Медицинская психология | Мир педагогики и психологии №06 (83) Июнь 2023

УДК 159.9

Дата публикации 30.06.2023

Психологические аспекты нервной орторексии как расстройства пищевого поведения

Прокудина Дарья Алексеевна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, prokuddarya@gmail.com

Аннотация: В настоящее время у клиницистов и исследователей наблюдается повышенный интерес как к изучению расстройств пищевого поведения в целом, так и к исследованию их отдельных видов, в частности и к нервной орторексии, как к наименее изученному из данных расстройств. Целью данной работы является систематизация имеющихся теоретических знаний (с применением методов анализа и обобщения научных данных) о нервной орторексии: критериях диагностики, особенностях течения, психологических особенностях лиц с орторексией, методах лечения и др. В статье представлен краткий обзор психологических особенностей личности, характерных для людей с нервной орторексией (обсессивно-компульсивные черты личности, склонность к перфекционизму и депрессивным состояниям, повышенный уровень тревожности и потребность в контроле), а также стадий развития нервной орторексии.
Ключевые слова: нервная орторексия, расстройство пищевого поведения, психологические особенности.

Psychological aspects of orthorexia nervosa as an eating disorder

Prokudina Darya Alekseevna,
student, St. Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

Abstract: At this time, clinicians and researchers have an increased interest both in the study of eating disorders in general and in the study of specific types of eating disorders, in particular, and in orthorexia nervosa, as the least studied of these disorders. The purpose of this work is to systematize the available theoretical knowledge (using methods of analysis and generalization of scientific data) about orthorexia nervosa: diagnostic criteria, features of the course, psychological characteristics of persons with orthorexia, treatment methods, etc. The article contains an overview of the psychological personality traits characteristic of people with orthorexia nervosa (obsessive-compulsive personality traits, a tendency to perfectionism and depressive states, an increased level of anxiety and a need for control) and the stages of development of orthorexia nervosa.
Keywords: anorexia nervosa, eating disorder, psychological features.

Правильная ссылка на статью
Прокудина Д.А. Психологические аспекты нервной орторексии как расстройства пищевого поведения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 06 (83). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskie-aspekty-nervnoj-ortoreksii-kak-rasstrojstva-pishhevogo-povedeniya.html (Дата обращения: 30.06.2023)

Впервые термин орторексия был введен в 1997 году доктором Стивеном Братманом, врачом функциональной медицины из Калифорнии [3]. Само слово «орторексия» имеет греческое происхождение и в переводе означает «правильный позыв к еде» или «правильный аппетит». Нервная орторексия определяется как один из видов расстройства пищевого поведения, которое характеризуется навязчивым стремлением употреблять только здоровую и «правильную» пищу, что, в свою очередь, ведет к значительным ограничениям при выборе продуктов питания с преимущественной ориентацией на их полезность, а не вкусовые качества. На сегодняшний день не существует четких диагностических критериев орторексии, так как диагноз «нервная орторексия» не включён ни в классификатор DSM-IV, ни в классификацию болезней МКБ-11, в связи с чем данный диагноз не может быть поставлен официально, однако термин «орторексия» часто используется специалистами   при описании данных нарушений пищевого поведения. Отсутствие диагноза  «нервная орторексия» в официальных классификациях болезней усложняет процесс лечения таких пациентов, а также препятствует получению и систематизации данных о различных психологических особенностях рассматриваемого расстройства.

К основным диагностическим критериям, определяющим нервную орторексию относят, во-первых, навязчивое стремление к определенному типу питания (как правило, это «чистое» питание), которое, по-мнению рассматриваемой группы индивидов, способствует поддержанию оптимального самочувствия, при этом присутствуют строгие правила, ограничивающие потребление тех или иных продуктов, а также повторяющиеся стойкие навязчивости, связанные с питанием и  компульсивное поведение, и, во-вторых, значимым диагностическим критерием является наличие последующих клинически выраженных медицинских и/или психологических нарушений, дезадаптации в определенных сферах жизни [6].

При рассмотрении диагностических критериев обнаруживаются важные пересечения симптомов между орторексией и нервной анорексией, обсессивно–компульсивным расстройством (ОКР), тревожным расстройством [7]. Ряд авторов считает. что основными факторами, обуславливающими возникновение нервной орторексии, являются обсессивно-компульсивные черты личности, склонность к перфекционизму, повышенный уровень тревожности и потребность в контроле [1]. Некоторые авторы считают, что данные характеристики складываются в единую картину нервной орторексии посредством следующих механизмов: стремление к «правильному» и здоровому питанию ведет к тому, что внимание индивида становится избирательным с преимущественной фиксацией на теме собственного питания, что приводит к возникновению постоянных мыслей о еде, одержимости темой питания и, как следствие, стереотипному поведению, характерному для орторексии. При этом, следует отметить, что, в процессе развития орторексии, могут наблюдаться резкие переключения с одной теории питания на другую, даже если принципы новой теории противоречат принципам первоначальной. Такие переключения могут быть диагностически важными показателями и помогать в процессе дифференциальной диагностики и психотерапии. Кроме того, следует отметить, что тенденция к повышенному риску развития нервной орторексии чаще обнаруживается у индивидов, связанных с определенными сферами профессиональной деятельности (в частности, к таким профессиональным сферам относятся: медицинская, спортивная и танцевальная и др.).

При развитии нервной орторексии выделяют две основные стадии [3]. Первая стадия по своей сути не является патологической и характеризуется лишь стремлением к соблюдению здоровой диеты и придерживанию принципам «правильного» питания. На второй стадии уже наблюдается усиление этого стремления и прослеживается нездоровая одержимость здоровой диетой. Именно на этой стадии можно говорить о наличии некой патологии, так как сам по себе лишь интерес к здоровому питанию не является патологией, пока он не становится навязчивым и не ведет к снижению качества жизни. На второй стадии на психологическом уровне начинают проявляться навязчивости в мышлении, компульсивное поведение, самонаказания, усиление ограничений в питании и ряд признаков, которые также характерны и для других видов расстройств пищевого поведения.

В большинстве случаев орторексия является не временным состоянием индивида, а имеет длительный и устойчивый характер, следствием чего являются серьезные отрицательные последствия,  ведущие к дезадаптации в определенных сферах жизни и отражающиеся в снижении качества жизни в целом. В крайних случаях  нервная орторексия может приводить к полному отказу от еды, что является прямой угрозой не только для психологического благополучия индивида, но и для его жизни и здоровья.

Существуют исследования, подтверждающие наличие вероятной опосредующей роли психологических факторов, в первую очередь, депрессии, тревоги и хронического стресса на орторексичное пищевое поведение [2]. Лица с нервной орторексией часто характеризуются желанием полностью контролировать не только свое питание, но и собственную жизнь, а также поиском некой идентичности и духовности в собственном пищевом поведении  [4]. Для индивидов с орторексией характерно большую часть времени тратить на мысли о еде, размышляя и планируя покупку, приготовление и потребление пищи, удовлетворяющей требованиям, предъявляемым индивидом к употребляемой пище (полезная, «чистая» и т.п.). Пищевое поведение становится одной из главных сфер жизни человека и, более того,  придерживание собственных правил питания порождает чувство превосходства над теми людьми, которые не придерживаются «правильного питания», питаются «вредной» едой и т.п.

Согласно данным, полученным учеными, к наиболее часто встречающимся последствиям орторексии можно отнести истощение или значительное ухудшение здоровья из-за недостатка в питании различных макро- и микроэлементов, сужение сфер интересов (все внимание уделяется питанию, еда становится главным интересом и ценностью), социальную изоляцию (что вызвано как сужением интересов, так и ограничениями времяпрепровождения в социуме вследствие особой диеты), навязчивые привычки и связанные с ними последствия, отражающиеся в особенностях и ограничениях, сказывающихся на образе жизни индивидов с орторексией (соблюдение строгой диеты, взвешивание пищу, необходимость контролирования и подсчета всего съеденного и т.д.) [4].

Более того, с психологической точки зрения, большую роль в развитии и поддержании нервной орторексии играет повышенная тревожность и депрессивные состояния [2]. Также показано, что индивиды с нервной орторексией не склонны иметь повышенную импульсивность. Можно предположить, что так как орторексия предполагает навязчивые привычки в еде, это приводит к социальной изоляции, что близко к поведению, характерному для депрессии, таким образом, депрессивные симптомы могут проявляться сниженным интересом к большинству видов деятельности [8]. Согласно данной точки зрения, можно сделать вывод, что орторексия достоверно сопровождается психологическим дистрессом и напряжением. Повышенный уровень тревожности, с одной стороны, повышает риск развития орторексии, с другой стороны, связан и с когнитивными и поведенческими проявлениями орторексии.

Рассматривая имеющуюся на сегодняшний день информацию о нервной орторексии, нельзя не отметить необходимость дальнейшей разработки диагностических критериев и изучения психологических особенностей для однозначного понимания «нервной орторексии», для того, чтобы последующие исследования опирались на единые надежные и валидные инструменты оценки состояния (в том числе и психологических показателей). Кроме того, единая оптимизированная необходима для получения более точной информации относительно показателей распространенности, выявления психологических и социальных факторов риска, а также для оценки эффективности того или иного вида психологического вмешательства.

Несмотря на малое количество исследований в рассматриваемой области относительно результатов лечения, практические работники предполагают, что орторексию возможно эффективно лечить с помощью комбинации когнитивно-поведенческой терапии, психопросветительских мероприятий и психофармакотерапии [4]. Таким образом, необходимы дальнейшие исследования для уточнения методов и критериев диагностики орторексии с последующим получением достоверных данных о психологических особенностях индивидов с нервной орторексией, а также для последующей разработки эффективных программ оказания помощи пациентам с симптомами нервной орторексии, в том числе и программ психологических вмешательств. 

 


Список литературы

1. Arusoğlu G. et al. Orthorexia Nervosa and Adaptation of ORTO-11 into Turkish //Turkish journal of psychiatry. – 2008. – Т. 19. – №. 3.Bratman S., Knight D. Health food junkie //Yoga J. – 1997. – Т. 136. – С. 42-50.
2. Awad E. et al. Association between impulsivity and orthorexia nervosa/healthy orthorexia: any mediating effect of depression, anxiety, and stress? //BMC psychiatry. – 2021. – Т. 21. – №. 1. – С. 1-14.
3. Bratman S. Orthorexia vs. theories of healthy eating //Eating and weight disorders-studies on anorexia, Bulimia and Obesity. – 2017. – Т. 22. – №. 3. – С. 381-385.
4. Cena H. et al. Definition and diagnostic criteria for orthorexia nervosa: a narrative review of the literature //Eating and Weight Disorders-Studies on Anorexia, Bulimia and Obesity. – 2019. – Т. 24. – С. 209-246.
5. Donini L. M. et al. Orthorexia nervosa: a preliminary study with a proposal for diagnosis and an attempt to measure the dimension of the phenomenon //Eating and Weight Disorders-Studies on Anorexia, Bulimia and Obesity. – 2004. – Т. 9. – С. 151-157.
6. Dunn T. M., Bratman S. On orthorexia nervosa: A review of the literature and proposed diagnostic criteria //Eating behaviors. – 2016. – Т. 21. – С. 11-17.
7. Koven N. S., Abry A. W. The clinical basis of orthorexia nervosa: emerging perspectives //Neuropsychiatric disease and treatment. – 2015. – С. 385-394.
8. Mittal V. A., Walker E. F. Dyskinesias, tics, and psychosis: Issues for the next Diagnostic and Statistical Manuel of Mental Disorders //Psychiatry research. – 2011. – Т. 189. – №. 1. – С. 158.

Расскажите о нас своим друзьям: