Общая педагогика, история педагогики и образования | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 159.99

Дата публикации 22.01.2022

Современное состояние психологии денег в отечественной литературе

Салтыкова Владислава Сергеевна
Студент факультета психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, vlada.saltikova@gmail.com
Дейнека Ольга Сергеевна
Доктор психологических наук, профессор кафедры политической психологии, и.о. зав. кафедрой политической психологии, Профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, РФ, г. Санкт-Петербург, osdeyneka@yandex.ru

Аннотация: В работе приводится обзор результатов исследований по теме психологии денег в отечественной литературе. Обращаясь к экономическим реалиям в рамках выбранной темы, в процессе анализа были обнаружены основные направления исследований в данной области научного знания. Также в работе приводятся данные о факторах, влияющих на отношения личности к деньгам, и представлена методология их изучения.
Ключевые слова: психология денег, монетарное поведение, монетарные установки, деньги.

The current state of the psychology of money in Russian literature

Saltykova Vladislava Sergeevna
Student of the Faculty of Psychology, Saint Petersburg State University, Russia, St. Petersburg
Deyneka Olga Sergeevna
Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Political Psychology, Acting Head of the Department of Political Psychology, Professor, Saint Petersburg State University, Russia, St. Petersburg

Abstract: The article is devoted to theoretical analysis of views on the current state of the psychology of money in Russian literature. The article provides an analysis of Russian sources and presents the results of research on the topic of monetary relations and monetary behavior. The analysis revealed the factors influencing the attitudes of the individual towards money, it presents the methodology for their study.
Keywords: psychology of money, monetary behavior, monetary attitudes, money.

Правильная ссылка на статью
Салтыкова В.С., Дейнека О.С. Современное состояние психологии денег в отечественной литературе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennoe-sostoyanie-psikhologii-deneg-v-otechestvennoj-literature.html (Дата обращения: 22.01.2022)

Введение

Появление в жизни людей денег считается большим достижением. Данное высокоинтеллектуальное изобретение позволило человечеству перейти на новый этап экономической цивилизации, которая основывалась на принципе разделения труда, кооперации и феномене капитала.

С помощью денег люди стали оценивать стоимость товаров и услуг; совершать их обмен на денежный эквивалент; использовать деньги в качестве единицы накопления и как отложенный платёж при выплате кредитов, долгов, налогов. Деньги стали выполнять главные функции: служить средством обращения, средством сохранения стоимости, единицей счета (мерой стоимости) и средством платежа. Именно в них и проявляется сущность денег как компонента экономической жизни общества.

Помимо вышеперечисленных экономических функций, деньги оказывают влияние на психику людей, изменяя ее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, вследствие чего они становятся предметом такой области как экономическая психология [23, с. 27]. С психологической точки зрения, деньги —  это некое представление, символ, которые существуют в сознании людей, наделяющих их субъективным личностным смыслом в виде вербализованного, эмоционально окрашенного и опредмеченного образа [4, с. 209].

Вопросами экономической психологии в современной России стали заниматься относительно недавно. Толчком стал переход российской экономики к рыночной, что привело к смене социалистических установок финансового равенства на новые установки в отношении денег, к дифференциации и изменению их образа в сознании человека. Современные научные центры, занимающиеся вопросами экономической психологии, находятся в Москве (Институт психологии РАН, Высшая школа экономики); Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский университет экономики и финансов); Иркутске (Байкальский университет экономики и права); Чебоксарах (Чувашский госуниверситет) [13, с. 22].

Психология денег является одной из отраслей экономической психологии и изучает психологические аспекты отношения людей к деньгам, формирование монетарных установок и моделей поведения. Данная отрасль знаний на сегодняшний день активно разрабатывается такими современными исследователями как О. С. Дейнека, А. Б. Фенько, Л. Б. Салихова, В. П. Позняков и Е. В. Познякова, А. О, Рабинович, С. А. Цветкова, М. А. Винокуров, А. Д. Карнышев, Т. Д. Бурменко, Е. А. Иванова, Е. И. Горбачева,

Н. А. Журавлева, А. Б. Купрейченко, М. Ю. Семёнов и др.

Актуальность данной темы в рамках российского общества обусловлена переходом страны к рыночной экономике, что привело к перестройке образа денег в представлении современного россиянина. Выявление причин и закономерностей изменения восприятия денег человеком позволяет определить значимость исследований в данной теме для практического их применения.

 

Достижения в сфере отечественной психологии денег

В современном мире функции денег постепенно начинают переходить от сугубо экономических к социальным и психологическим. Деньги у человека начинают ассоциироваться не только с возможностью приобретения благ и удовлетворением необходимых потребностей, но также они приобретают сакральный смысл. Таким образом, в связи с изменением роли денег для человека происходит и преобразование их функций. Во-первых, деньги начинают выполнять компенсаторно-терапевтическую функцию, с их помощью люди снижают тревогу, обеспечивают себе безопасность и повышают свою значимость. Во-вторых, экономические установки и ценностные ориентации личности делают ее активным субъектом в экономической и профессиональной деятельности страны. Было показано, что ценность денег для человека растёт по мере экономического роста страны. Это может проявляться в положительном отношении к местной валюте, повышении её авторитета. В-третьих, деньги играют роль индикатора положения человека среди других людей. В странах с растущей экономикой, например, в России, на первый план выходят социальное положение и статус, начинает расти значимость доходов и активов. В-четвертых, деньги отражают полезность и вещность мира, вложенный труд, соответственно, начинают выполнять роль содержания, способов и условий труда. В целом же в нашей стране отмечается такая тенденция, что начинают преобладать материальные, индивидуалистические ценности над ценностями духовными, появляется всё большая ориентация человека на деньги как на критерий жизнеобеспечения и развития [8, с. 57].

Формирование в России с девяностых годов двадцатого века новых социально-экономических отношений ставит проблему адаптации к рынку зрелых людей, у которых экономическое сознание формировалось при социализме. Трансформация экономической среды, возникновение различных форм собственности, финансовое расслоение общества приводит к дифференциации экономического сознания и экономических отношений, в том числе к появлению различных социально-психологических типов людей по отношению к деньгам, что определяет актуальность изучения данной темы [25, с. 37].

М. Ю. Семенов [25, с. 30] предлагает выделять в психологии денег следующие категории:

1) отношение к деньгам;

2) социальные представления о деньгах;

3) монетарное сознание и монетарное поведение;

4) социальные установки по отношению к деньгам.

Монетарные отношения в понимании М. Ю. Семёнова – это «компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации» [25, с. 32]. Концепция отношения к деньгам по М. Ю. Семёнову [25, с. 33] состоит из следующих уровней: монетарная направленность (потребность в деньгах и степень ее удовлетворения), монетарные ценности и ценностные ориентации, монетарные мотивы, монетарные потребности, монетарные социальные установки: аффективные, когнитивные и поведенческие компоненты, и монетарные элементарные установки (деньги как стимул).

А. Л. Журавлев и А. Б. Купрейченко [13, с. 31] выделяют феномен экономического сознания личности, элементами которого являются осознаваемые социально-психологические феномены, в том числе, и отношение личности к деньгам. Экономическое сознание является результатом экономической социализации и обусловлено культурно-исторически. Ключевыми его аспектами являются: экономический (финансовая грамотность) и психологический (установки, отношения, оценки и т.д.) [9, с. 82].

Предмет психологии денег изучается на двух уровнях: макроэкономическом (феномены, связанные с циркуляцией финансовых потоков в обществе) и микроэкономическом (индивидуальные и групповые особенности отношения к деньгам и финансового поведения, а также влияние денег на человеческие отношения) [32, с. 198].

Социальные представления о деньгах формируют у человека образ денег, понимаемый О. С. Дейнека как «комплексная, социально-детерминированная система представлений о деньгах и отношений к ним и финансовой системе страны … образу денег свойственно сочетание осознаваемых и неосознаваемых компонентов, взаимосвязь рационального и эмоционального контекстов отражения» [8, с. 28]. М. Ю. Семёнов [25, с. 38] выделяет следующие социальные представления о деньгах: деньги как инструмент социального измерения, как собственность, как потенциал благ, как хранилище энергии, как средство, как добро и зло, как время и как доверие.

Социальные установки в отношении денег – это особое состояние сознания индивида относительно денег как социального объекта, переживание их смысла и значения, определяющее интенсивность эмоционально окрашенного отношения к деньгам, выражающуюся в готовности оценивать их положительно или отрицательно. Социальные установки к деньгам влияют на реакции индивида относительно денег, регулируя отношение и поведение человека в сфере финансов [2, с. 15]. Монетарные социальные установки изучаются в структуре трёх компонентов: эмоционального, для описания которого используют опросники и субъективное шкалирование; когнитивного, исследуемого с помощью психосемантических методик; и поведенческого, оцениваемого с помощью анкет и опросников  [20, с. 108].

 

Методология исследования монетарных отношений

Обращаясь к методологии изучения отношения к деньгам, отметим те источники, которые выделил в своей работе М. Ю. Семёнов. Методологическими приемами описания структуры монетарных отношений являются выделение факторов и типов.

Шестифакторная структура отношения к деньгам О. С. Дейнека [7, с. 237]. В неё входят следующие факторы: «Деньги – счастье и любовь», «Деньги – развитие», «Деньги – комфорт», «Деньги – моральное зло или благополучие», «Деньги – капитал», «Деньги – сила». Характеристикой первого фактора является сознательное дистанцирование от абсолютизации ценности денег, их фетишизации. Во втором факторе противопоставляются активно-созидательная и пассивно-потребительская установки в отношении денег. Третий фактор включает в себя противопоставленные категории «средство обеспечения комфорта» и «развлечения», т.е. гедонистическая установка тратить и отношение к деньгам как к заработной плате (возмещению за свой труд) и установка зарабатывать. Четвертый фактор – это фактор морально-идеологической оценки денег. В пятом факторе представлена характеристика денег как капитала, сюда же входит представление о них с точки зрения безопасности человека. В шестой фактор входят символы «сила», «власть» и «свобода».

Трехфакторная структура отношения к деньгам А. А. Капустина [15, с.115]. Первый фактор интерпретируется автором как «Морально-этический аспект» и «Неэтичность». Второй фактор – «Активность» и «Власть денег», «Свобода» и «Легкость добывания денег». Третий фактор – «Эмоциональная» и «Рациональная оценка денег». Четвёртый фактор – «Потребность владеть» и «Потребность ощущать деньги».

Трехфакторная структура монетарных отношений А. Б. Фенько [29, c. 37]. Самый значимый фактор – "Тревожность". Второй фактор – "Бережливость - Расточительность", объясняющий потребительское поведение и руководство тратами. Третий фактор – "Заработок", включающий в себя отношения человека к процессу оплаты труда.

Двухфакторная структура монетарных отношений Е. В. Тугаревой, И. Ю.Красиковой [18, с. 100]. Авторами были выделены базовые факторы, определяющие отношение человека к деньгам – инструментальный и эмоционально-насыщенный. Для людей инструментального типа характерна низкая стимулирующая функция денег, в их сознании деньги лишь средство существования. Люди с высокой стимулирующей функцией денег отличаются цинизмом в получении денег, использованием денег как средства оценки и сравнения людей и ставят их в приоритет достижениям в жизни. Для третьего типа деньги субъективно важны, отмечается стремление к высокому качеству жизни и позитивное отношение к богатству, альтруистичность в монетарном поведении. Для четвёртого типа деньги играют высокую стимулирующую роль: такие люди часто тревожны и хотят иметь больше денег, имеют высокие экономические притязания и наделяют деньги высокой значимостью в отношениях с другими.

Факторная структура монетарных отношений у юношей и девушек В. В. Енина [10, с. 119]. Были выделены следующие факторы: 1) материальное благополучие/ориентация на духовные ценности; 2) рациональное отношение к деньгам; 3) аффективно-заряженное отношение; 4) социокультурно обусловленное отношение. Эмоционально-оценочный компонент образа денег отражён в факторе “материальное благополучие/ориентация на духовные ценности”, который является наиболее значимым для девушек. Для них деньги приобретают смысл жизненных ценностей и ориентаций личности. Для юношей наиболее значимый фактор – «Рациональное отношение к деньгам/личностно ориентированное отношение к деньгам», формирующий у молодых людей представление о деньгах с позиции силы и слабости.

Пятифакторная структура монетарных отношений старшеклассников М. Ю. Семенова [25, с. 93]. В результате эмпирической работы автором были выделены следующие факторы:

1. Позитивное и рациональное отношение к деньгам. Искусство управлять деньгами.

2. Фиксация на деньгах. Мотив экономии.

3. Тревожность из-за денег. Мотив финансовой безопасности.

4. Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение из-за денег.

5. Терапевтическая функция денег, деньги как удовольствие или лекарство.

Помимо выделения факторов, к методам психологии денег можно отнести типологизацию. Одной из таких является типология отношения старших школьников к деньгам М. Ю. Семёнова [25, с. 94]. Первый тип – Денежная озабоченность (повышенное внимание к деньгам), второй тип – Денежная расслабленность (пониженное внимание к деньгам, вытеснение), третий тип – Денежное отрицание (возможно расточительство), четвёртый – Денежная концентрация (возможна экономия), пятый тип – Денежная разрядка (напряжение и негативное отношение к деньгам, терапевтическая функция денег).

Типология предпринимателей и их отношение к деньгам А. Л., Журавлева и А. Б. Купрейченко [12, c. 27].

Тип 1: деньги как сила, власть, цинизм, нравственная оценка денег негативная. Большинство жизненных ценностей опосредуются деньгами, отношение к деньгам как к источнику удовлетворения социальных потребностей и потребностей в самореализации.

Тип 2: отношение к деньгам нравственно позитивное. Деньги как ответственность, справедливость, безопасность и здоровье.

Тип 3: нравственная оценка денег негативная. Деньги как несправедливость, беззаконие, лживость, конфликт.

Тип 4: деньги как свобода, развлечение и развитие, одновременно они воспринимаются как конфликтные и безответственные.

Тип 5: пассивное отношение к деньгам, индифферентная их оценка.

Тип 6: деньги как сила и развитие, ложь и цинизм.

Отношение к деньгам разных психотипов молодых людей В. В. Енина [10, c. 120]. Циклоиды склонны негативно оценивать деньги и явления богатства и бедности в частности, тревожатся о способах получения материальной прибыли. Для испытуемых с истероидной структурой психотипа характерна ориентация на материальное благополучие, что в совокупности с низким уровнем психолого-биологических резервов личности приводит к конфликтам по причине пассивности и социально-экономической беспомощности. Деньги для данного психотипа являются самоценностью, которая обеспечивает им чувство защищенности и привилегированное положение в обществе. Шизоидному психотипу свойственна ориентация на духовно-нравственные ценности, нежелание возложение на себя ответственности за достижение определенного материального комфорта, одновременно с этим для них характерен высокий уровень реализации в финансово-экономической сфере. Для испытуемых с эпилептоидной структурой психотипа характерно стремление к достижению материального благополучия, честолюбие, меркантилизм, они осторожны в выборе способов добывания денег.

Классификация типов социальных установок в отношении денег Е. А. Аникеевой [2, с. 27]. Были выделены следующие типы установок: деньги как средство получения власти, деньги как предмет сохранения, деньги как ценность, деньги как объект контроля, деньги как достижение, деньги как недостаточность (несоответствие). На основе классификации была также установлена связь между типами социальных установок в отношении денег и стратегиями финансового поведения индивидов.

Факторы, влияющие на отношение к деньгам

​В отечественной психологии проведены исследования по изучению переменных, влияющих на отношение к деньгам, среди которых можно выделить: пол, возраст, доход, личностные и социокультурные особенности человека и др.

Деньги как объект приобретают значимость в результате их психологической оценки субъектом. Например, восприятие купюр человеком неодинаково: крупные деньги ассоциируются с накоплением, мелкие же – с повседневными тратами. Такое иррациональное отношение к номиналу купюр присутствует и в восприятии людьми новых и старых денег в период реформирования: воспринимая новые деньги как более ценные, человек может распорядиться ими нерационально, дабы быстрее избавиться от старых денег. Интересно заметить, что восприятие денег также различно в зависимости от того, как эти деньги были получены. Честно заработанная сумма подлежит более рациональному обращению с ней, чем деньги, полученные неожиданно и незапланированно. Деньги, полученные нечестным путём или в результате кражи, чаще тратятся на непристойные и незаконные вещи [8, с. 49].

Выполненное О. С. Дейнека исследование [7, c. 208] продемонстрировало личностную окраску отношения к деньгам. Для субъектов хозяйствования, занимающих более активную позицию в финансовой сфере (коммерческие служащие), деньги являются символом «развития», «капитала», «силы» и «ответственности». Для вышеупомянутых субъектов более характерен патриотичный денежный менталитет и оптимистичное отношение к деньгам своей страны. Представителями наемного труда деньги воспринимаются как зарплата или вознаграждение за свой труд. Состоятельные испытуемые, связанные с бизнесом, оценивают деньги как свободу. В более образованной и молодой аудитории, где приоритетом является творческая деятельность, деньги в большей степени символизируют независимость и условие развития.

М. Ю. Семёнов [26, с. 14] отмечает, что отношение к деньгам определяется личностной зрелостью человека. Среди мотивов более личностно зрелых людей присутствуют следующие: самореализация, творчество, познание, саморазвитие, альтруистическая помощь другим. Социальные установки зрелых людей к деньгам более дифференцированы и рациональны. В целом, по мере роста зрелости личности изменяется иерархия её ценностей: ценность денег снижается, а уровень материальной удовлетворённости растёт. Более зрелые люди оценивают своё финансовое состояние в прошлом и будущем как удовлетворительное, чаще более любопытны в реализации своих потенциалов с помощью денег, в отличие от незрелых личностей, для которых деньги символизируют обладание вещами и престиж.

Монетарные отношения также зависят от половозрастной принадлежности личности. По мере взросления человек меняет оценку денег с более негативной на более позитивную, в семантическом пространстве деньги становятся более мобильные, динамичные, что связано с расширением функционала денег и активностью их использования с возрастом, отношение к ним с возрастом становится более серьезным, приобретает большую значимость ценность денег в обществе, чем для самого человека [30, с. 35]. Старшее поколение предпочитает идею протестантской трудовой этики («много заработать, мало потратить»), люди среднего возраста живут идеей консумеризма («много зарабатывать, много тратить»), а молодое поколение живет по принципу паразитизма («много тратить, не зарабатывая»). Интересно, что тревожность как установка к деньгам у мужчин и женщин проявляется по-разному: женщины выражают её в импульсивных тратах, а мужчины проецируют эту тревогу вовне, в целом, деньги у них ассоциируются с властью и престижем [26, с. 22].

При анализе отношения к деньгам в разных половозрастных группах [27, с. 125] было выявлено, что молодые люди, независимо от пола, оценивают деньги как неактивные и плохие, женщины — как активные и хорошие, а мужчины — как активные и плохие. Юноши ценят деньги больше, чем девушки, для них деньги в большей степени ассоциируются с независимостью, тогда как для девушек это ещё и гарант безопасности. Молодые люди также более склонны к предпринимательству, а девушки – к стабильной работе в государственных учреждениях [21, c. 119]. Женщины больше ориентированы на монетарные отношения, готовы прилагать больше усилий для получения денег, испытывают более сильные эмоции, совершая финансовые операции. Мужчины более уверены в финансовых вопросах, больше удовлетворены своим финансовым положением и оптимистичнее воспринимают своё будущее материальное положение. Главное отличие в монетарном поведении мужчин и женщин заключается в том, что для мужчин ведущими видами поведения выступают получение и трата денег, а для женщин только трата [28, с. 157].

Эмоциональный компонент отношения к деньгам представлен следующими гендерными различиями: у юношей доминирующей является эмоция радости, тогда как у девушек добавляются ещё эмоции интереса, вины и удивления. В конативном компоненте выделяются следующие различия: для юношей характерны такие виды денежного поведения, как зарабатывание, накопление и трата, а для девушек – только зарабатывание. Ценностный же компонент отношения к деньгам характеризуется тем, что у девушек больше, чем у юношей, выражена когерентность по отношению к деньгам, т. е. взаимосвязь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов [19, с. 113]

Связь отношения к деньгам с полом также удалось выявить с помощью методики Е. И. Горбачевой и А. Б. Купрейченко «Отношение к деньгам». Женщины были отнесены к следующим типам: «Деньги - добро и свобода» и «Деньги – зло и зависимость». Мужчины в большинстве относятся к типам «Деньги — несправедливость, нетерпимость и зависимость», «Нравственно-конфликтная оценка денег», «Нравственно-неопределённая оценка денег. Деньги — терпимость и ответственность», «Деньги — зло и свобода». К последнему типу «Нравственно-индифферентная оценка денег» в одинаковой степени относятся и мужчины и женщины. При дальнейшем сопоставлении результатов типологизации с результатами по опроснику С. Бема «Маскулинность — фемининность» получены следующие результаты: деньги как средство существования, комфорт, достижение, конфликт связаны с фемининностью; деньги как власть, комфорт, развлечения, развитие связаны с маскулинностью [16, с. 6].

Взаимосвязь величины дохода и отношения к деньгам впервые проследила В. Д. Рубинштейн, установив, что с ростом дохода растёт склонность утаивать его величину. Также ей были выделены установки, не зависящие от дохода, среди которых: престиж, власть, откладывание на будущее, качество, тревога, недоверие. В исследовании К. С. Орбодиева и А. В. Барчукова [22, с. 181] было обнаружено, что респонденты с доходом выше среднего чаще ассоциируют деньги с достойной жизнью и «средством существования». У респондентов с низким уровнем дохода когнитивный компонент отношения к деньгам менее дифференцирован: для данной группы более характерно определять деньги в категориях «средство для существования», «достойная, хорошая жизнь», «свобода», «квартира, машина, еда». При изучении аффективного отношения к деньгам было установлено, что все респонденты испытывают эмоции радости и удивления при сценарии «Много денег». Однако респонденты с уровнем дохода выше среднего испытывают чувство вины при сценарии «Много денег», что объясняется авторами тем, что большое количество денег свидетельствует об их пассивности (деньги никуда не вложены и не работают на их держателя). При сценарии «Достаточно денег» у всех испытуемых наблюдаются эмоции радости и интереса, с тем отличием, что для респондентов с уровнем дохода средним и ниже среднего эмоция радости преобладает над интересом, а у респондентов с высоким уровнем дохода преобладает эмоция интереса. При сценарии «Мало денег» все респонденты переживают разные эмоции, без выделения доминирующей. Для респондентов с уровнем дохода ниже среднего характерна эмоция горя, для респондентов со средним уровнем дохода и выше среднего наиболее характерным является интерес. Для респондентов с высоким уровнем дохода характерно оптимальное соотношение дохода планируемого и фактического, а также дохода и расхода [7, с. 137].

Е. Д. Короткиной [17, с. 36] была установлена корреляционная связь между отношением к деньгам и экономическим статусом и ценностными ориентациями в различных социальных группах. Для предпринимателей при оценке денег на первом месте находится фактор социальной ценности, превосходства, престижа. На втором — фактор финансового контроля. На третьем — фактор безопасности и надежности дела, фирмы. Менеджеры оценивают деньги с точки зрения своей экономической активности в плане соответствующей награды за свой труд, как фактор влияния на людей, строже ограничивают себя в тратах, осуществляют постоянный контроль над своими сбережениями. И менеджеры и предприниматели менее склонны рассматривать деньги как источник отрицательных эмоций.

Преподаватели же, наоборот, видят в деньгах источник напряженности, тревоги, страха, большее предпочтение в оценке денег отдают фактору финансового контроля и наименьшее — фактору  власти над другими людьми.

Для студентов на первом место — фактор, характеризующий деньги как показатель оценки проявления их экономической активности и показатель социальной ценности, превосходства, престижа. Одновременно с этим, деньги  для данной группы – источник негативных эмоций, напряжения, комплексов.

При анализе взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и отношения к деньгам современных рабочих [3, с. 18] было выявлено, что независимо от половой принадлежности, преобладающими у них являются инструментальный тип мотивации и установка на позитивное и рациональное отношение к деньгам. Мужчины чаще, чем женщины, относятся к деньгам рационально и излишне контролируют свои финансы, женщины в большей степени фиксированы на деньгах и испытывают напряжение и негативные эмоции из-за них. Выявлено, что усиление люмпенизированной мотивации у женщин и профессиональной мотивации у мужчин может способствовать снижению у них позитивного и рационального отношения к деньгам, а усиление хозяйского типа мотивации может способствовать снижению напряжения и переживания негативных эмоций по отношению к деньгам у мужчин.

Поскольку отношение к деньгам, как результат экономической социализации, формируется под влиянием ценностных установок в родительской семье, было устновлено [9, с. 89], что существуют различия в отношении к деньгам у детей из семей и детей из детского дома. Последние реже воспринимают деньги как гарантию безопасности, более ориентированы на удовлетворение с помощью денег биологических потребностей, их представления о деньгах идеалистичны, в отличие от реалистичных представлений о них детей из семей, главным мотивом рационального монетарного поведения является мотив приобретения необходимого, тогда как у детей из семей это мотив экономии. В целом же реакция детей из детского дома при отсутствии денег более спокойная, чем у детей из семей.

Социальные представления о деньгах различны у индивидов с разным уровнем экономических притязаний в структуре индивидуальных экономических целей и в зависимости от содержательных характеристик целей экономической активности. Так, респонденты, имеющие более высокие экономические притязания, обладают более высокими экономическими запросами: стремление к достижению высоких стандартов условий жизни, возможность благодаря деньгам реализовать значимые цели в жизни, возможность хорошо проводить время. Респонденты, отличающиеся преобладанием в своих представлениях социальной функции денег стремлением обеспечить себя и семью всем необходимым, рассматривают деньги в большей степени как возможность помогать другим людям, и в меньшей – как возможность удовлетворять свои желания [11, с. 31].

В недавнем исследовании Д. С. Пузакиной и О. А. Долговой [24, с. 50] было изучено отношение к деньгам у лиц с делинкветным поведением. У делинкветных лиц с отклонениями корыстной направленности в большей степени выражено потребительское поведение, они чаще преувеличивают смысл денег. В ситуации их недостатка таким лицам свойственно рациональное поведение, при избытке – нерациональное. Делинкветными лицами с отклонениями агрессивной направленности деньги воспринимаются как предмет гордости и символ успеха. Для получения денег они предпринимают активные действия, но часто бывают в этом импульсивны. Эмоциональное отношение к деньгам свойственно делинкветным лицам с отклонениями социально-пассивной направленности. У них деньги ассоциируются с независимостью.

Эмпирически была выявлена взаимосвязь показателей агрессивности и отношения к деньгам. Так, лица с выраженной агрессивностью характеризуются рассогласованностью ценности и доступности материально-обеспеченной жизни, а также негативной оценкой своего финансового положения в прошлом и будущем [31, с. 266].

На отношение к деньгам также влияет локус контроля. Для лиц с экстернальным локусом контроля характерна фиксация на деньгах, для них деньги также выполняют терапевтическую функцию, являясь фактором получения удовольствия. Лицам с интернальным локусом контроля деньги приносят меньшее удовольствие, и фиксация на них для данной группы не характерна [6, с. 93].

В недавнем исследовании [5, с. 34] была установлена взаимосвязь личностных характеристик и монетарных установок. Выявлено, что высокая ценность денежного ресурса отрицательно связана с показателями жизнестойкости: такие монетарные установки как «излишняя бережливость», «поклонение деньгам», «обеспокоенность деньгами», «стремление к высокому социально-экономическому статусу», связаны с неуверенностью в себе, неверием в себя в ситуациях риска и неопределённости. При наличие же «умеренных» установок в отношении денег проявляются более высокие показатели жизнестойкости: личностная готовность к социальному риску и принятию его, более выраженная способность контролировать различные жизненных ситуации и себя в них, стремление действовать в нестандартной ситуации в отсутствии надежных гарантий.

На отношение людей к деньгам также влияет тип населенного пункта. Для городских жителей, помимо духовных ценностей, важную роль играет карьера, доход и самореализация. Городские жители позитивнее, чем жители сельских местностей, относятся к кредитам, обладают более высоким уровнем финансовой грамотности и предпочитают безналичные формы оплаты [14, с. 24]. Для молодых людей из сельской местности характерно нерациональное поведение: превышение трат над доходом, дискомфорт и растерянность в ситуации избытка и отсутствия денег, использование денег для улучшения эмоционального состояния. Для городской молодёжи деньги символизируют власть, амбиции, желание их заработать усердным трудом. Ситуацию отсутствия денег они также склонны считать ограничивающей их действия [1, с. 8].

 

Заключение

Тема психологии денег в отечественной литературе начала активно разрабатываться в конце прошлого века, на данный момент представлено достаточное количество исследований, однако некоторые частные вопросы требуют дальнейшего изучения.

Как отдельная область знаний психология денег входит в сферу экономической психологии и занимается разработкой вопросов монетарных установок, монетарного поведения, монетарных отношений.

Главными компонентами психологии денег как научной области знаний являются: отношение к деньгам, социальные представления о деньгах, монетарное сознание, монетарное поведение и социальные установки по отношению к деньгам.

Основными методами психологии денег являются многофакторные опросники, шкалы которых позволяют определить монетарные установки, представления и модели поведения, а также выделение типов отношений к деньгам у людей.

Факторами, которые непосредственно коррелируют с монетарным поведением и монетарными отношениями, являются: пол, возраст, социокультурные и личностные особенности, уровень дохода, личностная зрелость, экономическая роль, тип местности, локус контроля, агрессивность и пр.

Актуальность изучения психологии денег заключается в выявлении взаимосвязей компонентов финансового сознания, их иерархической структуры, динамики процессов в кризисных и стабильных условиях, их общей детерминации.

Практическая значимость темы определяется возможностью получения данных, которые могут быть использованы для прогнозирования характера принимаемых субъектом экономических решений, возможностью определения рисковых моделей экономического поведения, в том числе девиантных, обозначением рекомендаций по созданию и масштабированию программ развития экономической грамотности и компетентности в принятии экономических решений.


Список литературы

Азарёнок Н.В. Монетарные стратегии экономического поведения молодёжи с различным социально-демографическим статусом // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2018. – Т. 12. – № 5. – С. 6-10.
2. Аникаева Е.А. Социальные установки в отношении денег как фактор финансового поведения населения // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Государственный университет - Высшая школа экономики. Москва. – 2008. – 27 с.
3. Бадун А. Г., Мальцева О. Е. Взаимосвязь мотивации трудовой деятельности и отношения к деньгам современных рабочих // Вестник ГГУ. – 2017. – № 3. – С. 17-24.
4. Голубева Е.В. Отношение к деньгам у людей с разным уровнем дохода // Омский научный вестник. – 2010. – № 3. – С.136-139
5. Горчакова О.Ю., Ларионова А.В., Обуховская В.Б., Козлова Н.В. Исследование экономического поведения личности: связь психологических особенностей и монетарных установок // Психолог. – 2021. – № 5. – С. 18 - 35.
6. Гришина А.В., Косцова М.В. Особенности отношения к деньгам у старшеклассников с экстернальным и интернальным локусом контроля // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. –2021. – № 2. – С. 84-96.
7. Дейнека О. С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – М., ИП РАН. – 2004. – Том 1. – С. 207-241.
8. Дейнека О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. – 2000. — 160 с.
9. Долгова О.А., Пузакина Д.С. Отношения к деньгам старшеклассников, воспитывающихся в условиях семьи и детского дома // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 80-91.
10. Енин В.B. Влияние конституционально-психотипологических особенностей личности на восприятие денег в юношеском возрасте: диссертация кандидата психологических наук. – Москва. – 2005. – 135 с.
11. Журавлева Н.А. Влияние субъективного экономического статуса на представления личности о деньгах // Экономика образования. – 2021. – № 6 (127). – С. 93-103.
12. Журавлев, А.Л., Купрейченко А.Б. Отношение к деньгам предпринимателей с различным психологическим типом экономической активности // Психология и экономика. – 2009. – Том 2. – No 1. – С. 12-32.
13. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Тенденции социально-экономической жизни общества и развитие отечественной экономической психологии // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д Карнышева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП. – 2009. – С. 20-40.
14. Иванова Т.Н., Совалева Д.А. Сравнительный анализ монетарного поведения городских и сельских жителей (эмпирический опыт) // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2015. – № 3 (12). – С. 21-25.
15. Капустин, А.А. Отношение различных социальных групп к деньгам: На основе комплексного социально-психологического исследования: Автореф. канд. психол. наук. – Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. ДИС. Демидова. – 2001. – 164 с.
16. Кисляк А. В. Гендерный анализ отношения личности к деньгам // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». – 2009. – № 3(4). – С. 4-9.
17. Короткина Е. Д. Отношение к деньгам как компонент экономического сознания различных социальных групп // Проблемы экономической психологии / под ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. – М.: Институт психологии РАН. – 2004. – Т. 1. – С. 242–260.
18. Красикова И.Ю. Психологические типы отношения к деньгам / И.Ю. Красикова, Е.В. Тугарева: Дипломная работа. М.: Государственный Университет Гуманитарных Наук, Институт Психологии. – 2005. – 108 с.
19. Макарова Е.А., Макарова Е.Л., Махрина Е.А. Анализ характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам юношей и девушек студентов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2016. – № 1(173). – С. 107-115.
20. Макарова Е. А., Макарова Е. Л., Махрина Е. А. Психологические аспекты структурных компонентов и характеристик ценностно-смысловых отношений к деньгам // Вестник АГУ серия 3: педагогика и психология. – 2015. – № 4. – С. 107-114.
21. Назарова Е.В. Взаимосвязь психологического восприятия студентами ценности денег и способов их зарабатывания // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 8(48). – С. 115-121.
22. Орбодиев К. С., Барчуков А. В. Психология денег // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2018. – Том 21-1. – С. 179-183.
23. Полухина О.П. Психология денег как объект психологических исследований // Финансы России в условиях глобализации. Материалы IV Международной научно-практической конференции, приуроченной ко «Дню финансиста - 2019». – 2019. – С. 26-31.
24. Пузакина Д. С., Долгова О. А. Особенности отношения к деньгам и монетарного поведения лиц с делинкветным поведением // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2020. – № 1. – С. 48-55.
25. Семёнов М.Ю. Деньги и люди: Психология денег в России: Монография. Киев: Изд-во «Простобук». – 2011. – 149 с.
26. Семёнов М. Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – Ярославль. – 2004. – 178 с.
27. Семенов М.Ю. Психосемантическое исследование понятия "деньги": гендерный и возрастной аспекты // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2009. – № 3 (78). – С. 124-127.
28. Скидевич И.Н. Гендерные аспекты монетарного поведения в современном обществе // Психологическая студия. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов кафедры психологии ВГУ имени П.М. Машерова. Редколлегия: С.Л. Богомаз (гл. ред.) [и др.]. Витебск. – 2021. – С. 155-157.
29. Фенько А. Б. Психологический анализ отношения москвичей к деньгам // Психологический журнал. – 2004. – Том 25. – № 2. – С. 34-42.
30. Филиогло Л.Д. Сравнительный анализ социально-ценностных представлений о деньгах у разных поколений // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – № S10. – С. 31-35.
31. Чернышова Е.Л., Кудрякова А.А. Взаимосвязь агрессивности и отношения молодежи к деньгам // Молодой ученый. – 2018. – № 48 (234). – С. 264-267.
32. Чижикова Е.С. Исследования психологических особенностей отношения к деньгам // Практический маркетинг. Материалы IV международной студенческой научно-практической конференции. Ответственный редактор И.Л. Сурат. – 2019. – С. 197-200.

Расскажите о нас своим друзьям: