. Белинова, И.Б. Бичева и Т.Г. Ханова подчеркивают, что усвоение словаря включает в себя сложные когнитивные процессы, такие как анализ, синтез и обобщение. Благодаря этим операциям дети не только усваивают определения слов, но и развивают свои способности критически мыслить, устанавливать связи между различными понятиями и формировать более полное понимание окружающего мира [1, c. 1].

Особенности формирования природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нашли отражение в трудах В.В. Виноградов-Савченко, Т.А. Власовой, И.Д. Коненковой, Ж.Н. Лифановой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной, Л.А. Шукловой и других. Они внесли существенный вклад в рассматриваемую проблему.

Игровая деятельность является фундаментальным компонентом дошкольного образования, признанным за ее глубокое влияние на когнитивное, социальное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Когда дело доходит до знакомства дошкольников с миром растений и расширения их словарного запаса по естественной истории, обучение на основе игр выделяется как особенно эффективный метод. Такой подход соответствует любопытству и исследовательскому поведению маленьких детей, делая процесс обучения более радостным и увлекательным.

В своих исследованиях С.Н. Николаева говорит о важности игры в экологическом образовании и подчеркивает несколько ключевых моментов:

– Игра является центральным видом деятельности для детей дошкольного возраста и играет значительную роль в обогащении и развитии их личности. Следовательно, его следует широко использовать в экологическом образовании, чтобы сделать изучение природы увлекательным и эффективным.

– Игра приносит радость детям, делая процесс изучения природы и взаимодействия с ней особенно приятным и результативным.

– В некотором смысле игра контрастирует с непосредственным взаимодействием с природой: в то время как игра предполагает двигательную активность и манипулирование предметами и игрушками, сосредоточение на природных объектах требует концентрации и наблюдения без немедленного практического участия. Это различие предполагает, что традиционные методы знакомства детей с природой могут не в полной мере использовать преимущества игры [2].

Подчеркивая ценность игры в экологическом образовании, педагоги могут создать более увлекательный и эффективный опыт обучения для детей, способствуя более глубокой связи с миром природы.

В психолого-педагогической литературе в качестве метода формирования природоведческого словаря у старших дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности и в режимных моментах являются различные игры экологического содержания.

В своих исследованиях Т.С. Ушакова отмечает важность игр с экологическим содержанием для развития детей. Она считает, что такие игры способствуют формированию у детей знаний о окружающей среде, природе, экологических проблемах и способах их решения. Игры с экологическим содержанием могут помочь детям понять важность сохранения природы, водных ресурсов, животных и растений для нашей планеты. Такие игры также могут развивать у детей ответственное отношение к окружающей среде, умение заботиться о ней и принимать активное участие в решении экологических проблем [3].

Игры с экологическим содержанием можно разделить на следующие виды:

– Дидактические игры предназначены для обучения конкретным экологическим концепциям или принципам в увлекательной и интерактивной форме.

– Экспериментальные игры включают практические занятия, которые позволяют детям исследовать экологические концепции и экспериментировать с ними.

– Словесные игры направлены на пополнение словарного запаса и развитие языковых навыков, связанных с экологией и окружающей средой.

– Настольные игры на экологическую тематику могут стать отличным способом вовлечь детей в изучение экологических проблем, а также способствовать социальному взаимодействию и стратегическому мышлению.

– Игры с аналоговыми объектами предполагают использование физических объектов, таких как игрушечные животные, растения или природные материалы, для имитации экологических сценариев реального мира.

– Природоведческие игры на свежем воздухе проводятся в естественных условиях, могут помочь детям воочию познакомиться с окружающей средой. Такие мероприятия, как охота за мусором, прогулки на природе или игры по наблюдению за дикой природой, могут стимулировать любопытство и исследовательскую деятельность, одновременно рассказывая детям об окружающем их природном мире [4].

Из нетрадиционных игр можно выделить: игру-путешествие; квест-игру; квиз-игру.

Далее подробнее рассмотрим особенности использования игр экологического содержания в формировании природоведческого словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Безусловно, экспериментальные игры играют решающую роль в воспитании познавательного интереса к природе у старших дошкольников. Участвуя в практических занятиях и экспериментах, дети развивают свои навыки наблюдения, критического мышления и решения проблем. С помощью этих игр дети могут исследовать причины, стоящие за природными явлениями, учиться устанавливать связи и делать выводы на основе своих наблюдений.

Экспериментальные игры также помогают детям развить более глубокое понимание свойств и качеств природных объектов. Взаимодействуя с реальными материалами и проводя эксперименты, дети получают непосредственный опыт и знания о характеристиках различных объектов в природе.

Для формирования понятий, связанных со свойствами растений, традиционно применяются такие игры, как «Что где растет?», «Когда это бывает?» и другие. Данные игры позволяют ребенку, оперируя предметами природы, сравнивать их, выделять характерные признаки. В играх экологического содержания конкретизируются и расширяются представления дошкольников о свойствах изучаемых природных объектов.

Примерами подобных игр являются: «Что лишнее»; – «Собери картинку»; «Узнай по описанию».

Подвижные игры экологического содержания, включающие имитацию повадок животных и взаимодействия с природой, такие как «Солнце и дождь», «Хитрая лиса» и «Кошки-мышки», дают детям практический опыт знакомства с миром природы. Участвуя в этих играх, дошкольники могут развить более глубокое понимание поведения животных и окружающей их среды.

Словесные игры на экологическую тематику побуждают дошкольников описывать живые и неживые объекты, сравнивать их свойства и классифицировать. Эти игры помогают детям пополнить словарный запас по естественной истории и улучшить свои языковые навыки, связанные с миром природы.

Настольные игры, такие как «Зоологическое лото», «Чей это лист?» и «Времена года», включают в себя игровые карточки, поля и интерактивные элементы на столе. Хотя эти игры могут прояснять и расширять естественнонаучные концепции и идеи, они могут иметь ограничения с точки зрения количества дошкольников, которые могут играть одновременно.

Игры с экологическими объектами являются ценным инструментом для практического и увлекательного ознакомления дошкольников с миром природы. Используя игрушки, представляющие живые и неодушевленные объекты природы, дети могут исследовать и понимать основные свойства и взаимосвязи внутри экосистем [5].

Игры-путешествия, имитирующие путешествия в труднодоступные места или окружающую среду, предоставляют детям уникальную возможность исследовать и узнавать о различных аспектах природы, с которыми они, возможно, не сталкиваются в своей повседневной жизни.

Игры-квесты и викторины являются популярными и увлекательными способами обучения детей различным темам, включая экологию. Игры-квесты предполагают захватывающие приключения, в которых участники должны выполнять задания для достижения цели, например, поиск сокровищ или спасение принцессы. Эти игры требуют подготовки, пространства и сотрудничества между участниками. Они могут проводиться коллективно или индивидуально, обеспечивая динамичный и интерактивный опыт обучения.

Использование игр экологического содержания в работе с детьми с задержкой психического развития по формированию природоведческого словаря предполагает соблюдения ряда условий:

– Необходимо осуществлять адаптацию сложности и содержания игры к возрастной группе участвующих детей. Используемый язык, вводимые понятия и поставленные задачи должны соответствовать уровню развития детей.

– Разрабатываемые игры должны способствовать поощрению активного участия. Для этого необходимо включение занятий, групповых дискуссий и заданий по решению проблем для улучшения результатов обучения.

– Темы игр должны повышать осведомленность детей об экологических проблемах, сохранении и устойчивом развитии. Педагоги должны заставить детей критически относиться к своей роли в защите окружающей среды и внесении позитивных изменений.

– Необходимо убедиться, что содержание игры является всеобъемлющим и разнообразным, представляющим различные точки зрения, культуры и опыт.

– Детям необходимо предоставлять возможности для обратной связи и размышлений во время и после игры [6].

Таким образом, опыт познания, который дошкольники получают в процессе игры, существенно влияет на расширение природоведческого словаря, знаний о свойствах и явлениях, особенностях живой и неживой природы. В настоящее время существует множество игр экологического содержания. Важно лишь провести грамотный отбор и включение их в непосредственную образовательную деятельность, развивающую предметно-пространственную среду и режимные моменты. Кроме того, немаловажным является мастерство воспитателя, ведь игры можно моделировать под образовательные потребности детей, обыграть вопросы детей, какую-либо ситуацию, создать и внедрить игровую задачу.

 

=


Список литературы

1. Белинова, Н.В. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста / Н.В. Белинова, И.Б. Бичева, Т.Г. Ханова // ПНиО. 2018. №6 (36). – C. 1–8.
2. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2015. – 128 с.
3. Ушакова, Т.С. Дидактические игры экологического содержания как средство экологического воспитания дошкольников / Т.С. Ушакова // Молодой ученый. – 2018. – № 50 (236). – С. 377–379.
4. Батурова, О.В. Особенности представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития / О.В Батурова // Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике. – 2020. – №1. – C. 129–133.
5. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2011. – 186 с.
6. Тихонова, П.К. Обогащение речи младших школьников с задержкой психического развития природоведческой лексикой / П.К. Тихонова // Молодой ученый. – 2020. – № 25 (315). – С. 426–428.

Расскажите о нас своим друзьям: