Социальная психология | Мир педагогики и психологии №09 (86) Сентябрь 2023
УДК 159.9
Дата публикации 12.09.2023
Проблематика стиля межличностного взаимодействия в зарубежной психологии
Прокина Евгения Евгеньевна
адъюнкт, Военная академия РВСН имени Петра Великого, Москва, prokwa30333@mail.ru
Аннотация: В статье представлен обзор современных зарубежных психологических исследований по проблематике стиля межличностного взаимодействия. Рассмотрены научные работы, посвященные исследованию стиля взаимодействия в условиях той или иной деятельности. Проанализированы понятия стиля жизни, стиля привязанности, стиля межличностных отношений, а также описаны результаты эмпирических и экспериментальных исследований связи стилей межличностных отношений с генетическими факторами, депрессивными состояниями, агрессией, отношениями в профессиональном коллективе. Автор пришел к выводу, что в зарубежной психологии стиль межличностного взаимодействия рассматривается со стороны индивидуальности человека, как проявление внутренних, глубинных структур личности, которые формируются в уникальных для каждого человека социально-психологических условиях. Однако остается не раскрытой деятельностная сторона стиля межличностного взаимодействия как интерактивной составляющей процесса общения.
Ключевые слова: стиль, межличностное взаимодействие, личность, индивидуальность, деятельность
Postgraduate, Strategic Missile Forces Academy named after Peter the Great, Moscow
Abstract: The article presents an overview of modern foreign psychological research on the problems of interpersonal interaction style. The scientific works devoted to the study of the style of interaction in the conditions of a particular activity are considered. The concepts of lifestyle, attachment style, style of interpersonal relationships are analyzed, as well as the results of empirical and experimental studies of the connection between styles of interpersonal relationships with genetic factors, depressive states, aggression, and relationships in a professional team are described. The author concluded that in foreign psychology, the style of interpersonal interaction is considered from the side of a person's individuality as a manifestation of internal, deep personality structures that are formed in socio-psychological conditions unique to each person. However, the activity side of the style of interpersonal interaction as an interactive component of the communication process remains undiscovered.
Keywords: style, interpersonal interaction, personality, individuality, activity
Прокина Е.Е. Проблематика стиля межличностного взаимодействия в зарубежной психологии// Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 09 (86). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/problematika-stilya-mezhlichnostnogo-vzaimodejstviya-v-zarubezhnoj-psikhologii.html (Дата обращения: 12.09.2023)
Проблематика стиля межличностного взаимодействия тесно связана и, собственно говоря, вытекает, с одной стороны, из научных исследований стиля человека, с другой, из исследований феномена межличностного взаимодействия. Основу теоретическим положениям и психологическим исследованиям стиля человека заложили зарубежные психологи А. Адлер и Г. Олпорт.
А. Адлер, в рамках развиваемой им теории личности, предложил концепт стиля жизни, под которым он понимал систему целенаправленных стремлений человека, реализующего потребность в достижении превосходства и в самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» [1]. При этом стиль жизни по А. Адлеру формируется у человека в раннем детстве, в процессе воспитания и носит уникальный, строго индивидуализированный характер, который проявляется в особенностях поведения и взаимодействия человека с социумом. Стиль в адлеровской концепции, утрирующей влияние процесса социализации на развитие индивида, выступал характеристикой иерархии жизненных целей и способов, предпочитаемых субъектом для их достижения. При этом А. Адлер в своих работах, как правило, отождествлял между собой понятия «стиль жизни», «характер», «личность».
Более последовательную трактовку стиля представил Г. Олпорт, предположивший, что некоторые черты личности могут иметь инструментальное значение, репрезентируя собой стиль, но не обязательно являясь частью базовой личностной структуры. Он понимал под стилем характеристику системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств («черт личности») [2]. При этом в своей концепции он пытался найти компромисс между такими полярными философскими категориями как «общее» и «особенное», выделив общие и индивидуальные черты личности, которые детерминируют собой, соответственно, поведение человека, характерное для всех субъектов определенного культурного пространства и поведение человека внутри этого пространства. Большинство людей из определенной культуры, по мнению Г. Олпорта, схожи друг с другом по общим параметрам, а измеримость этих параметров позволяет психологу сравнивать одного человека с другим по их значимым отклонениям, как это делается, например, по общим физическим характеристикам, таким как рост и вес. Индивидуальные же черты личности не допускают сравнений с другими людьми, они проявляются уникально у каждого конкретного человека и наиболее точно отображают его личностную структуру, определяют его индивидуальный стиль.
В последующем, стиль становится предметом исследований в зарубежных, в основном американских, теоретических изысканиях и многочисленных экспериментах на методологической основе когнитивистского и персонологического подходов. На первый план выходят исследования индивидуальных особенностей восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации. Идею о существовании устойчивых различий в способах восприятия и мышления сформулировал Дж. Клейн [3], а термин «когнитивный стиль» предложил американский психолог Р. Гарднер [4].
Качественное изменение знаний о когнитивном стиле начинается с работ Г. Уиткина, в которых понятие когнитивного стиля применяется для разрешения одновременно двух проблем – проблемы развития личности и проблемы личностно обусловленных индивидуальных различий в познавательной деятельности [5]. В свою очередь, Дж. Каган в работах, посвященных когнитивному стилю, на первый план выдвинул динамические характеристики интеллектуальной деятельности [6]. В результате своих исследований он сделал вывод о существовании индивидуальных различий
в «когнитивном темпе» (в скорости принятия решений): импульсивный стиль соотносится с быстрым принятием решений, рефлексивный стиль – с медленным. При этом детерминанты индивидуальных различий в скорости принятия решений Д. Каган связывал с особенностями мотивационно-аффективной сферы личности: в случае ориентации на быстрый успех личность обнаруживает склонность к импульсивному стилю, в случае тревоги относительно возможности сделать ошибку – склонность к рефлективному стилю.
В настоящее время в зарубежной психологии значительно расширился спектр исследований стиля, которые затронули, в том числе и сферу межличностного взаимодействия. Например, П. Сэдлер и Э. Вуди, исследуя поведение партнеров по общению, пришли к выводу, что существуют важные субъективные и объективные эффекты от сочетаний стилей межличностного взаимодействия, которые проявляются в комплементарности [7]. Люди, в зависимости от сочетаемости их стилей межличностного взаимодействия, изменяют свое поведение во время общения, то есть происходит своеобразная деятельностная взаимодополняемость партнеров. По мнению авторов, межличностная комплементарность проявляется в особенностях поведения партнеров по общению, которое может сочетаться друг с другом и взаимодополнять друг друга. Исследование показало, что комплементарность может возникать при сочетании дружелюбного стиля с другими стилями межличностного взаимодействия и отсутствует при сочетании между собой только доминантных стилей межличностного взаимодействия.
Н. К. Эберхарт и К. Л. Хаммен разработали транзакционную межличностную модель депрессии в романтических отношениях, в которой генерирование депрессии в романтических отношениях опосредуется связью между стилем межличностного взаимодействия партнеров и романтическими стрессорами [8]. В исследовании были представлены убедительные доказательства существования транзакционной межличностной модели депрессии, которая позволяет прогнозировать возникновение тех или иных симптомов депрессии в романтических отношениях в зависимости от романтических стрессоров и стиля межличностного взаимодействия партнеров.
Следует отметить, что в настоящее время в зарубежной психологии широкую популярность получили исследования стиля межличностного взаимодействия между родителями и детьми, а также стиля межличностного взаимодействия в романтических отношениях взрослых. Стиль межличностного взаимодействия в указанном контексте получил название стиля привязанности. Например, О. Гиллат, Ф. Р. Шейвер и Д. С. Чун исследовали генетические детерминации стиля привязанности [9]. Они обнаружили, что тревожная привязанность связана с полиморфизмом гена дофаминового рецептора DRD2, избегающая привязанность связана с полиморфизмом гена рецептора серотонина 5HT2A, а полиморфизм гена RS53576A окситоцинового рецептора связан с ненадежным стилем привязанности. Эти данные свидетельствуют о том, что ненадежность привязанности частично объясняется определенными генами.
А. Ясин и Р. Ашраф исследовали более 200 пациентов различных психиатрических больниц города Лахор (Пакистан) с диссоциативными расстройствами психики на предмет выявления взаимосвязи между стилями привязанности и проблемами межличностного взаимодействия. Результаты исследования показали, что связь зависимого и тревожного стилей привязанности с проблемами межличностного взаимодействия является положительной. В то время как надежный стиль привязанности имеет значимую отрицательную взаимосвязь с проблемами межличностного взаимодействия. Результаты исследования также показали, что по индивидуальному стилю привязанности человека возможно прогнозировать возникновение у него тех или иных межличностных проблем в будущих романтических отношениях [10].
Х. Мохд, Дж. Маршина, Х. Нор-Хазлина и Х. Мустафа провели исследование, направленное на изучение стилей романтической привязанности среди женатых людей в Малайзии и установление связи между стилями романтической привязанности и удовлетворенностью браком [11]. В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство респондентов обладают надежным стилем привязанности, за которым следуют избегающий, замкнутый и тревожный стили. Исследование показало, что респонденты с надежным стилем привязанности являются наиболее удовлетворенными респондентами в браке по сравнению с респондентами с избегающим, замкнутым и тревожным стилями привязанности.
В работе Ш. Л. Андерс и Дж. С. Такер исследовалась связь стиля привязанности личности с взаимопониманием и поддержкой в коллективе [12]. На примере студентов колледжа было выяснено, что люди с более надежным стилем привязанности имеют наиболее широкую социальную поддержку, в то время как лица с тревожным или избегающим стилем привязанности, напротив, сообщают о менее удовлетворительной сети поддержки в социуме.
Теория привязанности, в целом, получила широкую популярность в зарубежной психологии, которой посвящено значительное число современных зарубежных исследований, в том числе в области стиля привязанности, как одной из форм стилевых проявлений в межличностном взаимодействии (Р. Спенс, Л. Каган, С. Нанн, С. Занг, Т. Ли, Г. Леонарди, В. Колоннелло, М. Фаринелли, Е. Бертолетти, А. Ленз, Д. Шеперис, Р. Пад, О. Партридж, Т. Магуайр, Кирилов К. Н. и др.).
Так же, в зарубежной психологии проводились исследования, посвященные стилю межличностного взаимодействия в контексте общения. Например, М. Маклеод и С. Новицки исследовали эффективность межличностных взаимодействий в диадном общении дошкольников. Стили межличностных взаимодействий дошкольников авторами оценивались в условиях свободной игровой среды. В результате были выделены комплементарные и не комплементарные стили межличностного взаимодействия дошкольников. Далее участникам эксперимента предлагалось решать интеллектуальные игровые задачи в паре с назначаемыми им комплементарными и не комплементарными партнерами. В итоге, экспериментально была подтверждена гипотеза о том, что дети с комплементарными стилями межличностного взаимодействия в общении решали интеллектуальные задачи более эффективно [20].
П. Марки и Дж. Курц изучали вопросы комплементарности стилей межличностного взаимодействия партнеров с точки зрения их изменчивости и взаимной дополняемости. На примере студенток колледжа, проживающих в общежитии парами в одной комнате, авторы выявили динамику изменчивости стиля межличностного взаимодействия. Так, было выяснено, что на протяжении 2 недель совместного проживания стили межличностного взаимодействия партнеров по общению не менялись, однако, через 15 недель стили межличностного взаимодействия студенток уже сильно дополняли друг друга и становились более комплементарными. В другом исследовании П. Марки и Ш. Марки выяснили, что в однополых женских романтических парах, даже с доминирующим стилем межличностного взаимодействия у обоих партнеров, может возникать эффект комплементарности стилей [21]. У партнеров же с теплым или покорным стилем, а также в сочетании данных стилей с доминирующим стилем эффект комплементарности оказался более выражен.
Р. Джалил, Й. В. Хубер, Д. Сиксмит, Д. Л. Диккенс выявили связь между уровнем агрессии и стилем межличностного взаимодействия в общении медсестер с пациентами психиатрического стационара [22]. В большинстве зарегистрированных случаев причиной агрессии у пациентов были антикомплементарные диадические межличностные взаимодействия между медсестрой и пациентом. Гнев пациентов и их враждебный стиль межличностного взаимодействия имели значительную положительную корреляцию. Гнев со стороны персонала и их доминирующий стиль межличностного взаимодействия в общении с пациентами, также положительно коррелировали. По результатам проведенного эксперимента, исследователи пришли к выводу, что реализация авторской программы коррекции стиля межличностного взаимодействия, в рамках профессионального обучения и повышения квалификации персонала психиатрических больниц, может привести к сокращению инцидентов, связанных с агрессией пациентов.
Весьма интересно исследование международной группы ученых под научным руководством А. Дж. Морен, посвященное руководству профессиональным коллективом [23]. К исследованию авторы подошли не типично, а именно, они исследовали процесс управления трудовым коллективом не только с точки зрения стиля руководства, но и с позиции стиля межличностного взаимодействия руководителя. Авторы, используя методики оценки стиля межличностного взаимодействия руководителя (TMIB-S), стиля самодетерминации и стиля лидерства (MLQ) провели три независимых исследования на выборках франко- и англоговорящих сотрудников. В результате была обнаружена корреляционная связь между стилем межличностного взаимодействия руководителя и степенью удовлетворенности самодетерминационных потребностей подчиненных, а именно автономии, компетентности и связанности. В свою очередь, удовлетворенность указанных потребностей непосредственно влияет на психологическое здоровье сотрудников, и, как следствие, на эффективность профессиональной деятельности коллектива в целом. Поддерживающий стиль межличностного взаимодействия руководителей оказывает положительное влияние на подчиненных и способствует удовлетворению их потребности в автономии, компетентности и связанности. В свою очередь, безразличный стиль оказывает большее негативное воздействие на удовлетворение потребностей и психологическое благополучие сотрудников, чем препятствующий стиль. Безразличный стиль руководителя оказался наиболее вредным для сотрудников, что согласуется с положением о том, что пассивные и пренебрежительные стили лидерства могут быть более разрушительными, чем активно противодействующие.
Достаточно интересны прикладные исследования зарубежных авторов в области стиля межличностного взаимодействия. Так, исследовалась связь стиля межличностного взаимодействия: с компульсивным перееданием как способом компенсации проблем в социальных отношениях (А. Бругнера, С. Карлуччи, А. Сравнить, Дж. А. Таска); с предлагаемым работодателем уровнем заработанной платы при трудоустройстве (Л. Борганс, Б. Уил, Б. А. Вайнберг); с социальным классом и возможностью трудоустройства в крупную технологическую компанию (Ф. К. Чуа, М. Мазманян); с агрессией пациентов психиатрических больниц в отношении медсестер (Х. Бильгин) и т. д.
Из вышеуказанного следует, что в зарубежной психологии стиль межличностного взаимодействия, как правило, рассматривается со стороны индивидуальности человека, как проявление внутренних, глубинных структур личности, которые формируются в уникальных для каждого человека социально-психологических условиях. Именно поэтому в зарубежных исследованиях стиль взаимодействия рассматривается в рамках категории «отношение», и как следствие, появляются исследования стиля взаимодействия влюбленных, стиля взаимодействия родителя и ребенка, стиля взаимодействия медсестры и пациента, стиля взаимодействия совместно проживающих партнеров и т. п. Здесь акцент делается на феномене межличностного взаимодействия как отдельной научной категории и остается не затронутой деятельностная сторона стиля межличностного взаимодействия как интерактивной составляющей процесса общения, традиционно изучаемой в отечественной психологии. По этой причине представляются весьма актуальными исследования, интегрирующие в себе два указанных подхода психологии, а именно исследования, рассматривающие стиль межличностного взаимодействия со стороны индивидуальности субъекта общения, осуществляющего интеракции в условиях конкретной деятельности, в том числе профессиональной.
Список литературы
1. Адлер А. Наука жить : пер. с нем. / Альфред Адлер. – СПб. : Питер, 2023. – 240 с.
2. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. – М. : Смысл, 2002. – 462 с.
3. Klein G. Perceptions, motives and personality. – New York : Knopf, 1970. – 464 p.
4. Gardner, R. W., Lohrenz, L. J., Schoen, R. A. Cognitive control of differentiation in the perception of persons and objects / R. W. Gardner, L. J. Lohrenz, R. A. Schoen // Perceptual and Motor Skills. – 1968. – Vol. 26, Iss. 1. – P. 311–330. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/5642544/. – Date published: February 1968.
5. Witkin, H. et al. Personality through perception. – New York : Harper, 1954. – 561 p.
6. Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo / J. Kagan // Journal of Abnormal Psychology. – 1966. – Vol .71, Iss. 1. – P. 17–24.
7. Sadler, P. Interpersonal Complementarity / P. Sadler, N. Ethier, E.Woody // Handbook of Interpersonal Psychology: Theory, Research, Assessment, and Therapeutic Interventions / ed. by Stephen Strack, Leonard M. Horowitz. – New York : Wiley, 2010. – 672 p.
8. Eberhart, N. K. Interpersonal Style, Stress, and Depression: An Examination of Transactional and Diathesis-Stress Models / N. K. Eberhart, C. L. Hammen // Journal of Social and Clinical Psychology. – 2010. – Vol. 29, Iss. 1. – URL: https://guilfordjournals.com/doi/abs/10.1521 /jscp.2010.29.1.23. – Date published: February 2010.
9. Gillath, O. Genetic Correlates of Adult Attachment Style / Gillath O., Shaver P. R., Chun D. S. // Society for Personality and Social Psychology. – 2008. – Vol. 34, Iss. 10. – URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0146167208321484. – Date published: 3 July 2008.
10. Yasin, A. Attachment styles and interpersonal problems in patients with conversion disorder / A. Yasin, R. Ashraf // European Journal of Research in Social Sciences. – 2019. – Vol. 7, No. 1. – P. 27–35. – URL: https://www.idpublications.org/wp-content/uploads/2018/12/full-paper-attachment-styles-and-interpersonal-problems-in-patients-with-conversion-disorder.pdf. – Date published: Jule 2019.
11. Hasim, M. J. M. Married life: Measuring adult romantic attachment and satisfaction / M. J. M. Hasim, H. Mustafa, N. H. Hashim // Couple and Family Psychology: Research and Practice. – 2021. – Vol. 12, No. 3. – P. 119–131. – URL: https://doi.org/10.1037/cfp0000188. – Date published: 22 Jule 2021.
12. Anders, S. L. Adult attachment style, interpersonal communication competence, and social support / S. L. Anders, J. S. Tucker // Personal Relationships. – 2000. – Vol. 7, Iss. 4. – P. 379–389. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1475-6811.2000.tb00023.x. – Date published: December 2000.
13. Zhang, S. Attachment Style Moderates the Relationship Between Solitude and Marital Satisfaction: The Cross-Partner Effects / Shumin Zhang, Tianyuan Li // Family Relations. – 2021. – Vol. 70, Iss. 5. – P. 1399–1411. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/fare.12576. – Date published: 02 November 2021.;
14. The moderation effect of secure attachment on the relationship between positive events and wellbeing / Ruth Spence, Lisa Kagan, Stephen Nunn, Deborah Bailey-Rodriguez [et al.] // PsyCh Journal. – 2022 – Vol. 11, Iss. 4. – P. 1399–1411. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pchj.546. – Date published: 01 August 2022.;
15. One size does not fit all: individual differences in attachment style and fear of COVID-19 in hospitalized elderly patients / Gloria Leonardi, Valentina Colonnello, Marina Farinelli, Erik Bertoletti [et al.] // Psychogeriatrics. – 2021. – Vol. 21, Iss. 5. – P. 848–849. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/psyg.12719. – Date published: 02 September 2021.;
16. McKibben, W. B. A meta-analysis of supervisee attachment style and the supervisory relationship / W. Bradley McKibben, A. Stephen Lenz, Donna Sheperis // Journal of Counseling & Development. – 2023. – Vol. 101, Iss. 3. – P. 323–333. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/jcad.12476. – Date published: 05 June 2023.;
17. Understanding the relationship between personality pathology and attachment style in the context of the DSM-5 alternative model of personality disorders / Rachel A. Pad, Hayrettin Okut, Rosey Zackula, Matthew Macaluso [et al.] // Personality and Mental Health. – 2022. – Vol. 16, Iss. 3. – P. 163–179. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/pmh.1530. – Date published: 04 August 2022.;
18. Partridge, O. How does attachment style affectpsychosis? A systematic review of causal mechanisms and guide to future inquiry / Olivia Partridge, Tess Maguire, Katherine Newman-Taylor // Psychology and Psychotherapy: Theory. Research and Practice. – 2022. – Vol. 95, Iss. 1. – P. 345–380. – URL: https://bpspsychub.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/papt.12371. – Date published: 09 February 2022.;
19. Кирилов, К. Н. Стилове на привързаност и социални медии / Кирилов Кирил Найденов, Иванова Евелина Иванова, Параскевова Виктория Цветелинова // Балканско научно обозрение. – 2020. – Т. 4, № 1(7). – С. 63–67.
20. McLeod, M. Cooperative behavior as a function of interpersonal style in preschoolers / M. McLeod, S. Nowicki Jr // Journal of Personality. – 1985. – Vol. 53, Iss. 1. – P. 36–45. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1467-6494.1985.tb00887.x. – Date published: March 1985.
21. Markey, P. The complementarity of behavioral styles among female same-gender romantic couples / P. Markey, C. Markey // Personal Relationships. – 2013. – Vol. 20, Iss. 1. – P. 170–183. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/j.1475-6811.2012.01403.x. – Date published: 04 March 2013.
22. Jalil, R. The role of interpersonal style in aggression and its containment in a forensic mental health setting: a correlational and pseudoprospective study of patients and nursing staff / R. Jalil, J. W. Huber, J. Sixsmith, G. L. Dickens // International Journal of Mental Health Nursing. – 2020. – Vol. 29, Iss. 3, P. 427-439. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/inm.12677. – Date published: 26 April 2020.
23. Huyghebaert-Zouaghi, T. / Supervisors' interpersonal styles: An integrative perspective and a measure based on self-determination theory / T. Huyghebaert-Zouaghi, A. J. S. Morin, N. Ntoumanis, S. Berjot [et al.] // Applied Psychology. – 2023. – Vol. 72, Iss. 3, P. 1097-1133. – URL: https://iaap-journals.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/apps.12423. – Date published: 15 June 2023.
24. Brugnera, A. Persistence of friendly and submissive interpersonal styles among those with binge-eating disorder: Comparisons with matched controls and outcomes after group therapy / A. Brugnera, S. Carlucci, A. Compare, G. A. Tasca // Clinical Psychology and Psychotherapy. – 2019. – Vol. 26, Iss. 5. – P. 603–615. – URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/cpp.2385. – Date published: 22 October 2019.
25. Borghans, L. Interpersonal styles and labor market outcomes / L. Borghans, B. Weel, B. A. Weinberg // Journal of Human Resources. – 2008. – Vol. 43, Iss. 4. – P. 815-858. – URL: https://jhr.uwpress.org/content/43/4/815.short. – Date published: 2 October 2008.
26. Chua, Ph. K. / Ph. K Chua, M. Mazmanian // Proceedings of the ACM on human-computer interaction. – 2022. – Vol. 6, Iss. CSCW2, No. 464. – P. 1–22. – URL: https://dl.acm.org/doi/abs/10.1145/3555565. – Date published: 11 November 2022.
27. Bilgin, H. An evaluation of nurses' interpersonal styles and their experiences of violence / H. Bilgin // Issues in Mental Health Nursing. – 2009. – Vol. 30, Iss. 4. – P. 252–259. – URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01612840802710464. – Date published: 09 Jul 2009.