Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №04 (93) Апрель 2024

УДК 37.03

Дата публикации 30.04.2024

Практика развития креативности младших школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов

Лагутина Ольга Олеговна
Магистрант 2 курса, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, lelya.gasan@mail.ru

Аннотация: Креативность – ключевая компетенция современности и будущего, которую важно развивать с раннего возраста. В данной статье обосновывается идея о том, что развитие креативности младших школьников проходит эффективно при использовании цифровых образовательных ресурсов. Автор раскрывает актуальность и необходимость развития креативности младших школьников, а также представляет результаты апробации серии занятий «Мир креатива».
Ключевые слова: креативность, креативное мышление, младшие школьники, образование, цифровые образовательные ресурсы, компетенции, диагностика.

The practice of developing the creativity of younger schoolchildren using digital resources

Lagutina Olga Olegovna
Master’s Degree student Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

Abstract: Creativity is a key competency of today and the future, which is important to develop from an early age. This article substantiates the idea that the development of creativity in junior schoolchildren is effective when using digital educational resources. The author reveals the relevance and necessity of developing the creativity of junior schoolchildren, and also presents the results of testing a series of lessons «The World of Creativity».
Keywords: creativity, creative thinking, primary school students, education, digital educational resources, competencies, diagnostics.

Правильная ссылка на статью
Лагутина О.О. Практика развития креативности младших школьников с использованием цифровых образовательных ресурсов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 04 (93). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/praktika-razvitiya-kreativnosti-mladshikh-shkolnikov-s-ispolzovaniem-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov.html (Дата обращения: 30.04.2024)

В современном мире человеческий труд с каждым годом становится уже не таким ценным, как годами ранее. Связано это с тем, что на смену человеческого труда постепенно приходят автоматизированные процессы, оснащённые искусственным интеллектом (далее - ИИ). Согласно отчету Future of Jobs Report 2023 [8] в ближайшие пять лет, в связи с активным использованием ИИ, ожидается изменение 23% рабочих мест, и миллионам людей придется переключаться между сокращающимися и растущими рабочими местами.

Для того, чтобы сохранить человеческий ресурс, людям необходимо обладать тем набором качеств и компетенций, которого нет у ИИ. Среди умений работников будущего когнитивные навыки продолжат быть важнейшими из всех, при этом в ближайшие 5 лет творческое мышление будет цениться больше, чем аналитическое, из-за растущей автоматизации рутинных задач.

В современном мире креативность становится ключевой компетенцией. Это способность создавать что-то новое и оригинальное, при этом полезное и пригодное для использования. Значимость креативных личностей, способных выразить свою уникальность и мастерство в разработке оригинальных идей и продуктов, возрастает с каждым днем. Современные образовательные учреждения также отражают эти требования, сосредотачиваясь на развитии творческого потенциала каждого ученика.

Анализ теорий и концепций понятия «креативность» позволяет сделать вывод о многозначности понимания данного определения разными учёными. Среди зарубежных учёных можно отметить работы Дж.Гилфорда [3], Э.П. Торренса [9], А. Маслоу [6], М. Чиксентмихайи [7] и др. В отечественной науки теория креативности изучалась В.Н. Дружининым [4], Д.Б. Богоявленской [1] и др.

И.Я. Лернер утверждает: «Творчеству нужно учить в школе. Школа может помочь развитию природных задатков до их возможных для данного субъекта пределов и превратить пассивное творчество в личностную ценность» [5].

Младший школьный возраст является сензитивным для развития креативности благодаря уникальным особенностям этого возраста, таким как любопытство, открытость новому, отсутствие жестких рамок и стереотипов, а также активное участие в коллективных проектах и играх. Таким образом, отмечается необходимость развития креативности и творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста. Но как сделать так, чтобы этот процесс был интересен детям?

Мы понимаем, что современные дети, будучи рождёнными во время активного роста цифровых технологий, с детства находятся в цифровой среде, которая оказывает на них определённое воздействие. Наша задача сделать так, чтобы это взаимодействие было во благо каждого школьника. В своём исследовании мы выдвинули гипотезу: «развитие креативности младших школьников будет проходить эффективно, если использовать цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР)».

ЦОР – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования… и иные материалы, необходимые для организации учебного процесса [2; с. 4].

Исследование было проведено на базе МАОУ СОШ №19 в г. Калининграде с участием 30 обучающихся в возрасте от 7 до 9 лет. В процессе исследования, для проверки выдвинутой гипотезы, была осуществлена диагностика уровня развития креативности и её компонентов (табл. 1).

Таблица 1. Диагностическая модель исследования

Показатели креативности

Методики

беглость

Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса

гибкость

разработанность

оригинальность

название

общая креативность

Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса

Опросник Вильямса для родителей и учителей по оценке креативности (творческого начала) ребенка.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что более 50 % обучающихся имеют низкий уровень развитие креативности, при этом наиболее развитым среди всех оказался такой показатель, как беглость, по остальным показателям наблюдаются низкие результаты (рис.1).

Рисунок 1. Первичная диагностика показателей креативности

Для повышения уровня развития креативности младших школьников нами была разработана и апробирована серия занятий «Мир креатива», включающая в себя 14 занятий, выстроенных на онлайн-платформе getLocus. Главная особенностью данной платформы заключается в возможности создания виртуального окружения, которое позволяет пользователям взаимодействовать, как если бы они находились в одном и том же физическом пространстве. Помимо getLocus нами были использованы и другие отечественные цифровые образовательные ресурсы: Опросникум от МинПросвещения РФ и myQuiz для создания увлекательных заданий и опросов, Joyteka для увлекательного погружения в мир креатива, Квестодел для создания головоломок и Яндекс.Диск для удобства хранения и трансляции мультимедийных файлов. Каждое занятие рассчитано на 20 мин в соответствии с СанПин и может стать как цельным уроком (при дистанционном формате), так и частью урока (при очном занятии). Оптимальное количество обучающихся в группе – 15 человек. Каждое занятие адаптировано под младших школьников, выстроена удобная навигация и красочное оформление с любимыми персонажами из мультфильма «Простоквашино» (рис.2.), а также насыщено увлекательными упражнениями, такими как друдлы, головоломки, открытые задачи и др.

Рисунок 2. Пример занятия из серии «Мир креатива»

В рамках нашего исследования занятия проходили в очном формате. Однако главной особенностью разработанных занятий является то, что их можно использовать и дистанционно. После апробации нами была повторная диагностика, результаты представлены на рисунке(рис.3):

Рисунок 3. Итоговая диагностика показателей креативности

По результатам можно увидеть, что наблюдается положительная динамика развития показателей креативности. Теперь сравним результаты общего уровня креативности относительно первичной и итоговой диагностики (рис. 4)

Рисунок 4. Результаты первичной и итоговой диагностики общего уровня развития креативности

Согласно представленным выше диаграммам, можно говорить о том, что проведённые занятия оказали положительный эффект не только на отдельные показатели, но и на общий уровень развития креативности младших школьников. Для достоверности результатов мы воспользовались математической статистикой. Чтобы выявить направленность и выраженность изменений общего уровня развития креативности младших школьников, мы использовали T-критерий Вилкоксона, который и помог нам подтвердить эффективность занятий. Данный результат объясняется наличием в программе большого количества творческих и открытых заданий.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу о том, что после внедрения серии занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов у обучающихся из МАОУ СОШ № 19 г. Калининграда, повысился уровень развития креативности. Повышению уровня развития креативности, по нашему мнению, способствовало не только содержание занятий, но и формат их проведения, создавая эмоциональный настрой, формируя положительное отношение обучающихся и повышая результативность.

Таким образом, гипотеза исследования доказана. Результаты диагностик и математическая статистика доказывают, что разработанная серия занятий «Мир креатива» с использованием цифровых ресурсов оказывает положительный эффект на развитие креативности младших школьников.


Список литературы

1. Future of Jobs Report 2023
2. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. - М., 1965. - 397 c.
3. Torrance E. P. The Nature of Creativity as Manifest in the Testing // The Nature of Creativity. Cambridge: Camb. Press, 1988. P. 43-75. p. 54.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с. — (Серия «Мастера психологии»).
5. Чиксентмихайи.М. Креативность: поток и психология открытий и изобретений / Михай Чиксентмихайи - Москва : Карьера Пресс, 2013. - 516 с.;
6. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. 3-е изд. – Спб.:Питер, 2007. – 368 с.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
8. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
9. Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке : метод. пособие – СПб.: ЛОИРО, 2019. – 127 с.

Расскажите о нас своим друзьям: