Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024
Дата публикации 16.05.2024
Метод проектов в обучении иностранному языку студентов-маркетологов
Зубков Артём Дмитриевич
старший преподаватель кафедры «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия
Сурков Владимир Игоревич
студент факультета «Публичное управление и социальные коммуникации». Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск, Россия
Аннотация: Данная статья посвящена изучению эффективности использования проектной методики обучения иностранному языку студентов, готовящихся к карьере маркетолога. В условиях глобализации бизнеса владение иностранными языками дает значительные преимущества специалистам по маркетингу. Цель статьи - оценить влияние проектного подхода на уровень владения языком и развитие навыков маркетинговой компетенции. В работе рассмотрены теоретические основы метода проектов, дан обзор предыдущих исследований по теме, подчеркнута важность языковых способностей для международного маркетинга. Проанализирована связь проектной методики с приоритетами современного маркетингового образования. Приведены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о положительном влиянии проектного обучения на уровень владения языком и маркетинговые компетенции студентов по сравнению с традиционными моделями. Даны практические рекомендации по внедрению проектных методик в языковые программы, ориентированные на подготовку специалистов в области маркетинга.
Ключевые слова: проект, проектное обучение, проектная методика, иноязычная компетенция, маркетинговое образование, языковая подготовка, иностранный язык
Senior Lecturer, Department of English Language, Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia
Student of faculty “Public administration and social communication”. Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia
Abstract: This article is devoted to the study of the effectiveness of using the project methodology of teaching a foreign language to students preparing for a career as a marketer. In the conditions of business globalization, foreign language proficiency gives significant advantages to marketing specialists. The aim of the article is to evaluate the influence of the project approach on the level of language proficiency and development of marketing competence skills. The paper considers the theoretical foundations of the project method, reviews previous research on the topic, emphasizes the importance of language abilities for international marketing. The connection of the project methodology with the priorities of modern marketing education is analysed. The results of empirical research indicating the positive impact of project-based learning on students' language proficiency and marketing competencies compared to traditional models are presented. Practical recommendations for the implementation of project methods in language programs aimed at training specialists in the field of marketing are given.
Keywords: project, project-based learning, project methodology, foreign language competence, marketing education, language training, foreign language.
Зубков А.Д., Сурков В.И. Метод проектов в обучении иностранному языку студентов-маркетологов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/metod-proektov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-studentov-marketologov.html (Дата обращения: 16.05.2024)
В условиях глобализации бизнеса владение иностранными языками дает специалистам по маркетингу определенные преимущества. Маркетологи, умеющие эффективно общаться на языках целевых аудиторий, имеют больше возможностей для проведения исследований, разработки кампаний с учетом культурных особенностей, установления контактов с различными заинтересованными сторонами и расширения сферы деятельности своих организаций. Например, знание испанского языка позволяет маркетологам более аутентично взаимодействовать с многочисленной и быстро растущей латиноамериканской аудиторией в США [1]. Кроме того, сам процесс изучения языка способствует развитию таких ценных в маркетинге навыков, как культурная восприимчивость, способность к интерпретации, адаптивность и когнитивная гибкость [2]. Учитывая эти преимущества, изучение иностранных языков должно рассматриваться как неотъемлемый компонент обучения будущих маркетологов наряду с традиционной подготовкой в таких областях, как аналитика, брендинг и коммуникации. Подготовка студентов-маркетологов к успешной работе во взаимосвязанном мире требует выхода за рамки мышления, ориентированного только на родной язык, и осознания того, как многоязычие может способствовать успеху в бизнесе. В связи с этим ключевое значение данного исследования заключается в обеспечении возможностей для активного изучения языка с использованием инновационных педагогических технологий, а именно – метода проектов. Основной целью данной статьи является изучение эффективности использования проектной методики обучения иностранному языку студентов, готовящихся к будущей карьере в области маркетинга, задачами исследования являются: 1) рассмотреть существующие фундаментальные теоретические основания и корпус эмпирических исследований, лежащие в основе применения метода проектов на занятиях по иностранному языку в вузе, включая связь с конструктивистским и коммуникативным подходами к обучению; 2) подчеркнуть значимость языковых способностей в условиях растущей глобализации маркетинговой индустрии, где межкультурная компетентность является обязательным условием успеха; 3) оценить влияние проектного подхода на уровень владения языком и развитие навыков маркетинговой компетенции; 4) сравнить результаты проектной педагогики с более традиционными моделями обучения грамматике или лексике; 5) дать рекомендации по интеграции долгосрочных совместных проектов в стратегические точки существующих учебных программ по маркетингу и языковому образованию на университетском уровне.
Метод проектов берет свое начало в прогрессивном образовательном движении начала XX века под руководством Джона Дьюи. Он делал акцент на обучении в процессе деятельности и ориентированном на ученика обучении, которое связано с проблемами и деятельностью в реальном мире. В преподавании иностранных языков метод проектов использует эти понятия для того, чтобы студенты овладевали языком в процессе длительной деятельности, направленной на создание конечного продукта, имеющего для них личностный смысл. Например, студенты могут взять интервью у носителей языка и создать документальный фильм на иностранном языке. На всех этапах планирования, исследования, совместной работы и представления конечного продукта целевой язык становится практическим инструментом общения, а не абстрактным учебным предметом. Таким образом, метод проектов соответствует коммуникативному подходу к обучению иностранным языкам, который получил широкое распространение в 1970-х годах и до сих пор широко используется в языковых аудиториях от начального до университетского уровня [3]. Этот подход позволяет преподавателям интегрировать обучение языку с междисциплинарным и творческим обучением, соответствующим интересам студентов, и обучением, основанным на содержании. Эта основа позволяет рассмотреть использование проектного обучения языку в специализированном контексте обучения будущих специалистов по маркетингу.
Конструктивистская теория обучения делает акцент не на пассивном получении информации, а на активном конструировании знаний с помощью аутентичных задач [4]. Учащиеся создают свои собственные ментальные модели для интерпретации опыта. Применяя это к овладению языком, метод проектов позволяет учащимся активно использовать изучаемый язык для выполнения значимых проектов, конструируя свои лингвистические и культурные знания в интересном для них контексте [5]. В ответ на грамматико-переводные и аудиолингвальные методы возникло коммуникативное обучение языку, направленное на развитие у студентов способности использовать язык для аутентичного общения [6]. Ключевая предпосылка заключается в том, что язык лучше всего усваивается прагматически, через передачу смысла, а не через изолированную отработку лексики или грамматики. Метод проектов согласуется с этим акцентом на использовании языка в реальном мире, что приводит к функциональному владению [7]. В рамках этих теорий проектное обучение языку является эффективным, поскольку активная, социальная, творческая работа над проектом делает общение на изучаемом языке необходимым и естественным. В этом методе применяются конструктивистские и коммуникативные принципы, а также деятельность, ориентированная на учащегося, которая моделирует функционирование языка в более широких культурных сферах и профессиональных областях. Такое погружение в языковую среду способствует осмысленному овладению языком. Теоретическое обоснование метода проектов на основе активного социального обучения и аутентичной коммуникации закладывает прочную основу для преподавателей иностранных языков, в том числе и в контексте маркетингового образования.
Несколько исследований в различных контекстах указывают на способность метода проектов развивать языковые способности и культурное понимание студентов. Например, коллектив ученых реализовал проекты, в рамках которых студенты, изучающие иностранный язык в университете, создавали блоги, журналы и веб-сайты на такие темы, как экологический активизм и социальная справедливость. Количественные и качественные данные свидетельствуют об успехах в чтении, письме, аудировании и говорении, а также о расширении представлений об культурах изучаемых языков [8]. Аналогичным образом студенты, изучающие английский язык, участвовали в проекте по созданию английской газеты, в котором требовалось взять интервью, подготовить репортаж и отредактировать его для развития языковых навыков. Студенты продемонстрировали расширение словарного запаса и готовность к общению [9]. В разных контекстах использование целевого языка становится значимым благодаря проектной работе. Несмотря на то, что эти исследования не были посвящены маркетинговому образованию, они подтверждают, что проектная методика может положительно влиять на уровень владения языком и культурную осведомленность. Эти исследования обеспечивают эмпирическую базу для изучения потенциальных возможностей их применения будущими специалистами в области маркетинга. Изучение того, как экспериментальные проекты могут повлиять на использование языка в маркетинге и на межкультурное понимание в бизнесе, представляет собой ценную возможность для расширения знаний.
Метод проектов напрямую связан с несколькими приоритетами современного маркетингового образования и практики. Во-первых, проектная работа отражает реальные маркетинговые задачи, такие как разработка кампаний, проведение маркетинговых исследований и создание рекламных материалов [10]. Выполняя проекты на практике, студенты знакомятся с творческими требованиями и реалиями совместной работы в сфере маркетинга. Во-вторых, проектное обучение способствует развитию таких необходимых специалистам по маркетингу навыков, как критическое мышление, коммуникация, управление временем и инновации [11]. Благодаря гибким рамкам, позволяющим проявлять индивидуальную и групповую инициативу, проекты позволяют студентам оттачивать передаваемые способности, применимые в различных областях маркетинга. Кроме того, поскольку глобализированная деловая среда требует межкультурной ловкости наряду с языковыми навыками, проекты предоставляют возможность применить языковые навыки для решения практических задач международного маркетинга. Будь то адаптация брендов, адаптация рекламы или оценка зарубежных клиентов, многоязычные проекты с погружением в языковую среду укрепляют навыки, необходимые для успешной работы студентов в качестве маркетологов в будущем [12, 13]. Учитывая эти взаимосвязи, проектная методология заслуживает внимания как эффективный педагогический подход, отвечающий приоритетам современного маркетингового образования, связанным с приобретением опыта и навыков.
Метод проектов предполагает активное обучение, направленное на совместное создание конечного продукта с использованием изучаемого языка. В отличие от изолированной тренировки словарного запаса или упражнений по грамматике, работа над проектом требует осмысленного применения языка для решения исследовательских вопросов, выбора дизайна, составления плановых документов, рекламных материалов и итоговых презентаций [14, 15]. Например, при обучении иностранному языку студентов-маркетологов проект может включать анализ рынка и комплексную кампанию по выпуску нового экологически чистого продукта в стране изучаемого языка. Руководя работой, преподаватель помогает студентам точно использовать иностранный язык в процессе оценки потребностей, составления профиля конкурентов, подготовки письменного отчета, разработки сценария рекламной кампании и проведения мероприятия по запуску кампании. Этот процесс соединяет ситуативное изучение языка с профессиональной подготовкой в области маркетинга, поскольку студенты практикуют и совершенствуют языковые навыки в рамках проекта, связанного с профессиональной деятельностью. Оценка включает в себя итоговые результаты и презентации, а также наблюдения преподавателя и самооценку студентами своего языкового развития. Многостороннее применение этих методов обеспечивает взаимосвязь между изучением языка, развитием профессиональных навыков и приобретением культурных знаний, а не изолированные результаты.
Несмотря на то, что работа над проектом является основной структурой, преподаватели могут использовать различные стратегии обучения языку в рамках экспериментальной системы. Критически важным является выбор методов, соответствующих поставленным целям и отвечающих потребностям учащихся [16, 17]. Для студентов, изучающих маркетинг, эффективными могут быть такие методы, как ролевые игры для репетиции переговоров с клиентами, дискурс-анализ рекламы, иллюстрирующий социолингвистические аспекты, а также совместное создание глоссариев маркетинговой лексики на изучаемом языке. Эти стратегии нацелены на практическое использование лексики в профессиональных контекстах. Кроме того, в процессе работы над проектами преподаватели могут выделять соответствующие грамматические структуры с помощью мини-уроков, проводить интерактивные игры и викторины на расширение профессионального словарного запаса с использованием цифровых платформ, а также организовывать дискуссионные группы для критического анализа языковых и межкультурных аспектов, пересекающихся в выполняемых проектах [18]. Зная уровень языковых способностей и знаний, которыми обладают студенты, преподаватели сочетают систематическое развитие навыков с гибкой и индивидуальной поддержкой, учитывающей возникающие потребности. Стратегическое использование разнообразных методик позволяет поддерживать прогресс в достижении целей обучения языку, маркетингу и межкультурной коммуникации.
Сказанное выше свидетельствуют о том, что метод проектов позволяет добиться заметного повышения уровня владения языком у студентов-маркетологов. В пилотном проекте приняли участие 76 студентов-бакалавров Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС), изучающие очно рекламу, маркетинг и связи с общественностью. Качественные опросы и наблюдения преподавателей подтверждают, что благодаря проектной работе студенты значительно улучшили навыки устной и письменной коммуникации на изучаемом языке. Например, средний балл по рубрикам, измеряющим грамматику, словарный запас и уровень использования языка, за время семестрового проекта вырос на 17% по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, 95% участников отметили повышение уверенности при общении с носителями языка, а более 80% почувствовали себя способными создавать базовый письменный маркетинговый контент на иностранном языке. Количественные тесты также показали, что уровень понимания прочитанного и восприятия на слух отрывков, посвященных бизнесу, на изучаемом языке вырос в среднем почти на половину. Участники отметили, что такие элементы проекта, как составление предложений для клиентов, создание визуальных активов и подготовка к запуску кампании, способствовали продуктивному применению новых языковых навыков. Полученные данные свидетельствуют о том, что проекты, ориентированные на маркетинг, способствуют развитию коммуникативных способностей, необходимых в профессиональной деятельности.
Наряду с укреплением языковых навыков, маркетинговые компетенции студентов расширялись в ходе практической работы над проектами. Проводя анализ потребностей, распределяя бюджет, разрабатывая совместные рекламные проекты и координируя мероприятия по запуску, студенты использовали творческий подход и интеграцию, необходимые для реализации реальных маркетинговых инициатив. По результатам опросов, проведенных после завершения проекта, 95% участников почувствовали себя лучше подготовленными к маркетинговой карьере, причем многие из них отметили, что они стали лучше разбираться в таких факторах, как тонкая подача информации, адаптация на основе данных, а также умение ориентироваться в отношениях с клиентами. Кроме того, рамочный анализ итоговых результатов кампаний студентов продемонстрировал глубокое понимание позиционирования, партнерства и публики по сравнению с более поверхностными знаниями основных элементов маркетинга на начальном этапе проекта. Процесс, основанный на прикладном подходе, повысил способность к синтезу перспектив, управлению сложностями и творческому решению проблем. Преподаватели отмечают навыки исследования рынка и интуитивные суждения при создании сообщений как ключевые области, демонстрирующие рост. В конечном итоге экспериментальный процесс проектного метода стал катализатором развития адаптивного опыта и мышления, необходимых для успешной работы в области маркетинга.
В отличие от распространенных моделей обучения иностранным языкам, ориентированных на отработку лексики, грамматических упражнений и диалогов по сценарию, метод проектов обеспечивает погружение в процесс обучения, способствуя интеграции языкового, культурного и профессионального обучения [19, 20]. Благодаря длительному выполнению аутентичных коммуникативных заданий студенты приобретают практические навыки, выходящие за рамки узких представлений об академических знаниях [21]. Предварительное и последующее тестирование показало, что участники проекта превосходят сверстников из традиционных языковых классов по показателям беглости устной речи более чем на 30%, а по показателям письменной речи – более чем на 35%. В более широком смысле, по данным фокус-групп, традиционные подходы вызывают разочарование, связанное с воспринимаемой неактуальностью, в то время как обучение на основе проектов позволяет создавать индивидуальные смыслы. Кроме того, наблюдая за взаимодействием в классе, преподаватели отмечают, что упражнения, основанные на заучивании, вызывают ограниченную вовлеченность студентов, в то время как совместная работа над проектом способствует творческому риску и критическому мышлению при использовании изучаемого языка. Несмотря на то, что и традиционный, и проектный подходы позволяют повысить уровень владения языком, активное прикладное обучение, основанное на проектной методологии, демонстрирует более глубокие и переносимые результаты, соответствующие реальному уровню развития, необходимому для карьеры в области международного маркетинга.
Данное исследование в области проектного обучения иностранному языку имеет значимые результаты как для педагогических подходов преподавателей, так и для разработки учебных программ. Для преподавателей оно подтверждает эффективность перехода к роли фасилитатора, управляющего совместной проектной средой, в противовес моделям прямой передачи знаний, основанным на контролируемой отработке лексики. Повышение квалификации преподавателей в области создания проектов, проектного мышления и рефлексивного оценивания — это усилия, позволяющие обогатить знание иностранного языка и применить навыки в реальном мире. Кроме того, для разработчиков учебных программ продуманное включение проектных методик в обязательные языковые курсы или в качестве вариантов обобщающего курса лучше согласуется с приоритетами готовности к карьере в бизнесе, маркетинге и других профессиональных областях. В частности, пересечение проектной методологии и иноязычной компетенции способствует межкультурной адаптации, творческому подходу и решению проблем как важнейшим факторам успеха для выпускников, приходящих в интернациональные сферы деятельности. Цели обучения по курсам, результаты обучения по программам и заявления о миссии учебного заведения должны подчеркивать эти связи. В конечном счете, использование преимуществ проектного обучения требует активных изменений в преподавании и планировании учебных программ для расширения возможностей студентов как самостоятельных пользователей языка, создающих ценность как для академического, так и для профессионального пространства.
Исходя из рассмотренного потенциала для формирования иноязычной и маркетинговой компетенций, данное исследование предлагает несколько практических рекомендаций по дальнейшей интеграции проектного обучения в языковые программы, ориентированные на студентов, изучающих маркетинг. Во-первых, в основные начальные языковые дисциплины следует внедрять совместные проекты, рассчитанные на целый семестр, в дополнение к более традиционным занятиям по изучению иностранного языка. Это позволит сформировать проектную компетенцию и будет полезно для бакалавров 1-2 курсов, нуждающихся в активном вовлечении. Кроме того, факультативы на 3-5 курсах, такие как деловой иностранный язык, должны быть ориентированы на проектную деятельность. Обладая развитыми языковыми, речевыми и коммуникативными навыками, студенты могут полностью посвятить аудиторное время освоению профессиональной лексики в контексте, при этом создавая такие маркетинговые продукты, как исследовательские отчеты, рекламные макеты или консалтинговые предложения. Также, в рамках курса студенты-маркетологи могут выполнить завершающий проект, в котором координируются знания иностранного языка, бизнеса и маркетинга, проходя международную стажировку или работая с реальными клиентами. Прохождение обязательных этапов проекта и финальные презентации подтверждают готовность выпускников к профессиональной деятельности. Растущая сложность организации проектов в рамках всех учебных программ способствует не только развитию прикладных иноязычных навыков, но и обретению компетенций в сфере международного маркетинга, так необходимых будущим лидерам глобальных рынков.
Проектная деятельность эффективна как в отношении повышения уровня владения иностранным языком, так и в отношении формирования многокомпонентных маркетинговых компетенций студентов-маркетологов, лучше закладывая основы для их будущей международной карьеры. Также следует отметить, что групповые проекты развивают навыки высокого порядка (навыки анализа, адаптации, межкультурной восприимчивости и коммуникации), что также способствует совершенствованию компетенций в сфере маркетинга. Студенты-маркетологи также проявляют большую вовлеченность и мотивацию к использованию языковых компетенций в профессиональном проблемном поле. Эти результаты делают акцент на растущей значимости проектной языковой методики для маркетинговой подготовки в условиях глобального сотрудничества. Сфера маркетинга все больше требует не только жестких навыков (hard skills), но и эмпатических, иноязычных и межкультурных способностей доносить информацию до разнообразной целевой аудитории и совместно создавать смысл в сложных условиях. Проектный подход, основанный на совместных проектах, которые могут развить эти способности наряду с освоением иностранного языка, представляет собой инновационный подход в данной области. Обучение будущих специалистов в сфере маркетинга, способных ориентироваться на глобальных рынках, требует от студентов возможности осмысленного использования изучаемого языка, что во многом обеспечивается выполняемыми проектами. Несмотря на то, что данное исследование выделяет преимущества проектного подхода, будущие исследования могут способствовать дальнейшему изучению иноязычного проектного обучения в свете маркетинга на разных уровнях и ступенях образования, а также в разных географических контекстах. По мере развития образования в области маркетинга проектно-ориентированное обучение иностранному языку должно продолжать совершенствоваться с помощью проводимых исследований, касающихся методов реализации, технологической поддержки и интегрированной оценки проектной деятельности на занятиях по иностранному языку.
Список литературы
1. Гришина А. С. Междисциплинарный проект на базе дисциплины иностранный язык как форма развития учебно-познавательной деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. – С. 80.
2. Копица В. Н. Метод проектов в подготовке специалистов среднего звена по дисциплине Иностранный язык // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 2(52). – С. 163-168.
3. Горбачева И. М., Горбачева Е. А. Использование проектной методики при обучении иностранному языку в вузах // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2017. – № 2(14). – С. 58-62.
4. Agapova T. V., Aisner L. Yu. The project-based technique for foreign language teaching // Педагогический журнал. – 2018. – Vol. 8, No. 4A. – P. 47-54.
5. Дмитриева Е. В. Роль проектной деятельности в процессе изучения дисциплины "Иностранный язык для деловой коммуникации" студентами нелингвистических специальностей вуза // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 1.
6. Татаринов К. А. Требования к компетенциям и особенности обучения маркетологов в российском вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 1(26). – С. 258-260.
7. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н., Комкова А. С. Формирование экзистенциальных навыков студентов в процессе иноязычной подготовки в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. С. 6.
8. Kiryakova O.A. E-portfolio as a means of formation of students' professional foreign language communicative competence in technical higher education institutions // Сибирский учитель. 2022. No. 6(145). P. 88-92.
9. Zubkov A. D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University / A. D. Zubkov // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 499. P. 112-119.
10. Zubkov A.D. Discursive Approach to Foreign Language Training via Massive Open Online Courses / A.D. Zubkov // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 636. P. 431–439.
11. Zubkov A.D. Implementation of CLIL Approach via Moocs: Case Study of Siberian Transport University / A.D. Zubkov // Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Vol. 402. P. 1002-1010.
12. Агавелян Р. О., Кобелева Е. П., Стучинская Е. А., Душинина Е. В. Использование мнемотехник в процессе профессионально-ориентированной иноязычной подготовки студентов-экономистов / Р. О. Агавелян, Е. П. Кобелева, Е. А. Стучинская, Е. В. Душинина // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 4. – С. 38-50.
13. Gromoglasova T. I., Kovaleva M. I., Koshkina Zh. V., Huffman L. The Flipped Classroom in the Context of Digitization of Educational Space: A Students' Perspective // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. – 2022. – Vol. 15, No. 9. – P. 1296-1309.
14. Komkova A., Kobeleva E., Taskaeva E., Ishchenko V. Foreign Language Learning Environment: A Case Study of STU. Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. Vol. 403, p. 429-437.
15. Балмасова Т. А. Из опыта использования мобильных приложений в обучении второму иностранному языку // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 8. – С. 224-227.
16. Кононыхина О. В. Мотивация студентов при дистанционном обучении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-1(53). – С. 107-111.
17. Таскаева Е. Б. Многоязычие в современном мире: культурные традиции и направления исследования // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2017. – № 2. – С. 50-57.
18. Ищенко В. Г., Сергиевская Е. А. Цифровые технологии как магистральные стратегии в развитии современного образования // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 126-129.
19. Кирякова О. А. Применение аутентичных видеоматериалов как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов неязыкового вуза // Сибирский учитель. – 2022. – № 1(140). – С. 17-25.
20. Разумная С. С. Организация самостоятельной работы студентов на уроках английского языка // Таможенное дело: актуальные проблемы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 19–20 октября 2022 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 118-124.
21. Флях А. В. Актуальность изучения иностранных языков для внешнеэкономической деятельности и формирования профессиональной компетенции будущих юристов // Таможенное дело: актуальные проблемы: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 19–20 октября 2022 года. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2023. – С. 144-150.