Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 37.018

Дата публикации 09.09.2023

Современная система образования Финляндии (результаты стажировки преподавателей)

Сытников Денис Михайлович
канд. биол. наук, ст. науч. сотр., доцент кафедры «Радиоэкология и экологическая безопасность», Севастопольский государственный университет, РФ, г. Севастополь, e-mail: sytnikov@list.ru

Аннотация: В статье представлены результаты стажировки преподавателей по программе «Система образования Финляндии» на базе Западно-Финляндского колледжа (г. Гуйттинен) в 2020 году. Рассмотрены особенности системы образования на примере работы муниципального департамента развития культуры и образования, филиала одного из университетов, гимназии, начальной и средней школы, детского сада, а также образовательного центра для мигрантов и детского дома семейного типа. Обсуждаются положительные стороны системы образования Финляндии. Одной из причин успеха существующей образовательной модели указана ориентация на качество педагогического образования и тщательный отбор учителей. Отдельное внимание уделено устройству домов сирот с атмосферой, максимально приближенной к домашним условиям.
Ключевые слова: система образования, образовательная модель, организация учебного процесса, подготовка учителей, стажировка преподавателей.

Modern education system of Finland (results of teacher training)

Sytnikov Denis Mikhailovich
PhD (Biology), Senior Researcher, Associate Professor of the Radioecology and Environmental Safety Department, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia

Abstract: The article presents the results of the internship of teachers under the program «The Education System of Finland» on the basis of the Western Finland College (Huittinen) in 2020. The features of the education system are considered on the example of the work of the municipal department for the development of culture and education, a branch of one of the universities, a gymnasium, a primary and secondary school, a kindergarten, as well as an educational center for migrants and a family-type orphanage. The positive aspects of the Finnish education system are discussed. One of the reasons for the success of the existing educational model is the focus on the quality of teacher education and careful selection of teachers. Special attention is paid to the internal structure of orphanages with an atmosphere as close as possible to home conditions.
Keywords: education system, educational model, organization of the educational process, teacher training, internships for teachers.

Правильная ссылка на статью
Сытников Д.М. Современная система образования Финляндии (результаты стажировки преподавателей) // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sovremennaya-sistema-obrazovaniya-finlyandii-rezultaty-stazhirovki-prepodavatelej.html (Дата обращения: 09.09.2023)

Финская образовательная модель была признана одной из наиболее эффективных и по ряду критериев действительно занимает лидирующие позиции в мире. Ещё во времена Российской империи Великое княжество Финляндское (рис. 1) отличалось высокими показателями грамотности среди населения. С обретением независимости, уже в 20-е годы ХХ века, общее начальное образование закрепляется как обязательное. В 70-е годы обязательной становится девятилетняя школа, постепенно внедряется система дошкольного образования и общедоступный уход за детьми с восьми месяцев. В последние годы [1] заметные изменения коснулись организации профессионального и высшего образования, развивается система образования для людей различных социальных и возрастных групп.

Рисунок 1. Фото памятника великому князю Финляндскому – российскому императору Александру II (г. Хельсинки, 2020 г.)

Институт международного академического и научного сотрудничества (ИМАНС, г. Львов) на протяжении последних лет регулярно организовывал стажировку «Система образования в Финляндии» (120 академических часов) для работников сферы образования [2] на базе Западно-Финляндского колледжа в городе Гуйттинен (рис. 2).

Параллельно было организовано проживание участников мероприятия в кампусе колледжа в пригороде Гуйттинена (рис. 3), где проходил интенсивный курс английского языка в группах различного уровня подготовки (25 академических часов), а также культурные мероприятия. В разное время программу стажировки и указанный языковой курс (В2) успешно прошли сотрудники кафедры гражданско-правовых дисциплин Одесского национального университета имени И.И. Мечникова – доц. Валах В.В. и доц. Сытников Д.М.

Рисунок 2. Фото Западно-Финляндского колледжа (г. Гуйттинен)

Программа стажировки, которая состоялась в феврале 2020 года, включала в себя встречу с руководством и ознакомление с текущей работой следующих учреждений:

  1. Департамент развития культуры и образования Муниципалитета города Гуйттинен в провинции Сатакунта;
  2. Детский сад Хувикумпу (г. Гуйттинен) (рис. 4);
  3. Начальная школа (1–4 классы) города Лоймаа;
  4. Средняя школа (5–9 классы) города Лоймаа;
  5. Гимназия (10–12 классы) города Гуйттинен (рис. 5);
  6. Филиал Университета прикладных наук Сатакунты (г. Гуйттинен) (рис. 6);
  7. Образовательный центр для мигрантов на базе Христианской школы (г. Лоймаа);
  8. Детский дом семейного типа города Лоймаа.

Участники программы получили возможность подробно изучить особенности современной финской образовательной модели, включающей в себя: 1) один год подготовительного образования (детский сад или семейный детский сад); 2) обязательное начальное и среднее образование в школе (с семи до шестнадцати лет); 3) академическую среднюю школу (гимназия, лицей) или профессионально-техническую школу (училище).

Рисунок 3. Фото церкви Святой Екатерины, нач. XVI в. (г. Гуйттинен)

 

 

Высшее образование в стране осуществляется на базе университетов прикладных наук или классических университетов, где организована магистратура и аспирантура. Отдельное внимание проводимой стажировки было уделено также работе учреждений, предусматривающих образование для взрослых (в частности, освоение программ средней школы мигрантами) и социализацию для сирот и детей из неблагополучных семей.

Так, дети, не достигшие школьного возраста (семь лет), могут воспитываться в семейных или муниципальных детских садах или посещать вместе с родителем занятия на детских площадках. Ребёнок может находиться в дошкольном учреждении 20 часов в неделю или более. Главный акцент здесь делается на развитии навыков общения, мелкой моторики и всего, что поспособствует дальнейшему обучению. Приоритетное задание здесь состоит в соблюдении уважения к индивидуальности и личным качествам воспитанников. Большое внимание уделяется урокам о природе и материаловедению, помимо обучения чтению и умению считать. Воспитанники проводят очень много времени на открытом воздухе независимо от погодных условий. Финансирование детских садов осуществляется за счёт налогов, однако оплата зависит от доходов родителей, поэтому может быть символичной.

Рисунок 4. Фото помещений детского сада (г. Гуйттинен, 2020 г.).

В первый класс дети идут с семи лет. Обязанность получения общего образования прекращается после того, как учащийся усвоит весь объём программы средней школы, или по истечении десятилетнего периода. Получение общего образования в Финляндии регулируется законодательством, его организацией занимаются коммуны. В начальной школе учебная неделя составляет 20 часов, затем их количество увеличивается.

Как правило, с первого по шестой класс с детьми работает один учитель. Учебный процесс, главным образом, ориентирован на развитие самостоятельного мышления и воспитание правильного отношения к обучению. До четвёртого или шестого класса не предусмотрены формальные оценки и классный журнал. Основное внимание учителя сосредоточено на общении с учениками, а не на работе с учебно-методической документацией.

Начало оценивания зависит от региональных решений и производится по шкале от 4 до 10. В средней школе оцениванием достижений учащихся занимается учитель. Обязательное оценивание проводится в девятом классе, однако без привлечения внешнего тестирования или экзаменов. Если в конце учебного года ученик по конкретному предмету получает 4 балла, он будет обязан повысить оценку за лето. Решение о повторном прохождении учебного года не приветствуется и принимается совместно с родителями. При этом предпочтение отдаётся индивидуальной дополнительной работе с учеником.

Рисунок 5. Фото учебного класса в гимназии (г. Гуйттинен, 2020 г.)

Английский язык изучается с третьего класса, в четвёртом классе ученик самостоятельно выбирает второй иностранный язык – русский, немецкий или французский. С седьмого класса в Финляндии обязательно изучение второго государственного языка – шведского; соответственно в шведских школах – финского.

В старшей школе изучаются те же предметы, что и в средней, но на более высоком уровне, при этом обучение требует большей самостоятельности учащихся и длится от двух до четырёх лет, в зависимости от способностей и желания учеников. По окончании обучения сдаётся экзамен на право поступления в университет или высшее профессиональное учебное заведение.

После окончания гимназии или лицея можно поступать как в высшее учебное заведение, так и в учебное заведение профессионального обучения. Выпускники профессионально-технических школ (училищ) также могут претендовать на поступление в университет прикладных наук или, в отдельных случаях, в классический университет.

В вопросах организации учебного процесса учителям предоставлена большая самостоятельность с учётом национального и местного учебных планов. Обучение, питание и здравоохранение учащихся является бесплатным. Это не распространяется на учебники и некоторые другие школьные принадлежности.

В последние годы в финской системе образования активно внедряется новый подход к организации учебного процесса, когда вместо традиционных дисциплин комплексно рассматриваются отдельные естественные и социальные явления и процессы. В ходе так называемого проблемно-ориентированного обучения решение поставленных целей достигается поэтапно, с привлечением необходимых знаний по различным предметам.

У данной системы организации обучения есть как свои сторонники, так и противники [3]. Сторонники проблемно-ориентированного обучения считают, что его эффективность обеспечивается оптимальным соотношением следующих компонентов: фундаментальных знаний и прикладного проектирования, индивидуальной и групповой работы, мотивации и поощрения (рис. 6).

Обучение в высшем учебном заведении может быть платным и бесплатным. Англоязычные программы бакалавриата и магистратуры для граждан стран не входящих в ЕС оплачиваются. Обучение в университете носит научно-исследовательский характер. В университетах, особенно удалённых регионов, активно внедряется дистанционное и интерактивное обучение, в том числе и без отрыва от производства. Степень бакалавра требует трёх-четырёх лет обучения, магистратура – около двух лет. Обучение организовано на финском и шведском языках, а для некоторых программ и на английском языке. После получения степени магистра можно продолжить обучение в аспирантуре.

Кроме того, в Финляндии для людей абсолютно разного возраста организовано обучение в летних университетах, народных училищах, учебных и физкультурно-оздоровительных центрах, не предусматривающее получения специального диплома. Страна является также лидером по изданию разнообразной литературы для различных возрастных групп.

Рисунок 6. Фото обсуждения проблемно-ориентированного обучения и применения дистанционных методов с участниками стажировки 2020 г.

Воспитанники домов для сирот и детей из неблагополучных семей живут в непринуждённой обстановке максимально приближенной к домашним условиям (рис. 7). В распоряжении семи человек разного возраста коттедж с сауной, спортзалом и музыкальной студией. Быт и воспитание обеспечиваются персоналом, чьё количество может превышать количество постояльцев. По достижении 18 лет воспитанники покидают детский дом, однако за их дальнейшую социализацию до 23 лет отвечает социальный работник от местных органов власти. Все затраты на содержание и социализацию воспитанников ложатся на муниципалитет.

Согласно данным Международной программы оценки образовательных достижений учащихся в различных странах (Programme for International Student Assessment, PISA) Финляндия неоднократно становилась лидером [4]. Среди её конкурентов по показателям оценки значились такие участники международного мониторинга как Сингапур и Гонконг.

Высокий уровень образования в Финляндии обычно связывают [1] с качеством подготовки преподавательских кадров, поддержкой и внедрением инноваций в образовательный процесс и взаимосвязью образовательных программ с потребностями рынка труда. В связи с этим инновационный опыт Финляндии часто рекомендуют как ориентир для стран, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции.

Необходимо также отметить, что в Финляндии существуют достаточно высокие требования для конкурсного отбора школьных учителей (четыре этапа отбора и испытательный срок) [5]. К преподаванию в школах допускаются только обладатели диплома магистра.

Воспитанники домов для сирот и детей из неблагополучных семей живут в непринуждённой обстановке максимально приближенной к домашним условиям (рис. 7). В распоряжении семи человек разного возраста коттедж с сауной, спортзалом и музыкальной студией. Быт и воспитание обеспечиваются персоналом, чьё количество может превышать количество постояльцев. По достижении 18 лет воспитанники покидают детский дом, однако за их дальнейшую социализацию до 23 лет отвечает социальный работник от местных органов власти. Все затраты на содержание и социализацию воспитанников ложатся на муниципалитет.

Согласно данным Международной программы оценки образовательных достижений учащихся в различных странах (Programme for International Student Assessment, PISA) Финляндия неоднократно становилась лидером [4]. Среди её конкурентов по показателям оценки значились такие участники международного мониторинга как Сингапур и Гонконг.

Высокий уровень образования в Финляндии обычно связывают [1] с качеством подготовки преподавательских кадров, поддержкой и внедрением инноваций в образовательный процесс и взаимосвязью образовательных программ с потребностями рынка труда. В связи с этим инновационный опыт Финляндии часто рекомендуют как ориентир для стран, стремящихся улучшить свои конкурентные позиции.

Необходимо также отметить, что в Финляндии существуют достаточно высокие требования для конкурсного отбора школьных учителей (четыре этапа отбора и испытательный срок) [5]. К преподаванию в школах допускаются только обладатели диплома магистра.

Рисунок 7. Фото помещений детского дома (г. Лоймаа, 2020 г.)

Таким образом, среди положительных особенностей современной системы образования Финляндии считаем необходимым выделить следующие: отсутствие формального оценивания в младшей школе, а также внешнего контроля и тестирования в более старших классах; декларируемое создание атмосферы доверия между учеником, педагогом, администрацией школы и родителями; поощрение творческой свободы преподавателя; отнесение подготовки учителей к приоритетным направлениям социально-экономического развития государства; до сих пор существовала свобода выбора языка обучения в школах (финский, шведский или английский) и второго иностранного языка (русский, немецкий или французский); повсеместное внедрение проблемно-ориентированного, дистанционного и интерактивного обучения; развитие многоуровневой системы профориентации; возможность получения бесплатного образования; высокие стандарты социализации мигрантов, а также семейной адаптации сирот и детей из неблагополучных семей.


Список литературы

1. Бойко Л.А. Реформа образовательной системы Финляндии как инструмент построения инновационной экономики / Л.А. Бойко, А.П.Бойко // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12, № 1. – С. 117-124. DOI: 10.18334/ce.12.1.38776
2. Научная стажировка «Особенности финской системы образования + школа по английскому языку» / IIASC [Электронный ресурс]. – 2023. – URL: https://www.iiasc.org/inclusion-april2020/
3. Батяева Е.Х. Проблемно-ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимущества / Е.Х. Батяева, Т.В. Ким, И.А. Барышникова [и др.] // Медицина и экология. – 2016. – № 1. – С. 115-122.
4. Кравцов С.С. Итоги участия в международном исследовании PISA-2015 / Рособрнадзор. [Электронный ресурс]. – 2017. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/RON_PISA_Kravtsov.pdf
5. Ширшова И.А. Подготовка современного учителя: опыт Финляндии в сфере педагогического образования / И.А. Ширшова // Учёные записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». – 2014. – Т. 27 (66), № 4. – С. 26-35.

Расскажите о нас своим друзьям: