Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021
УДК 378
Дата публикации 23.02.2021
Социальное взаимодействие будущих юристов в органах социальной защиты населения
Муллаширов Руслан Нариманович
старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, mullashirov.ruslan@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема профессиональной самореализации будущих юристов при работе в органах социальной защиты; показана актуальность наличия готовности к социальному взаимодействию при работе в таких учреждениях; показаны результаты исследования практического опыта студентов юридического профиля в органах социального обеспечения и социальной защиты населения.
Ключевые слова: готовность, социальная защита, юрист, социальное взаимодействие.
Senior lecturer, Russian State University of Justice Crimean Branch, Simferopol, mullashirov.ruslan@yandex.ru
Abstract: The article deals with the problem of professional self-realization of future lawyers when working in social protection bodies; shows the relevance of the availability of readiness for social interaction when working in such institutions; shows the results of a study of the practical experience of legal students in the bodies of social security and social protection of the population.
Keywords: readiness, social protection, lawyer, social interaction.
Муллаширов Р.Н. Социальное взаимодействие будущих юристов в органах социальной защиты населения // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialnoe-vzaimodejstvie-budushhikh-yuristov-v-organakh-sotsialnoj-zashhity-naseleniya.html (Дата обращения: 21.02.2021)
В современном мире трудно найти сферу, которая в определенных моментах не соприкасается с юридической деятельностью. Очевиден тот факт, что каждый шаг в нашей жизни нуждается в правовом сопровождении. Бурные процессы, происходящие в политическом, социальном, экономическом, культурном и других сегментах в настоящее время становятся нормой для российского общества. В такой динамике правовая сфера приобретает ключевое значение, так как именно от деятельности специалистов юридической сферы зависит обеспечение законности и правопорядка, реализация процесса нормотворчества и правосудия, гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина, предоставление правовой помощи населению и т.д. Вся юридическая деятельность призвана регулировать отношения между отдельными людьми (гражданами), между гражданином и обществом, между гражданином и государством.
В этой связи, Ю.В. Чуфаровский, очень точно определяет, что: «Юридическая работа – это особая управленческая деятельность: не собственно управление, а деятельность по его обеспечению» [1, с. 79]. В своей работе юрист касается всех сфер жизнедеятельности человека, что делает ее особенной, не имеющей аналогов.
В ходе выполнения профессиональных задач юристы постоянно вступают в социальное взаимодействие с различными субъектами правоотношений. Процесс социального взаимодействия присущ всем направлениям юриспруденции, возникающий в результате законодательной, исполнительной, судебной, следственной, нотариальной, консультативной и иных видов юридической деятельности. В этом разноплановом обилии особое место занимает правовая деятельность в сфере социального обеспечения и социальной помощи населению [2, с. 138].
В отечественной науке исследованиям готовности юриста и подходах ее совершенствования посвящены труды А.А. Абдурахманова, И.А. Базанова, А.П. Коренева, А.А. Александрова, Т.И. Грабельных, А.Э. Жалинского, В.В. Лазарева, О.Е. Кутафина, Ю.А. Макарова, Т.Ф. Фомина и др. [3].
Эффективность деятельности юриста определяется уровнем его профессиональной готовности, которая складывается из различных сторон подготовки (теоретико-правовая, деонтологическая, психологическая, коммуникативная и др.) и нацеленной на рациональное выстраивание процесса социального взаимодействия [4, с. 11].
Так, к примеру, А.Э. Жалинский, выделяет так называемые ключевые направления, по которым юрист должен обладать высоким уровнем готовности, к ним относятся: 1) правовой поиск, правовая проверка, правовая оценка правовых фактов и информации; 2) подбор правовых норм, получение юридического вывода; 3) посредничество, ведение переговоров, выступления в судах и др.; 4) подготовка и оформление правовых документов и т.д. [5, с. 145].
В свою очередь, С.С. Алексеев и В.Ф. Яковлев подразделяют ключевые навыки специалистов юридической области на: общеюридические (работа с нормативно-правовой базой, процессуальные навыки и др.), организационные и общекоммуникативные [6, с. 73].
Но наиболее исчерпывающим, на наш взгляд, является определение С.А. Бондаренко, который в своих исследованиях указывает, что: «Профессиональная готовность юриста - это сложное психолого-педагогическое явление, сочетающее взаимосвязанные психологические особенности и нравственные качества личности, социально-ценностные мотивы выбора профессии, способы поведения, специальные профессиональные знания умения и навыки, обеспечивающие специалисту возможность трудиться в избранной им профессиональной сфере» [7, с. 188].
Из сказанного следует, что особенности юридической профессии предъявляют ряд специфических требований к будущему юристу, как специалисту, регулирующему правоотношения различных субъектов в обществе, что обуславливает особую актуальность наличия у него готовности к социальному взаимодействию.
На данный момент, правовое обеспечение социальной сферы в Российской Федерации нуждается в качественных кадрах. Развитие инфраструктуры социального обеспечения и социальной защиты россиян детерминируют появление новых юридических специализаций.
К объектам социальной защиты в Российской Федерации относятся: инвалиды, дети-сироты, малообеспеченные, безработные, матери-одиночки, лица, не имеющие постоянного места жительства и т.д. К большому сожалению, современная картина развития общества показывает, что количество мало защищенных, уязвимых и нуждающихся в государственной поддержке граждан становится все больше, а потребность в универсальных специалистах юридической направленности возрастает [8]. Универсальность такого специалиста заключается не только в наличии нормативно-правовых знаний и процессуальных навыков, а профессионала, обладающего навыками интегральной готовности к социальному взаимодействию в разнонаправленных аспектах юридической деятельности, которая позволит решать правовые проблемы, возникающие на фоне безработицы, девиантного поведения несовершеннолетних, увеличения количества неполных семей и т.д.
С целью выявления уровня готовности к социальному взаимодействию юристов нами было проведено исследование, выявляющее отношение студентов юридического вуза к профессиональной деятельности в органах социальной защиты населения. Учебный план юридического вуза предусматривает два вида практик: учебную и производственную (включая преддипломную), где студенты приобретают практический («живой») опыт юридической деятельности. В качестве мест прохождения практики в области социальной поддержки и защиты населения могут выступать различные органы и организации федерального и регионального уровня. Органы социальной защиты представлены широкой сетью государственных структур по всей стране, к числу которых относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Центры, социальной помощи семье и детям, Центры по работе с беженцами и переселенцами, Центры социального обслуживания населения, Центры для детей-инвалидов и их семей и др. [9].
В ходе прохождения юридической практики в органах социального обеспечения и социальной защиты населения студенты выполняют следующие виды работ:
- взаимодействие с гражданами по страхованию и пенсионному обеспечению;
- взаимодействие с беженцами, безработными и инвалидами при оформлении пакета необходимых документов;
- взаимодействие с гражданами при правовом консультировании по вопросам социальной защиты и социального обеспечения;
- взаимодействие с несовершеннолетними из группы социального риска и их семьями;
- взаимодействие с малообеспеченными слоями населения и т.д.
В исследовании приняли участие 167 студентов 2-го курса очной формы обучения, факультета подготовки специалистов для судебной системы Крымского филиала Российского государственного университета правосудия.
Для выявления уровня готовности к социальному обеспечению будущих юристов в профессиональной деятельности нами была разработана авторская методика.
По итогам исследования было выявлено, что из всего перечня субъектов правоотношений 50% испытуемых в своей профессиональной деятельности не хотели бы взаимодействовать с гражданами пенсионного возраста и инвалидами, а 45% - с уязвимыми слоями населения. В качестве причины такого выбора, 40% студентов указали проблему коммуникации, 45% - указали на отсутствие соответствующих практических навыков взаимодействия, 15% - указали на страх высокой ответственности перед этими категориями граждан. Но, несмотря на это, свыше 90% опрошенных подчеркивают важность навыков социального взаимодействия, как ключевого критерия эффективной работы в органах социальной защиты.
Неоспорим тот факт, что деятельность юриста в органах социального обеспечения и органах социальной защиты является сложной и полифункциональной, так как она предусматривает работу с категориями населения, которые разняться по социальному статусу, возрасту и т.д. Результаты исследования показали, что значительная часть будущих юристов не готово к профессиональному взаимодействию с категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите. Следовательно, учебно-образовательный процесс в юридических вузах, требует внесения определенных корректив, которые на практическом уровне поспособствуют развитию профессиональной компетентности социального взаимодействия, совершенствованию профессионально-личностной рефлексии и становлению личности будущего юриста.
Список литературы
1. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность. – М., 2004. – с. 96.
2. Николашкина В.Е., Шерайзина Р.М., Донина И.А. Профессионально-коммуникативная компетентность будущих юристов как предмет междисциплинарных исследований // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 138-143.
3. Федякина Л.В., Никитина Н.И. Теоретико-методические основы формирования профессиональной готовности будущих юристов к работе в учреждениях социальной защиты населения // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. – №13. – С. 138-141.
4. Ахметов А.С. Актуальные вопросы современного юридического образования / А.С.Ахметов // Юридическое образование и наука. – 2018. – № 7. – С. 11-14.
5. Жалинский Л.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М. 1997. – с. 145.
6. Алексеев С.С., Яковлев В.Ф. О модели юриста и обучении в юриди¬ческих вузах // Правоведение. 1976. – № 4. – С. 73.
7. Бондаренко С.А. Формирование профессиональной готовности конкурентоспособного специалиста // Материалы Всерос. науч.- практ. конф. – Барнаул: Изд-во ААЭП, 2017. – С. 188.
8. Дружинина А.В. Некоторые аспекты становления и развития российского юридического образования // Education Sciences and Psychology. 2016. – № 3 (40). – С. 112-116.
9. Макарова О.А. Реализация ситуационного подхода к формированию профессиональной компетентности будущих юристов в вузе. Автореф… дисс. канд. пед. наук (13.00.08). – Ульяновск, 2019. – с. 26.