Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 7.092

Дата публикации 22.11.2021

Современные проблемы стратегии управления отечественным футболом

Жемчуг Юрий Станиславович
к.п.н., доцент НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород
Сорокина Алёна Владимировна
Магистрант НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г.Нижний Новгород

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные проблемы стратегии управления отечественным футболом, включая их современную интерпретацию. Рассмотрена стратегия управления футболом в зарубежных странах (на примере опыта Германии). В статье выделены самые актуальные сложности, сдерживающие и ограничивающие эффективное управление отечественным футболом, как в настоящий, так и в период после пандемии.
Ключевые слова: проблема, стратегия, стратегия развития, управление, управление футболом, отечественный футбол, физическая культура, спорт, современные технологии, индустрия.

Modern problems of domestic football management strategy

Zhemchug Jurij Stanislavovich
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod
Sorokina Aljona Vladimirovna
Master's student of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia, Nizhny Novgorod

Abstract: This article discusses the main problems of the management strategy of domestic football, including their modern interpretation. The strategy of football management in foreign countries is considered (on the example of the German experience). The article highlights the most pressing difficulties constraining and limiting the effective management of domestic football, both in the present and in the period after the pandemic.
Keywords: problem, strategy, development strategy, management, football management, domestic football, physical culture, sports, modern technologies, industry.

Правильная ссылка на статью
Жемчуг Ю.С., Сорокина А.В. Современные проблемы стратегии управления отечественным футболом // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа:https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennye-problemy-strategii-upravleniya-otechestvennym-futbolom.html (Дата обращения: 22.11.2021)

Введение

Существует большое количество отраслей развлечения и спорта, на их фоне футбол, как сфера управленческих решений остается изученной недостаточно. Футбол является самым популярным  видом спорта, учитывая его коммерческие перспективы и социальную значимость, такое положение, как ни странно, можно признать незаслуженным [7]. Российские ученые проявляют недостаточный интерес к т проблемам теории управления в индустрии футбола. Отечественными авторами сфера футбола рассматривается в основном в контексте недавно проведенного Чемпионата мира по футболу 2018. Множество робот посвящены рассмотрению вопросов управления субъектами на различных уровнях и оценке эффективности их деятельности. А вот, ряд зарубежных авторов уделяют данному направлению, куда большее внимание. В связи с чем, российские исследователи могут воспользоваться сформировавшимся пробелом [3].

В данной статье представлены взгляды на перспективы развития сферы футбола и проблемы, возникающие исходя из развития научных инноваций и действий стратегии управления, способных превратить эти вызовы в возможности будущего прогресса и роста.

 

Стратегии управления футболом в России

Развитие сферы футбола в России определяется Общенациональной стратегией на период до 2030 года, затрагивающей все субъекты футбола:

- федерации;

- центры подготовки;

- футбольные клубы и др.

Стратегия включает в себя реализацию 11 приоритетных направлений, включающих в себя любительский спорт и профессиональный спорт. А так же, развитие футбольной инфраструктуры, создание и поддержание спортивного резерва, внедрение технических инноваций в подготовку спортсменов, привлечение внебюджетного финансирования, тесное сотрудничество с иностранными государствами. При этом можно выделить некоторые недостатки данного документа.

Первым недостатком в стратегии управления футболом являются цели, которые ставятся перед каждым из субъектов индустрии футбола. Для региональной федерации футбола – это решение социальных проблем, достижение спортивных результатов,  не коммерческий успех. А футбольные клубы, в свою очередь, в дополнение к данным направлениям ставят перед собой другую цель - самоокупиться. В связи с этим, возникаем проблема в структуре стратегических документов, что ведет к разграничению социальных, экономических и спортивных целей.

Второй недостаток отчасти выходит из первого и заключается в измерении целей в количественном ключе и утверждении реальных целевых показателей эффективности Стратегия «Футбол-2030» предусматривает 9 показателей - (См. Таблица 1):

Таблица 1. Целевые показатели стратегии «Футбол – 2030»

Номер показателя

Целевой показатель

1.

Доля граждан, систематически занимающихся футболом

2.

Количество занимающихся в учреждениях спортивной подготовки

3.

Количество регионов, где футбол включен в перечень основных видов спорта

4.

Численность тренеров, имеющих профессиональную лицензию РФС УЕФА и работающих в системе подготовки спортивного резерва

5.

Попадание молодежных и юношеских сборных страны на заключительные этапы первенств Европы и мира, Олимпийские игры

6.

Количество региональных центров подготовки футболистов

7.

Количество центров подготовки специалистов в сфере футбола

8.

Единовременная пропускная способность объектов футбольной инфраструктуры.

9.

Место России в клубном рейтинге УЕФА.

Исходя из таблицы очевидно господство социальных и спортивных целей при полном отсутствии экономических критериев, в качестве которых могли бы выступить, такие как:  доля внебюджетного финансирования, диверсификация источников дохода, уровень посещаемости  соревнований и многие другие.

Необходимо заострить внимание и на маркетинговой стратегии: к ней можно отнести отношение с болельщиками, программы лояльности и многие другие.

Усилен должен быть не только блок экономики и маркетинга, но и социальный: развитие экологии, помощь инвалидам и ветеранам футбола.

Заключительный недостаток связан  с мониторингом. В основном это обусловлено разными факторами свойственными для каждого региона. Это сложно можно и нужно решить, например, путем формирования четкой системы управления и взаимодействия между всеми субъектами сферы футбола, а конечно же, за счет цифровизации используемой информации и автоматизации отдельных операций [6].

 

Стратегии управления футболом в зарубежных странах (опыт Германии)

Германия добилась серьезных результатов в подготовке молодых футболистов. Управленческая стратегия развития футбола, которую НФС (Немецкий футбольный союз) принял ещё в 2002 г., называлась «Программа поощрения талантов». Стартовала реализация этой стратегии с анализа работы детских футбольных школ на базе клубов Бундеслиги, показавшая шокирующие результаты. Клубы Бундеслиги, как оказалось, были не в состоянии воспитать высококлассных немецких футболистов уровня, достаточного для главной сборной страны. Многие будущие футбольные «звезды» начинали свою футбольную карьеру в провинциальных клубах, а не занимались в этих школах.

На этапе становления были организованы выездки футбольных специалистов и экспертов в другие Европейские страны для принятия опыта: изучения методик, подходов в воспитании юных игроков, опыт в развитии массового футбола. В итоге этих специалисты сделали вывод, что подготовку будущих молодых игроков для сборной страны не стоит возлагать полностью на главные команды Бундеслиги. Ведь в  такой системе управления многие игроки просто потерялись бы на определенных этапах, из-за того, что флагманы немецкого футбола, делали ставку в пользу молодых иностранных игроков.

Таким образом, стало понятно, что нужна общенациональная стратегия управления развития футбола на всех его уровнял, начиная от детско-юношеского и массового футбола до профессионального. В рамках данной стратегии было построено 400 тренировочных центров по всей Германии под руководством футбольного союза. Они были раскиданы по всей территории страны, приблизительно на одном расстоянии друг от друга. Это уровняло шансы детям, которые хотели заниматься футболом, а также оказалось очень удобным для агентов и скаутов, которые могли следить за юными талантами.

За всего лишь 1 год через эти центры проходит около 25 000 молодых футболистов от 10 до 17 лет, лучшие из них постоянно получают вызов в юношеские сборные Германии. Специализированные центры подготовки открыли новые направления подготовки профессиональных футбольных специалистов. В связи с чем,  в футбольных центрах стали работать около 1 500 тренеров и 50 координаторов Немецкого футбольного союза. Именно координаторы - наиболее важное звено между тренерами, центрами и НФС [2].

В центрах применяются единые методики подготовки. При этом, активно используется специальный подход, который делает понимание игры более простым чтобы заинтересовать юного футболиста. Система игры, тактическая подготовка и фокусировка на результат игры, характерные для профессионального футбола, специально убираются из детского футбола. Еще одним важным механизмом подготовки юных футболистов есть создание футбольных лагерей для детей, включающие в себя проекты по образованию, творчеству и тренировки.

«Программа поощрения талантов» в финансовом плане обходится НФС в 10.000.000 евро в год, но стоит отметить, что очень важную роль играет спонсоры. Спонсорская поддержка позволяет стабильно финансировать данный проект. Так же, серьезным элементом стратегии управления футболом в Германии является единая база данных всех игроков этих центров которая ведется с первого дня поступления в академию. Это позволяет Немецкому футбольному союзу полную и предельно конкретную информацию о талантливых футболистах и тренерах, их победах и переходах в другие команды.

Другой важный нюанс немецкой футбольной сферы связан с регулированием структуры собственников клубов и ограничением долей зарубежных структур. В Германии часто мажоритарные пакеты акций принадлежат спортивному сообществу, коим являются болельщики команды. Следовательно, при возникновении проблем в финансировании команда не может рассчитывать на помощь государства, государственных корпораций или бизнеса. Из-за этого момента немецкие команды не будут рисковать увеличивать траты на заработные платы, а фанаты внимательно будут следить не только за зрелищность матчами, но и за бюджетом любимой команды и за отдельными его статьями (зарплатами игроков, суммой трансферов и т.д).

И крайний фактор, подтверждающим акцентированное внимание к футболу в Германии, является наличие такого документа, как Футбольная конституция Германии от 2004 г. В данном документе на официальном уровне закрепляются ценности, институты и нормы футбольной Германии, основы правового регулирования отношений в футбольной сфере страны как наивысшей правовой формой [4].

 

Проблемы управления развитием будущего футбола и пути их решения

Коронавирусная инфекция, вызвавшая пандемию, которая так изменила условия всей нашей жизни и поставившая под угрозу не только футбол, но и весь мировой спорт в целом, заставляет все более внимательнее рассматривать ранее начавшуюся дискуссию о будущем «спорта номер один». Важно определить, какие направления будущего развития укрепились и будут определять футбол в период после пандемий, а какие оказались в итоге частным случаем и не подтвердили своей значимости [3]. На основе анализа отечественных и зарубежных публикаций о будущем футбола выделены наиболее актуальные направления развития:

- трансляции с вовлечением зрителей, интернет объединения болельщиков;

- инновационные стадионы, изменение требований внешней среды;

- умная экипировка судей и футболистов, компьютерное моделирование тренировок;

- мониторинг игр и тренировок в непрерывном информационном потоке;

- кастомизация игры, создание новых продуктов в футболе.

Технические изобретения с каждым годом все активнее попадают  в сферу футбола и становятся объектом для общественных прогнозов и коммерческих планов инвестирования. Формулируя будущее футбола к 2030 году, говорят о парящих над футбольными полями дронах с небольшими GoPro - камерами  похожих на паукообразных насекомых, умных глазных линзах у футбольных рефери, специализированных микрофонах, размещенных по всей площади футбольного поля,  оснащенных датчиками сиденьях стадиона и др. Понимая неизбежность захода технических нововведений в футбол, Международная федерация футбола заявляет: «Технологические новшества изменяют нашу повседневную жизнь. Новые идеи и взгляды, и есть, движущая сила футбольной сферы по повышению комфорта, безопасности и производительности игроков и судей на поле».

«Принудительная цифровизация», в которую стали вовлечены ушедшие на время карантина организации, футбольные команды, футболисты, продемонстрировала, как далеко и серьезно зашли в современном обществе не только инновации, но и новые модели поведения. Причиной изменения в системе управления становятся не ограничения, связанные с карантином, а закрепившееся в пандемийный период влияние технологических инноваций на различные системы (экономические, социальные). Проблема управления футболом в современном этапе развития заключается в смене самого объекта управления и внешней среды, в которую он интегрирован.

Футбол оказывается в самом пекле общественных споров о том, как новые условия и технологические инновации, воплощающие человеческие ценности, оказывают воздействие на окружающие нас системы (социальные и экономические).

Информационные технологии являются доминантным направлением развития, обеспечивают скачок не только производительности труда на предприятиях, но и результативности и зрелищности в футболе, да и в спорте в целом. Футбол, тем самым, становится продуктом новейших технологических инноваций. Тем не менее, возле футбола, новых технологий все еще не сложилось соответствующих сводов правил, норм и регулирующих институтов. Проблема тут видится не в скорости внедрения технологий, меняющих весь футбол изнутри, а в отставании стандартов и норм, связующих воедино эти изменения со стратегией [6].

Выбор новой стратегии управления развитием футбола в России должен учитывать многие факторы, включая серьезную нужду в перенаправление в новые условия всех субъектов футбольной сферы, в противном случаем команды, не обладающие нужным количеством ресурсов, могут оказаться «за бортом» глобальной «оцифрованной» футбольной сферы. Таким образом, появляется проблема оценки и преодоления отличия в уровнях развития субъектов российского футбола, что объясняется разными факторами, свойственных для каждого региона нашей страны. К таким факторам относятся: экономические, исторические, климатические и др. В рамках стратегии управления футболом необходимо обеспечить мониторинг текущего уровня развития и реализации стратегических мероприятий. Данная сложность не является не решаемой. Ее можно и нужно решить, за счет использования новых технологий, но, что очень важно, только на основе формирования четкой системы управления и коммуникации между всеми имеющимися субъектами сферы футбола.

В данной статье были рассмотрены особенности в рамках сферы футбола. Проблемы стратегии управления сферой футбола заключаются в том, что мы уже активно используем все разработки и  технологии 21 века, но пытаемся управлять ими по образу и подобию мышления менеджмента 20 века и по правилам, сформулированными в своей основе еще в 19 веке. Главным препятствием на пути развития становится разрыв между понятиями, и необходимость смены моделей управления, так как, объектом управления становится объединенный в цифровую среду футбол для столь же объединенного болельщика.

Нужда адаптации управленческого мышления к реалиям и вызовам нового периода и обеспечение преобразований в мировой и отечественной сфере футбола.

 

Заключение

В ходе написания статьи были освещены подходы к управлению футболом в России и Германии, с учетом всех особенностей. Мною было выявлено, что внедрение системы стратегического управления должно предшествовать тщательному анализу нынешнему положению дел и скорому определению наиболее острых проблем, на решение которых будут направлены основные цели стратегии управления. Так же, необходимо обеспечить измерение данных целей через систему показателей эффективности в количественном факторе, учитывающих несколько особенностей и направлений деятельности субъектов футбольной сферы: социальное, спортивное, экономическое.

В конце работы, хотелось бы добавить, что стратегия управления  должна быть направлена на реализацию единой миссии отдельно взятой футбольной организации, которая определяет ее главную цель, сферы деятельности и основных клиентов. Российский футбол сверхнеобходимы управленческие кадры с высокой квалификацией и свободой мышления, способных менять футбол в соответствии с вызовами современности. Такие кадры нужно готовить в российских школах и высших учебных заведениях и мотивировать к смелым и активным действиям, так как уровень изменений будет изменяться в большую сторону, после того как спортивный мир выйдет из коронавирусной депрессии.


Список литературы

1. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ).
2. Годик М.А., Власов А.Е., Годик В.А. Краткое изложение основных итогов UEFAEUR02012 // Футбол: Трибуна тренера. 2012. №5 (12). URL: http://www.rfs.ru/res/docs/blogs/3_2507_UEFA_EUR02012.pdf., дата обращения (08.06.21)
2. Гуреева Е.А. Система управления наследием Чемпионата Мира по футболу ФИФА-2018 в городах-организаторах турнира. Плехановский научный бюллетень. 2019. № 1 (15). С. 34-41.
3. Жемчуг Ю.С., Лехно Д.Ю., Кузьминых С.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35222356., дата обращения (09.06.2021)
4. Катькало, В. С. (2003). Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка. Российский журнал менеджмента, 1(1), 7–30.
5. Панферов Д.Д., Аверин А.В. Маркетинговые стратегии футбольных клубов // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1847-1862
6. Петрунин Ю.Ю. Анализ футбольной результативности: от классических методов к нейросетевым // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2010. № 8.
7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, [Электронный ресурс]. URL https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/, дата обращения 07.06.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: