Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) | Мир педагогики и психологии №11 (64) Ноябрь 2021

УДК 376.4

Дата публикации 17.11.2021

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

Меженцева Галина Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, galmezh@mail.ru
Шевченко Екатерина Юрьевна
студентка психолого-педагогического факультета, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск, kateshewchenko089@mail.ru

Аннотация: Данная статья раскрывает проблему нарушения речи у детей с задержкой психического развития. Проанализировав литературу, авторы выделили особенности нарушения фонетико – фонематической и лексико – грамматической сторон речи при задержке психического развития. Также в статье представлены направления работы по формированию грамматического строя речи.
Ключевые слова: задержка психического развития, нарушения речи, нарушения звукопроизношения, грамматический строй речи, формирование грамматического строя.

Features of writing in younger students with intellectual disabilities

Mezhentceva Galina Nikolaevna
PhD in Pedagogy, Docent, Associate professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology, Smolensk State University, Russia, Smolensk
Shevchenko Ekaterina Yurievna
Student of psychological and pedagogical faculty, Smolensk State University, Russia, Smolensk

Abstract: This article reveals the problem of speech disorders in children with mental retardation. After analyzing the literature, the authors identified the features of the violation of the phonetic - phonemic and lexical – grammatical aspects of speech with mental retardation. The article also presents the directions of work on the formation of the grammatical structure of speech.
Keywords: mental retardation, speech disorders, pronunciation disorders, grammatical structure of speech, formation of grammatical structure.

Правильная ссылка на статью
Шевченко Е.Ю., Меженцева Г.Н. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/narusheniya-rechi-u-detej-s-zaderzhkoj-psikhicheskogo-razvitiya.html (Дата обращения: 17.11.2021)

Установлено, что дети с задержкой психического развития обладают такими характерными чертами, как скудный запас знаний и представлений об окружающем, замедленный темп развития высших психических функций, нарушения речи.

Часто в раннем возрасте у таких детей наблюдается задержка речевого развития, а на более поздних этапах прослеживается отставание в овладении речью [2, с. 5-6].

У детей с ЗПР встречаются все нарушения речи, которые свойственны  и детям с нормальным интеллектом. Довольно часто встречаются нарушения звукопроизношения и нарушения письменной речи, т.е. дислексии и дисграфии [3, с. 6; 4, с. 1-2].

Так же у многих детей с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь таких детей выражается в недостаточной дифференциации речеслухового восприятия, звуков речи, не различении смысла отдельных слов. Экспрессивная речь характеризуется нарушением звукопроизношения, скудным словарём, недостаточной сформированностью лексико-грамматического строя речи [8, c.51-52].

У детей с интеллектуальными нарушениями речь развивается заметно медленнее, чем у их сверстников с нормальным развитием. Лепет появляется довольно поздно, а может и вовсе отсутствовать. А это приводит к задержке понимания обращённой речи и специфическим особенностям пользования речью в дальнейшем. Первые слова могут появиться лишь к 2-3 годам, а фразой дети овладевают к 4-5 годам. Развитие речи происходит путём усвоения речевых обобщений: фонематических, лексических, грамматических, что возможно при сохранном анализе восприятия речи и дальнейшем её синтезе, и обобщении. Но у детей данной категории нарушена аналитико-синтетическая деятельность, следовательно, закономерности языка усваиваются позднее. Таким образом, отмечается нарушение всех сторон речи: фонетико-фонематической и лексико-грамматической [1, c. 125].

При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта.

Несформированность и замедление развития мыслительной деятельности и мыслительных операций проявляются в сложностях овладения грамматическим строем языка [5, c. 35].

При ЗПР наблюдается несформированность высших психических функций (память, внимание, мышление, сенсорный гнозис и т.д.), что отрицательно влияет и на развитие речи. Потому что роль высших психических функций в развитии речи очень велика [5, с. 37-42].

Экспрессивная речь этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов.

С учётом проявления нарушений речи Е. В. Мальцева выделяет три группы детей с ЗПР:

1. дети с изолированным фонетическим дефектом, проявляющиеся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения произношения звуков в этой группе детей связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

2. дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы.

3. дети с системным недоразвитием всех сторон речи (дети с ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений, у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и не дифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложения, аграмматизмы.

Как следствие задержки психического развития, проявляется замедление темпа развития речи с большим нарушением смыслового компонента [6, с. 4-15].

Были обозначены следующие особенности речевых нарушений при задержке психического развития:

  1. Главным в структуре речевого дефекта является семантический компонент.
  2. Отставание в речевом развитии от возрастной нормы.
  3. Встречаются сочетанные речевые нарушения, т.е. возможны дизартрический компонент, алалический и ринолалический компоненты.
  4. Характерно системное недоразвитие речи, т.е. страдает и лексико-грамматический, и фонетико-фонематический компоненты речи.
  5. Нарушения импрессивной речи:
  1. неполноценное различение речеслухового восприятия;
  2. недостаточное разграничение смысла отдельных слов;
  3. затруднения в дифференциации смысловых оттенков речи;
  4. трудности понимания фразовой речи и многоступенчатой инструкции;
  5. непонимание грамматических конструкций;
  1. Нарушения экспрессивной речи:
  1. различные нарушения звукопроизношения;
  2. несформированность или неполная сформированность фонематического слуха;
  3. скудность словарного запаса;
  4. аграмматизм на морфологическом, словообразовательном и синтаксическом уровне;
  5. трудности развития связной речи;
  6. затруднения в оречевлении действий.
  1. Нарушения письменной речи [6, с. 50-52].

Нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития встречаются значительно больше, чем у детей с нормальным развитием.

 

У детей с ЗПР наиболее часто встречаются нарушения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Нарушения свистящих связаны с недоразвитием речеслухового анализа. Это имеет подтверждение, в выполнении детьми заданий на повторение слогов с акустически близкими звуками.

 

Среди нарушений речи господствующее место занимают смешения звуков, а именно свистящих и шипящих ([с] – [ш], [з] – [ж], [с] – [ч],
[с] – [щ]), сонорных ([р] – [л]).

 

У детей данной категории выявлена особенность в соотношении смешений, искажений и замен. Первую позицию по распространённости занимают смешения, вторую – искажения, третью – замены.

 

Исходя из того, что преобладают смешения, то становится понятным, что часто имеют место нарушения речеслухового анализа и синтеза.

 

Исследования В.А. Ковшикова, Е.В. Мальцева показали, что в большей степени нарушения звукопроизношения носят характер дислалии.

 

При стёртой форме дизартрии у детей данной категории недостатки звукопроизношения связаны с дефектами строения артикуляционного аппарата. Отсюда появляются ещё и общая смазанность речи, назальный оттенок речи, замедленный темп речи. 

 

Среди дефектов речевого аппарата выделяют:

  • аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус);
  • укороченная подъязычная связка;
  • толстый массивный язык;
  • высокое узкое или уплощённое твёрдое нёбо;
  • дефекты строения зубного ряда.

Часто речь таких детей напряженная, аритмичная. При этом отдельные слоги и слова ребенок произносит четко, однако, спонтанная речь неясная, смазанная.

 

Одно из условий, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития – недостаточная сформированность фонематического восприятия.

 

По данным Е.В. Мальцевой, среди детей с ЗПР, имеющих дефекты речи, больше половины чувствовали значительные затруднения при различении звуков на слух. Дети не дифференцировали не только нарушенные звуки, но и правильно произносимые звуки. Это выражалось в неправильном повторении слогов с акустически близкими звуками. И когда увеличивалось количество слогов, то, соответственно, возрастало и количество ошибок [7, c.18-22].

 

Необходимо выделить, что применение некоторых облегчённых приёмов не помогло снизить число ошибок.

 

Нарушение фонематического развития у детей с задержкой психического развития проявляются как в сложности различения звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза [7, с. 59-64].

Процесс становления грамматического строя речи детей проходит параллельно с процессом общего речевого развития ребёнка.  Основой усвоения грамматической стороны языка является познание ребёнком отношений и связей окружающей действительности, выраженных в грамматических формах языка.

Природа грамматической речи детей с ЗПР аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность их речи говорит о непонимании им отношений и связей, существующих в реальности. Ребёнок дошкольного возраста раскрывает связи между предметами и явлениями, познавая окружающий мир. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи.

Выявление различных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями значительно улучшают детскую речь: увеличивается число предлогов, наречий; появляются сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Таким образом, грамматический строй речи развивается: ребёнок овладевает навыками словообразования, словоизменения, формообразования и синтаксическими структурами [5, c.120].

Для исследования нарушений грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития и установление ключевых направлений логопедической деятельности авторами был проведен эксперимент.

Обследование детской речи проводилось по методике И.Д. Коненковой [4] и картинному материалу из «Логопедического альбома для обследования лексико-грамматического строя и связной речи» И.А. Смирновой [9].

Полученные в ходе исследования результаты позволили выявить:

1. Направления работы по формированию грамматического строя речи:

  1. создание благоприятной речевой среды;
  2. предупреждение у детей грамматических ошибок;
  3. корректное исправление уже существующих ошибок в речи детей;
  4. совершенствование синтаксической стороны речи;
  5. развитие чуткости и интереса к собственной речи.

2. Способы закрепления тех грамматических форм, которые вызывают наибольшие затруднения:

  1. совершенствование умения согласовывать слова в предложениях;
  2. помощь детям при неправильной постановке ударения в слове;
  3. исправление ошибок в чередовании согласных;
  4. ознакомление с разными способами словообразования;
  5. упражнение в образовании однокоренных слов;
  6. упражнение в употреблении простых, сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;
  7. совершенствование умений пользоваться косвенной и прямой речью.

В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывают определённые трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с ЗПР возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета [1, c. 35].

У большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родовидовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

Как отмечает М. Ю. Борякова нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и определяется небольшим объектом текста, незначительным количеством смысловых звеньев, нарушением связи между отдельными предложениями текста, наличием повторов, пауз. Эти проявления свидетельствуют о нестойкости замысла, о нарушении программирования текста [2, c. 14-16].

Составление рассказа по серии сюжетных картинок детьми с ЗПР характеризуется несколькими особенностями: дети быстро устают, отвлекаются, что отражается на качестве связных речевых высказываний [1, c. 28].

В связной речи дети оперируют назывными или неполными предложениями. В предложении может не быть подлежащего, сказуемого или сразу и подлежащего и сказуемого. Наиболее трудной для освоения является контекстная форма речи, нежели ситуативная (её дети усваивают быстрее и успешнее) [3, c. 25].

Интерес к речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обусловлен постоянно возрастающей ролью чтения и письма, обеспечивающих успешность подготовки к школе. Соответственно, одной из важных составляющих обучения грамоте является достаточный уровень речевого развития детей.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.


Список литературы

1. Борякова М.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7лет с ЗПР при опоре на сюжетную картинку // Дефектология 1982, №5.
2. Борякова М.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: автореф. канд. дис. М., 1983г.
3. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. М.: Феникс, 2007. 154 с.
4. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005, 80 с.
5. Куликова Н.С. К вопросу об особенностях нарушений речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование.2014.№10.С.119-123.
6. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004, 208 с.
7. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990, №6.
8. Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. М.: Народная асвета, 1989. 64 с.
9. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. М.: Детство-Пресс, 2018. 48 с.

Расскажите о нас своим друзьям: