Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №01 (66) Январь 2022

УДК 378.147

Дата публикации 21.01.2022

Контроль и критерии оценивания результатов обучения иностранному языку в нелингвистической образовательной организации

Вавилова Татьяна Евгеньевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, tatyanavavilov@yandex.ru

Аннотация: важное место в организации учебной деятельности любого вуза отводится стратегиям контроля и оценивания результатов обучения, целью которых является установление уровня сформированности знаний, умений и владений обучающихся, диагностирование объективных показателей качества подготовки будущих специалистов. В статье подробно описываются виды контроля, его особенности, критерии оценивания результатов обучения иностранному языку в нелингвистической образовательной организации. Особое внимание уделяется проблеме обратной связи и объективности преподавателя в оценке результатов учебной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: контроль результатов обучения, критерии оценки, знания, владения, итоги обучения, оперативный контроль, текущий контроль.

Control and criteria for evaluating results of foreign language teaching in non-linguistic educational organization

Vavilova Tatyana Evgenevna
Cand. Sci. (Ped.)Associate professor at the Department of Russian and Foreign Languages, Voronezh Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh

Abstract: special place in educational activities’ organization of any educational institution is given to strategies for monitoring and evaluating training results, the purpose of which is to establish knowledge formation level, students’ skills and possessions, diagnosing objective indicators of future specialists’ training quality. The article describes in detail the types of control, its features, criteria for evaluating results of foreign language teaching in a non-linguistic educational organization. Special attention is paid to teacher’ objectivity problem in assessing the results of students' educational activities.
Keywords: learning results control, assessment criteria, knowledge, possessions, training result, effective control, actual control.

Правильная ссылка на статью
Вавилова Т.Е. Контроль и критерии оценивания результатов обучения иностранному языку в нелингвистической образовательной организации // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/kontrol-i-kriterii-otsenivaniya-rezultatov-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-nelingvisticheskoj-obrazovatelnoj-organizatsii.html (Дата обращения: 21.01.2022)

Качество образования определяется соответствием достигнутого уровня преподавания стандартам обучения, целям и ожидаемым результатам, требованиям государства и общества и, в конечном счете, образовательным и социальным потребностям самого человека. О качестве образования необходимо судить не только по результатам обучения, но и по всей системе, процедурам, которые гарантируют, что обучающиеся высшего учебного заведения получат также и общее развитие, позволяющее им удовлетворить свои потребности в области образования. В связи с этим важную роль в повышении качества образования играет контроль, направленный на оценку степени соответствия знаний и умений обучающихся конкретной образовательной цели.

Поэтому для установления уровня сформированности знаний, умений и владений обучающихся, диагностирования объективных показателей качества подготовки будущих специалистов, определения степени соответствия организации учебного процесса требованиям федеральных государственных стандартов специальностей, в том числе, стимулирования самостоятельной деятельности курсантов, активизации обратных связей в образовательном процессе особое место в организации учебной деятельности отводится стратегиям (методам) контроля и оценивания результатов обучения. Данные образовательные стратегии оказывают как прямое, так и опосредованное действие на результат иноязычного обучения курсантов в нелингвистической образовательной организации. Методы контроля и оценивания результатов обучения выполняют ключевые функции построения и организации всей деятельности преподавателей и курсантов, направленной на достижение заданных целей обучения.

Анализируя особенности контроля и оценки качества результатов обучения, следует отметить, что данная проблема рассматривалась отечественными и зарубежными исследователями в различных аспектах. Существует большое количество работ, посвященных подходам к контролю и оценке качества образования, оценке результатов обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, компетентности обучающихся, контролю качества образовательного процесса, условий его организации и пр.

Так, В.И. Загвязинский определяет контроль как «операцию сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами». Причем, основной задачей контроля, на его взгляд, является не только выявление и фиксация уровня обученности, но и способность «научения, оказания помощи для дальнего стимулирования в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития» обучающихся [1, с.173].

Как отмечает И.А. Горшенева, по результатам, полученным в ходе оценивания учебной деятельности обучающихся, можно судить об уровне усвоения ими компетенций как результата обучения на отдельном этапе, что позволяет «корректировать учебные траектории, координировать направленность обучения с требованиями образовательного стандарта» [2, с.302].    

Словацкий педагог Паулина Папрскарова утверждает, что «контроль за образовательным процессом важен для оптимизации самого процесса обучения; он помогает сбалансировать образовательные нормы и стандарты с личными целями обучающихся» [5].       

Таким образом, контроль представляет собой совокупность осознанных действий, направленных на получение сведений об уровне овладения обучающимися программным продуктом, усвоения ими теоретических и практических знаний, навыков и владений, необходимых в процессе выполнения задач будущей профессиональной деятельности [6, с.27].       

Основным условием, способствующим эффективности преподавания иностранных языков в нелингвистической образовательной организации с помощью профессиональных технологий обучения, на наш взгляд, является наличие и использование средств продуктивного контроля результатов применения этих технологий. С точки зрения решаемых педагогических задач, наличие оптимальных методов и форм организации обучения, современных средств представления информации не сделают учебный процесс управляемым и объективным, если отсутствуют своевременная проверка и оценка знаний и умений обучающихся, не существует обратной связи с преподавателем, не организован способ контроля за ходом учебного процесса. Поэтому обязательным фактором эффективности оценивания итогов профессионально ориентированного обучения иностранному языку будут выступать контроль результативности обучения и его коррекция.               

То есть контроль является необходимым элементом процесса обучения, позволяющим определить степень эффективности методов и приемов, использованные на занятиях [3, с.119]. Другими словами, основная задача контроля - сопоставление достигнутого результата, полученного в процессе обучения, с установленными стандартами и критериями оценивания. Исходя из этого, мы определяем следующие виды контроля результатов обучения иностранному языку в нелингвистической образовательного организации, учитывая специфику обучения в ведомственном вузе:

- предварительный (входной) контроль. Его традиционно проводим в начале изучения дисциплины, на первом занятии, с целью установления исходного уровня знаний обучающихся. Информация о результатах предварительного контроля позволяет определить и правильно выстроить будущую стратегию обучения, учитывая уровень подготовки каждого. Неравнозначная степень владения иностранным языком создает определенные сложности при подборе лексико-грамматического материала, использовании аудио- и видеоматериалов, но одновременно позволяет мотивировать обучающихся в их стремлении к повышению уровня владения иностранным языком, профессиональной лексикой, что может им пригодиться в случае привлечения к несению службы при проведении международных спортивных и иных мероприятий;

- оперативный контроль, регулярно проводимый на занятии и включающий в себя контроль со стороны преподавателя и само- и взаимоконтроль. Целью его является развитие навыков аудирования, понимания и адекватного перевода и осознания информации, полученной в ходе просмотра профессионально ориентированного видеосюжета или прослушивания аудиотекста; закрепление и активизация основных лексико-грамматических категорий, реализуемых в процессе выполнения заданий и направленных на развитие реконструктивных навыков речи. Данная стратегия позволяет оперативно реагировать на вероятные погрешности при переводе и анализе полученной информации;

- текущий контроль. Его основной задачей выступает установление показателя усвоения учебного материала по изученной теме, уровня приобретенных обучающимися умений и владений; своевременное реагирование на возможную ошибочную деятельность курсантов с целью принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, а также организация работы обучающихся в ходе занятий и оказания им необходимой консультационной помощи. Данную форму контроля мы реализуем не только во время проведения учебных аудиторных занятий, но и при выполнении обучающимися заданий, вынесенных на самостоятельное внеаудиторное изучение, используя технические возможности платформы Moodle. Учитывая результаты текущего контроля, мы выставляем итоговые семестровые оценки;

- промежуточная аттестация (зачеты и экзамен). По окончании изучения каждого раздела рабочей программы/семестра курсанты сдают зачет, целью которого является выявление и оценивание теоретических знаний и практических умений и владений обучающихся, приобретенных за период изучения дисциплины. По завершении изучения дисциплины в целом проводится экзамен, определяющий итоговый уровень сформированности знаний и владений курсантов в процессе изучения ими учебной дисциплины «Иностранный язык», их умение применять полученные знания при решении практических задач. Так, вопрос экзаменационного билета включает задание: «Обсудить ситуацию…», когда предлагается обстоятельство, – проверка документов, опрос свидетеля / очевидца происшествия, задержание нарушителя скоростного режима и др. - которое курсанты должны спроектировать в виде диалога (4-5 фраз с обеих сторон), используя в том числе и профессиональную лексику. Конечно, подобные ситуации прорабатываются в течение изучения дисциплины, что помогает снять сложности при построении коммуникации в будущем, в частности, на экзамене.

Таким образом, эффективность использования различных стратегий контроля может характеризоваться относительными изменениями результатов обучения за определенный период времени. Положительное изменение показателя абсолютной успеваемости позволяет внедрить наиболее подходящий и взаимоприемлемый метод взаимодействия курсанта и преподавателя, при котором исходные параметры образовательного процесса достигают наивысшего уровня или находятся в наилучшем диапазоне своих показателей. Эта особенность может включать качество и объем учебного материала, сроки его освоения, а также результаты усвоения знаний и степень сформированности навыков, умений и пр.

В числе ключевых особенностей контроля мы определяем

1) его личностный характер, требующий осуществления индивидуального, но объективного контроля за образовательной деятельностью каждого обучающегося;

2) регулярность и систематичность мониторинга на всех этапах подготовки, в аудитории и при выполнении самостоятельной работы. Виды проверки могут быть различными:

- устный контроль, осуществляемый путем персонального или общего фронтального опроса: в форме устного лексического диктанта, коротких диалогов с использованием профессионального словаря, речевой зарядки, вопросно-ответных упражнений и т.д.;

- письменный контроль. Его мы проводим в виде контрольных работ, «летучих» тестов на знание тематической лексики, переводов иноязычных профессионально ориентированных текстов и др.;

- постоянный самоконтроль, предполагающий формирование умений самостоятельно определять ошибки и неточности, намечать пути устранения выявленных пробелов;

3) исключительная объективность контроля, не допускающая любые субъективные и неверные оценочные предположения и выводы преподавателя. Объективный контроль знаний – это «всегда стимул для дальнейшей работы и профессионального роста обучающихся, фактор, пробуждающий интерес к учебной дисциплине и творческой активности» [4, с.259];

 4) комплексный системный подход, учитывающий специфику изучаемой учебной дисциплины - иностранный язык или же тактико-специальная подготовка, юридические дисциплины, - а также индивидуальные особенности обучающихся.  

Поскольку главным фактором эффективности осуществления любой формы контроля выступает объективность преподавателя в оценке результатов учебной деятельности обучающихся важной становится разработка и обоснование критериев оценивания сформированности умений, навыков и владений на различных этапах их формирования.

Мы рассматриваем критерии в качестве показателя, на основании которого осуществляется систематизация изменений в процессе обучения иностранному языку, а также их оценка. Критерии определяются количественными и качественными показателями, с помощью которых возможно судить о большей или меньшей выраженности конкретного показателя, а также об эволюции измеряемой величины во времени.

Следовательно, критерии оценки результатов обучения иностранному языку должны быть объективными, убедительными для адекватного установления качественных изменений в уровне обученности курсантов. Одновременно критериями должна учитываться и специфика оценки уровня сформированности умений и владений иностранным языком обучающимися.

Согласно описанным требованиям мы определили следующие критерии оценки результатов обучения иностранному языку в ведомственной образовательной организации МВД России:

- осознанная заинтересованность курсанта в освоении профессионально ориентированных знаний, умений и владений. Обучающийся должен овладеть навыками и умениями, которые бы позволили ему впоследствии осуществлять самообучение. Показателями данного критерия выступают: направленность на реализацию самостоятельной учебной деятельности на занятиях в аудитории и вне ее, интерес к изучаемому предмету и повышение мотивации в процессе формирования познавательной активности курсантов, самоосознание ими личной ответственности за результаты освоения учебной дисциплины;

- уровень общей теоретической подготовки курсантов. Предложенный критерий предполагает соответствующий уровень сформированности определенных креативных способностей курсантов, совокупность знаний в изучаемых сферах коммуникации (устной и письменной), а также активное восприятие и оценка ими полученной информации в ходе процесса обучения. Осознание собственного уровня знания иностранного языка происходит в процессе привлечения курсантов к несению службы при проведении в стране международных соревнований, что является сильным мотиватором к более углубленному изучению предмета;

- творческая активность обучающихся. Этот критерий определяет нестандартность мышления, способность принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях общения, потребность самосовершенствоваться.

При этом система оценивания должна соответствовать условиям систематичности и адекватности: соответствовать оценке уровню знаний курсанта, а обучающийся должен осознавать обоснованность действий преподавателя.

Таким образом, в основе оценивания результатов освоения учебной дисциплины курсантами будут итоги проведенного контроля. Мы учитываем качественные и количественные показатели их учебной деятельности. Количественные показатели, как принято, фиксируются в баллах и процентах (абсолютная успеваемость), качественные – в оценочных определениях - «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.п.

Для проведения итогового контроля, экзамена, на кафедре разработаны показатели оценивания уровня сформированности знаний по итогам изучения дисциплины «Иностранный язык» - пороговый, базовый и продвинутый, которые соответствуют оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Итак, оценка «удовлетворительно» ставится курсанту, который в процессе сдачи экзамена понимает, о чем идет речь в сообщении в пределах тем, касающихся профессиональной сферы, а также умеет объясняться в простых профессионально обусловленных ситуациях, требующих прямого обмена информацией в пределах знакомых тем и видов деятельности, применяя соответствующую терминологическую лексику. При переводе юридического текста допускаются незначительные неточности в использовании переводческих трансформаций.

Оценка «хорошо» предполагает умение курсанта правильно выбирать стратегию перевода профессионально ориентированного текста, когда перевод контента адекватен оригиналу. В области говорения он может без предварительной подготовки участвовать в диалоге по профессиональной тематике.

Оценку «отлично» получает обучающийся, который умеет понятно и подробно высказываться по широкому кругу профессиональных вопросов (здесь мы делаем акцент на междисциплинарные связи, знание курсантами правовых дисциплин), объяснить свою точку зрения по актуальной проблеме, знает основные переводческие трансформации и умело их использует при выборе варианта перевода.

Динамика результатов предварительного, промежуточного и итогового контроля представлена в таблице 1:

Таблица 1. Результаты контроля обучения иностранному языку

 

Год набора

Предварительный

(входной) контроль

Промежуточный контроль

(итог.за 1 курс)

Промежуточная аттестация

(итоговый контроль)

«2»

«3»

«4»

«5»

Ср.

балл

«2»

«3»

«4»

«5»

Ср.

балл

«2»

«3»

«4»

«5»

Ср.

балл

2014

7

26

8

4

3,2

2

24

13

6

3,5

-

23

14

8

3,7

2015

 

4

17

7

3

3,3

-

19

8

4

3,5

-

17

10

4

3,6

2016

 

5

14

9

5

3,4

1

14

10

8

3,8

-

12

13

10

4,2

2017

 

5

18

9

3

3,3

-

20

12

3

3,5

-

17

13

5

3,7

2018

 

4

18

8

5

3,4

-

19

12

4

3,6

-

17

13

5

3,7

2019

 

3

11

5

2

3,3

-

9

9

3

3,7

-

6

10

5

4,0

2020

5

15

11

4

3,4

3

14

12

6

3,6

-

14

13

8

3,8

Положительная, пусть и незначительная, динамика повышения качества успеваемости в результате ее контроля позволяет надеяться в правильности выбранных стратегий мониторинга процесса обучения.

Любой контроль, в конечном итоге, призван обеспечивать двухстороннюю обратную связь: внешнюю - контроль со стороны преподавателя и внутреннюю - самоконтроль курсанта за результатами собственной образовательной деятельности, стимулируя в итоге учебную и познавательную активность обучающихся.

Оценочная, стимулирующая, развивающая функции контроля в своей совокупности способствуют повышению мотивации в овладении знаниями в области конкретной учебной дисциплины, направляют дальнейшую деятельность обучающихся, активизируют развитие их интеллектуальных способностей, мышления, умений анализировать, оценивать, обобщать, систематизировать [2, с.302].    

Следовательно, результаты контроля позволяют устанавливать уровень сформированности знаний, умений и владений в процессе изучения учебной дисциплины курсантами, выявляя объективные показатели качества подготовки будущих специалистов, получение полной информации о выполнении ими учебного плана, а также способствуют мотивированию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, активизации обратной связи. Главным становится постепенный переход контроля в самоконтроль, т.е. происходит формирование восприятия обучающимся образовательного процесса не только как внешней, опосредованной по отношению к нему деятельности, но и как результата своей собственной деятельности.


Список литературы

1. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
2. Горшенева И.А., Буравлева А.К., Буравлев Е.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса. Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 301-304.
3. Егорова Г.Н., Пономарева Е.Ю., Прибыткова О.В., Сихарулидзе Д.Х.
Рейтинговый контроль знаний как наиболее эффективный способ повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в техническом вузе. Современный ученый. 2019. № 2. С. 119-123.
4. Коренева Е.Н., Киреева Н.В., Киреев М.Н. Педагогические подходы к контролю знаний обучающихся иностранному языку и русскому языку как иностранному в неязыковом вузе. Kant. 2020. № 1 (34). С. 259-264.
5. Paprskárová, Paulína. Trends in education and importance of controlling education process. – Bratislava: IBIS, 2018.
6. Pavlovych L., Bilous I. Сoncept of control of educational activities of students: functions, organization principles, types and forms. Sciences of Europe. 2019. № 41-3 (41). С. 25-28.

Расскажите о нас своим друзьям: