Педагогическая психология | Мир педагогики и психологии №05 (94) Май 2024

УДК 37.013.77

Дата публикации 08.05.2024

Компетенции родителя в профессиональном самоопределении детей

Полякова Екатерина Александровна
магистрант, Сибирского федерального университета, Институт педагогики, психологии и социологии, РФ, г.Красноярск, ka200686@mail.ru
Юстус Татьяна Ивановна
канд. психологических наук, доц. Сибирского федерального университета, Институт педагогики, психологии и социологии, РФ, г.Красноярск

Аннотация: В наше быстро меняющееся время важнейшей задачей всех социальных институтов – семьи, государства и образовательных учреждений- является подготовка высококвалифицированных специалистов. В данной статье анализируется влияние родителей на поддержку и развитие необходимых навыков и профессиональной ориентации у молодого поколения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессия, инфантильность, родительская компетенция.

Competencies of parents in the professional self- etermination of children

Polyakova Ekaterina Alexandrovna
undergraduate (Psychology), Siberian Federal University, Institute of Pedagogy, Psychology, and Sociology, Russian Federation, Krasnoyarsk
Justus Tatyana Ivanovna
Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Siberian Federal University, Institute of Pedagogy, Psychology, and Sociology, Russian Federation, Krasnoyarsk

Abstract: In our rapidly changing times, the most important task of all social institutions – the family, the state and educational institutions - is to train highly qualified specialists. This article analyzes the influence of parents on the support and development of necessary skills and professional orientation among the younger generation.
Keywords: professional self-determination, profession, infantilism, parental competence

Правильная ссылка на статью
Полякова Е.А., Юстус Т.И. Компетенции родителя в профессиональном самоопределении детей // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 05 (94). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kompetentsii-roditelya-v-professionalnom-samoopredelenii-detej.html (Дата обращения: 08.05.2024)

Введение.

Развивать высококвалифицированные кадры становится приоритетной задачей государства и общества. «Важно, чтобы ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике XXI века», — сказал президент России в своем послании Федеральному собранию 29 февраля.  Глава государства призвал на деле укрепить связку всех уровней социальных институтов для развития высококвалифицированных кадров. Для реализации поставленных целей планируется запуск национального проекта «Кадры».

Статья посвящена осмыслению компетентного родительского сопровождения в вопросах профессионального самоопределения детей. Рассматривается понятие «родительская компетенция» с точки зрения помощи в выстраивании ребенком своего предназначения и профессионального жизненного пути.

Основная часть.

Теоретические основы исследования:

- теория профессионального самоопределения (Д. Е. Абайханова, Е. А. Климов, Р. С. Немов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир и др.);

- морально-гуманистические идеи К. Маркса о выборе профессии [2] 

Вопросы профессионального самоопределения были так же представлены в трудах различных ученых, которые соотносят понятие «самоопределение» с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление», «самотрансценденция», «самосознание». Так, например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «главным делом жизни», которое делает человек. И. С. Кон считает, что самореализация проявляется через труд, работу и общение; П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. [5, с. 11]

Выбор профессии - задача сложная и достаточно парадоксальная. Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия - это целый сложный мир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптации молодого специалиста к профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую-либо профессию, надо уже заранее знать, из чего (из множества каких объектов) выбираешь. [3, с. 3]

В современном обществе профессий необозримо много. В мире насчитывается более сорока тысяч профессий, причем каждый год исчезают десятки старых и появляются сотни новых профессий. Некоторые профессии кокетливо меняют свои названия, прикидываясь современными. И каждая работа предъявляет некоторые особые требования к занятому ею человеку. Одно дело выращивать молодняк животных, другое - составлять балансовый бухгалтерский отчет, третье — монтировать, налаживать робототехнологический комплекс и т.д. Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно - ни подрастающим людям, ни взрослым. Выбирая будущее занятие наобум или только из соображений престижа, можно оказаться в той сфере деятельности, которая станет постылой на многие годы. [3, с. 3]

Каждый год тысячи выпускников школ решают, кем стать, куда поступить или устроиться на работу. Вопрос, как выбрать профессию и не ошибиться, так и остается открытым. Способность правильно выбрать будущую профессию играет решающую роль в жизни каждого человека, определяя его успех и удовлетворенность трудом.

Само понятие «профессиональное самоопределение» сегодня означает не выбор профессии, как таковой. Это выбор направления, как приблизиться к мечте, цели и т.д., понимание того, что профессия – это инструмент реализации миссии (которую понимает и осознает человек). Поэтому профессиональное самоопределение – это комплексная длительная работа «найти ответ на вопросы» что мне интересно, и о чем я мечтаю, как я могу сделать этот мир лучше, и в чем смысл моей жизни, какие качества мне важно развить для всего этого, кто и как мне может помочь найти свое предназначение и достичь успеха, какие тренды сегодня, и как я могу в них найти своё место…

Сегодня мы все живем в стремительно меняющемся мире. В первую очередь появляются новые технологические решения. В нашей жизни теперь присутствует новая, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект все больше проникает в повседневную жизнь. В новых условиях развития технологий и дети стали совсем другие. У них другие увлечения и игры, другой менталитет. Если раньше дети играли в подвижные игры на улице, то у современных детей игры совсем другие. Новое поколение очень отличается от предыдущего. Эти дети не лучше и не хуже, они другие. Это поколение родилось и выросло в эпоху интернета, и оно не представляет себе жизни без него. Они не особенно интересуются классическим образованием, предпочитая находить информацию в интернете или учиться друг у друга. Им не нравится работа по расписанию, они хотят работать удаленно, имея свободный рабочий график. Психологи говорят, что современным детям необходима большая мотивация, чем детям предыдущих поколений, в том числе со стороны родителей.

Также одной из проблем самоопределения молодежи, становится инфантильность, которая часто выступает фактором, влияющим на профессиональное самоопределение, так как является характеристикой готовности человека к осуществлению самостоятельной деятельности, взятию на себя ответственности, сформированности устоявшихся мотивов и адекватного реагирования на изменяющиеся обстоятельства. У инфантильного человека возникают затруднения с выбором профессии в силу незрелости эмоционально-мотивационной сферы. [1, с. 38]

Начинать задумываться о будущей профессии необходимо уже с дошкольного и школьного периодов развития ребенка, формируя его как будущего полноценного гражданина своей страны, способного через профессиональный труд делать что-то полезное для общества. Однако, для достижения положительных результатов в этой области необходимо активное участие и понимание со стороны родителей.

Родительская компетенция – это сложное многоаспектное образование, в структуру которого входит совокупность компетенций (интеллектуально-познавательные, педагогические, психологические) в сфере воспитания. Это способность родителей ставить воспитательные задачи и выполнять определённые функции для их достижения: создавать условия для полноценного развития детей; применять необходимые современные методы, технологии, способствующие реализации воспитательных задач в вопросах профессионального самоопределения.

Многие родители стремятся помочь своим детям в выборе карьеры, однако не все из них обладают достаточными знаниями и компетенциями в сфере профессионального самоопределения. Часто родители сами ощущают неуверенность в том, как правильно подходить к процессу выбора профессии для своих детей. Они могут быть не осведомлены о широком спектре профессий, существующих на рынке труда, и не знать о новейших тенденциях и направлениях развития в различных отраслях. Кроме того у некоторых родителей самих могут быть ограниченные представления о возможностях и перспективах, которые представляет выбранная профессия.

Условно сопровождение в вопросах профессионального определения детей может быть направлено на решение основных групп задач:

Информационно справочные. Родители играют важную роль в формировании у детей представлений о мире профессий, знаний и навыков, необходимых для выбора дальнейшей профессии. Родители также могут поддерживать и вдохновлять детей на осуществление мечт, помогая им развивать позитивные убеждения в своих силах.

Диагностические. Важным аспектом компетенций родителя в профессиональном самоопределении детей является их взаимодействие со специалистами в области профессионального самоопределения. Работа профконсультанта заключается в том, что бы сориентировать родителя и ребенка в море профессий, помочь изучит свои сильные и слабые стороны.

Морально эмоциональная поддержка. Родители, которые активно выражают свою поддержку, а также умеют прислушиваться и понимать эмоциональные состояния своих детей, способствуют их психологическому благополучию и способности сделать осознанный выбор в профессиональной сфере.

Помощь в выборе и принятии решения. Родители могут помочь своему ребенку в принятии решений, связанных с выбором профессии. Они могут предложить свои варианты, но окончательное решение должно оставаться за ребенком.

Главная задача родителей в профессиональном определении детей – подготовить ребенка самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального развития, основываясь на основных факторах, влияющих на успешный выбор профессии:

 «Умею» – зависит от способностей, знаний, навыков, личностных качеств, черт характера и состояния здоровья.

 «Люблю» – зависит от интересов, склонностей, мотивов и ценностей.

 «Нужно людям» – это мир профессий, перспективные и востребованные направления.

 «За что платят» – это уровень заработной платы, условия работы и занятости.

Там, где эти факторы пересекаются и находится идеальный выбор – предназначение человека.

Идеальная формула выбора профессии:

что любишь делать + что умеешь делать + что нужно людям + за что хорошо платят.

Одной из самых распространенных ошибок, которые могут совершить люди в своей жизни, является выбор неподходящей профессии. Такая ошибка может иметь серьезные последствия для человека, его карьеры и общего благополучия.

Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». «Престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Мир стремительно меняется, и что было «престижным» вчера, завтра уже будет неактуальным,  или как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам.

Также нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», не думая о том, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

Целью данной работы является оценка понимания ценности своего участия в профессиональном самоопределении детей. 

Основываясь на результатах анкетного опроса родителей, чьи дети обучаются в 6-11 классах можно говорить о следующих результатах:

На вопрос «Как Вы считаете, в каком классе ребенку стоит задуматься о будущей профессии?», большинство респондентов сходятся во мнении, что ребенку стоит начать думать о будущей профессии в 9 классе и ранее, что может свидетельствовать о положительном настрое родителей во взглядах на определение профессионального пути своих детей. (5 класс -11,76%, 6 класс – 5,88%, 8 класс-17,65%, 9 класс -64,71%).

Большинство опрошенных (82,35%) считает, что просвещать детей в вопросах профессионального самоопределения семья и школа должны совместно, помогая ребенку определиться с его будущим профессиональным путем, и поддерживая его в этом процессе. 17,65% ответили, что только родители должны просвещать детей в вопросах профессионального самоопределения.

В случае, если выбор дальнейшего места учебы ребенка НЕ совпадает с мнением родителя 96,12% опрошенных готовы согласиться с мнением ребенка, и лишь 3,88% будут настаивать на своем мнении.

На вопрос «Чем Вы помогаете своему ребенку при выборе профессии?» родители давали следующие ответы: рассказываю о разных профессиях; помогаю разобраться с их содержанием; вместе соотносим индивидуальные способности с профессиями, которые нравятся; интересуемся требованиями к выбранной профессии; ходим на дни открытых дверей в ВУЗы, чтобы понять в каком институте мы можем получить ту или иную профессию.

Заключение.

По итогам анкетного опроса родителей можно сказать, что родители осознают свою важность в профессиональном самоопределении своих детей. Они активны в эмоциональной поддержке, формировании необходимых навыков и профессиональной ориентации, что существенно для успешного развития детей в профессиональной сфере.

Зная свои компетенции и применяя их эффективно, родители становятся мощным ресурсом для поддержки своих детей на пути к их профессиональному самоопределению

Конечно, процесс профессионального самоопределения, возможен и без участия родителей, но может оказаться неэффективным. Родители могут и должны делать выбор вместе с детьми, НО НЕ ВМЕСТО НЕГО.


Список литературы

1. Балюкова, И. Б. Инфантильность и профессиональное самоопределение студентов / И. Б. Балюкова, Т. С. Яковлева // Социально-антропологические проблемы современного образования : Материалы Международной научно-методической конференции, посвящённой памяти профессора Л.М. Лузиной, Псков, 19–20 декабря 2019 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 35-41.
2. Дмитриева, Е. Е. Педагогическая поддержка профессионального выбора обучающихся в условиях цифровой образовательной среды школы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дмитриева Елена Егоровна, 2023. – 234 с.
3. Жигорева, М. В. Повышение воспитательной компетентности родителей в вопросах профориентации старшеклассников с нарушениями слуха / М. В. Жигорева, Н. Алхури // Педагогический ИМИДЖ. – 2022. – Т. 16, № 4(57). – С. 381-397. – DOI 10.32343/2409-5052-2022-16-4-381-397.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2012. - 304 с.
5. Офат, И. В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста / И. В. Офат. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 75-82. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5360/ (дата обращения: 03.04.2024)
6. Пряжников Н.С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С.Пряжников, Л.С.Румянцева. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с. — (Сер. Бакалавриат).

Расскажите о нас своим друзьям: