Социальная психология | Мир педагогики и психологии №02 (55) Февраль 2021

УДК 159.923.2

Дата публикации 25.02.2021

Переживание утраты как детерминанта формирования кризисной идентичности

Красовская Наталия Рудольфовна
кандидат психологических наук, доцент Кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, krasovskaya.mcm@gmail.com

Аннотация: В статье рассматривается проблема и обозначается актуальность исследования идентичности личности через ситуации переживания утраты в условиях кризисной динамики. В результате стремительных перемен сегодняшнего дня растет количество людей, переживающих негативный опыт потерь и утрат. Отмечается, что ситуации утраты приводят к состоянию дезорганизации на психологическом уровне и дезадаптации на социальном, часто сопровождается острыми конфликтами как внешними, так и внутренними, вызывают субъективную неудовлетворенность собой и своей жизнью. Значительное влияние на то, как человек переживает критическое событие и как он справляется с его последствиями, оказывают наличие или отсутствие поддержки со стороны окружающих, предпочитаемые им способы совладания, защитные психологические механизмы, структура и состояние личностной идентичности. Даны понятия утрата, идентичность, кризис, кризисная идентичность, представлены типологии личностных кризисов, описаны виды утрат, научные подходы в исследовании переживания утраты. Отмечено, что в каждом кризисе содержится потенциальная возможность сформировать определенное новообразование, необходимое или полезное для дальнейшей жизни. Если новообразование не присвоено, не прожито оно становится потерей возможности личностного роста, нерешенной задачей на данном этапе жизненного пути.
Ключевые слова: идентичность, утрата, картина мира, ценности личности, кризисная ситуация, кризисное состояние, кризис идентичности, переживание утраты.

The experience of loss as a determinant of the formation of a crisis identity

Krasovskaia Nataliia Rudolfovna
PhD in Psychological Sciences, Associate professor at the Department of Social Psychology and Victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract: The article deals with the problem and indicates the relevance of the study of personal identity through the situation of experiencing loss in the context of crisis dynamics. As a result of the rapid changes of today, the number of people experiencing negative experiences of loss and loss is growing. It is noted that situations of loss lead to a state of disorganization at the psychological level and disadaptation at the social level, often accompanied by acute conflicts both external and internal, cause subjective dissatisfaction with oneself and one's life. A significant influence on how a person experiences a critical event and how they cope with its consequences is the presence or absence of support from others, their preferred coping methods, protective psychological mechanisms, the structure and state of personal identity. The concept of loss, identity crisis, identity crisis, presents a typology of personal crises, describes the types of losses, scientific approaches to the study of the experience of loss. It is noted that each crisis contains a potential opportunity to form a certain neoplasm that is necessary or useful for later life. If the neoplasm is not assigned, it is not lived through, it becomes a loss of the possibility of personal growth, an unsolved task at this stage of the life path.
Keywords: identity, loss, worldview, personality values, crisis situation, crisis state, identity crisis, experience of loss.

Правильная ссылка на статью
Красовская Н.Р. Переживание утраты как детерминанта формирования кризисной идентичности // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 02 (55). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/perezhivanie-utraty-kak-determinanta-formirovaniya-krizisnoj-identichnosti.html (Дата обращения: 25.02.2021)

Сегодня кризисная динамика негативной направленности имеет место во всех сферах социальной жизни, актуализируя и обостряя проблемы в политике, экономике, экологии, сфере здоровья, отношениях - социальных и личностных. Следствием происходящих событий является огромное количество серьезных потерь и утрат в разных областях жизни людей. Анализируя современные социальные процессы и их детерминанты З. Бауман, использует важное образное сравнение идентичности с призмой - «…через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» [2].

Стремительные изменения на фоне неопределенности общемировой ситуации и российской специфики, происходят на уровне социума, касаются всех его институтов, но одновременно напрямую связаны с психологией каждого человека и усиливают состояние дезадаптации. 

Автор концепции идентичности, Э. Эриксон отмечал, что в век нарастающей нестабильности, механистичности, краха системы ценностей, исследование идентичности, её формирования и трансформаций, становится стратегической задачей, поскольку именно идентичность, как «субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянство некоторой разделяемой с другими людьми картины мира» [19] определяет векторы внутренней или внешней активности человека. Несмотря на то, что результаты изучения особенностей кризиса идентичности представлены во многих теоретических работах, находят своё применение в практике специалистов помогающих профессий, его исследования сохраняют свою актуальность в свете событий новейшей истории. Идентичность личности в периоды кризиса и неопределенности, по мнению Э. Эриксона, становится одной из ключевых характеристик, помогающих ориентироваться в напряженных условиях, поддерживать и выстраивать взаимоотношения с окружающим миром [18].     

Личностный кризис, по Л.Н. Юрьевой - возникшее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта, психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся потерей основных жизненных ориентиров (в Я-концепции, базовой мотивации, системе ценностей) [20]. Поэтому личность, находящаяся в кризисе, не может оставаться прежней, чему способствует сама природа человека, как динамическая система, в основе которой заложены принципы и механизмы развития через прохождение кризисов.

Существуют разные варианты классификации кризисов. В зависимости от того, каковы возможности человека в жизни после кризиса, различают два их типа:       

1 тип кризиса -  после серьезных потрясений существует определенный шанс выхода на прежний уровень жизни (потеря бизнеса, серьезная болезнь);

2 тип - кризис перечеркивает текущие жизненные ситуации и планы, а изменение самой личности и смысла ее жизни становится единственной возможностью справиться с ситуацией. Этот тип соответствует определению Ф.Е. Василюка, который под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути [4].

Выделяют также внутренние (нормативные) кризисы и внешние (ненормативные) кризисы (табл.1).

Таблица 1. Классификация кризисов

Внутренние, нормативные (кризисы развития)

Внешние ненормативные (травматические кризисы)

Название кризиса / что развивается

Название кризиса / суть кризиса

Возрастной

Человек

Травматический

Ужас

Экзистенциальный/

Трансформационный

Личность

ПТСР

Последствия травмы

Профессиональный

Профессионал

Утраты

Смерть близких

Семейный

Член семьи

Потери

Лишения

Отношений

Партнер

Викарные (на основе наблюдения за поведением других людей)

Научение

1. Нормативные (внутренние) кризисы имеют определенную хронологию, их переживают все люди. Причинами их возникновения являются естественные изменения в процессе возрастного развития личности. Уровень выраженности такого кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Эта группа кризисов исследована и описана Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным. В каждом таком кризисе содержится потенциальная возможность получить определенное новообразование, необходимое или полезное для дальнейшей жизни. Возможность теряется, если новообразование не присвоено. Выход из кризиса может быть позитивным - с новообразованием, либо негативным - с потерями [5].

2. Возникновение ненормативных (внешних) кризисов, определяется внешними травматическими событиями. Здесь «кризис» имеет оттенок угрозы, чрезвычайности. А.Г. Амбрумова рассматривает психологический кризис как внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами [1].

Результатов исследований кризисной проблематики Дж. Капланом, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевким, Р.А. Ахмеровым о разных видах кризисов, обобщены в схеме (рис. 1.)

Рисунок. 1. Виды кризисов

Травматические кризисы – являются ответом на психотравмирующую ситуацию. Биографический кризис связан с переживаниями человеком непродуктивности своего жизненного пути. Выделены три типа биографического кризиса. В ситуации кризиса нереализованности, его название точно отражает содержание. Кризис опустошенности возникает в субъективной картине жизненного пути, когда человек слабо представляет связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. Кризис бесперспективности имеет место, если в сознании человека, по тем или иным причинам слабо представлено будущее, отсутствуют жизненные планы и проекты. Экзистенциальный кризис – потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, утрата смысла существования, когда снижается само­оценка, дестабилизируется картина мира, нарастает неопределенность, человек становится повышено уязвимым. Кризис лишения – ситуация, связанная с утратой. Переживание этого кризиса описывается Э. Линдеманом через «картину острого горя»: утрата близкого человека переживается как частичная утрата самого себя, части собственной лично­сти, представляющей значимого другого [10].   Особенно тяжело переживается утрата, если отношения с ушедшим были плохими.   Кризис идентичности не включен в эту классификацию, но по своим характеристикам и содержанию близок ко всем видам биографического кризиса, экзистенционального кризиса и кризиса утраты.

Постановка проблемы идентичности в психологической науке, поиск ответов на вопросы об условиях и факторах её формирования, причинах трансформации связаны с исследованиями Э. Эриксона и нашли своё отражение в научных работах автора. Кризис идентичности - это особый период формирования личности, во время которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в социуме. Он отражает такое психологическое состояние, при котором человек переживая утрату собственной эго-идентичности начинает остро ощущать необходимость самоопределения в системе жизненных координат. В норме идентичность помогает сохранять свою уникальность независимо от изменений во внешней среде, найти гармонию между личной и общественной жизнью. Кризис идентичности - это особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [8].  Это жизненная ситуация, в которой одновременно присутствуют и сигнал о торможении, и процесс движения личности по ступеням своего развития.

Несмотря на то, что результаты изучения особенностей кризиса идентичности представлены во многих теоретических работах [3,8,13], находят своё применение в практике специалистов помогающих профессий, [3,7,9,14] его исследования сохраняют свою актуальность в свете событий новейшей истории. В кризисной ситуации, которую определяют, как ситуацию невозможности, человек остаётся один на один со своей проблемой. Причины возникновения кризисных состояний многообразны: важную роль играют социальные и ситуационные факторы, биологические и индивидуально-типологические особенности личности. У детей, подростков и пожилых людей наблюдается предрасположенность к кризисным состояниям. В группу риска входят также лица с физическим истощением, соматоневрологической патологией, имеющие в анамнезе психотравмы [20].  Имеющихся привычных средств и представлений оказывается недостаточно для преодоления возникших трудностей, что порождает внутреннее напряжение и вызывает сильные негативные эмоции. Кризис характеризуется состоянием дезорганизации на психологическом уровне и дезадаптации на социальном, часто сопровождается острыми конфликтами как внешними, так и внутренними, субъективной неудовлетворенностью собой, своей жизнью, а иногда и миром в целом. Это состояние эмоционального напряжения и болезненных переживаний из которых человеку хочется выйти [5].

Утрата представляет собой специфический человеческий опыт, связанный с исчезновением, «уходом», исключением из жизни человека чего-то важного, ценного и значимого.  Контекст слова утрата - подразумевает, что в результате каких-то событий, изменений, не зависящих от человека (непредвиденные обстоятельства, трагическая случайность, прочее) что-то или кто-то перестали присутствовать в его жизни. В словарях русского языка по общим характеристикам, «утрата» и «потеря» являются синонимами, однако отмечается, что в понятие «утрата» вкладывается оттенок тотальности, невозвратимости (табл. 2) [5]. 

Таблица 2. Основные типы утрат

Типы утрат

В чём выражены

1

Безвозвратные

смерть близкого человека (самая тяжелая утрата), прекращение отношений с близким человеком

2

Временные

длительные разлуки, прекращение отношений с близким человеком (временное)

3

Социальные утраты

потеря работы или учебы

4

Психические или физические

утрата части организма, соответствующих способностей или возможностей, духовных или материальных ценностей, животных, любимой игрушки - у детей

По мнению Заманаевой Ю.В., понятие «утрата», воспринимается как безвозвратная потеря, которая может иметь место в самых разных жизненных ситуациях. На основе результатов проведения пилотажного исследования в рамках диссертационной работы, автором выделяются наиболее важные смысловые звенья понятия «утрата»: актуальность, значимость, безвозвратность, независимость от воли человека [6].

В переживании утраты, как отмечает большинство исследователей, есть несколько стадий, которые сменяют друг друга. С позиции стадиального подхода среди концепций переживания утраты можно выделить три основных направления. В первом - фокус внимания на симптомах переживания утраты: эмоциях и чувствах, изменениях в поведении и в отношениях.  Второе - рассматривает переживание утраты, как процесс последовательного решения утратившим универсальных психологических задач, помогающих адаптироваться к утрате. Третье - объединяет исследования, на основе динамики трансформации отношений с ушедшим близким [6,11,13,20].

Утрата – это исчезновение из жизни чего-либо или кого-либо очень значимого для личности, воспринимающееся как безвозвратная потеря.  В 1943 году вышла книга американского психиатра Эрика Линдеманна «Симптоматология и работа острого горя», ставшей классической работой, в которой он ввёл понятие - работа горя [10].  Горе – это нестерпимое болезненное переживание, чувство, обозначающее возможность внешнего выражения утраты. Задача «работы» этого чувства заключается в том, чтобы научиться жить без ушедшего безвозвратно любимого человека. Переживаемые после смерти близкого человека психофизиологические состояния называются синдром утраты или синдром острого горя.  Благодаря исследованиям Элизабет Кюблер-Росс был снят «запрет» с темы смерти. Она провела около умирающих больных много часов и обобщила свой опыт в книге «О смерти и умирании», выделив пять основных состояний психики или этапов, сопровождающих процесс переживания утраты: отрицание, гнев, депрессия, торг, принятие. Последовательность не является жесткой: на стадии принятия человек может почувствовать обжигающую злость или желание вновь уйти в отрицание. Но только прожив, прочувствовав эти состояния, человек может восстановиться после утраты, осознавая и учитывая те изменения, которые с ним произошли [9]. Утрата – это удар по идентичности, целостности внутреннего мира человека и его взаимоотношениям с окружающим миром.

Анализ отечественных и зарубежных психологических работ по переживанию утраты близкого человека, проведенный Заманаевой Ю.В. позволил ей выделить ряд подходов к разработке данной проблемы, основываясь на том, какую роль в переживании утраты авторы приписывают той или иной сфере личности [6].

1. В первом подходе, рассматривающем переживание утраты как процесс с аффективными, когнитивными и поведенческими симптомами. Определена и описана симптоматика при разных видах утрат и стадийность течения «острого горя». В общем виде она имеет следующий вид: 1) «шок, оглушение, оцепенение»; 2) «поиск утраченного и тоска»; 3) «отчаяние и страдание, дезорганизация»; 4) «остаточные толчки и реорганизация»; 5) «завершение» (Линдеманн Э., 1984; Боулби Д., 2004; Parkes СМ., 1972; Хелл Д., 2001; Василюк Ф.Е., 1991, 2001). Патологические реакции на утрату наблюдаются в случаях осложненного проживания горя.

2. Американскими психологами (Busch C.J., 2000; Neeld E.H., 2002; Silverman P.R., 2001; Weiss D.,1987; W.Worden, 1982,1992) проведены исследования с позиции переживания утраты как последовательного решения психологических задач. Так W.Worden, соотносит переживание утраты человеком в горе с решением четырех базовых психологических задач: 1) принятие реальности и необратимости утраты; 2) переживание боли; 3) принятие окружающего мира без утраченного; 4) выстраивание новых отношений с утраченным и продолжение жизни.  Подход позволяет специалистам, оказывающим помощь, последовательно двигаться в процессе психологической работе с утратой, ориентируясь на каждую задачу.

3. Подход к переживанию утраты как процесса трансформации связи с ушедшим основан на представлениях Дж. Боулби (2004) к утрате близкого человека, как объекта привязанности. Процесс «острого горя» рассматривается через изменение отношения с утраченным и нового видения своего «Я», смены отношения «забвения» на «памятование». «Модель баланса» С. Рубина (S.Rubin, 2000) объединяя особенности отношений с ушедшим при функционировании человека в его жизнедеятельности и внешнюю симптоматику при утрате, рассматривает каким образом происходит перестройка отношений.

4. Утрата как травмирующее событие, разрушающее личность. В исследованиях данного направления, утрата исследуется в комплексе с другими сопутствующими травмирующим событиями (Солдатова Г.У. и др., 2002; Джармен Р., 2001; Miller L., 1995; Sewell J.D., 1993, 1994; Тарабрина Н.В., 1996; Калмыкова Е.С, 2001; Магомед-Эмииов М.Ш., 1998; Янофф-Бульман Р., 2002).  Травма рассматривается как состоявшийся, свершившийся акт разрушения, поэтому травмирующие события в ситуации утраты всегда вызывают внутреннюю боль, оказывают повреждающее воздействие на уровне системы самоотношения, смысловой сферы личности, приводят к разрушению целостной картины мира, изменениям жизненного пути.

5. Ряд американских психологов (Neimeycr R.A., 1999, 2000, 2001; Pennebaker, 1996; Hendricks L.D., 1999; Silverman P.R. 2001; Browning D, 2001) переживание утраты рассматривают как процесс «смысловой реконструкции». Авторы полагают, что человек имеет некоторый пре-нарратив собственной жизни - представления о её течении, закономерностях, потенциальных событиях. Травматические события требуют от человека их включения в этот нарратив, что возможно только при условии их осознания и описания, т. е. создания нарратива - «истории», которая отражает опыт переживания утраты. В этом подходе разработан целый ряд нарративных психотерапевтических техник «смысловой реконструкции» жизненной картины. Для практического применения ценность представляют два вывода: о ведущей роли смысловой сферы и о личностном росте как возможном результате переживания утраты.

6. Результаты исследования утраты как процесса изменений, происходящих на духовном уровне личности, находят отражение в паллиативной медицине (А.В. Гнездилов, 1995, 2001, 2003; Э. Кюблер-Росс, 2001). Проблемы страдания, духовности, ответственности, свободы в середине XX века были подняты В. Франклом, который рассматривая страдание, связанное с необратимыми событиями как неизбежное, говорит о необходимости поиска его смысла, ведущего человека к духовному развитию (Франкл В., 1990, 2000). Оригинальный авторский подход к осмыслению утраты (SOAR) предлагает A.D. Prend (1997), в котором подчеркивается индивидуальность процесса переживания, зависимость его от жизненного и духовного опыта человека, значимость таких индивидуальных путей переживания утраты как: «Духовность», «Помощь другим», «Отношения: здоровое мышление», «Реинвестирование: охватывая жизнь» [6].

Человек теряет в своей жизни очень многое и многих. Утрата стимулирует человека к переосмыслению своих взглядов и убеждений, становится фактором психологической зрелости личности, углубления самосознания и рефлексии, формирования, обретения обновленной идентичности. Не происходит это потому, что переживание горя принимает различные осложненные формы, ведущие к нарушению социальной адаптации личности, ее взаимосвязей с реальностью [15].

Одним из первых об особой психической и душевной работе, проделываемой каждым при горевании - работе печали, говорит З. Фрейд. Её смысл в том, чтобы помочь справиться с сопротивлением, признать и переживать реальность [16].  Но процесс переживания горя может пойти и по «патологическо­му» пути (патологической скорби по З. Фрейду) [17]. При замедлении процесса горевания, остановке его переживания или затруднениях интеграции утраты, возникает феномен осложненного горя, с преувеличением и/или «блокированием» эмоций, трансформацией скорби в идентификацию с умершим челове­ком, растягиванием процесса скорби во времени (с обострениями), чрезмерно острое чувство вины, вплоть до самоубийства. А.Н. Моховиков выделяет и описывает ряд форм осложненного горя: хроническое, конфликтное, подавленное, неожиданное, отставленное, отсутствующее [11].

Именно патологическое переживание утраты в форме хронического, подавленного, отсутствующего (либо других вариантов) горя, может стать одной из психологически значимых детерминант формирования кризисной идентичности.  По мнению Э. Эриксона, «юность – возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности эго». В период взросления формирование идентичности является центральной проблемой, а диффузия идентичности, угроза ее становлению, либо её распад – существенным кризисным фактором [19].

Согласно концепции идентичности, Э. Эриксона о кризисе свидетельствуют следующие признаки:

1. Диффузия идентичности: при столкновении с проблемами развития, человек не может завершить психосоциальное самоопределение. Это выражается в кратковременной, а иногда в длительной его неспособности определить и выбрать ценности и цели своей жизни. 

2. Диффузия времени – нарушение чувства времени, которое может проявляться двояким образом: а) человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым, как мир б) ощущение жесточайшего цейтнота вызывает у него тревогу и напряжение.

3. Застой в работе, связанный с диффузией идентичности: проявляется в нарушении естественной работоспособности, отсутствии компетентности (потребности чувствовать самоэффективность и способности выполнять задачи на разных уровнях сложности).

4. Отрицательная идентичность – трудности в принятии, отрицание всех ролей (в том числе семейных, профессиональных, полоролевых стереотипов, и др.), в норме направленных и способствующих формированию идентичности [18].

Эриксон считал идентичность социализированной частью «Я». По его мнению, главным недостатком фрейдизма было игнорирование факторов окружающей среды (Umwelt), всеобщей культуры, прошлой и настоящей, объективного мира, который не только вокруг, но и внутри индивида. Он развивал психоаналитические идеи эго-психологов, рассматривая циклы развития «Я», те кризисы, через которые проходит «Я» на пути к автономии, зрелости, продуктивности. Э. Эриксон считал, что инстинкты «не несут в себе паттернов завершения, самосохранения, взаимодействия с каким-либо сегментом природы: их должны еще организовать традиция и совесть, которые развивают биологически данное…» [18]. Каждое общество предлагает репертуар идентичности: от идентичности ребенка, отца, матери до профессиональных и политических отождествлений. Идентичность реальна, когда она подтверждается другими. Таким образом, она - результат взаимодействия самоидентификации и идентификации с другими. Выражение «потерять лицо» - это синоним потери идентичности.   Также Эриксон отмечал, что человек - это не «археологический курган, где пласт идет за пластом, по мере взросления он делает свое прошлое частью всего будущего, а любую прошлую среду, с которой он взаимодействовал - частью своего настоящего окружения» [18]. Поэтому для горюющего самым важным является возможность разделить свое горе с другим, пережить его вместе, а целью работы с клиентом, переживающим горе, является превращение острого горя в это «обостренное чувство сознания».  

Рассматривая детерминанты формирования кризисной идентичности, исследователи отмечают, что дети не рождаются с чувством единой целостной личности, она развивается под влиянием многих факторов и личного опыта. У детей, подверженных длительному чрезмерному стрессу, объединения психических составляющих как целостной личности не происходит. Не происходит и у пациентов с диссипативным расстройством личности, у которых часто встречаются факты продолжительного и тяжелого насилия (физического, сексуального или эмоционального), и в случае отсутствия заботы в детстве (в США, Канаде и Европе примерно у 90% пациентов). Некоторые пациенты не подвергались насилию в детстве, но рассказывают о сильных душевных переживаниях, связанных, например, со смертью одного из родителей, серьезными заболеваниями или другим стрессовым событием [7]. Предрасположенность к кризисным состояниям велика у детей, подростков и пожилых. Помимо биологической ранимости, для этих возрастных периодов характерны психологические кризисы. К группе риска развития кризисных состояний относятся также лица с сомато-неврологической патологией, с физическим истощением, имеющие в анамнезе психотравмы [20].

В жизни человека утраты многочисленны и непредсказуемы: их появление нельзя спрогнозировать, они могут появиться в любой момент и на любом жизненном этапе.  Но знание специфики проживания этих тяжелых и сложных для психики человека ситуаций позволяет взять под контроль сознания отношение к утрате на индивидуальном уровне. А специалисту, оказывающему помощь, определить и выбрать, оптимальные средства организации работы в ситуации утраты. Ирвин Ялом рассказал о замечательном инсайте, который появился у него при знакомстве с книгой Карен Хорни «Невроз и человеческое развитие». Самая полезная идея, обнаруженная И. Яломом в этой книге, была простой и удивительной одновременно: в каждом человеческом существе генетически заложена склонность к самореализации. Если устранить препятствия, личность разовьется в сформировавшегося, полностью реализовавшего себя взрослого, прямо как желудь становится дубом. Фраза «...Прямо как желудь становится дубом…»  помогла сформировать Ялому раскрепощающий и проясняющий образ, который дал ему новое видение работы и навсегда изменил его подход к психотерапии. Он осознал, что главная задача в оказании помощи, заключается в устранении препятствий, преграждающих жизненный путь его пациентов.  Единственное, что он должен делать - идентифицировать и устранять препятствия, все остальное, стимулированное самореализующими силами внутри пациента, следует автоматически.

Э. Йоманс, выделяя в кризисе период разрушения, промежуточный период и период созидания, особый акцент делает на первом этапе кризиса - периоде разрушения.  По мнению Э. Йоманс, люди не проявляют к этому периоду должного внимания и не выказывают уважения к тем, кто находится на этом этапе. Действительно, этот этап связан с ломкой видения мира, отношения к себе и окружающим. Но без разрушения старого невозможно никакое подлинное созидание [13].  Период созидания тоже имеет свои подводные камни. Человека могут подстерегать две крайности: с одной стороны, желание иметь полную гарантию успешности своих действий, что приводит к пассивности, инертности, с другой - желание добиться всего и поскорее [20].

В этой связи, представляет интерес известная мысль основателя психосинтеза Р. Ассаджиоли, обладающая большим терапевтическим ресурсом: «…над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то, с чем себя разотождествили». Если отождествлять себя со своим телом, то попадаешь во власть тела, физиологии, начинаешь невольно потакать, отдавать приоритет витальным потребностям – вкусно поесть, подольше поспать, не выходить на пробежку в мороз, то есть всячески ублажать тело и жалеть себя. Когда отождествляешь себя с чувствами, отдаёшь себя во власть чувствам и страстям с их спонтанностью, непредсказуемостью, непрактичностью.  Когда отождествляешь себя со своим умом - отдаёшь себя в его власть, получаешь вариант - «живу умом», но ничего не успеваю и не умею чувствовать, а также грандиозную склонность ума к самым разным обманам и манипуляциям.  И только целостность, позволяет принимать во внимание свои особенности, наилучшим образом синтезировать имеющийся потенциал и оптимально его использовать. 

Вывод

1. События, происходящие как в глобальном, мировом масштабе, так и в нашей стране показывают, что настоящее время может считаться и является временем глобальных и множественных утрат: катастрофы, террористические акты, криминальная обстановка, войны. В мирной жизни утраты совсем не редкость: расставания с любимыми людьми, потеря домашнего животного или другого объекта привязанности, потеря здоровья и работоспособности: тяжелое заболевание, инвалидность. Эти события имеют кризисный характер.

2. Индивидуальные особенности переживания утраты человеком детерминированы субъективными и объективных условиями его жизнедеятельности и ситуационной спецификой. В область психологии утраты «переживание» было введено Ф.Е. Василюком, как термин, описывающий активное установление смыслового соответствия между бытием и сознанием, внешним и внутренним. Исследователи проблематики переживания утраты выделяют в качестве значимых характеристик процесса переживания активность, фазность и многоуровневость, подчёркивая сложность процесса, в котором участвуют все уровни психической жизни человека, обеспечивая регуляцию его поведения.

3. Переживание устанавливает смысловое соответствие между событиями внешнего и внутреннего мира и может осуществляться в разных формах, среди которых психологическая защита, совладание, «проживание». Действие психологических защит связано с нежеланием принять травмирующий характер события, совладание -  это исследование ситуации с целью продолжать нормальную жизнедеятельность через приспособление.  «Проживание» предполагает глубокий смысловой контакт с событием утраты, её осмысление во внутреннем плане, преобразование смысловой нагрузки события, выведение общих жизненных закономерностей, включение нового опыта в структуру идентичности и картину мира.

4. Понятие «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. В реальности кризис отражает острую ситуацию, поворотный пункт, важнейший момент для принятия какого-то решения. В каждом кризисе, как отмечено Э. Эриксоном в концепции идентичности, содержится потенциальная возможность сформировать определенное новообразование, необходимое или полезное для дальнейшей жизни. Есть два пути выхода из кризиса: позитивный - с новообразованием и негативный - с потерями. Неприсвоенное новообразование - это потерея возможности роста, нерешенная задача определенного этапа развития.

5. Человек в своей жизни проходит определенную последовательность фаз развития (эпигенетический принцип). Переход на следующий уровень проходит через преодоление кризиса - периода повышенной уязвимости. Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на нарушение структуры идентичности, является фрустрация базовых социальных потребностей, в том числе как результат переживания человеком утраты. Переживание утраты связанно с самыми разнообразными состояниями и эмоциями. В ситуации утраты близких - это боль, страх того, что муки горя никогда не пройдут, что справиться самому не удастся, жизнь уже не будет такой наполненной, как прежде, целостной, понятной, предсказуемой. Но при благополучном (нормальном) горевании все эти эмоции будут замечены, пережиты, поняты, постепенно утратят свою интенсивность и дадут возможность восстановить новые опоры, новый порядок во внутреннем мире, переструктурировать систему ценного и возможного в новую идентичность -  личностно принимаемый целостный образ себя. Перед людьми, столкнувшимися с утратой, лежит длинный путь, в котором им предстоит долгая и непростая психическая работа.


Список литературы

1. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. М.,1988.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. М.: Логос, 2002.
3. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
4. Василюк Ф.Е. Методика психотерапевтического облегчения боли // Московский психотерапевтический журнал,1997. №4 (18). С.123-146.
5. Жукова Ю.Л. Что такое психологический кризис? Режим доступа: https://www.b17.ru/article/psihologicheskii_krizis/ (Дата обращения: 03.02.2021).
6. Заманаева Ю.В. Переживание утраты близкого как процесс изменений во внутреннем личности. Дис. канд.…психол. наук. СПб., 2004. 320 с.
7. Иришкин А. Бюллетень журнала «Идентичность» №001. Многие возможности улучшения вашей жизни. Режим доступа: https://www.facebook.com/webTPP/photos/a.224976541276913/1087198648388027/ (Дата обращения: 05.02.2021).
8. Красовская Н.Р. Кризис идентичности у беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях. Режим доступа: http://scipress.ru/pedagogy/articles/krizis-identichnosti-u-bezhentsev-i-vynuzhdennykh-pereselentsev-v-sovremennykh-usloviyakh.html (Дата обращения: 01.02.2021).
9. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/kyubler/index.php (Дата обращения: 05.02.2021).
10. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
11. Моховиков А.Н., Дыхне Е.А. Кризисы и травмы. Методические материалы Московского Гештальт Института. Выпуск первый. М: Изд-во психологического центра Гештальт-анализа "Искусство выживания", 2006. 64 с.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
13. Пантелеева В.В. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. 194 с.
14. Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. Казань: Издательство Казанского ун-та, 2013. 124 с.
15. Синдром утраты. Режим доступа: http://sidlife.ru/psikhologiya/vozrast-i-razvitie/71-sindrom-utraty.html (Дата обращения: 05.02.2021).
16. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб.: «Алетейя», 1999. 256 с.
17. Фрейд З. Торможение, симптом, тревога/Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. Истерия и страх. М.: Фирма СТД, 2006.
18. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предесл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
20. Юрьева Л. Кризисные состояния / Л.Н. Юрьева. Днепропетровск: Арт-Пресс, 1999. 146 с.
21. Ялом Ирвин Дар психотерапии. Режим доступа: https://www.facebook.com/photo?fbid=3623179077803420&set=gm.2778630775709677 (Дата обращения: 04.02.2021).

Расскажите о нас своим друзьям: