Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 372.881.161.1

Дата публикации 30.06.2023

Создание цифровой образовательной среды при обучении грамматике русского языка иностранных студентов

Филиппова Елена Владимировна
канд. филол. н., доцент кафедры иностранных и русского языков, Академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий России, Россия, Москва.

Аннотация: В статье рассматриваются цифровые ресурсы интернета, такие как LearningApps, Google Docs, Quizizz, Wordwall, используемые в обучении иностранных студентов грамматике русского языка, начиная со стадии восприятия и имитации материала и заканчивая репродукцией. Целью статьи является описание цифровой образовательной среды и входящих в неё образовательных сайтов и приложений, позволяющих сформировать грамматические навыки в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности. Практическая значимость исследования обусловлена тем, что предложены примеры цифровых заданий и игр (уровень владения А1-А2), способствующих выработке устойчивых грамматических навыков в письменной и разговорной речи иностранных студентов и формированию языковой и коммуникативной компетенций. В статье представлены оригинальные материалы, созданные автором с использованием образовательных сайтов.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, русский язык как иностранный (РКИ), образовательные сайты, сервисы, грамматические навыки, цифровые учебные материалы.

Creating a digital educational environment for teaching foreign students the rules of the Russian language

Filippova Elena Vladimirovna
Cand.Sci.(Philology), assistant professor of Foreign languages and Russian language department, State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Russia, Moscow

Abstract: The article deals with digital resources of the Internet, such as LearningApps, Google Docs, Quizizz, Wordwall, used in teaching foreign students the grammar of the Russian language from the stage of perception and imitation of the material to reproduction. The purpose of the article is to describe the digital educational environment and its educational sites and applications that allow the formation of grammatical skills in productive and receptive types of speech activity. The practical significance of the study is due to the fact that examples of digital tasks and games (proficiency level A1-A2) are proposed that contribute to the development of stable grammatical skills in writing and speaking foreign students and the formation of language and communicative competencies. The article presents original materials created by the author using educational sites.
Keywords: digital educational environment, Russian as a foreign language (RFL), educational websites, services, grammar skills, digital learning materials.

Правильная ссылка на статью
Филиппова Е.В. Создание цифровой образовательной среды при обучении грамматике русского языка иностранных студентов // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sozdanie-tsifrovoj-obrazovatelnoj-sredy-pri-obuchenii-grammatike-russkogo-yazyka-inostrannykh-studentov.html (Дата обращения: 30.06.2023)

В эпоху развития интернет-технологий и широкого использования мобильных устройств у преподавателей русского языка как иностранного появляются дополнительные возможности для более эффективного формирования коммуникативной и лингвистической компетенций,  поскольку цифровая среда становится новой средой обитания современного обучающегося, который чувствует себя вполне комфортно в новом киберпространстве, и любые действия, связанные с приобретением знаний, умений и навыков, воспринимаются студентами как особая форма существования в уже привычной для них виртуальной среде. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что включение цифровых средств и технологий в процесс обучения иностранных студентов русскому языку позволяет сделать его более интересным, насыщенным и увлекательным, дает возможность добиться более высоких результатов за короткое время по сравнению с использованием только традиционных методов. Целью нашего исследования является описание цифровой образовательной среды и входящих в неё образовательных сайтов и приложений, позволяющих сформировать грамматические навыки в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности.

На данный момент современная лингводидактика активно занимается исследованием влияния цифровых технологий на процесс обучения иностранных студентов русскому языку. Авторы дают описание возможностей образовательных ресурсов, имеющихся в онлайн-пространстве страны и за рубежом, анализируют дидактические средства, формы, методы и приемы онлайн-обучения [1-4]. В некоторых работах выделяются дидактические свойства и принципы обучения, способствующие повышению эффективности обучения. Среди них называются визуализация, гипертекстовость, интерактивность, мультимедийность, персонализация [2,4,5] . Особое внимание уделяется отдельным аспектам в обучении русскому языку с применением отдельных образовательных сервисов [4,6] и технологий [7]. Все исследователи, по нашему мнению, сходятся в одном – цифровые технологии предоставляют возможность получать традиционные знания путем использования новых методов и способов работы преподавателя с обучающимися в виртуальной образовательной среде, способствующей организации более эффективной самостоятельной и аудиторной работы.

Под цифровой образовательной средой мы будем понимать комплекс цифровых средств, предоставляемых преподавателем и используемых иностранными студентами при обучении грамматике русского языка, с целью формирования грамматических навыков в различных видах речевой деятельности. Такая среда позволяет гибко реагировать на индивидуальные особенности личности, корректировать и предоставлять дополнительные возможности для расширения знаний из области русского языка и совершенствования грамматических навыков и умений в письменной и устной речи иностранных студентов. К цифровой среде относят образовательные сайты и мобильные приложения, которые могут использоваться преподавателем и обучающимися на занятии  параллельно с традиционными методами, причем на одном уроке могут быть задействованы несколько приложений, позволяющих автоматизировать грамматические навыки в письменной речи иностранного студента, вывести грамматические модели в разговорную речь и осуществить контроль полученных знаний. Цифровые ресурсы позволяют сэкономить время на занятии, разнообразить работу, создать мотивацию к изучению русского языка, снизить степень когнитивной нагрузки, визуализировать грамматический материал, быстрее сформировать навык правильного использования грамматической формы.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы создавать оптимальные условия для использования иностранными студентами приложений и сайтов: предоставлять возможность обучающимся возвращаться в любое время к материалам, размещенным на их страницах, с целью закрепления и повторения изученного материала. Преподаватель разрабатывает теоретические и практические материалы. Онлайн-инструменты дают возможность создавать теоретические материалы с добавлением рисунков, фотографий из реальной жизни, помогают изображать движущиеся предметы, которые визуально могут показать особенности использования некоторых лексико-грамматических или грамматических категорий в речи, например, глаголов движения или глаголов совершенного и несовершенного вида. Все практические задания интерактивны, то есть предполагают взаимодействие пользователя с объектами на экране, а иногда – в процессе групповой работы – с другими учащимися и с преподавателем. Задания могут быть использованы для отработки, закрепления и контроля знаний обучающихся по определенным темам курса. Некоторые из заданий похожи на традиционные упражнения, выполняемые в тетради (подстановочные и тренировочные), другие – геймифицированные, представленные в виде игры, когда усвоение знаний происходит за счет предъявления разнообразного лексического материала, отражающего один и тот же грамматический аспект, или прохождения определенных этапов посредством выполнения заданий, когда обучающийся постепенно передвигается к финишу, достигая, таким образом, учебных целей. Даже в тех случаях, когда задания имитируют традиционные, они могут быть представлены двояко: с выбором ответа (выбором правильной формы) или с возможностью дописать окончание или целое слово в соответствующей грамматической форме.  

Рассмотрим наиболее популярные образовательные сайты и приложения, применяемые преподавателями на занятиях в режиме оффлайн и онлайн. LearningApps - приложение, которое можно использовать для разработки материалов, направленных на освоение всех грамматических явлений русского языка. Предлагаемые платформой шаблоны помогают создавать интерактивные задания, способствующие формированию у иностранных обучающихся устойчивого навыка использования грамматической формы в соответствующей коммуникативной ситуации на русском языке. Причем инструменты позволяют вырабатывать навык в несколько этапов: сначала иностранный обучающийся получает общие представления о грамматических категориях (род существительных, прилагательных), а затем учится правильно их использовать в составе словосочетания и предложения. Задания, которые преподаватель создает самостоятельно, учитывая уже имеющиеся знания по лексике и грамматике, выполняют функцию тренажера, основанного на повторении одной и той же грамматической формы в разных языковых контекстах. Все эти задания могут быть отправлены в виде ссылки на мобильное приложение и за короткое время выполнены иностранными студентами, у которых наблюдается усталость и растерянность от количества грамматического материала, необходимого для усвоения во время обучения, а подобные цифровые упражнения разнообразят работу, переключают внимание, снимают эмоциональное напряжение и ускоряют процесс запоминания.

Автоматическая система проверки и оценки, имеющаяся на платформе, облегчает, с одной стороны, работу преподавателя, а с другой – вовлекает иностранных студентов в процесс обучения и способствует дополнительной мотивации. Оценивание производится после каждого задания или по выполнении всех, при этом используются смайлики и слова. Смайлики «улыбка», «подмигивание», «хмурый» и сопровождающие слова «Молодец! Всё правильно» или «Неправильно!» «Попробуй еще раз!» создают особую эмоциональную атмосферу и способствуют оживлению виртуального общения. Положительная оценка всегда вдохновляет на выполнение последующих заданий, а отрицательная – побуждает к самостоятельному обучению и выявлению причин ошибок. Обучающиеся постоянно видят результат своей работы, что имеет немаловажное значение для формирования навыков самооценки самоконтроля и самоорганизации.  

LearningApps в бесплатном формате предлагает большое количество шаблонов, которые можно использовать на занятиях параллельно с традиционными методами. Освоению основных категорий именных частей речи, видовых форм глаголов, сочетаемостных возможностей прилагательных, местоимений и существительных помогут такие инструменты, как «Таблица соответствий», «Классификация», «Найти пару». Например, при работе с инструментом «Классификация» для закреплении категории рода у существительных или вида у глаголов преподаватель создает шаблон из двадцати слов, которые необходимо распределить по группам «мужской, женский, средний род, множественное число» (рис.1), «совершенный, несовершенный вид» (рис.2).

Одной из трудных тем в русской грамматике является тема семантического значения падежей и падежных окончаний. Иностранные студенты обычно с трудом запоминают окончания именных форм, и преподавателю приходится приложить немало усилий, чтобы имена существительные, прилагательные, местоимения и числительные употреблялись правильно. В традиционном обучении предлагался большой объем «дрилловских» упражнений, направленный на освоение флексий разных частей речи. Цифровые же задания отличаются интерактивностью, наглядностью и быстротой выполнения, то есть обучающемуся  не нужно иметь при себе ручку, тетрадь и комфортную обстановку, он может выполнить эти задания, находясь в любом месте и имея при себе мобильный телефон. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать задания, используя имеющиеся на платформе шаблоны. Подготовленные словосочетания, предложения или целые тексты с пропущенными словами или окончаниями слов преподаватель размещает в одну из оболочек приложения «Заполнить пропуски» или «Ввод текста», сохраняет и отправляет студентам. Обучающимся в этом случае необходимо дописать или выбрать соответствующее значению окончание.

Ряд представленных на платформе шаблонов также можно использовать для отработки различных грамматических тем. Использование шаблона «Выделить слова» позволит иностранным студентам закрепить знания частей речи и умение распознавать падежные формы именных частей речи. Инструмент «Простой порядок» поможет сформировать навыки правильного построения предложения или абзаца на основе имеющихся слов или предложений. Для работы со степенями сравнения имени прилагательного можно использовать шаблон-игру «Кто хочет стать миллионером?» можно Некоторые инструменты имеют аудиоподдержку, позволяющую обучающемуся в процессе выполнения задания услышать правильное произношение слов.

Большое влияние оказывает визуализиция, она делает обучение более увлекательным, позволяет справиться с рутинностью в области запоминания теоретических блоков информации и пробуждает интерес к выполнению трудных заданий у иностранных студентов. В этом случае можно использовать  возможности платформ Google Docs или Learningsheets. Эти платформы позволяют преподавателям создавать слайды или рабочие листы, разъясняющие новый материал занятия. На слайде, посвященном изучению винительного падежа неодушевленных существительных, в схематичном виде представлены теоретические сведения (рис.3), касающиеся различения объекта и субъекта. При оформлении слайда использовались рисунки, стрелки и шрифты разных цветов, необходимые для визуализации материала и облегчения понимания темы, что в итоге способствует усвоению теоретических знаний и применению их в речевой практике.   

Рисунок 3. Пример слайда в Google Docs по теме «Винительный падеж неодушевленных существительных»

Интерактивные возможности презентации Google Docs позволяют иностранным студентам дополнять содержание слайда преподавателя. Можно попросить иностранных студентов закончить начатый слайд, посвященный теме «Винительный падеж одушевленных существительных» с дополнительным приложением схемы падежных окончаний, или предложить сделать иностранным обучающимся самостоятельно подобный слайд и объявить конкурс на лучший слайд.

Вывести некоторые грамматические навыки в устную речь помогут сюжетные рисунки или фотографии, имеющиеся в большом количестве на просторах интернета, и составленные с этими рисунками задания с текстами. В этом случае осуществляется тренировка не только грамматических навыков, но и лексических. Типы таких упражнений представлены на рисунках 4, 5. Обучающиеся должны вспомнить не только форму глагола, местоимения, прилагательного, но и само слово на русском языке. 

Дополнительно преподаватель может привлекать инструменты образовательного сайта Wordwall «Случайное колесо» и «Откройте поле». «Случайное колесо» представляет собой имитацию рулетки в казино, что способствует переключению внимания обучающихся, погружению их в игровую атмосферу. Кроме того, эмоциональное напряжение при ожидании своего сегмента-задания, ощущение риска, как в реальной жизни, делает изучение русского языка интересным и увлекательным. Прокрутив виртуальную рулетку, иностранный студент получает на остановившемся барабане вопрос, на который необходимо сформулировать ответ, или речевую ситуацию,  предполагающую её проигрывание в паре с другим учащимся или с преподавателем. Для того, чтобы правильно проиграть ситуацию студент должен понять смысл самой ситуации, иметь в запасе необходимый лексический материал и знать синтаксические модели, организующие эту ситуацию. В целях эффективности и интенсификации обучения преподаватель подбирает ситуации так, чтобы ответы выстраивались по определенной языковой модели, и тогда обучающиеся, воспринимая ответы своих одногруппников, автоматически запоминают синтаксические конструкции и пытаются безошибочно воспроизводить их в своей речи, меняя лишь лексическое наполнение. Приведем пример речевых ситуаций, направленных на отработку конструкции «Вам нужно + Inf …», «Я советую Вам + Inf.»

а) Посоветуйте, как найти подругу или друга.

б) Посоветуйте, как снять квартиру. (агентства недвижимости в интернете)

в) Посоветуйте, как отправить сообщение в whatsapp.

г) Что нужно сделать, если у отца болит зуб и голова?

д) Посоветуйте, как найти работу. (сайт HeadHunter – большая база вакансий)

е) Что нужно сделать, чтобы пойти вечером на спектакль в театр «Современник»? (интернет, билет)

ж) Что нужно сделать, чтобы найти репертуар Большого театра? (интернет, билет)

з) Посоветуйте, как узнать телефон магазина? (интернет)

и) Посоветуйте, как узнать, какие университеты есть в вашем городе? (интернет)

Функцию контроля за полученными знаниями могут выполнять инструменты, расположенные в Google Docs и на сервисе Quizizz. Для обучающихся преподаватель готовит тестовые материалы непосредственно в форме теста или в виде викторины. Итоговый контроль лучше всего проводить с помощью шаблонов Google Docs, поскольку сервис предоставляет преподавателю статистику по каждому  ученику: количество правильно и неправильно выполненных заданий, – исходя из чего преподаватель делает выводы о том, какие грамматические темы вызвали у обучающихся значительные трудности. Quizizz используется для создания домашних тренировочных упражнений обобщающего характера. Яркая оболочка, фоновая музыка и различные типы вопросов не вызывают состояния усталости у обучающихся, и они с интересом выполняют домашнее задание, закрепляя знания, полученные на уроке, и отрабатывая очередные грамматические конструкции.

Предложенные образовательные ресурсы и приложения, используемые преподавателем на разных этапах отработки грамматического навыка у иностранных студентов в письменной и устной речи, способствуют более эффективному формированию лингвистической и коммуникативной компетенции. Создаваемая преподавателем на основе цифровых ресурсов образовательная среда делает обучение русскому языку более интересным и современным, потому что включает теоретический материал в доступной для восприятия форме, практический, направленный на тренировку грамматических навыков, и материал для самоконтроля.  Иностранный обучающийся в любое время может обратиться к этим ресурсам и самостоятельно получить необходимую информацию, касающуюся трудных аспектов русской грамматики, или  при желании повторно отработать сложные темы и повысить уровень владения русским языком. Инструменты, используемые для конструирования заданий, отличаются простотой и доступностью, эстетичным оформлением шаблонов, увлекательной формой подачи, что вовлекает иностранных студентов в обучение, поддерживает их интерес и мотивирует к дальнейшему  изучению русского языка.

 


Список литературы

1. Марьянчик В.А., Попова Л.В. Русский язык как иностранный в рамках онлайн-образования: подходы и мнения (по материалам научных публикаций за 2021 г.) // Педагогическое образование в России. 2022. № 1. с. 8-19.
2. Загуменникова Н.В. Цифровые технологии как способ оптимизации обучения русскому языку как иностранному // Преподаватель XXI век. 2023. №1. Часть 1. С. 165-178.
3. Шмелева О.Н. Использование интернет-ресурсов в профессионально-ориентированном обучении немецкому языку в техническом вузе // Культура и безопасность. 2021. №2. С. 74-80.
4. Дзюба Е.В. Электронные образовательные ресурсы в структуре урока русского языка как иностранного // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 24-34.
5. Занкова А.А. Изучение русского языка как иностранного в онлайн-среде: возможности и специфика // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2. С. 28-29.
6. Урванцева Н.Г. Использование сервиса LearningApps.org для формирования лингвострановедческой компетенции на онлайн-занятиях русского языка с китайскими студентами // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 3 (35). С. 1–15.
7. Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. Игра-квест как метод активного обучения в РКИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72. С. 124 –127.


Расскажите о нас своим друзьям: