Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023

УДК 372.881.1

Дата публикации 12.09.2023

Профессиональный проект в Ботаническом саду в рамках преподавания английского языка в вузе

Островерхая Ирина Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, Ресурсный центр иностранных языков, ОНК «Институт образования и гуманитарных наук», Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, РФ, г. Калининград, iostroverkhaya@kantiana.ru

Аннотация: В статье на примере проекта «Азбука растений», реализованного в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, показан образовательный потенциал иноязычной профессиональной проектной деятельности в Ботаническом саду в плане развития языковых, профессиональных, творческих, оформительских и эстетических навыков обучающихся неязыковых направлений высшей школы, при этом сам Ботанический сад рассматривается как уникальная образовательная площадка, синтезирующая знания, культуру, профессионализм, творчество и красоту.
Ключевые слова: метод проектов, языковая компетенция, профессиональная компетенция, культурно-эстетическая роль, просветительская роль.

Professional project in the Botanical Garden in teaching English at University

Ostroverkhaia Irina Vladimirovna
Candidate of Philological Science, Associate Professor, Resource Centre for Foreign Languages, Institute of Education and Humanities, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Abstract: On the example of «The ABC of Plants» project implemented in Immanuel Kant Baltic Federal University, the article reveals the educational potential of foreign language professional project activity in the Botanical Garden in developing language, professional, creative, design and aesthetic skills of non-linguistic higher education students, while the Botanical Garden itself is considered as a unique educational platform that synthesizes knowledge, culture, professionalism, creativity, and beauty.
Keywords: project method, language competence, professional competence, cultural and aesthetic role, educational role.

Правильная ссылка на статью
Островерхая И.В. Профессиональный проект в Ботаническом саду в рамках преподавания английского языка в вузе // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/professionalnyj-proekt-v-botanicheskom-sadu-v-ramkakh-prepodavaniya-anglijskogo-yazyka-v-vuze.html (Дата обращения: 12.09.2023)

Пройдёмте в сад, я покажу Вас розам.

Ричард Бринсли Шеридан

Как известно, «современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками самостоятельно принимать решения, уметь ориентироваться в потоке информации, выбирать нужную для решения поставленной задачи и перерабатывать её» [1, с. 29]. Для достижения обозначенных целей необходимо управлять учебной деятельностью обучающихся, используя современные педагогические приёмы и методы, к числу которых, несомненно, относится метод проектов. В проектной деятельности «акцент ставится не только на “знать” (картине мира) и “уметь” (способах деятельности), но и на “хотеть” (системе ценностей) и “творить” (творчестве) как ведущих элементах культуры, а также на раскрытии и реализации способностей» [2, с. 80].

Применение метода проектов в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистических специальностей и направлений высшей школы, как справедливо указывает О. М. Мутовкина, «развивает автономность, самостоятельность в изучении языка, креативность, свободное владение языком, способность планировать свою собственную деятельность, способность взаимодействовать, распределять обязанности, определять временные рамки» [3, с. 405].

Одной из плодотворных площадок для воплощения метода проектов в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык (английский)» является Ботанический сад. Преподаватели английского языка Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта) активно реализуют различные образовательные проекты в Ботаническом саду университета. Отличительной особенностью реализуемых проектов является адаптация проектных целей и форматов к стартовому уровню владения английским языком, который характерен для каждой отдельно взятой группы обучающихся.

Так, для студентов со средним уровнем владения английским языком был организован проект «Неизведанный мир Ботанического сада», нацеленный на разработку англоязычных текстов и презентаций о хвойных растениях из коллекции Ботанического сада БФУ им. И. Канта. Опыт организации и проведения данного проекта представлен в статье, написанной коллективом авторов (Е. З. Мондраева, М. А. Панюшкина, С. А. Яковлева, Т. И. Вербицкая), которые приходят к выводу о том, что указанный проект даёт студентам «возможность приобрести необходимые знания по специальности на двух языках – русском и английском языках – и активно их использовать в практической деятельности» [4, с. 198].

Для студентов с начальным уровнем владения английским языком автором настоящего исследования в октябре 2021 года был организован проект «Азбука растений», опыт реализации которого рассматривается в данной статье. Целевую аудиторию проекта составили 14 первокурсников направления «Биология». Актуальность выполнения данного проекта продиктована важностью формирования профессиональной компетенции биолога-профессионала, одним из проявлений которой является правильное использование ботанического названия растения, которое «подобно фамилии и имени человека <…> несёт в себе важную информацию» [5, с. 400]. Как известно, каждому ботаническому таксону соответствует, как правило, одно закреплённое за ним научное название на латинском языке, представляющее собой биноминальную (бинарную) номенклатуру, состоящую из сочетания имени рода (указывается с заглавной буквы) и видового эпитета (указывается с прописной буквы), которые должны быть написаны курсивом. В данной связи, для правильного выполнения проекта обучающиеся должны были взять за основу научное ботаническое название растения на латинском языке и затем с помощью поисковой деятельности в различных Интернет-источниках найти его общеупотребительные названия (common names) на английском языке. Согласно техническому заданию, практическим продуктом проекта является иллюстрированный электронный словарь названий растений на трёх языках – латинском, английском и русском. Сбор, анализ и обработка исследовательского материала, создание продукта и его итоговое представление осуществлялось индивидуально каждым обучающимся.

Проект «Азбука растений» включал в себя семь последовательных этапов.

На подготовительном этапе проекта обучающиеся познакомились с информацией о Ботаническом саде БФУ им. И. Канта, размещённой на сайте университета (garden.kantiana.ru), а также в рамках аудиторного занятия потренировались в поиске английских общеупотребительных названий для 23 таксонов, представленных на Интернет-странице Ботанического сада.

Организационный этап проекта включал подготовку к посещению Ботанического сада, а именно: выбор даты и времени посещения, знакомство с маршрутом, технологическое обеспечение в формате BYOD (Bring Your Own Device – «Принеси своё собственное устройство») [6, с. 209]. Немаловажным моментом в организации проекта является также отсутствие платы за посещение Ботанического сада для студентов БФУ им. И. Канта, что обеспечивает реализационную доступность проекта.

Деятельностный этап проекта включал самостоятельную работу обучающихся в Ботаническом саду по сбору текстового и иллюстративного материала. В качестве средства обучения использовались информационные таблички, сопровождающие растения, на которых было представлено русское название растения, а также биноминальное латинское название, с помощью которого проводился поиск соответствующего английского общеупотребительного имени того или иного растения.

Оформительский этап проекта был посвящён непосредственно компоновке электронных презентаций, включающей дизайн слайдов, обработку иллюстраций и подбор заключительных мотивационных фраз.

Предпрезентационный этап представлял из себя предварительную демонстрацию созданных продуктов, основным вызовом которой явилось правильное озвучивание английских названий растений. Для поиска правильного произношения использовались такие онлайн словари, как Oxford Advanced Learner’s Dictionary (oxfordlearnersdictionaries.com), Cambridge Dictionary (dictionary.cambridge.org) и Collins Dictionary (collinsdictionary.com).

В ходе презентационно-оценочного этапа проекта обучающиеся представляли разработанные продукты в аудитории в формате краткого устного обзора созданного словаря растений на английском языке, а также обменивались мнениями о работах одногруппников.

На рефлексивном этапе участникам проекта был предложен опросник, включавший вопросы по оценке проекта и определению перспектив разработки будущих проектов на площадке Ботанического сада БФУ им. И. Канта.

Результаты проекта. В общей сложности участники проектной группы разработали 14 уникальных словарей растений, произрастающих на территории Ботанического сада БФУ им. И. Канта. Словари были созданы в компьютерной программе Microsoft Power Point. На каждом отдельном слайде, согласно латинскому алфавиту, были представлены названия растения на трёх языках, сопровождавшиеся иллюстративным материалом.

Опрос респондентов показал, что абсолютно все обучающиеся считают, что участие в проекте «Азбука растений» является для них положительным опытом в плане развития иноязычной и профессиональной компетенций. В своих отзывах респонденты подчеркнули, что «проект совмещает в себе изучение сразу двух наук – ботаники и английского языка»; «проект даёт возможность открыть для себя новые виды растений и пополнить словарный запас»; «проект учит правильно произносить английские названия растений и работать со словарями и базами данных растений»; «проект позволяет применить свои знания на практике»; «проект помог прокачать поисковые навыки в Интернете» и др.

Одним из важнейших результатов проекта является, на наш взгляд, тот факт, что с его ппомощью удалось показать обучающимся оригинальность, образность и описательность английских названий растений, которые часто основаны на внешнем виде растения. Абсолютными фаворитами в данном отношении стали такие названия растений, как Pussy ears (Кошачьи ушки) – Каланхоэ войлочное – Kalanchoe tomentosa; Golden rain (Золотой дождь) – Бобовник анагиролистный – Laburnum anagyroides; Hare’s-foot fern (Папоротник заячья лапка) – Даваллия канарская – Davallia canariensis; Old man’s beard (Борода старика) – Ломонос виноградолистный – Clematis vitalba; Traveller’s joy (Радость путешественника) – Ломонос жгучий – Clematis flammula; Spider plant (Растение-паук) – Хлорофитум хохлатый – Chlorophytum comosum; Bird of paradise (Райская птица) – Стрелиция королевская – Strelitzia reginae и др. В ходе выполнения проекта «Азбука растений» словарный запас каждого из участников увеличился на 26 фитонимов (по одному фитониму на каждую букву латинского или английского алфавита), представляющих собой составные описательные лексические конструкции.

Несомненна роль проекта в развитии творческих способностей и навыков обучающихся. Практически все словари выполнены в визуально привлекательной манере и имеют авторский оформительский стиль. В качестве иллюстративного материала обучающиеся использовали собственные фотографии, сделанные во время посещения Ботанического сада. В отзывах респондентов подчёркивается, что «Мне было очень интересно делать снимки растений ботанического сада, подбирать определённый ракурс и освещение, редактировать готовые фотографии. Я очень люблю творческие задания, оттого этот проект я выполняла с особым энтузиазмом». Один из словарей оказался абсолютно уникальным в оформительском плане, так как вместо фотографий растений содержал авторские рисунки: «Я решила, что сделать фотографии будет слишком просто, поэтому после подбора растений, я принялась за их рисование. Я использовала технику быстрого рисования с применением смешанных материалов – акварель и цветные карандаши. Это заняло продолжительное время, но я довольна своей работой».

К практическим результатам проекта, безусловно, относится его регионоведческая просветительская роль. Для 12 человек (86 % от общего состава участников проекта) посещение Ботанического сада в рамках выполнения проекта «Азбука растений» стало первым посещением данного культурно-ландшафтного объекта города Калининграда. Показательно, что эта особенность была отмечена в отзывах респондентов, указавших на то, что «проект дал прекрасную возможность посетить Ботанический сад и познакомиться с его богатой коллекцией»; «проект открыл для меня уникальное место в Калининграде, где можно с пользой провести время и отдохнуть душой, любуясь красотой природы»; «в Ботаническом саду университета собрана огромная коллекция растений, обитающих по всему миру, в которой встречаются настолько экзотические виды, что нельзя было предположить, что они могут вырасти в данном климате».

К результатам проекта, по праву, относится также его культурно-эстетическая роль, что подтверждают следующие отзывы респондентов: «Возможно какая-то простота проекта доказала, что всё прекрасное – просто»; «Когда находишься в Ботаническом саду, то чувствуешь уединение с природой. Этот свежий запах, щебетание птиц, красивое озеро, в котором отражается небо. Кошка Ася, живущая на проходной. Кошка Ниндзя, охраняющая территорию. Ты заходишь в сад и можешь часами гулять, и ничто не потревожит твоё спокойствие».

Как было отмечено выше, электронные словари завершаются мотивационными фразами, которые, на наш взгляд, обладают достаточным воспитательным потенциалом. Такие фразы, как «Keep growing! Keep going! (Продолжай расти! Продолжай двигаться!)»; «Rather than just want fish, it’s better to start weaving nets to catch it (Вместо того чтобы просто хотеть рыбы, лучше начать плести сети, чтобы поймать её)»; «If you cannot do great things, do small things in a great way (Если вы не можете делать великие дела, делайте маленькие дела великолепно)»; «Plants give us oxygen for the lungs and for the soul (Растения дают нам кислород для лёгких и для души)»; «If you don’t walk today, you’ll have to run tomorrow (Если ты не пойдешь пешком сегодня, тебе придётся бежать бегом завтра)»; «Sometimes we win, sometimes we learn (Иногда мы побеждаем, иногда просто учимся)» и др. мотивируют на успех, на преодоление трудностей, на качественное выполнение работы, являются стимулами к развитию и достижению значимых результатов в любом деле.

Итак, проведённое исследование даёт основание для соответствующего вывода о том, что иноязычная профессиональная проектная деятельность в Ботаническом саду обладает высоким образовательным потенциалом в плане развития языковых, профессиональных, творческих, оформительских и этетических навыков обучающихся, при этом сам Ботанический сад является уникальной образовательной площадкой, синтезирующей знания, культуру, профессионализм, творчество и красоту.


Список литературы

1. Бабакова Т. А. Технология педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов по выполнению обзорного реферата по дисциплине «Региональная экология» / Т. А. Бабакова, А. Д. Румянцева // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ : Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей / Научный редактор Т. А. Бабакова. Петрозаводск : Петрозаводский государственный университет, 2016. С. 29 – 38.
2. Давлатова М. М. Проектные методы как средство развития когнитивных способностей иностранных студентов-медиков в процессе обучения языку / М. М. Давлатова, Л. П. Прокофьева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия : Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 79 – 87.
3. Мутовкина О. М. Проектная деятельность в области английского языка / О. М. Мутовкина // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Нижневартовск, 12 ноября 2019 года / Ответственный редактор Д. А. Погонышев. Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. С. 403 – 407.
4. Мондраева Е. З. Проектный метод как средство формирования профессиональных и языковых компетенций студентов неязыкового вуза / Е. З. Мондраева, М. А. Панюшкина, С. А. Яковлева, Т. И. Вербицкая // Непрерывное образование: теория и практика реализации : материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2021 года. Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2021. С. 196 – 199.
5. Колобов В. А. Необычные и редкие цветы в мире – топ 10 / В. А. Колобов // Актуальные вопросы науки и хозяйства : новые вызовы и решения : Сборник материалов LIV студенческой научно-практической конференции, посвящённой памяти 75-летия Победы в Великой отечественной войне, Тюмень, 19 – 20 марта 2020 года. – Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2020. – С. 400 – 404.
6. Королёва Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе / Д. О. Королёва // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205 – 224.

Расскажите о нас своим друзьям: