Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №08 (85) Август 2023
УДК 372.881.1
Дата публикации 31.08.2023
Развитие дискутивных умений иностранных студентов в обучении РКИ на базовом уровне
Колядин Антон Валерьевич
ассистент подготовительного отделения для иностранных учащихся, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, РФ, Екатеринбург, kav3105@yandex.ru
Аннотация: Предметом данной научной статьи является исследование способов развития дискутивных умений иностранных студентов при обучении РКИ на начальном этапе. Методы исследования включали в себя изучение истории вопроса в методике преподавания и разработку комплекса упражнений, направленных на развитие умения дискутировать. Языковым материалом послужили рекламные тексты различной тематики. Результаты показали, что использование интересных для молодёжи текстов и различных видов имитационных, подстановочных, условно-речевых и речевых упражнений в обучении русскому языку как иностранному может улучшить мотивацию, удобство и эффективность обучения.
Ключевые слова: обучение РКИ, дискуссия, проблемное обучение. аутентичные тексты, рекламные тексты.
assistant of the preparatory department for foreign students, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Russia, Yekaterinburg
Abstract: The subject of this scientific article is the study of ways to develop the debating skills of foreign students when teaching RFL at the A2 level. The research methods included the study of the history of the issue in the teaching methodology and the development of a set of exercises aimed at developing the ability to discuss. Advertising texts of various subjects served as the language material. The results showed that the use of texts interesting for young people and various types of imitation, substitution, conditional speech and speech exercises in teaching Russian as a foreign language can improve motivation, convenience and effectiveness of learning.
Keywords: RFL teaching, discussion, problem-based learning. authentic texts, advertising texts.
Колядин А.В. Развитие дискутивных умений иностранных студентов в обучении РКИ на базовом уровне // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 08 (85). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/razvitie-diskutivnykh-umenij-inostrannykh-studentov-v-obuchenii-rki-na-bazovom-urovne.html (Дата обращения: 31.08.2023)
В процессе изучения русского языка как иностранного на базовом уровне студенты формируют умения планировать свое речевое и неречевое поведение, умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
По мнению многих исследователей, процесс обучения РКИ можно сделать более эффективным путем проблематизации учебного процесса. Проблемное изложение материала помогает сделать учебный процесс эффективным, так как стимулирует умственную деятельность, самостоятельный поиск информации и стремление к анализу и обобщению [6, с.50]. Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которые предполагают создание проблемной ситуации под руководством педагога и самостоятельная деятельность обучающихся по ее решению. Дискуссия как один из приемов проблемного обучения все чаще применяется на занятиях по иностранному языку, так как он позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей при решении какой-либо проблемы и дает возможность применить языковые знания на практике [3;4].
Аспект дискутивных умений входит в речевую деятельность – говорение. Как известно, навыки говорения, как и коммуникативную компетенцию, методисты предлагают формировать и развивать путем применения в том числе обсуждения прочитанного, или прослушанного, или просмотренного посредством использования видеоресурсов. Исследованием данной проблемы в нашей стране занимались такие методисты, как М. К. Колкова, В. Л. Скалкин, О. И. Яковенко, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, А. Н. Щукин[7].
Чтобы развить дискутивные умения студентов на базовом уровне (уровень А2) в процессе изучения РКИ на основе аутентичных рекламных текстов, применялся комплекс упражнений, направленных именно на формирование коммуникативной компетенции в рамках обсуждения прослушанных или прочитанных текстов.
На основе рекомендаций, изложенных в пособии под редакцией М. К. Колковой [5, с.41], был разработан комплекс упражнений, в который вошли три типа заданий:
1. Первый вид предполагает совершенствование лексико-грамматических навыков на материале рекламных текстов. Они включают работу над правильной фонетической формой слова и фразы при обсуждении, активизации лексической и грамматической составляющей рекламы.
Эти упражнения могут быть имитативными, что предполагает повторение слов, фраз, клише для дискуссии, отработку интонации. Другой разновидностью являются подстановочные упражнения, из самого названия которых становится ясным основной вид деятельности. В готовый текст рекламы подставляются лексические единицы и целые фразы, что позволяет обсудить определенную тему. Также таким способом студентов обучают выражать во время дискуссии эмотивную составляющую речи: несогласие, возмущение, симпатию и т.д. Кроме того, используются трансформационные упражнения. Они требуют определённой доли речевой креативности и также имеют несколько разновидностей: направленные на сообщение информации или её получение; направленные на отрицание чужого мнения, высказанного в дискуссии; обучающие выражению эмоциональной реакции. Наконец, логические упражнения развивают умение подбирать действенные, непротиворечивые аргументы.
2. Второй вид упражнений носит название условно-речевых. Они могут состоять из вопросов и ответов; формулирования дискутивных реплик на базе предъявленного текста; условной беседы по теме высказывания, которая предполагает логичность и завершенность.
3. Третий вид упражнений является равным реальной дискуссии, выглядит как обсуждение, и участники мотивированы на отстаивание своего мнения и отрицания противоположного. Если оно кажется логичным, студент с объяснением своей позиции может принять его в ходе дискуссии.
В этом виде также имеются вопросно-ответные, репликовые упражнения и так называемая условная беседа в логически завершённом виде.
Данные задания, реализуемые на материале актуальных для молодёжи рекламных текстов, как показывает практика, вызывают большой интерес у обучающихся, способствуют повышению мотивации и формированию коммуникативной компетенции [2, с. 93].
Рассмотрим примеры некоторых упражнений. В подстановочных упражнениях первого типа используется прием ранжирования. Студентам предлагается после прочтения или прослушивания рекламы оценить её лексическую составляющую и распределить его согласно критериям: «точки интереса», степень важности, эмоциональная окрашенность, приоритетность и т. д.
Упражнение выполнялось на материале рекламы магазина сладостей:
Голос пирата: «Разрази меня гром!!!»
Раскаты грома.
Женский голос: Кажется, чей-то внутренний пират остался без сладкого!
Это поправимо!
Магазин PIRAT MARMELAD
Более двухсот видов сладостей со всего мира: мармелад, ирис, карамель ручной работы!
Только в декабре все сладости до 150 рублей за 100 граммов!
PIRAT MARMELAD – это сладкие приключения!
Задание состояло из двух этапов, на первом обучающиеся выделяли те качества, которые ценят в рекламируемом магазине. Второй этап был проведен с использованием дискуссии-пирамиды, обучающиеся выделяли черты, которые они ценят в PIRAT MARMELAD индивидуально, затем в парах, в четверках и т.д.
Прием ранжирования предполагает неравномерное распределение мнений между участниками обсуждения, стимулирует их речевую активность, желание выяснить или уточнить определенные факты. В процессе выполнения задания обучающиеся аргументировали свои ответы, опираясь на свой жизненный опыт и факты [1, с.75].
Стоит отметить, что работа в парах и в группах проходила более эффективно, чем индивидуальный опрос. Обучающимся было комфортнее взаимодействовать друг с другом, свободнее выражать свои мысли, систематизировать знания.
Далее рассмотрим речевое упражнение, подвид «условная беседа». После знакомства с рекламным текстом обучающимся предлагаются спорные утверждения, которые нужно исправить и объяснить свою точку зрения.
Рекламный текст представлен на Рис. 1.
Рисунок 1. Рекламный текст блогера Юрия Курилова (отрывок)
Первая часть задания состоит в том, что студентам необходимо прочитать несколько утверждений и отметить только верные:
1. Каждый может создать свое изображение в историческом костюме легко.
2. Блогерам легко удержать внимание аудитории.
3. Бизнес-коллаборация устарела в наши дни.
4. Автор может заработать 1.000.000 в день и т.п.
Далее они на материале текста рекламы блогера выражают свое мнение о важности применения нейросетей на страницах в социальных сетях.
Данное задание помогает обучающимся научиться выражать свое согласие/несогласие и аргументировать свою точку зрения. Однако у некоторых обучающихся задание вызвало трудность, связанную с аргументацией своего мнения. В этом случае, преподавателю необходимо стимулировать речь обучающихся конкретизирующими и наводящими вопросами.
Рассмотрим задание 3 типа, условная беседа. Преподаватель организовывает работу в 2 группах и подготавливает карточки с темами для обсуждения. Первая группа – это оптимисты, вторая – пессимисты. «Оптимисты» выдвигают предположение, задача «пессимистов» - опровергнуть его, и наоборот. Дискуссия продолжается до тех пор, пока у одной из команд не иссякнут аргументы.
Пример рекламы (рис.2):
Рисунок 2. Реклама корма для собак “Marks & Spencer” (отрывок)
Командам «оптимистов» и «пессимистов» предлагаются утверждения по теме рекламы, на которые они должны отреагировать:
1. Еда для собак не должна быть вкусной.
2. Дегустатор корма – это маркетинговый ход, на самом деле это фейк.
3. Для любого хозяина важно, что ест его питомец и т.д.
После этапа подготовки обе команды высказывают свое мнение. Соответственно, у «оптимистов» оно включает позитивное отношение к собачьим вкусовым предпочтениям, доверие к дегустатору корма. У «пессимистов» будет преобладать негатив и противоположное мнение.
В ходе условной беседы необходимо напомнить обучающимся об использовании формул выражения собственного мнения, а также выражения несогласия с аргументами собеседника и приведении встречных аргументов. Работа в командах с соревновательным моментом стимулировала деятельность обучающихся, они активно вели обсуждение и поиск аргументов. Кроме того, данное задание показывает студентам, что на любой проблемный вопрос можно привести достаточно как положительных, так и отрицательных аргументов.
Анализ результатов студентов после применения разработанного комплекса упражнений показал более высокий уровень сформированности дискутивных умений у обучающихся. Студенты испытывали меньше трудностей в процессе дискуссии, эмоционально и логично приводили свои аргументы. Им было легче импровизировать, отвечать и задавать вопросы и участвовать в обсуждении.
Работа по развитию дискутивных умений студентов на базовом уровне -уровне А2 позволила выделить дидактические условия успешного ведения дискуссии: всесторонняя подготовка преподавателя, создание благоприятной и комфортной атмосферы, снятие языковых трудностей при работе с рекламным текстом, использование разнообразных типов заданий.
Список литературы
1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. – Рига : НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.
2. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / М.П. Чеснокова. – 2 изд., перераб. – М.: МАДИ, 2015. – 132 с.
3. Мирошник С.Б., Бабайлова А.Э. Структура текста с мыслительной задачей, предназначенной для обучения чтению на иностранном языке. /Профессиональное обучение иностранным языкам в вузе: Межвуз. сб. науч, тр./ Пермск. ун-тет. им. А.М Горького. Пермь: ШУ, 1982. с. 40- 48.
4. Погосян Е. Г. Овладение аудированием на иностранном языке в опоре на мыслительные задачи. Автореф.дис.... канд.пед.наук. М, 1983.
5. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам : методическое пособие / под общ. ред. М. К. Колковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2007. – 287 с.
6. Фурман А.В. Применение проблемной ситуации. Сов. Педагогика,1987, № 3, с. 49-52.
7. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного, М., Высшая школа, 2003. – 334 с.