Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 376.37

Дата публикации 16.05.2024

Особенности логопедической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Демидова Анна Петровна
кан. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального, дошкольного и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского РФ, г. Калуга, Ademidova1979@mail.ru
Гирина Полина Дмитриевна
студент кафедры теории и методики начального, дошкольного и специального образования, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского РФ, г. Калуга, polina.girina.03@mail.ru

Аннотация: Авторы знакомят с различными диагностическими методиками, направленными на обнаружение у детей предпосылок к конкретному виду дислексии. Авторы исследования предлагают приёмы для профилактики семантической дислексии, направленные на развитие лексики, грамматики и связной речи, а также список пунктов, от которых зависит эффективность логопедической работы.
Ключевые слова: Семантическая дислексия, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, профилактика, предпосылки, связная речь.

Features of speech therapy work on the prevention of dyslexia in children of senior preschool age with general speech underdevelopment of the third level

Demidova Anna Petrovna
can. ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary, Preschool and Special Education, Kaluga State University. K.E. Tsiolkovsky Russian Federation, Kaluga
Girina Polina Dmitrievna
student at the Department of Theory and Methodology of Primary, Preschool and Special Education, Kaluga State University named after. K.E. Tsiolkovsky Russian Federation, Kaluga

Abstract: The authors introduce various diagnostic techniques aimed at identifying prerequisites for a specific type of dyslexia in children. The authors of the study offer techniques for the prevention of semantic dyslexia, aimed at developing vocabulary, grammar and coherent speech, as well as a list of points on which the effectiveness of speech therapy work depends.
Keywords: Semantic dyslexia, general speech underdevelopment, senior preschool age, prevention, prerequisites, coherent speech.

Правильная ссылка на статью
Демидова А.П., Гирина П.Д. Особенности логопедической работы по профилактике дислексии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/osobennosti-logopedicheskoj-raboty-po-profilaktike-disleksii-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya.html (Дата обращения: 16.05.2024)

В настоящее время достаточно распространено мнение, подтвержденное исследованиями, что существует тесная связь между отставанием в развитии речи ребенка и проблемами с чтением (А.Ф. Спирова, А.В. Ястребова).

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех аспектов речевой системы, включая как звуковую, так и смысловую составляющие (Р.Е. Левина). Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению и письму. Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Этот тип недоразвития речи характеризуется поздним началом, ограниченным словарным запасом, грамматическими ошибками, а также проблемами с произношением и усваиванием фонем. Степень выраженности речевого недоразвития у детей может варьироваться от полного отсутствия речи или недоразвитого лепета до более развернутой речи с присутствием фонетических и лексико-грамматических дефицитов[5].

Дети, у которых наблюдается ОНР, представляют особую категорию дошкольников, у которых есть ограниченные предпосылки для успешного обучения чтению. Для ребенка из группы логопедической помощи с диагнозом общего недоразвития речи переход в общеобразовательную школу становится сложным испытанием в обучении чтению и письму [9].

 Проблемы и ошибки, с которыми сталкиваются дети с общим недоразвитием речи, в основном связаны с недостаточным пониманием звуковой структуры слова, смешением похожих по звучанию звуков, а также с недостаточным умением анализировать и синтезировать звуки. Это приводит к неспособности правильно и точно воссоздать звуковую форму слова на основе зрительно воспринимаемых графических символов [10].

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок (Р.И. Лалаева) [4].

При проведение сбора и анализа информации была выдвинута цель исследования: изучить и структурировать особенности логопедической работы про преодолению предпосылок к возникновению семантической дислексии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

На базе исследования МКДОУ №15 «Ладушки» ФКУ Войсковая часть 54055 г. Козельска, было проведено обследование десятерых детей экспериментальной группы с заключением ОНР 3 уровня,  на уровень сформированности устной речи. Для обследования были подобраны и систематизированы следующие диагностические методики:

1) Методика 1. В.М. Акименко «Обследование звукопроизношения». Цель: Обследование звукопроизношения;

Оценка результатов:

Первый уровень (низкий,0 баллов) – у ребенка нарушено более 5 групп звуков, включая и гласные звуки.

Второй уровень (ниже среднего, 1 балл) – у ребенка нарушены 3-4 группы звуков, включая и гласные звуки.

Третий уровень (средний, 2 балла) – у ребенка нарушено 7–11 звуков, относящихся к двум группам звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться.

Четвертый уровень (выше среднего, 3 балла) – у ребенка нарушено 1-6 звуков, относящихся к одной группе звуков, которые могут отсутствовать, заменяться и искажаться.

Пятый уровень (высокий, 4 баллов) – ребенок все звуки артикулирует правильно.

2) Методика 2. З.Е. Агранович «Обследование слоговой структуры слова» Цель: Обследование слоговой структуры слова;

Оценка результатов:

Низкий уровень (0-5 баллов): Присутствует искажение слоговой структуры слов как при повторе, так и при самостоятельном воспроизведении по картинке.

Уровень ниже среднего (6-10 баллов): Большинство слов искажаются, что влечет за собой искажение звуконаполняемости слов.

Средний уровень (11-15 баллов): Произношение замедленное, по слогам, и имеют место искажения в некоторых словах.

Уровень выше среднего (16-20 баллов): Слоговая структура воспроизводится правильно, но с напряжением и замедленно.

Высокий уровень (21-25 баллов): Проявляет четкое воспроизведение слоговой структуры всех слов.

3) Методика 3. В.Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М.Н. Едаковой «Понимание фразеологизмов» Цель: Определить уровень понимания фразеологизмов;

Верное объяснение значения фразеологизма оценивается в один балл, далее баллы распределяются следующим образом:

Низкий уровень 0-3 баллов

Средний уровень 4-5 балла

Высокий уровень 6-7 баллов

4) Методика 4. Н.Л. Белопольской «Понимание скрытого смысла текста» Цель: Обследование умения понять скрытый смысл текста

0 баллов – ребенок не понимает ни фактического содержания, ни основной мысли произведения

1 балл – ребенок частично понимает, о чем идет речь в произведении, но четкого представления о смысле текста у него нет

2 балла – ребенок понимает и фактическое содержание и основную мысль произведения;

5) Методика 5. С.Д. Забрамной, О.В. Боровик «Исследование зрительного внимания детей» Цель: выявить способность концентрировать внимание на предъявляемых объектах; наблюдательность;

4 балла   – не допустил ни одной ошибки (названы все недорисованные предметы)

3 балла – не назвал 1-2 предмета или объекта, но исправил ошибку по ходу работы, самостоятельно

2 балла– не назвал 1-2 предмета или объекта, исправил ошибки после окончания работы

1 балл– не назвал более 2 предметов или объектов, исправил ошибки с подсказкой

0 баллов–  не назвал более 2 предметов или объектов, не исправил ошибки,  отказался от работы

6) Методика 6. С.Д. Забрамной, О.В. Боровик «Исследование устойчивости, переключаемости, распределения и объёма внимания» Цель: изучить такие качества внимания, как устойчивость, переключаемость, распределение, объем;

Низкий уровень (0-2 баллов)  – найдено 2 и менее отличий

Уровень ниже среднего (3-4 балла) – 4-3 отличия

Средний уровень (5-6 баллов) – 6-5 отличий

Уровень выше среднего (7-8  баллов) – 8-7 отличий

Высокий уровень (9 баллов) – 9 отличий

7) Методика 7. О.И. Лазаренко «Умение регулировать темп речи» Цель: Обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов;

3 балла – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

2 балла – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

1 балл  - удается выполнить после нескольких попыток.

0 баллов – не регулирует темп речи.

8) Методика 8. О.И. Лазаренко «Сформированность интонационной выразительности речи» Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации;

Высокий уровень (3 балла) – владеет интонационными средствами языка.

Средний уровень (2 балла) – воспроизводит повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации; не использует эмоциональную окраску.

Уровень ниже среднего (1 балл) – испытывает трудности при воспроизведении различной интонации, речь монотонна, не выразительна

Низкий уровень (0 баллов) – не владеет интонационными средствами языка.

9) Методика 9. И.А. Смирновой «Обследования словарного запаса детей» Цель: обследование уровня словарного запаса;

Высшая оценка – 170 баллов, соответствует высокому уровню; 98 – 141 б. – среднему; менее 98 баллов – низкому уровню лексического развития ребёнка.

10) Методика 10. И.А. Смирновой «Обследование состояния грамматического строя речи» Цель: Обследование состояния грамматического строя речи;

Низкий уровень (0 баллов) – 0-18 баллов;

Уровень ниже среднего (1 балл) – 19 – 37 баллов;

Средний уровень (2 балла) – 38 – 56 баллов;

Уровень выше среднего (3 балла) – 57 -70 баллов.

11) Методика 11. И.А. Смирновой «Обследование состояния связной речи» Цель: Обследование состояния связной речи.

Низкий уровень (0 баллов) – 0-4 баллов

Средний уровень (1 балл) – 5-7 баллов

Высокий уровень (2 балла) – 8-9 баллов

Рисунок 1. Общие данные о типичных ошибках, проявляющихся в устной речи детей экспериментальной группы

Чаще всего дети совершают ошибки в использовании простых грамматических конструкций (100%), у детей возникают проблемы с пониманием смысла текста (90%), а также наблюдается маленький уровень словарного запаса (80%). Исходя из данных, представленных на диаграмме, мы можем сделать вывод о том, что ошибки, совершаемые детьми экспериментальной группы, и сказывающиеся на качестве их устной речи, являются явными предпосылками к возможному возникновению у детей нарушений чтения в будущем. Поскольку, общее недоразвитие речи – это очень обширный и неоднородный дефект, все дети экспериментальной группы подвержены влиянию данного нарушения, на развитие предпосылок к разным видам нарушения чтения. Данные полученные при первичном обследовании, которое затрагивало все компоненты речи, позволяют нам говорить о предпосылках к возникновению, именно, семантической дислексии.

Развитие речи у детей с общим недоразвитием (ОНР) играет важную роль в предотвращении развития дислексии. ОНР может быть связано с различными аспектами речевой системы, такими как фонематические процессы, словарный запас, грамматические навыки и аудиальная обработка звуков. Все эти элементы непосредственно влияют на развитие навыков чтения, которые являются основой дислексии.

После проведения исследования была организована постоянная, систематизированная логопедическая помощь,  детям экспериментальной группы. Были выделены следующие этапы профилактической работы над развитием лексико-грамматических категорий и связной речи:

1) Подготовительный этап (работа на уровне слова);

2) Основной этап (работа на уровне словосочетаний и предложений);

3) Заключительный этап (работа над связным высказыванием).

Профилактическая работа была выстроена, опираясь на адаптированные методики: А.А. Соколовой, Г.Н. Брехуновой, Т.В. Черниговской.

На подготовительном этапе были использованы, следующие игры и упражнения [6, 7]:

 «Назови ласково»

Цель: обучение образованию существительных с уменьшительно-ласкательными окончаниями.

Примеры: книга – книжечка, цветок – цветочек

 «Из какого материала?»

Цель: обучение образованию относительных прилагательных от существительных, указывающих на материалы и вещества, и их изменения по родам и числам.

Примеры: стол из дерева – деревянный, платье из шелка – шелковое

 «Скажи наоборот»

Цель: расширение словарного запаса антонимами и их использование в речи.

Примеры:

У зайца длинные уши, а у мышки короткие. Медведь большой, а кролик маленький.

На основном этапе профилактической работы были использованы следующие игры и упражнения [8]:

«Придумайте предложение»

Цель: учить детей проявлять активность в общении.

Правила игры: передача камня другому участнику разрешается лишь после того, как тот придумает предложение, включающее ведущее слово.

Ход игры: Дети сидят в кругу, а педагог объясняет правила:

"Сегодня мы будем создавать фразы. Я назову какое-то слово, а вы должны быстро составить с ним предложение. Например, если я скажу 'близко', и передам камень Даше, она должна будет ответить быстро: 'Я живу близко от детского сада'. Потом она назовет свое слово и передаст камень следующему. Слово во фразе должно использоваться в той форме, в какой его называет тот, кто начал игру. Поочередно камень передается от одного участника к другому. Если кому-то сложно придумать фразу, я помогу"

«Письмо для куклы»

Цель: обучить определению количества слов в предложении, используя вспомогательные материалы.

Ход игры: Для игры необходимо приготовить длинные полоски для предложений и короткие полоски для слов. Ведущий произносит предложение, а дети раскладывают длинную полоску, демонстрируя "пишут кукле письмо". Затем они слушают предложение еще раз и кладут под длинной полоской столько коротких, сколько слов в предложении. После этого оценивается и анализируется каждое предложение.

«Доскажи словечко»

Цель: закрепить использование существительных в родительном падеже множественного числа в речи.

Ход игры: Детям читают вслух знакомые строки стиха, не произнося последнее слово (которое находится в родительном падеже множественного числа). Дети дополняют пропущенное слово и за каждый правильный ответ получают фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

На заключительном этапе исследования использовались следующие игры и упражнения [1, 2, 3]:

«Я начну, а вы продолжите»

(По рассказу Н. Носова «На горке»)

Цель: научить подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения.

Взрослый составляет незаконченные предложения. Ребёнок должен закончить предложение, используя образные обороты речи.

1. Был ясный морозный день, снег на солнце ... (сверкал, искрился, переливался, блестел).

2. Миша сел на санки и помчался с горы ... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).

3. Санки перевернулись, и мальчик ... (шлёпнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).

4. Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился ... (не покладая рук, без устали)

«Интервью»

Сначала познакомьте детей с новыми словами: интервью, репортер, респондент.

Цель: учить детей выстраивать диалогическую речь.

Между детьми распределяются роли. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в цирк или зоопарк; обсуждение праздника; выставки рисунков; интересной книги; самого интересного события за неделю;

Варианты игры: 1) педагог интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у педагога, 3) родители интервьюируют ребенка.

Также на данном этапе исследования особенностей профилактической работы нами было разработано магнитное дидактическое пособие, направленное на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи детей экспериментальной группы.

 

Рисунок 2. Образцы лексических тем магнитного пособия

В ходе занятий по профилактике семантической  дислексии с использованием данного учебного материала выполнялись следующие задачи:

1. Создание предложений, рассказов и пересказов по определенному сюжету, при этом применялись вспомогательные инструменты, такие как мнемотехника и схемы.

2. Формирование предложений и рассказов по собственному сюжету ребенка.

3. «Где предмет?» - задание для тренировки использования предлогов и склонения слов по падежам. Ребенок работал со всеми предметами, прикрепленными к фону, или с одним предметом, который перемещался по фону.

4. «Чего не стало?» - задание для тренировки родительного падежа и развития внимания и памяти.

5. «Исправь ошибку художника» - развитие восприятия, мышления и связной речи. Ребенку предлагалось определить ошибки на картинке и переместить предметы на правильное место.

6. «Мой, моя, моё, мои» - задание для согласования прилагательных с местоимениями по роду и числу.

7. «Антонимы» - поиск противоположных понятий на картинке.

8. «Синонимы» - поиск схожих понятий на картинке.

После соблюдения строгой последовательности и системы профилактической работы на всех трёх этапах, было проведено вторичное обследование сформированности устной речи детей экспериментальной группы. В ходе проведения диагностики были получены следующие результаты:

Рисунок 3. Сравнительные данные о типичных ошибках, проявляющихся в устной речи детей экспериментальной группы

Исходя из данных диаграммы, мы можем сделать вывод о том, что проявление ошибок в устной речи у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня значительно сократилось.

Непонимание семантических значений сократилось на 40%, словарный запас стал выше на 50%, 40% детей перестали использовать простые, нераспространенные грамматические конструкции, непонимание скрытого смысла текста сократилось на 40%, у детей на 30% реже начали возникать проблемы с пониманием смысла текста, несформированность интонационной выразительности сократилась на 30%, внимание стало устойчивее на 40%.

По всем предоставленным данным, можно сделать вывод об эффективности проделанной работы.  За время исследования было сделано следующее:

- Проведено комплексное обследования речи, которое помогло выявить не только наличие предпосылок для данного нарушения чтения, но и его возможные причины.

- Выстроена и соблюдена последовательность следующих этапов логопедической работы при профилактике семантической дислексии:

  1) Работа над звуко-слоговой структурой слова и коррекция нарушений просодической стороны речи.

  2) Развитие активного словаря.

  3) Расширение лексико-грамматических категорий на уровне слова, предложения и связного высказывания.

  4) Совершенствование связной речи, включая использование нестандартных методов визуализации речевого материала, таких как специально разработанные магнитные пособия.

Таким образом, несмотря на положительные результаты, полученные в ходе  вторичного обследования детей экспериментальной группы, логопедическую работу по профилактике семантической дислексии стоит продолжать, а именно, отрабатывать понимание смысла текста и семантико-грамматических связей, работать над использованием детьми сложных, распространенных грамматических конструкций, а также работать над интонационной выразительностью речи.

 


Список литературы

1. Анищенкова, Е.С. Формирование связной речи. Пособие для занятий с детьми – М.: АСТ, 2023. – 160с.
2. Есенина, С.А. Сочинения-миниатюры М.: «Грамотей», 2019. – 96 с
3. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: Методическое пособие - М.: ГНОМ, 2001. - 48 с.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Питер, 2001. – 211 с.
5. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. М.: Аркти, 1990. – 221 с.
6. Русланова, Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 л. Город. Транспорт – М.: АРКТИ, 2021. – 32 с.
7. Русланова, Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 л. Дом. Квартира. Мебель. – М.: АРКТИ, 2021. – 32 с.
8. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления – М.: Парадигма, 2012. – 279 с.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи – М.: Аркти, 1991. – 45 с.
10. Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика. – М.: Эксмо, 2021. – 608 с.

Расскажите о нас своим друзьям: